Культура России первой половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Начало XIX века — время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры России. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа.

Содержание

Введение
1. Факторы развития культуры в России.
2. Литература и живопись.
3. Драматургия
4. Развитие музыкальной культуры.
5. Просвещение
6. Наука
7. Архитектура
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

история 19 век.docx оконч.docx

— 3.54 Мб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский  государственный университет» (НИУ) в г. Аше

Кафедра «Общенаучные и экономические дисциплины»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История»

_«Культура России первой половины XIX века»

 (тема работы)

 

Выполнил(а): А.Н.Михайленко

Студент I курса группы УвТС-135

Сдал(а) ____________ А.Н.Михайленко

«_____»________________2013г.

 

Принял(а)  ___________Г. Зиновьева

«_____»_________________2013г.

Работа защищена с оценкой

_________________________

«_____»_______________2013г.

_____________ Г. Зиновьева

 

Аша – 2013

 

 

Содержание:

 

        Введение

 

  1. Факторы развития культуры в России.

 

  1. Литература и живопись.

 

  1.  Драматургия

 

  1. Развитие музыкальной культуры.

 

  1. Просвещение

 

  1. Наука

 

  1. Архитектура

 

       Заключение

 

     Библиографический список

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Начало XIX века — время культурного и духовного  подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального  самосознания русского народа, его  консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и  музыки. Самодержавно-крепостнический  строй с его сословной политикой  сдерживал процесс развития культуры России.

 Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции.

В культуре первой половины XIX в. нашли завершение процессы, начало которым было положено в екатерининскую и даже Петровскую эпоху. Это была культура, выросшая на высоких идеалах  Просвещения. Творцы культуры, художники, писатели, архитекторы, композиторы  верили в ее высокое предназначение, в способность произведений искусства  воспитывать человека — добродетельного  гражданина и патриота. В творчестве деятелей искусства и культуры видны  были отчетливые следы переклички с  античными образцами; культура была неотделима от просвещения; во всех своих  проявлениях она носила светский характер, культурные явления основывались на вере в преобразующую силу разума. В первой половине XIX в. произошли  события, определившие дальнейшее развитие культуры: усилиями Н. М. Карамзина, И. А. Крылова, А. С. Пушкина был выработан  современный русский литературный язык, развитие и совершенствование  которого стало основой формирования национального сознания. В то же время, обогащаясь достижениями западноевропейской культуры, формировались национальные школы в литературе, живописи, музыке, театре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ

Действительно, крепостное право, державшее в темноте  и забитости крестьянство, царский  произвол, подавляющий всякую живую  мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими  странами препятствовали культурному  прогрессу. И тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия  и даже вопреки им Россия в XIX в, сделала  поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад  в мировую культуру. Такой взлет  русской культуры был обусловлен рядом факторов.

 В первую  очередь он был связан с  процессом формирования русской  нации в переломную эпоху перехода  от феодализма к капитализму,  с ростом национального самосознания  и являлся его выражением. Огромное  значение имел и тот факт, что  подъем русской национальной  культуры, совпал с началом революционно-освободительного  движения в России. Важным фактором, способствовавшим интенсивному  развитию русской культуры, являлось  тесное общение и взаимодействие  ее с другими культурами. Мировой  революционный процесс и передовая  западноевропейская общественная  мысль оказывали сильное влияние  и на культуру России. Это было  время расцвета немецкой классической  философии и французского утопического  социализма, идеи которых пользовались  широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния  наследия Московской Руси на  культуру XIX в.: усвоение старых традиций  дало возможность прорасти новым  росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах  культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П.  Мельников-Печерский, Ф. Достоевский  и др. творили свои произведения  в традициях, древнерусской религиозной  культуры. Но и творчество других  гениев русской литературы, чье  отношение к православной культуре  более противоречиво, — от  А. Пушкина и Л. Толстого  до А. Блока — несет неизгладимую  печать, свидетельствующую о православных  корнях. Даже скептический И. Тургенев  дал образ русской народной святости в рассказе «Живые мощи». Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества, которых уходят в православную иконопись. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев), а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова. Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость». В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий — духовенства и дворян. Если в XVIII — первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. — разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Он проявляется, и том, что деятелями культуры постепенно становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и продолжают занимать ведущее место. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

