Культура Московского государства в конце XV- XVI веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

конце XV веке на политическую арену выходит новое Московское государство. После многовекового монгольского гнёта начинается бурный расцвет России во всех сферах жизни. Историки отмечают подъём экономических, политических и культурных сил страны. Владимир Соловьев писал: «Появление в XV веке на карте мира огромного государства- России – явление не только политического, историко- географического, но и культурного порядка ».

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава I.Искусство Московского государства в конце XV- XVI веках:
1. Русская каменная архитектура……………………………………….5
2. Живопись………………………………………………………………9
3. Музыкальная культура…………………………………………….....12
Глава II. Книжная культура России:
1. Рукописные книги……………………………………………………16
2. Становление и развитие книгопечатания ……………………..........18
3. Литературные памятники Московского государства…………........20
Заключение……………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

собственно сама курсовая.docx

— 71.52 Кб (Скачать файл)

Переломным памятником в  художественном оформлении московских рукописей явилась «Буслаевская Псалтырь»1480-х годов. В миниатюрах этого произведения прослеживаются ярко выраженные черты западноевропейских и восточных мотивов.

Если первые миниатюры  отличались от икон, то теперь в конце  XV века миниатюры делаются к богослужебным книгам и сильно похожи на иконы.

Пик иконографического искусства  пришелся на период правления Иоанна IV. Живопись этого века развивает тенденции, начатые в прошлом столетии. В живописи начинают преобладать элементы рассказа. Но в то же время, теряется тот высокий строй образов, который был характерен для искусства Дионисия и Андрея Рублева.

Широкое распространение  получает иллюстрация притч. Интерес  к бытовым подробностям проявляется  в книжных миниатюрах в  «Житии Николая Чудотворца», «Летописном  своде».

Характерно, что в это  время обнаруживается сознательное стремление великих князей и царей  подчинить живопись государственным  задачам. Эти черты проявляются  в иконе «Церковь воинствующая»(1552), написанной в честь взятия Казани войсками Ивана Грозного.18  Возможно это уже не икона, а картина. Она и предназначена была для апартаментов царя. Художник помещает на картину воинство Ивана. Позы и жесты воинов очень убедительны, отмечены особенности вооружения, более реалистичен пейзаж.19

Живопись в этот период развивается, как и другие виды искусства. Происходит постепенный переход  от церковной живописи к светской. Появление парсуны в конце  XVI века очень наглядно это иллюстрирует. Прослеживается стремление власти к подчинению живописи своим интересам. Это немаловажно, так как государи добивались величия и прославления России, а наряду с другими жанрами искусства, живопись могла это выполнить эту задачу. Постепенный переход к светской живописи, то есть отход от иконографии показывает подчинение церкви. Таким образом на примере живописи можно увидеть, что государство занимает теперь главенствующие позиции, и светское начало постепенно начинает преобладать над духовным, церковным.  

 

3) музыкальная культура России.

Процессы связанные с  развитием культуры в XV-XVI веках сказывались на различных её областях. В том числе и на музыке. Можно проследить, как обогащение старых жанров, так и появление новых. Музыка продолжала развиваться в рамках средневековой культуры и над ней по прежнему тяготело господство религиозно-догматических представлений. Светское искусство преследовалось и обличалось как греховное, противное духу христианского благочестия.20

Под влиянием исторического  прошлого окончательно оформились некоторые  эпические жанры музыки. Именно в конце XV-XVI веках происходит систематизация былинного эпоса, отдельные сюжеты былин складываются в единое целое. Все события группируются вокруг наделённого легендарными чертами киевского князя Владимира Святого.21

Наряду с этим складывается новый жанр исторических песен. Они  несколько отличались от былин: историческая песня воспроизводит подлинные, действительные события, предавая их с  большей точностью, не используя  гиперболизированных героев- богатырей. Наиболее ранний цикл исторических песен  связан с событиями царствования Ивана Грозного. Это песни о  взятии Казани, о завоевании Ермаком  Сибири, о некоторых сторонах личной жизни царя.

В конце XV века появляется ещё один новый жанр- протяжная лирическая песня. Некоторые ученые отмечали, что подобного типа песен не встречали ни у украинцев, ни у белорусов. Поэтому можно заключить, что именно в период формирования Московского государства она и появляется.

С развитием отношений  России с другими странами, происходит знакомство с западноевропейской культурой. И, хотя церковь осуждала «бусурманские» обычаи отдельные элементы европейской  культуры все-таки проникли в российский уклад. Так, при дворе московских князей и в домах знатных семейств появились музыкальные инструменты  западного образца. Доказательством  этого проникновения служат миниатюры  «Книги Индикоплова», которая входит в состав Новгородской рукописи XVI века.22 Там встречаются миниатюры небольших по размеру органов с фигурами играющих на них людей.

