Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:23, реферат

Краткое описание

История Киевской Руси берет своё начало с объединения Киева и Новгорода Олегом. В целом, период её существования достаточно загадочен и не определен. Мы точно не можем знать, что происходило в то время, но многочисленные источники помогают нам понять и рассеять эту загадочность

Содержание

Введение 3
1.Фольклор 4
2.Религия 7
3.Литература 11
4.Архитектура 15
5.Изобразительное искусство 19
6.Язык. Письменность 21
7.Образование 23
Заключение 24
Список используемых источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 64.63 Кб (Скачать файл)

     Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X в. греческими мастерами. В 1031 – 1036 гг. в Чернигове греческими зодчими был воздвигнут Спасо-Преображенский собор – самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси. Вершиной южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве – огромный пятинефный храм, построенный в 1037 -1054 гг. греческими и русскими мастерами.5 В древности он был окружен двумя открытыми галереями. Стены сложены из рядов тесаного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича (плинфы). Такая же кладка стен была и у большинства других древнерусских храмов. Киевская София уже значительно отличалась от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчавших его куполов, в чём сказались, вероятно, традиции деревянного строительства. В XI в. в Киеве было возведено еще несколько каменных построек, в том числе и светских. Успенская церковь Печерского монастыря положила начало распространению однокупольных храмов.

     С XII в. начался новый этап в развитии русского зодчества, который отличается от архитектуры предшествующего времени меньшей масштабностью зданий, поисками простых, но в то же время выразительных форм. Наиболее типичным стал кубический храм с позакомарным покрытием и массивной главой. При сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси формировались местные её особенности.

Со второй половины XII в. заметно ослабевает византийское влияние, что ознаменовалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Наиболее ранними примерами такого храма являются соборы Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке (до 1159 г.) и Михаила Архангела в Смоленске (1191 – 1194 гг.), а также церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (конец XII в.). Устремленность здания вверх подчеркивалась высоким стройным барабаном, вторым ярусом закомар и декоративными кокошниками у основания барабана.

     Более выраженным становится влияние романского стиля. Оно не затрагивало основ древнерусской архитектуры – крестово-купольной конструкции храма с позакомарным покрытием, но сказалось на внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, подобия контрфорсов на внешних стенах, группы полуокон и пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы и, наконец, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен. В XII в. элементы романского стиля широко использовались в Смоленском и Галицко-Волынском княжествах, а затем и во Владимиро-Суздальской Руси.

     Установление в Новгороде республиканского строя привело к значительной демократизации культуры, что не могло не сказаться и на архитектуре. Сокращалось княжеское строительство. Заказчиками церквей стали выступать бояре, купцы, коллективы прихожан. Церкви становились центрами общественной жизни отдельных районов города, нередко они служили складом товаров, местом хранения имущества горожан, в них собирались братчины. Возник новый тип храма – четырехстолпный кубический храм с одним куполом и тремя апсидами, отличавшийся небольшими размерами и простотой оформления фасадов, как, например, церкви Благовещения в Аркажах близ Новгорода       (1179 г.), Петра и Павла на Синичьей горке (1185-1192 г.), Параскевы Пятницы на Торгу (1207 г.). Подобные храмы строили и князья в своей загородной резиденции на Городище. К этому типу принадлежала построенная в 1198 г. церковь Спаса-Нередицы.

     Древнейшем памятником псковской архитектуры является дошедшая до нас церковь Спаса в Мирожском монастыре (середина XII в.), отличающаяся от новгородских построек отсутствием столбов. Приземистый трехглавый собор Ивановского монастыря напоминает церковь Спаса-Нередицы. Из памятников Старой Ладоги сохранились только церкви Георгия и Успения, близкие по своему архитектурному облику к новгородским памятникам.

     Каменное строительство во Владимиро-Суздальской земле начинается на рубеже XI-XII вв. с возведением Владимиром Мономахом собора в Суздале, но наивысшего расцвета оно достигает в XII – начале XIII в. В отличие от суровой архитектуры Новгорода, зодчество Владимиро-Суздальской Руси носило парадный характер, выделялось изысканностью пропорций, изяществом линий.

     Особенно заметно влияние романской архитектуры на Владимиро-Суздальское зодчество. Согласно летописи, Андрей Боголюбский, обустраивая свою столицу, собирал «из всех земель мастеров», среди них были и «латиняне». Сказались и прочные связи с Галицко-Волынской Русью, откуда, вероятно, были заимствованы технические приёмы строительства. Из точно подогнанных и гладко отшлифованных белокаменных блоков выкладывали наружную и внутреннюю поверхности стен, а промежуток заполняли камнями и заливали раствором извести. Это типично романская кладка. Романское происхождение имеют многие элементы декора, в частности рельефная резьба по камню.

     Первые постройки этого типа – Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском и церковь Бориса и Глеба в Кидекше, под Суздалем, возведенные в 1152 г. Это одноглавые четырехстолпные храмы, для которых еще характерны грузность пропорций и декоративная простота фасадов.

     Высокого уровня достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Возводятся городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые ворота. В загородной княжеской резиденции Боголюбове был сооружен замок, состоявший из комплекса построек, окруженных стенами с белокаменными башнями. Собор Рождества Богородицы, центр всего ансамбля, был соединен переходами с двухэтажным каменным дворцом. До нас дошли только остатки этих сооружений. В 1158 – 1161 гг. был построен Успенский собор, богато декоративный резным камнем. Признанным шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165 г.), отличающаяся совершенством и легкостью пропорций, стройностью и устремленностью ввысь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        5.Изобразительное искусство.