2. ЛИТЕРАТУРА И ЖИВОПИСЬ

Издательское дело. В дореформенное время происходили изменения в издательском деле. Росла книготорговля. В книжных лавках Петербурга и Москвы в начале XIX в. продавались сочинения    Г. Р. Державина, М. М. Хераскова, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Шиллера. В 1801 г. в Москве была открыта книжная лавка П. Бекетова, ставшая своеобразным клубом московских писателей. Множилось число читателей не только среди столичных, но и среди провинциальных дворян, купцов и мещан. В начале века главную роль играли казенные типографии, численность которых доходила до 55. В 1830-е гг. появляются крупные частные книгоиздатели, среди которых был прославленный А. Ф. Смирдин. В своей книгоиздательской деятельности Смирдин ориентировался на широкий слой читателей, его дешевые книги предназначались для небогатых людей. Он один из первых стал платить гонорары авторам. Литературный труд становится постоянным занятием и источником получения постоянного дохода. Смирдин был издателем журнала «Библиотека для чтения», тираж которого достигал 4–5 тыс. Журнал расходился по всей стране, в среднем на одну книжку журнала приходилось 10–15 читателей, что в совокупности было значительной читательской аудиторией. Спрос на периодическую печать постоянно увеличивался. В журналах появлялись новые произведения российских прозаиков и поэтов, печатались переводы. Звание «российский литератор» стало восприниматься как почетное.

Периодическая печать. По сравнению с XVIII в. значительно возросло число газет и журналов. Повысились тиражи, что было связано не просто с увеличением спроса, но, главным образом, с ростом технических возможностей печати. В начале XIX в. один из самых популярных журналов, карамзинский «Вестник Европы», выходил тиражом 1500 экземпляров. Менялся состав читателей, наряду с дворянством в круг подписчиков журналов входят разночинцы. Менялся и внешний облик журналов: вместо небольших изящных книжечек стали выходить объемистые тома «Современника» и «Отечественных записок». Интересным явлением культурной жизни стало появление, наряду с литературно-политическими, специализированных журналов по разным отраслям науки: «Горный журнал», «Военный журнал», «Русский земледелец» и др. С 1838 г. началось издание местных «Губернских ведомостей». Возникли и особые детские, и женские периодические издания.

Журналистика привлекала внимание крупнейших литераторов. Основателем «Вестника Европы» в 1802 г. был Карамзин, которого на посту редактора сменил Жуковский. Журнал освещал политическую и культурную жизнь как России, так и Западной Европы, публиковал переводы первостепенных европейских литераторов. В 1808 г. С. Н. Глинкой был основан журнал «Русский вестник», который отличался патриотической направленностью, обличал галломанию и воспевал достославные подвиги предков. Позднее Николай I с удовольствием вспоминал, что он учился русскому языку, читая журнал Глинки. Близкий к декабристским кругам «Сын Отечества» издавался Н. И. Гречем. В нем было напечатано знаменитое «Послание к русским» известного профессора А. П. Куницына о народном характере войны 1812 г., здесь же появилась резкая антинаполеоновская басня И. А. Крылова «Волк на псарне». Короткое время — 1823–1825 гг. — выходила «Полярная звезда», в которой печатался молодой Пушкин, были впервые обнародованы переводы из Шиллера В. А. Жуковского и поэма К. Ф. Рылеева «Исповедь Наливайки». «Полярной звезде» было суждено стать символом декабристского времени, это название стало преемственным в журналистике освободительного движения, его в разные годы переняли А. И. Герцен и П. Б. Струве.

 

Николай I и  его министр С. С. Уваров резко  ограничили возможность возникновения  новых органов периодической  печати, усилили цензурный контроль. В 1834 г. был основан журнал «Библиотека  для чтения», который долгие годы редактировал талантливый, но беспринципный  Сенковский, известный под псевдонимом  «Барон Брамбеус». Он стремился к  занимательности и общедоступности  журнала, публиковал самые разнообразные  материалы — от романтических  повестей до медицинских рекомендаций — и был ориентирован на массового  провинциального читателя.

После 1825 г., в  период жесткой цензуры николаевского  времени, среди той части дворянского  общества, где оставались неизжиты околодекабристские настроения, наиболее популярны были «Московский телеграф»  Н. А. Полевого и «Телескоп» Н. И. Надеждина. Обвиненный в пропаганде европейского «революционаризма», «Московский телеграф» был запрещен по инициативе Уварова в 1834 г., что стало идейным и жизненным крушением для одаренного литератора и историка, выходца из купеческой среды Полевого. Спустя два года был закрыт «Телескоп», напечатавший первое «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева.

