Культура России в 1900-1917 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:33, реферат

Краткое описание

Особенностью общественно-культурной жизни России рубежа веков было развитие различных объединений деятелей культуры. Идея синтеза искусств, широко распространенная в художественном сознании этого времени, несомненно, способствовала этому, соединяя в поисках новых форм художественной деятельности представителей разных искусств. Своеобразным "опытным" полем для синтеза искусств были художественные кружки тех лет.

Содержание

Введение 3
1.Состояние народного образования и просвещения. 5
2. Успехи научной мысли. 8
3. Художественная культура. Серебряный век Русской поэзии. 11
4.Заключение……………………………………………………………………..21
5.Библиографический список…………………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат история.docx

— 62.09 Кб (Скачать файл)

 Развитие  естествознания   в   начале   XX   в.   определило   важные мировоззренческие  сдвиги  в  общественном  сознании.  Происходили  коренные изменения в представлениях об окружающем нас мире: новые  открытия  в  науке рождали  мысли  об  "исчезновении  материи".  Естественнонаучный,  стихийный материализм  с  его  метафизическими  принципами  познаваемости   мира,   на позициях  которого  находилось  большинство  естествоиспытателей,  не  давал правильного теоретического  объяснения  всех  открытых  наукой  фактов.  Это способствовало широкому распространению философского идеализма.

В области гуманитарных наук было  немало  крупных  ученых,  с  именами которых  связаны  серьезные  научные  исследования  (экономист   и   историк М.И.Туган-Барановский, историки С.Ф.Платонов, Н.П. Павлов-Сильванский,  В.И.Семевский, литературоведы С.А.Венгеров, А.Н. Пыпин,  библиограф  Н.А.Рубакин и  др.).  Значительно  больший  интерес  проявлялся  к  изучению  социально-экономической истории России. В большинстве случаев в постановке  социально-экономических  проблем  ученые  не  выходили  за   пределы   позитивизма   и буржуазного экономизма. В начале XX  в.  появляются  исследования,  написанные  под влиянием марксизма.  В  пятитомной  работе  М.Н.  Покровского  "Русская   история   с древнейших времен" (1910-1913),  некоторых  других  его  исследованиях  была сделана попытка изложить события  истории  с  марксистских  позиций.  Однако исторические  взгляды  этого  ученого,  формировавшиеся   под   воздействием экономического материализма, не  были  лишены  ошибок,  отразившихся  в  его исторических  оценках  и   некоторых   теоретических   установках.  

Одной из форм  научной  мысли  и  интеллектуального  творчества  стала русская  религиозная  философия,  отличавшаяся   глубоким   своеобразием   и богатством идей. Развитие ее связано с именами  таких  мыслителей  как  В.С.Соловьев (1853-1900),  С.Н.  Булгаков  (1871-1944).  Е.Н.  Трубецкой  (1863-1920), П.А.Флоренский (1882-1943)  и  др.  В  трудах  религиозных  философов поиски "нового религиозного  сознания",  утверждение  примата  духовности  и наступление всемирной теократии  посредством  создания  "вселенской  церкви" отражали сложность  и  противоречивость  интеллектуальной  и  идейной  жизни русского общества рубежа столетий. Религиозная философия была одним из  проявлений  духовного  ренессанса серебряного  века  и  оказала  влияние  на  многие  области   художественной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Художественная  культура. Серебряный век Русской  поэзии.

Художественная  культура  рубежа  веков  -  одна  из  интереснейших  в культурном наследии России. В ней отразились социальная  и  идейная  острота эпохи, "рубежность" общественного сознания, возросший интерес к личности, его духовному миру и, наоборот, снижение интереса к проблеме социальности  в искусстве.

Новые явления в искусстве  конца XIX - начала XX вв. были  своеобразной реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре  XIX  в.  Среди таких явлений было декадентство (от фр. - упадок),  отмеченное настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализма.

Декадентство - понятие мировоззренческое, возникшее на переломе  жизни общества, и, по  мнению  одного  из  теоретиков  символизма  А.Л.Волынского, "явилось реакцией искусства против  материализма".  Как характерное веяние времени декадентство не может быть отнесено целиком к  какому-нибудь  одному течению в искусстве. Декадентские настроения  захватили  деятелей  различных  художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще  эти идеи были присущи модернистским течениям.

Понятие "модернизм" (фр. moderne - новейший, современный)  включало явления  литературы  и  искусства,  рожденные  в  начале  XX  в.,  новые  по сравнению с реализмом предшествующего столетия.

Однако и в реализме этого времени появляются новые  художественно-эстетические качества: расширяются "рамки" реалистического  видения  жизни, идет поиск  путей  самовыражения  личности  в   литературе   и   искусстве.

