Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:33, реферат
Особенностью общественно-культурной жизни России рубежа веков было развитие различных объединений деятелей культуры. Идея синтеза искусств, широко распространенная в художественном сознании этого времени, несомненно, способствовала этому, соединяя в поисках новых форм художественной деятельности представителей разных искусств. Своеобразным "опытным" полем для синтеза искусств были художественные кружки тех лет.
Введение 3
1.Состояние народного образования и просвещения. 5
2. Успехи научной мысли. 8
3. Художественная культура. Серебряный век Русской поэзии. 11
4.Заключение……………………………………………………………………..21
5.Библиографический список…………………………………………………...22
Развитие естествознания в начале XX в. определило важные мировоззренческие сдвиги в общественном сознании. Происходили коренные изменения в представлениях об окружающем нас мире: новые открытия в науке рождали мысли об "исчезновении материи". Естественнонаучный, стихийный материализм с его метафизическими принципами познаваемости мира, на позициях которого находилось большинство естествоиспытателей, не давал правильного теоретического объяснения всех открытых наукой фактов. Это способствовало широкому распространению философского идеализма.
В области гуманитарных наук было немало крупных ученых, с именами которых связаны серьезные научные исследования (экономист и историк М.И.Туган-Барановский, историки С.Ф.Платонов, Н.П. Павлов-Сильванский, В.И.Семевский, литературоведы С.А.Венгеров, А.Н. Пыпин, библиограф Н.А.Рубакин и др.). Значительно больший интерес проявлялся к изучению социально-экономической истории России. В большинстве случаев в постановке социально-экономических проблем ученые не выходили за пределы позитивизма и буржуазного экономизма. В начале XX в. появляются исследования, написанные под влиянием марксизма. В пятитомной работе М.Н. Покровского "Русская история с древнейших времен" (1910-1913), некоторых других его исследованиях была сделана попытка изложить события истории с марксистских позиций. Однако исторические взгляды этого ученого, формировавшиеся под воздействием экономического материализма, не были лишены ошибок, отразившихся в его исторических оценках и некоторых теоретических установках.
Одной из форм научной мысли и интеллектуального творчества стала русская религиозная философия, отличавшаяся глубоким своеобразием и богатством идей. Развитие ее связано с именами таких мыслителей как В.С.Соловьев (1853-1900), С.Н. Булгаков (1871-1944). Е.Н. Трубецкой (1863-1920), П.А.Флоренский (1882-1943) и др. В трудах религиозных философов поиски "нового религиозного сознания", утверждение примата духовности и наступление всемирной теократии посредством создания "вселенской церкви" отражали сложность и противоречивость интеллектуальной и идейной жизни русского общества рубежа столетий. Религиозная философия была одним из проявлений духовного ренессанса серебряного века и оказала влияние на многие области художественной культуры.
3. Художественная культура. Серебряный век Русской поэзии.
Художественная культура рубежа веков - одна из интереснейших в культурном наследии России. В ней отразились социальная и идейная острота эпохи, "рубежность" общественного сознания, возросший интерес к личности, его духовному миру и, наоборот, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве.
Новые явления в искусстве конца XIX - начала XX вв. были своеобразной реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре XIX в. Среди таких явлений было декадентство (от фр. - упадок), отмеченное настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализма.
Декадентство - понятие мировоззренческое, возникшее на переломе жизни общества, и, по мнению одного из теоретиков символизма А.Л.Волынского, "явилось реакцией искусства против материализма". Как характерное веяние времени декадентство не может быть отнесено целиком к какому-нибудь одному течению в искусстве. Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.
Понятие "модернизм" (фр. moderne - новейший, современный) включало явления литературы и искусства, рожденные в начале XX в., новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия.
Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются "рамки" реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве.
Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма XIX столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма. Русская литература продолжала играть важную роль в культурной жизни страны. В рассматриваемое время лучшие свои произведения создал А.П. Чехов: повести и рассказы ("Моя жизнь", "Мужики", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Невеста" и др.), драматические произведения, поставленные на сцене Художественного театра. В его творчестве отражалась "до ужаса простая" и сложная жизнь России. Чехов не был сторонником определенной системы общественно-политических воззрений, но его произведения несли в себе ожидание новой, лучшей жизни. «Теперешняя культура, - писал он в 1902 г., - это начало работы во имя великого будущего».
В 90-е годы начался творческий путь А.М.Горького (Пешкова, 1868-1936). Свой первый рассказ "Макар Чудра" Горький опубликовал в 1892 г. в газете "Тифлисский вестник". Вышедшие в конце 90-х годов "Очерки и рассказы" принесли писателю всероссийскую известность. Героическая романтика молодого Горького была гимном "безумству храбрых", отражала демократические революционные настроения, распространившиеся в 90-е годы. В своих произведениях, написанных в это время ("Старуха Изергиль", "Челкаш","Девушка и смерть", "Песнь о Соколе", "Буревестник"), он воспел гордого, свободного человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был готов отдать жизнь за свободу.
В эти годы в русскую
литературу пришли молодые
Одним из новых явлений литературы XX столетия была пролетарская поэзия, в которой зазвучала тема борьбы рабочего класса. Особенностью ее были социальный оптимизм и романтический пафос. Сами поэты рассматривали свою поэзию лишь как "предтечу" новой литературы будущего. В 1914 г. вышел в свет первый "Сборник пролетарских писателей" под редакцией М.Горького.