Музыкальные инструменты, как  и было сказано имелись не только при дворе государя, но и у некоторых  европеизированных бояр. Так в  описи имущества Строгановых указаны «цымбалы». Скорее всего здесь указывался клавесин.

 Наряду со светской музыкой существовала и церковная, которая была более распространенной. Период  XV-XVI был знаменательным и плодотворным для русского церковно- певческого искусства.

В это время происходит окончательное оформление особенностей церковного пения и появление  певческих школ. Крупнейшей по значению была новгородская школа. Новгород  ещё с XII века  был ведущим певческим центром страны. Новгородские певцы внесли огромный вклад в развитие и укрепление общерусской певческой традиции.

Таким же крупным центром  становится и Москва. Значительную роль в этом можно определить перенесением митрополичьей кафедры из Владимира  в Москву. В период централизации строятся новые кремлевские стены, церковные соборы и царские терема- это должно было придать величия внешнему облику столицы. Поэтому церковное пение становится предметом государственной заботы   

Как отмечают исследователи, в Москве был создан хор, состоящий из лучших отборных мастеров певческого искусства, которые именовались государевыми певчими дьяками.23 Дьяки входили личный штат царя и сопровождали его в походах и парадных выездах.

Ученые спорят о дате возникновения этого хора, самые ранние упоминания о  нём относятся еще к XIV веку, но Н.Ф. Финдейзен ставит образование государевых певчих дьяков в связь с широкой строительной деятельностью Ивана III, сооружением новых роскошных храмов, обширные пространства которых требовали достаточного по численности состава певцов.24

Однако, кроме вышеупомянутых «государевых певчих дьяков», существовали еще и «патриаршие певчие дьяки». Они участвовали в богослужениях, на которых присутствовал патриарх и царь.

Следует отметить, что главной  особенностью церковной музыки являлась многораспевность песнопений, нередко  текст распевался множеством распевов.25

Церковное пение развивал и сам грозный царь Иван IV. Он был автором двух сохранившихся литургических текстов. Известны данные, что в певческих рукописях XVII века сохранились две стихиры(с греч. стихотворение, многостишие) на слова Грозного, авторство которого устанавливается надписями: «Творение царя Иоанна деспота российского», «Творение царёво».26

Следующим этапом развития церковной музыкальной культуры было появление трёхголосного пения. «Трехголосие осмысляется как триединое  ангельское пение . Три голоса, сливаясь воедино, создавали образ ангельского  пения , поэтому переход от средневековой  монодии к многоголосию произошел  достаточно органично. Он не вызывал  сопротивления ни у представителей церкви, ни у певцов, ни у слушателей,»- писала исследователь русской музыкальной культуры Т.Ф. Владышевская.27

Не стоит забывать и  о мастерах церковного пения. Самыми известными в то время были Фёдор  Крестьянин и Стефан Голыш, которые  основали две крупнейшие школы церковного пения. 

Государство завершает объединительную  политику. Москва теперь не только политический, но и культурный центр. Развиваются многие сферы культуры, в том числе, и музыка. Начинает оформляться светская музыка. Это говорит о некотором отходе от церковной музыки. Но это не указывает на то, что существовали застойные процессы в певческой церковной культуре. Скорее наоборот. Факт перехода от монодии к трехголосию иллюстрирует развитие церковного пения. Однако к XVII веку появляются кардинальные перемены, а именно: происходит становление нового стиля церковной музыки. Это нововведение связано, прежде всего, с церковной реформой патриарха Никон.

2.  Книжная культура России.

1) рукописные книги в России.

      После падения ига, России необходимо было возродить свое наследие. Повсеместно на территории Московского государства строились монастыри, храмы. В храмах восстанавливались книжные фонды и книги, без которых невозможно было проводить  богослужение. По мере возвышения Московского княжества в Москве создаются первые государственные архивы, составляются обширные библиотеки.

Вообще, в  России книголюбие приветствовалось и считалось одним  из христианских добродетелей. Чтение книг было основной обязанностью духовенства. Эту идею развил в «Поучении игуменам, попам и диаконам» святой Петр, митрополит Московский. И именно отношение  к книге в церкви во многом определила характер книжного производства вXIII- XV веках.

