Крупнейшая армянская община России. Культура и быт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:02, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть роль армян в истории Кубани.
На основе данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Как происходит освоение Кубани армянским народом.
Рассказать про жизнь, про хозяйственную, общественную и культурную деятельность черкесогаев.
Рассмотреть про геноцид армян в период османской империи и формирование амшенской диаспоры.
Описать традиции и обряды.

Содержание

Введение 3
1 Переселение армян на территории Краснодарского края 4
2 Армяне и казаки. 22
3 Крупнейшая армянская община России. Культура и быт 2 8
Заключение 39
Приложение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Армяне на кубани, кубановедение.docx

— 98.00 Кб (Скачать файл)

После образования 10 марта 1866 г. Черноморского округа и предписания российского правительства, согласно которому разрешалось иностранноподданным христианского вероисповедания обосновываться в новом административно-территориальном образовании, усилился приток турецкоподданных армян. В это время признано было полезным населять его (от авт. - Черноморский округ) более» привычными к подобным условиям греками и армянами, которые массами приходили из Малой Азии и получали значительные льготы при водворении». Для этой цели в Турцию командировали посланников, которые привлекали на жительство в Черноморский округ армян и греков. Периодически в Порту направлялся агроном Хатисов, «чтобы приобрести оттуда армянских выходцев для первоначального заселения края».

С образованием имения «Вардане», принадлежащего великому князю Михаилу Романову, управляющим А. Старком было «выписано» из Турции 18 армянских семей. В последующем число турецкоподданных армян в ‘Вардане’ росло и в 1896 г. составило 200 семей. Недалеко от имения располагалось армянское село Уч-Дере, где в том же году проживало более 100 семей.

Во время и после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в Северо-Западный Кавказ усилился приток армян-мигрантов; зоны притяжения оставались прежние. В 1878 г. только в Кубанской области значилось 6044 армян, при этом большая их часть по-прежнему была сосредоточена в Армавире и Екатеринодаре (от 70 до 80%). Несколько иная картина наблюдалась в Черноморском округе. Здесь армяне проживали на всей территории. Численность армянского населения округа росла быстрыми темпами. Так, например, в районе Вельяминовского укрепления в 1872 г. было зарегистрировано 222 армянина, в 1886 г. - 969 (только русскоподданных), а уже в 1895 г. - 3.748 (в 24 поселениях).

На 90-е гг. XIX века приходится пик переселенческой волны. Это было вызвано очередным всплеском репрессий в Турции, где в 1894-1896 гг. по приказу султана Абдул-Гамида Хана II в армянонаселенных вилайетах произошли массовые погромы. По некоторым данным, в пределы России, главным образом, на Кавказ, бежало до 40 тыс. армян. Значительное число армянских беженцев нашли приют в Кубанской области и Черноморской губернии (от авт. - образована 25 мая 1896 г.). Об этом свидетельствуют статистические данные. Например, в 1896 г. в Черноморской губернии было зафиксировано около 23 тыс. армян, в то время, как в 1889 г. на всей территории Северо-Западного Кавказа проживало менее 10 тыс.. В губернии турецкоподданные армяне размещались во всех трех округах. В Кубанской области таковые фиксируются в городах Анапе, Екатеринодаре, Майкопе, в отделах - Екатеринодарском (в 1896-1897 гг. - в 9 населенных пунктах), Майкопском (в 1897-1898 гг. - в 5), Темрюкском (в 1898 г. - в 4), а также в селе Армавир (Лабинский отдел) и хуторе Романовский (Кавказский отдел). В городах Анапа, Екатеринодар и Майкоп было зарегистрировано соответственно 36, 120 и 19 (ноябрь-декабрь 1896 г.), 62, 120 и 11 (февраль 1897 г.) и 41, 26 и 27 (июнь 1898 г.) турецкоподданных армян. Наибольшее число вышеозначенных армян фиксируется в Екатеринодарском отделе (в 1896 - н. 1897 гг. - 819 человек).

