Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:18, курсовая работа
конце XV веке на политическую арену выходит новое Московское государство. После многовекового монгольского гнёта начинается бурный расцвет России во всех сферах жизни. Историки отмечают подъём экономических, политических и культурных сил страны. Владимир Соловьев писал: «Появление в XV веке на карте мира огромного государства- России – явление не только политического, историко- географического, но и культурного порядка ».
Введение…………………………………………………………………3
Глава I.Искусство Московского государства в конце XV- XVI веках:
1. Русская каменная архитектура……………………………………….5
2. Живопись………………………………………………………………9
3. Музыкальная культура…………………………………………….....12
Глава II. Книжная культура России:
1. Рукописные книги……………………………………………………16
2. Становление и развитие книгопечатания ……………………..........18
3. Литературные памятники Московского государства…………........20
Заключение……………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………...28
Переломным памятником в художественном оформлении московских рукописей явилась «Буслаевская Псалтырь»1480-х годов. В миниатюрах этого произведения прослеживаются ярко выраженные черты западноевропейских и восточных мотивов.
Если первые миниатюры отличались от икон, то теперь в конце XV века миниатюры делаются к богослужебным книгам и сильно похожи на иконы.
Пик иконографического искусства пришелся на период правления Иоанна IV. Живопись этого века развивает тенденции, начатые в прошлом столетии. В живописи начинают преобладать элементы рассказа. Но в то же время, теряется тот высокий строй образов, который был характерен для искусства Дионисия и Андрея Рублева.
Широкое распространение получает иллюстрация притч. Интерес к бытовым подробностям проявляется в книжных миниатюрах в «Житии Николая Чудотворца», «Летописном своде».
Характерно, что в это время обнаруживается сознательное стремление великих князей и царей подчинить живопись государственным задачам. Эти черты проявляются в иконе «Церковь воинствующая»(1552), написанной в честь взятия Казани войсками Ивана Грозного.18 Возможно это уже не икона, а картина. Она и предназначена была для апартаментов царя. Художник помещает на картину воинство Ивана. Позы и жесты воинов очень убедительны, отмечены особенности вооружения, более реалистичен пейзаж.19
Живопись в этот период развивается, как и другие виды искусства. Происходит постепенный переход от церковной живописи к светской. Появление парсуны в конце XVI века очень наглядно это иллюстрирует. Прослеживается стремление власти к подчинению живописи своим интересам. Это немаловажно, так как государи добивались величия и прославления России, а наряду с другими жанрами искусства, живопись могла это выполнить эту задачу. Постепенный переход к светской живописи, то есть отход от иконографии показывает подчинение церкви. Таким образом на примере живописи можно увидеть, что государство занимает теперь главенствующие позиции, и светское начало постепенно начинает преобладать над духовным, церковным.
3) музыкальная культура России.
Процессы связанные с развитием культуры в XV-XVI веках сказывались на различных её областях. В том числе и на музыке. Можно проследить, как обогащение старых жанров, так и появление новых. Музыка продолжала развиваться в рамках средневековой культуры и над ней по прежнему тяготело господство религиозно-догматических представлений. Светское искусство преследовалось и обличалось как греховное, противное духу христианского благочестия.20
Под влиянием исторического прошлого окончательно оформились некоторые эпические жанры музыки. Именно в конце XV-XVI веках происходит систематизация былинного эпоса, отдельные сюжеты былин складываются в единое целое. Все события группируются вокруг наделённого легендарными чертами киевского князя Владимира Святого.21
Наряду с этим складывается новый жанр исторических песен. Они несколько отличались от былин: историческая песня воспроизводит подлинные, действительные события, предавая их с большей точностью, не используя гиперболизированных героев- богатырей. Наиболее ранний цикл исторических песен связан с событиями царствования Ивана Грозного. Это песни о взятии Казани, о завоевании Ермаком Сибири, о некоторых сторонах личной жизни царя.
В конце XV века появляется ещё один новый жанр- протяжная лирическая песня. Некоторые ученые отмечали, что подобного типа песен не встречали ни у украинцев, ни у белорусов. Поэтому можно заключить, что именно в период формирования Московского государства она и появляется.
С развитием отношений
России с другими странами, происходит
знакомство с западноевропейской культурой.