Неслучайно в XIV веке сам Сергий Радонежский высоко ценил книжные знания и считал их необходимым для совершенствования монахов. Иосиф Волоцкий в своих сочинениях писал, что вначале бедная обитель Сергия могла лишь позволить себе иметь только книги на бересте. Постепенно, поощрение Сергием книжного занятия иноков, привело к богатой просветительской книжной традиции.28

Книги создавались монахами собственноручно. Однако, не только монахи в монастырях занимались этим, но и профессиональные писцы. В конце XV века в Москве возникают крупные рукописные мастерские с целым штатом писцов, переводчиков, редакторов, рисовальшиков, переплетчиков.29 В создании книги участвовало несколько человек. Во- первых, это сам переписчик, во-вторых, его помощники- ученики. Если писцов было много, то работу делили на части, и книга переписывалась частями30.

Переписчики книг оставляли свои пометки в конце книги, которые являются не менее значимым источником, чем содержание самой книги.

Дело в том, что переписчик указывал не только имена заказчиков книги, но и процесс её создания, что тоже немало важно. Из этих данных можно узнать о социальном составе  потребителей, и назначении книги : обетные(клятвенные), книги, как вклад  в память об умерших.

Изготовление древних  рукописных книг было делом дорогим  и трудоемким. Материалом для них  служили выделанная телячья или  ягнячья кожа. Писали на пергаменте гусиным пером. Чернила изготавливались  из ржавчины с добавлением коры деревьев. Чтобы защитить книгу от механических повреждений, ей делали переплет из двух досок, обтянутых кожей и делали богатый оклад. Для оклада использовались драгоценные камни и драгоценные  металлы.

В 40-50-е годы XVI века сначала в Новгороде, а затем в Москве появились крупные мастерские по изготовлению икон и рукописных книг, организованные Сильвестром. Трудились по найму специально обученные люди. Об этом Сильвестр писал так: «В Новгороде, изде, на Москве, вскормих и вспоих до свершена возраста, изучих, хто чево достоин, многих грамоте и писати и пети, иных иконописна письма, иных книжного рукоделья… » 31

С середины XVI века  появляются писцы- профессионалы, работавшие на городских площадях и потому получивших название «площадных». Профессиональные писцы переписывали книги на заказ и для продажи на рынке, получая за свою работу вознаграждение – могарыч.

Таким образом прослеживается технология изготовления рукописных книг.  Если до конца XV века книга переписывались исключительно монахами в монастырях, то теперь изготовлением книги занимались специально обученные люди. Подводя итог развитию рукописного дела на Руси, можно отметить, что к XV веку наметился новый поворот в книжности. Постепенно внедряется бумага, вместо выделанной кожи. По подсчетам Л.М.Костюхиной доля бумажных книг составляла примерно 17-20%.32

Замена рукописания книгопечатанием  тоже не была кратковременной. Рукописные книги долго бытовали наряду с  печатными. Их можно встретить и  в конце XVI и в XVII веках.

    

3) становление  книгопечатания на Руси.

Начало книгопечатания в  России относят ко второй половине XVI века, и обычно связывают с именем Ивана Фёдорова. Однако, если подробнее изучить историю развития этого феномена,  то можно опровергнуть данный факт.  Прежде всего, следует указать предпосылки возникновения первых печатных книг на Руси.

Шла централизация и укрепление границ русского государства. Одновременно  с расширением границ шло расширение церкви. Во вновь присоединенные земли  Астраханского и Казанского царств, а в Сибирь посылали миссионеров- проповедников, повсеместно строили  храмы и монастыри. И для новых  церквей понадобились богослужебные  книги в большем количестве, чем  могло дать рукописное дело. Кроме  того многие рукописные книги изобиловали  неточностями и ошибками. На церковном  соборе 1551 года Иван IV говорил: «Божественные книги писцы пишут с неправленых переводов, а написав, не правят же; опись к описи прибывает, и недописи, и точки непрямые»33.

Единственным способом устранить  эти недостатки, был переход от рукописного производства книг к  механическому.

Есть сведения, что попытки  наладить книгопечатание в Московском государстве делались и на исходе XV века, но успехом не увенчались. Второй попыткой было приглашение в Москву иностранных печатников, но и эта попытка была неудачной. В 1552 г. приехал Ганс Миссенгейм, посланник датского короля Христиана III, но его заподозрили в пропаганде лютеранства. И он был выслан из страны.

Следующим этапом развития книгопечатания в стране было создание Анонимной типографии. Эта типография возникла в 1555 году. Известно, по крайней  мере, четыре книги, которые вышли  на свет в это время, то есть ранее  первой датированной книги «Апостол». Однако, дальнейшая судьба типографии не известна, так как весь инвентарь  исчез бесследно.

В течение года с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 при участии митрополита  Макария был составлен и отредактирован текст книги, были отлиты шрифты и  приготовлено необходимое оборудование.

Информация о работе Культура Московского государства в конце XV- XVI веках