В общей сложности, в 1896-1897 гг. на территории Северо-Западного Кавказа сконцентрировалось от 10 до 15 тыс. армян-беженцев. В конце 1897 г. всем губернаторам и начальникам областей Кавказского края было дано указание в кратчайшие сроки уточнить списки турецкоподданых армян и организовать их выдворение обратно в Турцию. Однако, как показывают рапорты полицмейстеров городов и атаманов отделов Кубанской области и Черноморской губернии, многие семьи отказались возвращаться на прежнее место жительства, так как им не гарантировалась безопасность. В результате местным властям были даны полномочия на принудительное выселение турецкоподданных армян. Но положительных результатов эта мера не принесла. Численность армян в регионе продолжала расти и на исходе XIX в. достигла 38 тыс. человек: в Кубанской области - 13 тыс. и Черноморской губернии - 25 тыс..

В начале ХХ в. тенденция к увеличению численности АДСЗК сохранялась. В 1904 г. в Кубанской области , помимо русскоподданных армян, проживало 2214 турецкоподданных и, судя по документам, около 100 персидскоподданных. В тоже время происходили перемещения армян как внутри региона, так и за его пределами. В результате изменилась общая картина размещения армянского населения. В период с 1900 по 1908 гг. в Черноморской губернии численность армян сократилась на 10 тыс. человек и составила 15 тыс., а в Кубанской области происходил обратный процесс: увеличилась с 13 тыс. до 21,3 тыс. человек. Таким образом, всего в регионе в 1908 г. проживало 36,3 тыс. армян, по сравнению с 1900 г. прослеживается общее сокращение на 1,7 тыс. человек.

Очередной приток армян-мигрантов наблюдался в 1915-1916 гг. - в период геноцида, учиненного младотурками над армянским населением Турции. В 1916 г. только в двух городах Кубанской области Армавире и Екатеринодаре было зарегистрировано свыше 1000 армян-беженцев (в марте 1916 г. в Екатеринодаре - 641; на 1 октября 1916 г. в Армавире - 498 человек). В виду хаотичного сосредоточения вынужденных переселенцев из Турции по всей территории Северо-Западного Кавказа точный их подсчет был затруднителен. Но, судя по косвенным свидетельствам, здесь насчитывалось не менее 20 тыс. армян-беженцев. Так, например, известно, что в 1915-1916 гг. вынужденные переселенцы из Турции в рамках Кубанской области основали 13 поселений, в которых в 1917 г. проживало 834 армянина. Подобная ситуация наблюдалась и в Черноморской губернии. Подтверждением нашей версии также служат и некоторые статистические данные. Известно, что в 1916 г. в Кубанской области и Черноморской губернии проживало 40366 армян, а уже к 1920 г. (фактически в рамках двух субъектов) зарегистрировано 73 тыс. человек. Совершенно очевидно, что столь масштабное увеличение за короткий срок не могло произойти вследствие естественного прироста, а было вызвано внешнемиграционным движением.

Миграционная притягательность Северо-Западного Кавказа для армян стала следствием заинтересованности в этом российской администрации, что явно прослеживается в период с конца XVIII до 50-х гг. XIX века, когда поощрялось расселение черкесогаев из Закубанья в подконтрольные России территории, и в 1860-1880-е гг. - привлечение из Малой Азии армян для освоения Черноморского округа. В результате ‘дозволенной’ миграции в регионе образовались армянские колонии - в Армавире, ‘Вардане’, Екатеринодаре, Уч-Дере и в других городах и местностях.

Но наиболее массовой была «стихийная» миграция, причиной которой являлась политика геноцида, проводимая османо-турецкими властями по отношению к армянскому населению. Значительная часть армян-беженцев 2-ой половины XIX - начала ХХ вв. сконцентрировалась в Кубанской области и Черноморской губернии. Это было связано с тем, что: во-первых, данный регион находился в непосредственной близости от Турции, откуда и исходил источник миграционной активности армян; во-вторых, на Северо-Западном Кавказе в результате переселения черкесских народностей в Османскую империю обезлюдели значительные пространства, таким образом, потенциально появились свободные земельные угодья; в-третьих, в Кубано-Черноморье к 70-м гг. сформировались армянские общины, обладавшие материальными ресурсами и способные оказать первоначальную помощь соотечественникам-беженцам.

