Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 20:21, курсовая работа
Предмет работы – расцвет и падение Римской империи.
Цель работы: рассмотрение периода расцвета и периода падения Римской империи.
Задачи работы:
Охарактеризовать начало формирования Римского государства и переход от республики к империи;
Рассмотреть развитие Рима в социально-политическом и культурном направлениях;
Проанализировать причины кризиса Римской империи и особенности ее распада.
Введение
Глава 1. Становление и расцвет Римский империи.
Период формирования Римского государства. Переход от республики к империи.
Развитие Рима в социально-политическом и культурном направлениях.
Глава 2. Кризис и падение Римской империи.
Специфические причины кризиса Римской империи.
Прекращение существования Западной Римской империи.
Заключение
Список литературы
Римская империя: расцвет и падение
Содержание
Введение
Глава 1. Становление и расцвет Римский империи.
Глава 2. Кризис и падение Римской империи.
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы работы. Исторические события, связанные с возникновением, расцветом и гибелью Римской империи, до сих пор принимаются исследователями как одна из наиболее интересных проблем в области всеобщей истории государств. Безусловен тот факт, что Рим прошел огромный путь эволюции от небольшого города-государства до империи, владевшей значительными территориями в Европе, на Британских островах, в Азии и Африке. Римская империя оказала значительное влияние и на дальнейшее развитие государств, возникших уже после ее распада. Что касается факта распада Рима, то этому событию уделена значительная доля внимания историков и политологов, поскольку анализ причин и предпосылок кризиса и последующего падения великой державы раскрывает многие особенности всего процесса существования империи. Поэтому актуальность данной темы обусловлена необходимостью систематизации знаний процесса формирования и развития, специфики государственного строя и причин кризиса Римской империи.
Объект работы – Римская империя.
Предмет работы – расцвет и падение Римской империи.
Цель работы: рассмотрение периода расцвета и периода падения Римской империи.
Задачи работы:
Материал, на основе которого написана работа. Работа основывается на учебных пособиях, монографических изданиях, научных статьях, посвященных истории Римской империи, ее государственному устройству и социально-культурным особенностям. Кроме того, в работе использованы материалы известного фильма BBC: «Древний Рим: расцвет и падение», снятого в 2006 году.
Теоретическая значимость работы. В работе проведено обобщение известных событий и фактов, связанных с существованием и распадом Римской империи, рассмотрены предпосылки ее кризиса. Также в работе представлен подробный анализ причин, повлекших за собой падение Римской империи.
Глава 1. Становление и расцвет Римский империи.
Исторические события, характеризующие формирование древнеримского государства, берут начало в VII или VI веке до н.э. В этот период общее население римского государства составляло только 10-12 тысяч человек. По сути, в самом начале своей длительной истории Рим был городом-общиной, причем крестьянского типа. Общество подразделялось на две главные группы: патриции и плебеи. Эти группы по своему социальному положению были противоположны друг другу. Патриции являлись полноправными римскими гражданами и поэтому представляли собой небольшую в количественном отношении прослойку богатых землевладельческих кланов, которые располагали земельными угодьями и принимались как основная сила римской армии. Группа куриев также состояла из патрициев, которые представляли собой народное собрание римской общины – куриатные комиссии. Плебеи составляли основную масу населения, не имеющую особых прав, но отягощенную значительным числом обязанностей. В функции сената – римского совета старейшин – входили дела общественного управления, законопроекты, заключение мирных договоров. Заметим, что старейшины сената были прослойкой потомственной римской аристократии – именно поэтому римскую республику именуют аристократической.
Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий «царю», которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов (так называемый царский период истории Рима) [8, с. 155].
Следовательно, организация римского права базировалась на трех институтах общества: власти короля, сенате и народном собрании. В самом начале формирования римского государства эти институты были трансформированы в республиканскую конституцию, сущность которой выражалась формулой «Senatus Populusque Romanus» (Сенат и римский народ). В 510 г. до н.э. королевство было упразднено, и вместо него были введены две государственные должности. Лицам, занимавшим их, вначале присваивался титул претора, т.е. «находящегося впереди», а затем он был переименован в титул консула. Уточним, что с этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около 500 лет.