Тема пролетария входит в литературу. В 1906 г. А.М.Горький пишет драму "Враги", роман "Мать", в которых формулирует новые эстетические принципы воспроизведения жизни. В одном из писем к А.П.Чехову он писал о необходимости утверждения "героического реализма", который не только изображал бы жизнь, но и был бы "выше ее, лучше, красивее". В романе "Мать" впервые жизнь рабочих изображалась достоверно, герои - Павел и Ниловна - имели своих прототипов (руководитель Сормовской партийной организации Петр Заломов и его мать Анна Кирилловна). Полностью на русском языке роман "Мать" вышел в свет в 1907 г. за границей. Одновременно книга была переведена на ряд иностранных языков.
В этот период в поэзии возникали новые направления. Символизм сформировался в 90-е годы и получил преобладающее развитие в первом десятилетии XX в. В 1894-1895 гг. вышли сборники "Русские символисты", в издании которых активно участвовал В.Я. Брюсов, с первых лет своей литературной деятельности ставший признанным главой русских символистов. Символизм получил развитие в творчестве таких поэтов как В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Соллогуб, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, А. Белый. В кругу символистов начался творческий путь А.А.Блока (1880-1921). В 1898-1904 гг. он создает цикл "Стихов о Прекрасной Даме", составивший его первую книгу. Поэтов-символистов объединяли общность миропонимания и поэтического языка. Наряду с увлечением "чистым", "свободным" искусством, символисты воспевали индивидуализм, доходящий до самолюбования, таинственный мир, им близка тема "стихийного гения", близкого по духу к ницшеанскому "сверхчеловеку": "И хочу, но не в силах любить я людей. Я чужой среди них" (Д. Мережковский); "Мне нужно то, чего нет на свете" (З.Гиппиус); "Настанет день конца Вселенной. И вечен только мир мечты" (В. Брюсов). Символизм расширил, обогатил поэтические возможности стиха. Это вытекало из необычности мироощущения и стремления передать эту необычность.
Тема Родины, человека, общественного назначения поэта становятся ведущими в творчестве А.Блока. В это время им были написаны циклы стихотворений "Родина" (1907-1916), "На поле Куликовом" (1908), поэма "Соловьиный сад" (1915).
Общественные настроения революционных лет отразились у А.Белого в сборнике стихотворений "Пепел", который он посвятил Н.А.Некрасову. Сложно и противоречиво было отношение к революции у Брюсова. Он приветствовал силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но не принимал стихию разрушения, которые эти силы несли. В 1910 г. в среде художественной интеллигенции происходила полемика вокруг символизма, его жизнеспособности. Как выразился в одной из своих статей Н.С.Гумилев, "символизм закончил свой круг развития и теперь падает". На смену ему пришел акмеизм (от греч. "акме" - цветущая пора).Основоположниками акмеизма считают Н.С.Гумилева (1886-1921) и С.М.Городецкого (1884-1967). Поэтами-акмеистами были А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам, М.А.Зенкевич, М.А.Кузмин, Г.В.Иванов и др.
В отличие от символистской туманности акмеисты провозгласили культ реального земного бытия, "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь". Но вместе с тем они пытались утвердить эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем.
Творчество А.А.Ахматовой занимает особое место в поэзии акмеизма. Ее первый поэтический сборник "Вечер" вышел в 1912 г. Критика отметила отличительные черты её поэзии: сдержанность интонаций, подчеркнутую камерность, психологизм. Ранняя поэзия Ахматовой глубоко лирична, эмоциональна. Основная часть творчества А.А.Ахматовой приходится на советский период.
Значительно по своей художественной ценности литературное наследие Н.С. Гумилёва. В его творчестве преобладали экзотическая и историческая тематика, он был певцом "сильной личности". Гумилеву принадлежит большая роль в развитии форма стиха, отличавшегося чеканностью и точностью.
Одновременно с акмеизмом возник футуризм. Как и другие течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, А. Крученых, В.В. Каменский, В.В. Маяковский и некоторых других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина. В группе футуристов под названием "Центрифуга"начинали свой творческий путь поэты Н.Н. Асеев и Б.Л. Пастернак.
Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с названием "Пощечина общественному вкусу", опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г., они призвали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с "Парoхода Современности". А.Крученых отстаивал право поэта на создание "заумного", не имеющего определенного значения языка. В его описаниях русская речь действительно заменялась бессмысленным набором слов. Однако В. Хлебников (1885-1922), В.В. Каменский (1884-1961) сумели в своей творческой практике осуществить интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшейся на русской поэзии.
В среде поэтов-футуристов начался творческий путь В.В. Маяковского (1893-1930). В печати его первые стихи появились в 1912 г. С самого начала Маяковский наделялся в поэзии футуризма, привнеся в нее свою тему. Он всегда выступал не только против "всяческого старья", но и за созидание нового в общественной жизни.
Пафос отрицания "царства жирных", гуманистическая вера в человека,звучали в его поэмах "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир", "Человек".
В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию приходит плеяда новокрестьянских поэтов (С.Есенин, Н.Клюев, С. Клычков и др.). Первый сборник стихотворений С.А.Есенина (1895 - 1925) был опубликован в 1916 г. С начала 900-х годов появляются в печати стихи Н.А.Клюева(1884-1937).