В результате стихийной миграции произошло увеличение численности АДСЗК: за период с 1889 по 1916 гг. более чем в 4 раза. В это же время сформировались и районы компактного проживания армянского сельского населения - в Черноморской губернии (повсеместно) и в Екатеринодарском (главным образом, в Закубанье), Майкопском (в пределах современных районов - Апшеронском (Краснодарский край) и Майкопском (Адыгея)) и Темрюкском (в пределах современных районов Краснодарского края - Абинский, Анапский, Крымский и Темрюкский) отделах Кубанской области. При этом возросла численность и ранее существующих общин (например, в 1871-1912 гг. - в Екатеринодаре в 7,4 раза, а в Майкопе в 1904-1908 гг. - в 4 раза).

 

Армяне в Крыму

Во II – I тыс. до н.э. армяне жили на южном берегу Черного моря – От устья реки Галис на западе Колхиды (Когхис, или «Боковина», арм.) на востоке. У них уже были представления о северном побережье Черного моря, в частности о крымском полуострове.  Ведь как известно в книге Мовсеса Хоренаци И таблицы Микаэла Чамчяна, 524 г. до н.э. Тигран I Великий совершил поход гораздо более отдаленные земли: через Палестину, Египет,  Ливию, Гибралтары он достиг Испании  и  вернулся обратно в Армению через юг Франции, Италию, Грецию. Кажется невероятным, чтобы кто-то предпринимал такие далекие походы, не зная относительно близких территорий. Поход Тиграна I был отчасти связан и  с рекогносцировочными (разведывательными) задачами.

Об армянских населений в Крыму в I тыс. до н.э. сведений в исторической литературе нет, однако о их присутствии говорят археологические находки, непредвзятая оценка которых показывает их армянское происхождение. Речь идет о тех золотых изделиях с изображениями коней, колесниц и т.п., в которых легко опознать ту культуру, которая формировалась в  III – I тыс. до н.э. на Армянском нагорье и которая возникает в древней истории там, куда приходят ее носители, имеющие общие корни но называемые по разному: арийцы, гиксосы, этруски.

Крымские связи армян особенно усиливаются при царе Тигране II Великом Аршакуни (89 – 55гг. до н.э.), когда он совместно с понтийским царем Митридатом Евпатором, противодействует римским устремлениям на Восток.

Не проходит и столетия, как при царе Абгаре I Аршакуни (1-34) Крым приобретает для армян особое значение в связи с первым принятием христианства. Как повествует Мовсес Хоренаци,  царь Абгар, «привлеченный мольбою о чудесах», совершаемый Иисусом Христом в Иерусалиме, отправляет к ниму двух своих приближенных- Мар-Ихаба (Бдешха – родоначальника Агдзникского рода) и Шамшаграма (родоначальника рода Апахуни), а так же особо доверенное лицо по имени Анан.

После возвращения посланцев и их сообщений о творимых Иисусом чудесах, царь Аграб уверовал в его божественность и сказал:

«Это не человеческая сила, но Божья; ибо из людей никто не в силах воскрешать мертвых, кроме Бога». Так пишет Мовсес Хоренации. (История Армении. М., 1893. 30. С.80).

К этому времени царь Абгар уже семь лет страдал неизлечимой кожной болезнью, которой он заболел в Персии. И все усилия лекарей и врачей не могли избавить его от страданий и исцелить его. Все надежду царь Абгар возлагает на Ииесуса и отправляет ему послание, которое приводится Мовсесом Хоренации:

«Абгар, сын Аршама, царь страны Армении, Иисусу Спасителю и Благодетелю, явившемуся в Иерусалимской стране, привет. Я слышал о Тебе и об исцелениях, совершаемых Тобою без лекарств и кореньев, ибо, как говорят, Ты заставляешь слепых видеть, хромых – ходить; Ты очищаешь прокаженных, изгоняешь не чистых духов, исцеляешь одержимых хроническими болезнями, Ты и мертвых воскрешаешь». Услыхав все это о Тебе, я положил в уме своем одно из двух: или Ты – Бог, сошедший с неба для совершения всего этого, или же – Сын Божий, творящий все это. Вот почему пишу Тебе и прошу потрудиться прибыть ко мне для исцеления недугов, коими я одержим. Слышал я также, что Евреи ропщут на тебя и хотят предать Тебя мучениям. У меня есть небольшой, но красивый город; его достаточно было бы для нас обоих».