Характерными чертами  искусства становятся синтез,  опосредованное  отражение жизни в отличие  от  критического  реализма  XIX  столетия  с  присущим  ему конкретным отображением  действительности.  С  этой  особенностью  искусства связаны  широкое  распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма. Русская литература  продолжала  играть  важную  роль в  культурной  жизни страны. В рассматриваемое время лучшие свои произведения  создал  А.П.  Чехов: повести и рассказы ("Моя  жизнь",  "Мужики",  "Дом  с    мезонином",  "Дама  с собачкой", "Невеста" и др.),  драматические  произведения,  поставленные  на сцене  Художественного  театра.  В  его  творчестве  отражалась  "до   ужаса простая" и сложная жизнь  России.  Чехов  не  был  сторонником  определенной системы общественно-политических воззрений,  но  его  произведения  несли  в себе ожидание новой, лучшей жизни. «Теперешняя культура, - писал он  в  1902 г., - это начало работы во имя великого будущего».

В 90-е годы  начался  творческий путь  А.М.Горького  (Пешкова, 1868-1936). Свой первый рассказ "Макар Чудра" Горький опубликовал в 1892 г.  в газете  "Тифлисский  вестник".  Вышедшие  в  конце  90-х  годов  "Очерки и рассказы"   принесли   писателю   всероссийскую   известность.   Героическая романтика  молодого  Горького  была гимном  "безумству храбрых", отражала демократические революционные настроения, распространившиеся в 90-е годы.  В своих произведениях, написанных в это время ("Старуха  Изергиль", "Челкаш","Девушка и смерть", "Песнь о Соколе",  "Буревестник"),  он  воспел  гордого, свободного человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто  звал  к борьбе и был готов отдать жизнь за свободу.

 В эти годы в русскую  литературу пришли молодые писатели. В 1893 г.  в журнале "Русское богатство" появился первый рассказ И.А.Бунина  "Танька".  В 1897 г. вышел сборник его рассказов "На  край  земли",  посвященный горькой участи  крестьян-переселенцев.  В  конце  90-х   годов   появляются   первые значительные   произведения   А.И.Куприна   ("Олеся", "Молох"). И.А.Бунин (1870-1953) и А.И.Куприн (1870-1938) -  крупнейшие  писатели  русской реалистической  литературы  XX  в.  Бунин  в доэмигрантский  период написал такие значительные  произведения  как  "Деревня"  (1910),  "Суходол" (1911),  в которых говорила  страдающая  и думающая  деревенская Россия. Писатель не скрывал своей "великой грусти" по  поводу  исчезновения  старого уклада  жизни.  Большой  общественный   резонанс имела повесть Куприна "Поединок" (1905), которая воспринималась как картина разложения  не  только в армии, но и разлада во всей общественной жизни.

 Одним из  новых   явлений  литературы  XX  столетия  была  пролетарская поэзия, в которой зазвучала тема борьбы  рабочего  класса.  Особенностью  ее были социальный оптимизм и романтический  пафос.  Сами  поэты  рассматривали свою поэзию лишь как "предтечу" новой литературы будущего. В 1914 г. вышел в свет первый "Сборник пролетарских писателей" под редакцией М.Горького.

Тема пролетария входит в  литературу.  В  1906  г.  А.М.Горький  пишет драму "Враги",  роман  "Мать",  в  которых  формулирует  новые  эстетические принципы воспроизведения жизни. В одном из писем к  А.П.Чехову  он  писал  о необходимости  утверждения  "героического  реализма",  который   не   только изображал бы жизнь, но и был бы "выше ее, лучше, красивее". В романе  "Мать" впервые жизнь рабочих изображалась достоверно, герои - Павел и Ниловна - имели своих прототипов (руководитель Сормовской партийной организации Петр Заломов и его мать  Анна  Кирилловна).  Полностью  на  русском  языке  роман "Мать" вышел в свет  в 1907 г. за  границей.  Одновременно  книга была переведена на ряд иностранных языков.

В этот период в поэзии возникали  новые направления. Символизм сформировался в 90-е годы и получил преобладающее  развитие в первом десятилетии XX в. В  1894-1895  гг.  вышли  сборники  "Русские  символисты",  в  издании  которых активно участвовал В.Я. Брюсов,  с  первых  лет  своей  литературной деятельности ставший признанным главой русских символистов. Символизм получил развитие в творчестве таких поэтов как В.Я.  Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Соллогуб, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, А.  Белый.  В кругу символистов начался творческий путь  А.А.Блока  (1880-1921).  В  1898-1904 гг. он создает цикл "Стихов о Прекрасной Даме", составивший его  первую книгу. Поэтов-символистов объединяли общность миропонимания  и  поэтического языка.  Наряду  с  увлечением  "чистым",  "свободным" искусством,  символисты воспевали индивидуализм, доходящий до самолюбования,  таинственный  мир,  им близка  тема  "стихийного  гения",   близкого   по   духу   к   ницшеанскому "сверхчеловеку": "И хочу, но не в силах любить я людей. Я чужой среди них" (Д. Мережковский); "Мне нужно то, чего нет на свете" (З.Гиппиус);  "Настанет день конца Вселенной. И вечен только мир мечты" (В. Брюсов). Символизм  расширил,  обогатил  поэтические  возможности  стиха.  Это вытекало из необычности мироощущения и стремления передать эту  необычность.