По мере того как Рим из незначительного поселка превращался в столицу огромной территории, состав его населения стал пополняться иностранцами, которых называли перегринами. В своих отношениях, а тем более в своих спорах с римлянами перегрины претендовали на то, чтобы учитывались право и обычаи их собственной страны. Начавшийся период завоеваний дал возможность Риму присоединить к себе территории внеиталийских земель, что и способствовало общему расширению и политическому укреплению государства.
Победа Рима над Карфагеном и Македонией во II веке до н.э. позволила первому обрести господство над всеми землями, омываемыми Средиземным морем. Первым знаком начала распада республики (как формы правления) был факт увеличения численности латифундий, крупных поместий, который шел параллельно процессу разорения крестьян – они не выдерживали конкуренции с рабским трудом, оцениваемым гораздо дешевле. В результате этого «противостояния» обострилась борьба между мелким и крупным землевладением, приведшая к попыткам реформирования аграрной системы братьями Гракхами. Тиберий Гракх предложил закон об установлении максимального размера землевладения для частных рук – около 250 га на семью. Однако сенат, обвинив Тиберия в желании единоличного правления и не стремившийся принимать закон, организовал его убийство. Безусловно, что смерть Тиберия приостановила осуществление реформы. Следующий всплеск движения уже связан с именем Гая Гракха, который стремился снизить цены на хлеб, создать земледельческие колонии на завоеванных землях. Однако его деятельность была также прервана ранней смертью.
Юридическим основанием аграрной реформы братьев Гракхов было то, что, по старинной традиции, римская территория считалась общественной собственностью, поэтому были возможны ее переделы. Чтобы навсегда прекратить введение подобного рода проектов, законом 111 года до н.э. земельные владения были объявлены неприкосновенной собственностью.
Что касается военного дела,
то при консуле Марие (I в. до н. э.) римская
армия становится наемной, служащей за
жалованье. Послушная тому, кто ей платил,
армия стала орудием партий – с ее помощью
были ликвидированы последние остатки
римской републиканской демократии. Заметим,
что Римская республика в целом могла
функционировать лишь до тех пор, пока
солдаты сохраняли верность Римскому
государству и аристократическо-
История римской армии является, быть может, самым наглядным свидетельством коренных изменений, происходивших в римском обществе. Перерождение римской армии означало перерождение всей римской общественной и государственной структуры, конец старой римской республики.
Такие крупные политические вожди, как, например, Марий (ок. 157-86 гг. до н. э.), Сулла (138-78 гг. до н. э.) и Цезарь (102/100-44 гг. до н.э.), которые оказались современниками периода расцвета Римской республики и которые благодаря своим полководческим дарованиям достигли самых вершин политического Олимпа, по всей вероятности, понимали, что гибель республики совершенно неизбежна и дни ее уже сочтены [2, с. 165]. На их глазах Рим превратился в могущественную империю, державшую под своим контролем большую часть Средиземноморья. Существовавшая в тот период республиканская конституция вместе с системой государственных чиновничьих структур, при сопоставлении ее с теми целями и задачами, которые выдвигались тогдашней государственной властью, должна была выглядеть слишком громоздкой и неэффективной с точки зрения возлагавшихся на нее функций.
Следует иметь в виду и то, что римские республиканские учреждения сложились как органы управления городом, полисом. Выполнять те же функции в отношении всей огромной державы, в которую превратился Рим, они не могли. Сложные взаимоотношения между Италией и провинциями, между гражданами и негражданами настоятельно требовали новой системы управления. Нельзя было управлять мировой державой методами и аппаратом, пригодным для маленькой общины на Тибре, но малоэффективным для мощной державы. Эту задачу выполнила Римская империя.