О каком городе пишет царь Абгар? Дело в том, что он перенес столицу Армении из Араратской долины города Армавир на юг – в благодатную Армянскую Месопотамию и построил там  по собственному плану новую столицу – небольшую но очень красивую: дворцы и храмы, площади с фонтанами, фруктовые сады и парки были обнесены мощными стенами с крепостным рвом и подъемными мостами у ворот. В эту новую столицу, которую Абгар назвал на греческий манер Эдессой, он и приглашает Иисуса Назарянина.

Люди Абгара отправляются в Иерусалим.

Иисус не принял приглашение Абгара, но удостоил его письмом. Ответ на послание Абгара , написанный апостолом Фомой по приказанию Спасителя, приводиться Мовсесом Хоренации:

«Блажен тот, кто верует в Меня, не ведавши Меня; ибо написано обо Мне: видящие Меня не будут в Меня веровать, но не видящие Меня будут веровать и будут жить.

Ты мне пишешь, чтоб Я пришел к тебе: Мне надлежит совершить здесь все то, для чего Я послан; и когда совершу все это, вознесусь к Тому, Кто послал Меня. И когда вознесусь - пришлю одного из Моих учеников, который исцелит твои недуги и даст жизнь тебе и всем, находящимся с тобою» (История Армении. 31. С.81 ).

Это послание в месте с изображением Иисуса Христа доставляет в Эдессу царю Абгару его доверенный человек Анан.

Затем в 33 г. Абгар крестил население Эдессы и, наконец, всю Армению. В 34 г. царь Абгар неожиданно умирает. Ему было тогда 38 лет, и, видимо, смерть его последовала не от естественных причин. Его сын Ананун сразу после его смерти восстанавливает язычество и начинает преследовать христиан. Повторное принятие христианства в Армении произошло в 301г.

В 1330 г. армянские населения, перенаселенное в Золотую Орду при татаро-монгольском нашествии на Армению, преодолевая заслон татарских, половецких, хазарских полукочевых военных образований, также устремляется в Крым и оседает здесь.

Армянские княжества в Крыму с компактным армянским населением до VI в., когда Крым был завоеван татарами, представляли собой классические феодальные образования, когда каждый город (крепость) существовал совершенно самостоятельно, и лишь при военной опасности князья сходились в главный город Кафу (Феодосия) для выработки согласованных совместных действий.

Армяне с южного побережья Черного моря переносили названия своих городов на заселенное ими северное побережье, прежде всего в Крым; вот откуда здесь появились такие необъяснимые названия, как Мангуп, Кафа, Вардане, Артик, Сурхат, Алупка, Алушта, Керчь, река Прчот («Мохнатая») и Сапун («Горбатая»), ущелье Хапхал, водопад Джурджур, мыс Айа, или Айас, на южном берегу Крыма.

Само название «Черное Море» есть не что иное, как перевод с турецкого «Кара-денис», а термином «кара» турки называли армян.

Наиболее мощной в Крыму была Сурхатская крепость (Судак, Сурож), возведенная на отвесной скале и контролировавшая проход  кораблей на восток к Кафе и на запад к Варденику (Вардане). В район Бахчисарая возвышалась крепость Мангуп, развалины которой ( Чуфут-Кале) до сих пор поражают красотой фрагментов обработанного камня, масштабом строений, высотой и мощью крепостных стен. Как известно, Мангуп был взят после длительной осады, после того как в результате подкопа была взорвана часть крепостной стены. После падения Мангупа сопротивление армян продолжалось долгое время в пещерах и горных поселениях Крыма, представляющих собой двух-трехэтажную цепь галерей и проходов, где хранились запасы пищи и воды.

Информация о работе Крупнейшая армянская община России. Культура и быт