И, хотя церковь осуждала «бусурманские»
обычаи отдельные элементы европейской
культуры все-таки проникли в российский
уклад. Так, при дворе московских
князей и в домах знатных семейств
появились музыкальные
Музыкальные инструменты, как и было сказано имелись не только при дворе государя, но и у некоторых европеизированных бояр. Так в описи имущества Строгановых указаны «цымбалы». Скорее всего здесь указывался клавесин.
Наряду со светской музыкой существовала и церковная, которая была более распространенной. Период XV-XVI был знаменательным и плодотворным для русского церковно- певческого искусства.
В это время происходит окончательное оформление особенностей церковного пения и появление певческих школ. Крупнейшей по значению была новгородская школа. Новгород ещё с XII века был ведущим певческим центром страны. Новгородские певцы внесли огромный вклад в развитие и укрепление общерусской певческой традиции.
Таким же крупным центром становится и Москва. Значительную роль в этом можно определить перенесением митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. В период централизации строятся новые кремлевские стены, церковные соборы и царские терема- это должно было придать величия внешнему облику столицы. Поэтому церковное пение становится предметом государственной заботы
Как отмечают исследователи, в Москве был создан хор, состоящий из лучших отборных мастеров певческого искусства, которые именовались государевыми певчими дьяками.23 Дьяки входили личный штат царя и сопровождали его в походах и парадных выездах.
Ученые спорят о дате возникновения этого хора, самые ранние упоминания о нём относятся еще к XIV веку, но Н.Ф. Финдейзен ставит образование государевых певчих дьяков в связь с широкой строительной деятельностью Ивана III, сооружением новых роскошных храмов, обширные пространства которых требовали достаточного по численности состава певцов.24
Однако, кроме вышеупомянутых
«государевых певчих дьяков», существовали
еще и «патриаршие певчие дьяки».
Они участвовали в
Следует отметить, что главной особенностью церковной музыки являлась многораспевность песнопений, нередко текст распевался множеством распевов.25
Церковное пение развивал и сам грозный царь Иван IV. Он был автором двух сохранившихся литургических текстов. Известны данные, что в певческих рукописях XVII века сохранились две стихиры(с греч. стихотворение, многостишие) на слова Грозного, авторство которого устанавливается надписями: «Творение царя Иоанна деспота российского», «Творение царёво».26
Следующим этапом развития церковной музыкальной культуры было появление трёхголосного пения. «Трехголосие осмысляется как триединое ангельское пение . Три голоса, сливаясь воедино, создавали образ ангельского пения , поэтому переход от средневековой монодии к многоголосию произошел достаточно органично. Он не вызывал сопротивления ни у представителей церкви, ни у певцов, ни у слушателей,»- писала исследователь русской музыкальной культуры Т.Ф. Владышевская.27
Не стоит забывать и о мастерах церковного пения. Самыми известными в то время были Фёдор Крестьянин и Стефан Голыш, которые основали две крупнейшие школы церковного пения.
Государство завершает объединительную политику. Москва теперь не только политический, но и культурный центр. Развиваются многие сферы культуры, в том числе, и музыка. Начинает оформляться светская музыка. Это говорит о некотором отходе от церковной музыки. Но это не указывает на то, что существовали застойные процессы в певческой церковной культуре. Скорее наоборот. Факт перехода от монодии к трехголосию иллюстрирует развитие церковного пения. Однако к XVII веку появляются кардинальные перемены, а именно: происходит становление нового стиля церковной музыки. Это нововведение связано, прежде всего, с церковной реформой патриарха Никон.
2. Книжная культура России.
1) рукописные книги в России.
После падения ига, России необходимо было возродить свое наследие. Повсеместно на территории Московского государства строились монастыри, храмы. В храмах восстанавливались книжные фонды и книги, без которых невозможно было проводить богослужение. По мере возвышения Московского княжества в Москве создаются первые государственные архивы, составляются обширные библиотеки.
Вообще, в России книголюбие приветствовалось и считалось одним из христианских добродетелей. Чтение книг было основной обязанностью духовенства. Эту идею развил в «Поучении игуменам, попам и диаконам» святой Петр, митрополит Московский. И именно отношение к книге в церкви во многом определила характер книжного производства вXIII- XV веках.
