Культура России в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:36, контрольная работа

Краткое описание

Конец 18 и начало 19 вв. – это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.
Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм.
Именно рассвет литературы позволил определить первую половину 19 века как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие русскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений.

Содержание

1. Архитектура и живопись.
2. Музыка
3. Литература
4. Устное народное творчество.

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 62.09 Кб (Скачать файл)

Впервой половине 19 в. открылась новая страница в  истории отечественной музыкальной  культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской  и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной  школы. Сочетание народных мотивов  с романтизмом обусловило появление  особого жанра – русского романса (А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев). В это время русская музыкальная культура поднядась на невиданную еще высоту.

3. Литература. Именно рассвет литературы позволил определить первую половину 19 века как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие русскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. В литературе первой половины 19 века  закладывались те основополагающие принципы, которые определяли её дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

На рубеже 18-19 вв. классицизм уступил место  сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому методу пришел Г.Р.Державин. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М.Карамзин (повесть «Бедная Лиза»).

Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические  события войны 1812 года способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и  в других европейских странах. В  русском романтизме существовало два  течения. В творчестве В.А.Жуковского  проявился «салонный» романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизму представляли поэты и писатели-декабристы (К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.А.Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Во второй четверти 19 в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А.С.Пушкин. После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный  метод стал доминирующим. В творчестве М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова,  И.С.Тургенева,  И.А.Гончарова отчётливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем её многообразии, внимание к простому человеку,  обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья  о судьбах Родины и народа.

Развитие  литературы происходило в сложных  социально-политических условиях. Её постоянное соприкосновение с передовыми течениями  общественной мысли вынуждало правительство  применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 г. цензурный  устав, названный современниками «чугунным», сменил прежний (1804г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него все, что  ему казалось оскорбительным для  самодержавия и церкви. «История нашей  литературы, по словам А.И.Герцена, - это или мартиролог, или реестр каторги». А.И.Полежаев и Т.Г.Шевченко были отданы в солдаты. А.И.Герцен и Н.П.Огарев за свои первые литературные опыты сосланы. А.А.Бестужев-Марлинский убит во время Кавказкой войны.

 

4. Устное народное творчество

     Народное творчество, зародившееся  в глубокой древности, – историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций. Термин Фольклор впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом.

   В  буквальном переводе Folklore означает: народная мудрость, народное знание.

     Помимо  термина  «фольклор»  в  научном  обиходе  разных  стран встречаются

и другие термины: немецкий – Volkskunde, в  более узком значении слова               – Volksdichtung; французский – Traditions populaires. В XIX в. в России господствовал несколько  расширительно толковавшийся термин «народная словесность» или «народная  поэзия».

     Художественное и историческое  значение фольклора было глубоко  раскрыто      А. М. Горьким,  высказывания которого имеют  руководящее значение                     в разработке основных проблем  фольклористики. В своем докладе  на Первом съезде советских  писателей Горький говорил: «Я снова обращаю ваше внимание, товарищи, на тот факт, что наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. Совершенство таких образов, как Геркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор, далее – доктор Фауст, Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и, наконец, – Петрушка, побеждающий доктора, попа, полицейского, чорта и даже смерть, – все это образы, в создании которых гармонически сочетались рацио и интуицио, мысль и чувство. Такое сочетание возможно лишь при непосредственном участии создателя в работе творчества действительности, в борьбе за обновление жизни»

     Фольклор – поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял. Зарождение фольклористики тесно связано с романтизмом. Главную роль в научной разработке фольклора в эпоху романтизма играли братья Вильгельм и Яков Гриммы (особенно Яков). Сходные явления в Фольклоре европейских народов Яков Гримм и все его последователи объясняли унаследованием общего поэтического богатства от единого «праиндоевропейского» предка. Гримм и его последователи главное внимание обращали на остатки религиозных представлений.

     Интерес к мифам особенно возрастает, когда последователями Гримма  выступают санскритологи (А. Кун,  М. Мюллер), пытавшиеся найти истоки  европейского фольклора в ведийских  гимнах и заклинаниях; отсюда  и сама школа Гримма получила  в истории науки название школы  «мифологической». Взгляды Гримма на природу устной поэзии и на историю ее развития с древнейших времен изложены им в книге “Немецкая мифология“.