     С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые виды монументальной живописи – мозаика, фреска и станковая живопись (иконопись). Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это в известной степени сковывало художественное творчество и предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.

     Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, которые привнесли в сложившуюся иконографию систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Суровой красотой и монументальностью отличаются мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их исполнители мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Богоматери Оранты в алтарной апсиде и Христа Вседержителя в центральном куполе. Все они пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти.

     Уникальными памятниками светской живописи являются росписи стен двух башен киевской Софии. Здесь изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы. По своему характеру они далеки от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии – два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого.

     В XII – XIII вв. в живописи отдельных культурных центров все заметнее становятся местные особенности. Во второй половине XII в. формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает наиболее полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов, что диктовалось желанием создать искусство, доступное для восприятия неискушенного в теологических тонкостях человека, способное непосредственно воздействовать на его чувства. В меньшей мере демократизм новгородского искусства проявился в станковой живописи, где местные черты выражены слабее. К новгородской школе относится икона «Ангел Златые власы», привлекающая внимание лиризмом образа и светлым колоритом.

     Распространение письменности, появление книг привели к возникновению еще одного вида живописи – книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры присутствуют в «Остромировом Евангелии» (1056-1057 гг.), где помещены изображения трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение их фигур и обилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное изделие (перегородчатую эмаль). В «Изборнике» князя Святослава (1073 г.) имеются миниатюра, изображающая семью князя, а также рисунки на полях, напоминающие светскую живопись киевской Софии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      6. Язык. Письменность.

     Существование у восточных славян письменности в дохристианский период не вызывает сомнения. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные  источники и археологические находки. В сказаниях Храба «О письменах» сообщается, что у славян было примитивное пиктографическое письмо («черты и резы»), появление которых исследователи относят к первой половине I тысячелетия нашей эры. Область применения его была ограниченной: простейшие счётные знаки в форме точек и зарубок, родовые и личные знаки, служившие для обозначения сроков начала различных сельскохозяйственных работ, языческих праздников и тому подобное. Такое письмо было непригодно для записи сложных текстов, потребность в которой возникла с зарождением славянского государства.

     Создание славянской азбуки связывают с братьями Кириллом (827 – 869) и Мефодием (815 – 885) из Солуни (г. Фессалоники в Македонии)6, обучавшимися в знаменитой Магнавре в пору расцвета Византийской империи. Но древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита – кириллицу и глаголицу. На рубеже IX – X вв. на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространённого здесь греческого письма и некоторых элементов глаголицы возникла азбука, получившая позднее название «кириллица». Он был более совершенным алфавитов и в дальнейшем вытеснил глаголицу, став единственным у южных и восточных славян.

     Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.

     Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии проник и первый межславянский язык, возникший на основе одного из диалектов древнеболгарского. Этот язык, именуемый обычно старославянским (или церковнославянским), стал языком культа и религиозной литературы.

     В то же время на местной восточнославянской основе сформировался древнерусский язык, обслуживавший различные сферы культурной, общественной и государственной жизни.

     Несмотря на близкое родство церковнославянского и древнерусского языков, в них существовали также определенные различия. В древнерусском, по крайней мере с десятого столетия, не было носовых гласных. Другим фонетическим различием являлась русская тенденция относительно сонорности: так, вместо церковнославянских сочетаний ра, ла  и тому подобных, в русском находим оро, оло  и т. Д. В результате: церковнославянская брада -  в русском борода, глава – голова.

     Кроме этого русский лексикон того периода содержал также слова, заимствованные из разных европейских языков: греческого, латинского, норвежского и немецкого. Эти заимствования отражают различные стадии торговых и культурных взаимоотношений между Русью и ее соседями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         7. Образование.

     Образование в Киевской Руси финансировалось Церковью и князьями. Церковь нуждалась в обученном духовенстве, князья — в служащих для своей администрации. Но в этой поддержке было и нечто большее, чем просто практические соображения. После введения на Руси христианства князь Владимир и церковные лидеры столкнулись с огромной задачей распространения на Руси христианской культуры, задачей, к которой они отнеслись с истинно миссионерским энтузиазмом. К чести Владимира и его советников, они строили не только церкви, но и школы. За обязательным крещением последовало обязательное образование.

     О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т.д. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных  и юридических фактов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простыми горожанами оставлены многочисленные надписи-граффити на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов.

     В древней Руси существовало и школьное образование. После введения христианства Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей местной аристократии. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение чтению, письму, основам христианского вероучения и счёту велось на родном языке. Существовали и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. В этих школах изучали: богословие, философию, риторику, грамматику, исторические сочинения, сборники высказывания античных авторов, географические и естественнонаучные труды. Образованность ценилась очень высоко. В литературе того времени можно найти немало панегириков книге, высказываний о пользе книг и «книжного учения».

 

 

 

 

                                           Заключение.

     К сожалению, нам не удалось подробно рассмотреть все направления культуры Киевской Руси, но на основе рассмотренных нами культурных категорий, можно с уверенностью сказать, что культура Киевской Руси была очень богатой. В частности, фольклор: песни, затрагивающие практически все стороны жизни славян, всяческие жизненные наставления, имеющие своё применение в быту, поучительные высказывания, воспитывающие молодые поколения на удачах и неудачах предков. Повествований о героях, спасавших Русь от неприятелей, ставших примером и своеобразными идолами благородства, храбрости и патриотизма.

Информация о работе Культура Киевской Руси