Римская рабовладельческая республика переживала глубокий кризис, являвшийся основой начала ее крушения. Республика как форма государственного правления перестала существовать после известнейшего в мировой истории восстания рабов под руководством Спартака, произошедшего в 74 г. до н. э., Рим стал империей. Хронологические рамки существования Римской империи охватывают период времени от правления первого императора Октавиана Августа до раздела империи на Западную и Восточную и последующего падения Западной Римской империи, то есть с 27 года до н. э. по 476 год.
Эпоху Римской империи принято делить на два периода - период принципата и период домината. Границей между ними служит III век н.э.
Принципат условно сохраняет некую видимость республиканской формы правления и почти все основные учреждения республики. Также происходят собрания народа и сената, избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но словесная приверженность исторической традиции и принципам демократического управления была прикрытием произвола и самовластия.
В середине I века до н. э. Юлий Цезарь заложил основы принципата как нового политического строя, пришедшего на смену республиканскому. Начало принципата как сложившейся формы власти и управления связывают с правлением преемника Юлия Цезаря, императора Октавиана Августа (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.).
Важно отметить, что идеи, заложенные в республиканской конституции, все же не исчезли бесследно: Юлий Цезарь предпринял попытку упразднить закон о самодержавии королевской власти. Но в результате этого он был убит республиканскими заговорщиками в знак доказательства того факта, что этот закон нельзя менять никому. Цезарь же, по сути, смог осуществить это, поскольку добился пожизненных диктаторских полномочий, а значит, и статуса монарха.
Приемному сыну Цезаря Августу, пришедшему к власти в 31 г. до н. э., удалось сделать более плавный и мягкий переход к достижению желанного единовластия. Это произошло после того, как он вывел закон о пожизненном избрании себя самого на две должности: гражданскую и военную, сосредоточив тем самым в своих руках всю власть государства. Будучи первым лицом Сената, Август принимал последнее решение в отношении всякого рассматриваемого дела. Деятельность народного собрания носила формальный характер.
Таким образом, Август, сосредоточив в своих руках огромную власть, став принцепсем (первым лицом в списке римских сенаторов), создал форму рабовладельческой монархии, но при этом все же сохранил традиционные республиканские учреждения, которые какое-то время продолжали еще сохранять черты прежних республиканских институтов, пока не утратили их вовсе. Любой закон принимался или отклонялся не голосованием, а аккламацией, т.е. на основе одобрительных высказываний типа: «каково бы ни было решение императора, все равно оно пойдет на благо государства» [12, с. 62.] Еще одним нововведением периода принципата в правление Августа был создание строгой тайны судопроизводства, которая повлекла за собой доносы и произвол, прикрываемый высшим решением государства.
Высшей апелляционной инстанцией был император или, точнее, его канцелярия.
Многие исследователи связывают правление Веспасиана с полным оформлением Рима в качестве империи, т.к. 22 декабря 69 года сенат принял закон «О власти Веспасиана», в котором юридически закрепил за новым императором все те полномочия, которыми до него обладали Август, Тиберий и Клавдий. Правление императора Веспасиана означало для Римского государства период процветания и относительного спокойствия, который длился почти столетие. Главной заботой нового императора стала стабилизация финансового положения государства и восстановление разрушенного его предшественниками. Важно отметить, что Веспасиан мудро запретил почитать себя как бога и воспринимал свое положение как очередную должность, конечную ступеньку в длинном восхождении по служебной лестнице.
В памяти римлян Веспасиан и его сын Тит, продолживший правление государством, остались лучшими императорами. В их правление Рим стал развитым государством прежде всего в культурном отношении – им удалось сформировать у граждан Рима понимание, что от каждого из них так или иначе зависит судьба империи. В правление Тита римские граждане отличались высокой воспитанностью, образованностью и умением вести себя в обществе. Поэтому в период принципа римское гражданство стало особой привилегией, и этот статус вызывал уважение у жителей других стран.