     Взгляды Гримма в дальнейшем были развиты в середине XIX в. в трудах его последователей – немецких ученых Куна, Шварца, Маннгардта, английского ученого Мюллер, Фридрих Макс 1823 -1900 (немецкий ориенталист, работы которого пробудили повышенный интерес к языкознанию, изучению мифологии   и религии. Под редакцией Мюллера выходили на протяжении 25 лет „Священые книги Востока“. Ему принадлежит перевод на английский язык „Ригведы“. К его работам принято возводить начало деятельности «мифологической школы»           в фольклористике. Также является невольным творцом популярной, начиная со второй половины XIX века, «арийской теории». „Я вновь и вновь заявляю, что если я говорю "арийцы", то не имею в виду ни кровь, ни кости, ни волосы, ни череп. Я подразумеваю только тех, кто говорит на арийском языке.  Понятие «ариец» в языкознании, настаивал Мюллер, совершенно неприменимо                     к происхождению. Оно означает язык и ничего кроме языка.“),          французского – Адольфа Пикте 1799-1875 (швейцарский филолог, иследователь индоевропейских языков. Одним из первых доказал принадлежность кельтских языков к индоевропейской семье) и русских ученых Ф.И. Буслаева,                   А.Н. Афанасьева и О.Ф. Миллера. В России, как и в Германии, «мифологическая школа» тоже была первым этапом в развитии научной фольклористики.

В России первыми  подлинно учеными фольклористами были Ф. И. Буслаев                          и  А. Н. Афанасьев.

     Девятнадцатое столетие можно  с полным на то основанием  назвать “Золотым веком„ русской фольклористики. Русская «фольклорная школа» была довольно многочисленна и представительна к ней относятся такие умы как :

     Фёдор Иванович Буслаев (1818-1897) – один из самых ярких русских филологов середины XIX в. Он изучал широкий круг вопросов языкознания, литературоведения, фольклористики и искусствоведения, был блестящим лектором, ученым, профессором в Московском университете, а в 1860 г. стал академиком. Буслаев полагал, что язык является средством «приобретения» мысли, в нем отражается вся жизнь народа. Он провозглашал необходимость сравнительно-исторического изучения родного языка после того, как усвоены его основные правила. Написанная Буслаевым  в 1858 г. „Историческая грамматика русского языка“ еще при жизни автора выдержала пять изданий, а со временем так стал называться университетский курс истории русского языка.           Буслаеву принадлежит „Историческая грамматика по церковнославянскому                         и древнерусскому языку“ (1861), в которую включены важнейшие письменные памятники средневековой Руси и их историко-литературный и лингвистический комментарий. Буслаев придал русской археографии и русской палеографии статус университетских дисциплин. Он навсегда остался верен языку и тексту, единственным духовным порождениям человеческой природы, изучению              и прославлению которых посвятил свои труды и досуги: "Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников - солнца и сердца. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они ещё не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни..."

     Миллер Орест Федорович – известный историк русской литературы. Родился     4 августа 1833 г. в Гапсале, в немецкой семье, и был окрещен по лютеранскому обряду, с именем Оскар. С трех лет остался круглым сиротой и был взят на воспитание женой дяди, русской по происхождению. Получил превосходное домашнее образование. Под влиянием архимандрита Платона (впоследствии митрополита киевского), Миллер, 15 лет от роду, вполне сознательно присоединился к православию. Окончил курс историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. В начале 60-х годов  вышло собрания народных песен Киреевского  и Рыбникова которое стало для него новым откровением. Он отдался изучению народной словесности; все народное стало для него священным. Миллер с восторгом относился к древней Руси, то потому, что видел в ней господство общинного духа, «народосоветие»                   и торжество истинно-христианских начал. Огромная докторская диссертация “Илья Муромец и богатырство Киевское“ (Санкт-Петербург,1870) Диссертации предшествовал учебник: “Опыт исторического обозрения русской словесности“ (2-е изд., Санкт-Петербург, 1865), доведенный до монгольского периода,               с отдельной хрестоматией к нему (2-е изд., Санкт-Петербург, 1866). С выходом     в 1870 г. докторской диссертации  научная деятельность Миллера почти заканчивается. В 70-х и 80-х годах Миллер, главным образом, посвящает свою литературную деятельность работам критического характера. Энергичный член совета. Был популярный оратор, привлекавший на общие собрания большую публику. Речи и статьи его по славянскому вопросу собраны в книге: “Славянство и Европа“ (Санкт-Петербург, 1877). Главный тезис ее: “Общинность и равноправность - вот она, славянская правда“ . Миллер написал еще множество разбросанных по разным журналам этюдов об Алексее Толстом, Майкове, Полонском, Гаршине, Надсоне, Мережковском, Минском, Щеглове                         и др., и книжку: „Глеб Ив. Успенский“. Миллер умер от разрыва сердца 1 июня 1889 г.