Тема  Родины,  человека,  общественного  назначения  поэта  становятся ведущими  в  творчестве  А.Блока.  В  это  время  им  были  написаны   циклы стихотворений  "Родина"  (1907-1916),  "На  поле  Куликовом"  (1908),  поэма "Соловьиный сад" (1915).

Общественные настроения революционных  лет  отразились  у  А.Белого  в сборнике стихотворений "Пепел", который он посвятил Н.А.Некрасову.   Сложно и противоречиво было  отношение к революции у Брюсова.  Он приветствовал силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром,  но  не  принимал стихию разрушения, которые эти силы несли. В 1910 г. в среде художественной  интеллигенции  происходила  полемика вокруг символизма, его жизнеспособности. Как  выразился  в  одной  из  своих статей  Н.С.Гумилев,  "символизм  закончил  свой  круг  развития  и   теперь падает". На смену ему пришел акмеизм (от  греч.  "акме"  -  цветущая  пора).Основоположниками    акмеизма    считают    Н.С.Гумилева    (1886-1921) и С.М.Городецкого   (1884-1967).   Поэтами-акмеистами    были    А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам, М.А.Зенкевич, М.А.Кузмин, Г.В.Иванов и др.

В отличие от символистской  туманности  акмеисты  провозгласили  культ реального земного бытия, "мужественно твердый и ясный взгляд на  жизнь".  Но вместе  с  тем  они  пытались  утвердить  эстетико-гедонистическую   функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем.

Творчество А.А.Ахматовой  занимает особое место в поэзии  акмеизма.  Ее первый  поэтический  сборник  "Вечер"  вышел  в  1912  г.  Критика  отметила  отличительные  черты  её  поэзии:   сдержанность   интонаций,   подчеркнутую камерность,  психологизм.   Ранняя   поэзия   Ахматовой   глубоко   лирична, эмоциональна.  Основная  часть  творчества   А.А.Ахматовой   приходится   на советский период.

Значительно по своей  художественной  ценности  литературное  наследие Н.С. Гумилёва. В его  творчестве  преобладали  экзотическая  и  историческая  тематика, он был певцом "сильной  личности".  Гумилеву  принадлежит  большая роль в развитии форма стиха, отличавшегося чеканностью и точностью.

 Одновременно с акмеизмом  возник футуризм. Как  и   другие  течения,  он был  внутренне  противоречивым.  Наиболее  значительная  из  футуристических группировок,  получившая  впоследствии  название  кубофутуризма,  объединяла таких поэтов, как Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, А. Крученых, В.В.  Каменский, В.В.  Маяковский  и   некоторых   других.   Разновидностью   футуризма   был эгофутуризм И. Северянина. В группе футуристов  под  названием  "Центрифуга"начинали свой творческий путь поэты Н.Н. Асеев и Б.Л. Пастернак.

 Футуризм провозглашал  революцию  формы,  независимой  от  содержания, абсолютную   свободу   поэтического   слова.   Футуристы   отказывались   от литературных   традиций.   В   своем   манифесте   с   названием   "Пощечина общественному  вкусу",  опубликованном в сборнике с тем же названием в  1912 г., они  призвали  сбросить  Пушкина,  Достоевского,  Толстого  с  "Парoхода Современности". А.Крученых отстаивал право поэта на создание "заумного",  не имеющего  определенного  значения  языка.  В  его  описаниях  русская   речь действительно заменялась бессмысленным набором  слов.  Однако  В.  Хлебников (1885-1922), В.В. Каменский (1884-1961) сумели в своей творческой  практике осуществить   интересные   эксперименты   в   области   слова,   благотворно сказавшейся на русской поэзии.

 В среде поэтов-футуристов  начался  творческий  путь  В.В.  Маяковского (1893-1930). В печати его первые стихи появились в 1912 г. С самого  начала Маяковский наделялся в поэзии  футуризма,  привнеся  в  нее  свою  тему.  Он всегда выступал не только против "всяческого  старья",  но  и  за  созидание нового в общественной жизни.

Пафос отрицания "царства  жирных",  гуманистическая  вера  в  человека,звучали в его поэмах  "Облако  в штанах",  "Флейта-позвоночник",  "Война и мир", "Человек".

 В  первое  десятилетие  XX  в.  в  русскую поэзию  приходит   плеяда новокрестьянских поэтов  (С.Есенин,  Н.Клюев,  С.  Клычков  и др.).  Первый сборник стихотворений С.А.Есенина (1895 - 1925) был опубликован в 1916 г.  С начала 900-х годов появляются в печати стихи Н.А.Клюева(1884-1937).

Информация о работе Культура России в 1900-1917 гг