В противовес рептильной проправительственной журналистике в 1836 г. Пушкин предпринял издание журнала  «Современник», который позднее  перешел в руки Н. А. Некрасова  и И. И. Панаева. В 1840-е гг. этот журнал был основным органом демократического направления, где печатались произведения «натуральной школы». Наряду с «Современником»  заметную роль в пропаганде передовых идей играл журнал А. А. Краевского «Отечественные записки». Его ведущим сотрудником был В. Г. Белинский, который стал кумиром и властителем дум молодого поколения.

Доступ к  журналам и книгам облегчали публичные  библиотеки, которые возникали в  губернских и некоторых уездных  городах. В 1814 г. была открыта Императорская  Публичная библиотека в Петербурге. Появились коммерческие библиотеки, крупнейшей из которых была Смирдинская. В стране стала возникать сеть книжной магазинной торговли, что  было свидетельством роста культурных запросов.

Огромную  роль в становлении русского национального  самосознания и в познании прошлого сыграла 12-томная «История государства  Российского» Н. М. Карамзина. Свой труд Карамзин предназначал всем слоям российского  общества. Он посвятил «Историю» Александру I, но писал ее «для русских, для купцов ростовских, для владельцев калмыцких, для крестьян Шереметева». Историк  воспевал добродетели народа, славу  прошедших веков, он учил понимать преемственность  поколений. А. И. Тургенев писал: «История его послужит нам краеугольным камнем для православия, народного воспитания, монархического управления и, Бог даст, русской возможной конституции. Она разъяснит нам понятия  о России или, лучше, даст нам оные». Первые восемь томов «Истории государства  Российского» вышли в 1818 г. небывалым  для того времени тиражом — 3 тыс. экземпляров, и уже месяц спустя потребовалось новое издание. Пушкин утверждал, что именно Карамзин открыл для русской публики историю  ее отечества. Бытовала шутка, что на улицах пустынно потому, что все  сидят по домам и читают «Историю»  Карамзина. Прежде в России не было подобной исторической литературы, одновременно и научной, и художественной, написанной столь увлекательно, умно, ново и  смело.

Важнейшими  событиями, определившими общественно-культурную жизнь России, были Великая французская  революция, провозгласившая идеалы свободы, равенства и братства, восславившая права человека и гражданина, и  Отечественная война 1812 г., народный и освободительный характер которой  в полной мере осознавался современниками. Генерал М. Ф. Орлов, принимавший  капитуляцию Парижа, говорил: «Мы  сражались против целой Европы, но целая Европа ожидала от наших  усилий своего освобождения». Патриотический подъем 1812 г. выявил глубинную связь  народной и дворянской культуры, поставил вопрос об освобождении крепостных, которые, как учил Карамзин, «тоже чувствовать  умеют». Передовым людям России, которые определяли лицо эпохи, было унизительно видеть возвращение  победителей Наполеона «под палку  своего господина». Именно поэтому  антикрепостнические настроения во многом определяли характер и содержание русской дореформенной культуры. Наконец, огромное воздействие на сознание современников и на ход культурных процессов оказали события 14 декабря 1825 г.

Именно расцвет  литературы позволил определить I половину XIX в. как "Золотой век" русской культуры. В начале XIX в. классицизм уступил место сентиментализму, для которого был характерен интерес к внутреннему миру человека. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М. Карамзин. Сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма, в котором было два направления. В творчестве В.А. Жуковского проявился "салонный" романтизм: воссоздание мира поверий, рыцарских легенд. Другое течение представляли поэты-декабристы К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, ранее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Они призывали к борьбе за свободу и служению Родине.

Во II четверти XIX в. в русской литературе утверждается реализм - стремление правдиво отображать действительность. Основоположником реализма стал А.С. Пушкин (роман "Евгений Онегин"). В творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева отчетливо проявились черты реализма.

Великая русская литература. Невозможно переоценить значение творчества А. С. Пушкина, который утвердил первенствующую роль литературы в национальной культуре. Поэт мятежного романтизма, проводник революционных идей декабризма, Пушкин в своем творчестве последовательно прошел все этапы развития русской словесности: его ранние произведения созданы в классицистическом духе, от романтических творений, в которых, как писал А. А. Бестужев о поэме «Цыганы», «сверкают молнийные очерки вольной жизни и глубоких страстей», он перешел к реалистическому направлению и стал у истоков русского реализма. Его «Евгений Онегин» был, по словам Белинского, «в высшей степени народным произведением». Реализм Пушкина с особой силой проявился при его обращении к историческим сюжетам, в которых он ставил вопрос о роли народных масс в политической истории страны. Поэзия и проза Пушкина завершили процесс преобразования и формирования русского литературного языка.

Информация о работе Культура России первой половины XIX века