Неслучайно в XIV веке сам Сергий Радонежский высоко ценил книжные знания и считал их необходимым для совершенствования монахов. Иосиф Волоцкий в своих сочинениях писал, что вначале бедная обитель Сергия могла лишь позволить себе иметь только книги на бересте. Постепенно, поощрение Сергием книжного занятия иноков, привело к богатой просветительской книжной традиции.28
Книги создавались монахами собственноручно. Однако, не только монахи в монастырях занимались этим, но и профессиональные писцы. В конце XV века в Москве возникают крупные рукописные мастерские с целым штатом писцов, переводчиков, редакторов, рисовальшиков, переплетчиков.29 В создании книги участвовало несколько человек. Во- первых, это сам переписчик, во-вторых, его помощники- ученики. Если писцов было много, то работу делили на части, и книга переписывалась частями30.
Переписчики книг оставляли свои пометки в конце книги, которые являются не менее значимым источником, чем содержание самой книги.
Дело в том, что переписчик указывал не только имена заказчиков книги, но и процесс её создания, что тоже немало важно. Из этих данных можно узнать о социальном составе потребителей, и назначении книги : обетные(клятвенные), книги, как вклад в память об умерших.
Изготовление древних
рукописных книг было делом дорогим
и трудоемким. Материалом для них
служили выделанная телячья или
ягнячья кожа. Писали на пергаменте
гусиным пером. Чернила изготавливались
из ржавчины с добавлением коры деревьев.
Чтобы защитить книгу от механических
повреждений, ей делали переплет из двух
досок, обтянутых кожей и делали
богатый оклад. Для оклада использовались
драгоценные камни и
В 40-50-е годы XVI века сначала в Новгороде, а затем в Москве появились крупные мастерские по изготовлению икон и рукописных книг, организованные Сильвестром. Трудились по найму специально обученные люди. Об этом Сильвестр писал так: «В Новгороде, изде, на Москве, вскормих и вспоих до свершена возраста, изучих, хто чево достоин, многих грамоте и писати и пети, иных иконописна письма, иных книжного рукоделья… » 31
С середины XVI века появляются писцы- профессионалы, работавшие на городских площадях и потому получивших название «площадных». Профессиональные писцы переписывали книги на заказ и для продажи на рынке, получая за свою работу вознаграждение – могарыч.
Таким образом прослеживается технология изготовления рукописных книг. Если до конца XV века книга переписывались исключительно монахами в монастырях, то теперь изготовлением книги занимались специально обученные люди. Подводя итог развитию рукописного дела на Руси, можно отметить, что к XV веку наметился новый поворот в книжности. Постепенно внедряется бумага, вместо выделанной кожи. По подсчетам Л.М.Костюхиной доля бумажных книг составляла примерно 17-20%.32
Замена рукописания
3) становление книгопечатания на Руси.
Начало книгопечатания в России относят ко второй половине XVI века, и обычно связывают с именем Ивана Фёдорова. Однако, если подробнее изучить историю развития этого феномена, то можно опровергнуть данный факт. Прежде всего, следует указать предпосылки возникновения первых печатных книг на Руси.
Шла централизация и укрепление границ русского государства. Одновременно с расширением границ шло расширение церкви. Во вновь присоединенные земли Астраханского и Казанского царств, а в Сибирь посылали миссионеров- проповедников, повсеместно строили храмы и монастыри. И для новых церквей понадобились богослужебные книги в большем количестве, чем могло дать рукописное дело. Кроме того многие рукописные книги изобиловали неточностями и ошибками. На церковном соборе 1551 года Иван IV говорил: «Божественные книги писцы пишут с неправленых переводов, а написав, не правят же; опись к описи прибывает, и недописи, и точки непрямые»33.
Единственным способом устранить эти недостатки, был переход от рукописного производства книг к механическому.
Есть сведения, что попытки наладить книгопечатание в Московском государстве делались и на исходе XV века, но успехом не увенчались. Второй попыткой было приглашение в Москву иностранных печатников, но и эта попытка была неудачной. В 1552 г. приехал Ганс Миссенгейм, посланник датского короля Христиана III, но его заподозрили в пропаганде лютеранства. И он был выслан из страны.
Следующим этапом развития книгопечатания в стране было создание Анонимной типографии. Эта типография возникла в 1555 году. Известно, по крайней мере, четыре книги, которые вышли на свет в это время, то есть ранее первой датированной книги «Апостол». Однако, дальнейшая судьба типографии не известна, так как весь инвентарь исчез бесследно.
В течение года с 19 апреля
1563 по 1 марта 1564 при участии митрополита
Макария был составлен и
Информация о работе Культура Московского государства в конце XV- XVI веках