     Александр Николаевич Пыпин  – родился 6 апреля 1833 года в Саратове,        в дворянской семье. В 1853 году окончил Петербургский университет, занимался историей литературы, славистикой и фольклористикой. В 1857 году защитил магистерскую диссертацию ""Очерк литературной истории старинных повестей     и сказок русских"". Здесь впервые была дана история русской повести. Пыпин пользовался рукописными сборниками Публичной библиотеки и Румянцевского музея. Некоторые старинные повести впервые исследованы Пыпиным,                   а некоторые ( „Девгениево Деяние“1 – древнерусская переводная повесть, восходящая к византийским эпическим преданиям Х века о могучем богатыре          и добывании им невесты. „Повесть о Горе-злосчастии“ (17 в.) – русская лироэпическая повесть, в стихах, о добром, склонном к пьянству молодце. Преследуемом Горем-Злосчастием – «двойником» его слабостей и недобрых мыслей, от которого он спасается уходом в монастырь.) даже впервые открыты им при изучении сборников. С 1863 года он активно сотрудничал                            в „Современнике“, а с 1867 года – в „Вестнике Европы“. В молодости испытал идейное влияние своего двоюродного брата Н.Г. Чернышевского, однако впоследствии придерживался умеренно либеральных, просветительских взглядов. Ему принадлежат такие фундаментальные работы, как четырехтомные „История русской литературы“, „История русской этнографии“ и „Историю славянских литератур“ созданную А.Н. Пыпиным совместно с В.Д. Спасовичем. Исследования ученого внесли значительный вклад в исследование старорусской повести, масонства, литературно-общественного движения в России первой половины XIX века. Ему принадлежат работы о русской литературе XVIII и XIX веков, о жизни и творчестве В.Г. Белинского, М.Е. Салтыкова-Щедрина,          Н.А. Некрасова, о зарубежных славянских литературах. В 1891 году А. Н. Пыпин был избран членом-корреспондентом,  а в 1898 году – действительным членом Петербургской Академии Наук. Умер 26 ноября 1904 г.

     Кавелин, Константин Дмитриевич – знаменитый писатель, юрист, психолог, этнограф и общественный деятель, родился 4 ноября 1818 г., умер 3 мая            1885 г. Первоначальное образование получил дома. В 1835 г. Кавелин поступил на первое отделение философского факультета, но в ноябре того же года перешел на юридический факультет. Окончил юридический факультет Московского университета (1839). В 1857-1861 профессор Петербургского университета.                          В 1840 был близок Т. Н. Грановскому, А. И. Герцену. С 1878 занимал кафедру гражданского права Военно-юридической академии. С конца 1850-х сблизился со славянофилами. Наряду с Б. Н. Чичериным стал основателем государственной школы в русской историографии. Развивал идею о решающей роли государства     в жизни народа. Государство, по мнению Кавелина, явилось высшей формой общественного бытия в истории России, а власть – инициатором и гарантом прогресса. К трудам философского характера относятся: “Задачи психологии“ (1872) и „Задачи этики“ (1884). Исторические взгляды Кавелина сформулированы в работах: „Взгляд на юридический быт Древней              России“ (1847), „Краткий взгляд на русскую историю“ (1887), „Мысли и заметки              о русской истории“ (1866).

     Котляревский, Александр Александрович – известный славист, археолог           и этнограф (родился в 1837 году, умер 29 сентября 1881 года). Из полтавской гимназии он поступил в Московский университет и был ревностным учеником Ф.И. Буслаева. Работал в различных отраслях «старины и народности». В 1862 году был арестован, несколько месяцев заключения сильно расстроили его здоровье, и, кроме того, арест по «политическому» делу впоследствии затруднил для него преподавательскую деятельность. В 1863 году, он принял участие            в основании Московского археологического общества (1864) и в первых его предприятиях. В начале 1867 года Котляревскому предложено было занять кафедру славянского и русского языковедения в Дерпте. В 1872 году он отправился за границу, большую часть заграничного пребывания он провел           в Праге, где, напечатаны его труды: “Книга о древностях и истории поморских славян в XII веке“, „Сказания об Оттоне Бамбергском в отношении славянской истории и древности“ (Прага, 1874) и „Древности права балтийских славян“     (там же, 1874). Одна из этих книг была его докторской диссертацией, которую он защитил в Петербурге в 1874 году.1875 года Котляревский поселился в Киеве, где также вел кафедру. В течение нескольких лет он вел здесь курсы по различным отделам „Энциклопедии славяноведения“; принимал участие в трудах „Общества Нестора летописца“, председателем которого он был избран. В 1881 году он, по требованию врачей, выехал за границу на лечение, умер в Пизе.

Информация о работе Культура России в XIX веке