Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:27, курсовая работа
Целью данной работы раскрыть особенности культуры, философии самурайства и её основные черты. В рамках данной работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть кодекс бусидо как основу философии самураев.
- рассмотреть военное дело самураев.
- рассмотреть обряд харакири как часть воинской культуры.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Бусидо - философия самураев………………..………….…………...10
Глава 2. Военное дело …………………………………………………………..22
Глава 3 Обряд харакири………………………………………………………....42
Заключение ………………………………………………………………………50
Список использованной литературы…………………………………………...52
Начиная с эпохи Камакура, именно искусство изготовления доспехов и вооружения начало очень быстро развиваться, поскольку власть перешла в руки сословия самураев, которые придавали большое значение военному снаряжению.
В процессе развития конструкции
шлема число полос металла
изменялось, что было обусловлено
стремлением увеличить
К собственно шлему прикреплялись сзади горизонтальные подвижные пластины (от 3 до 7 шт.), защищавшие шею (сикоро). Верхняя из этих пластин выдвигалась вперёд и отгибалась в виде отворотов (фукикаэси) с обеих сторон шлема. Возможно, что они делались по традиции с тех времён, когда шлемы изготовлялись из кожи. На металлических шлемах отвороты могли служить как пружинящее приспособление для смягчения удара мечем. Обычно на фукикаэси прикреплялись фамильные гербы самураев. На передней части шлема заклёпками удерживались козырёк для защиты глаз и держатель мотыгообразных отростков (кувагата), предназначенных для ослабления ударов, наносимых противником в голову . Между отростками часто укреплялись украшения, символические изображения или металлические зеркала. Считалось, что зеркало имеет магическую силу против всего злого. Скорее всего, это поверие пришло в Японию из Китая, где бронзовые зеркала служили для отпугивания от живых и мёртвых нечистой силы. Верх шлема венчала чеканная розетка, имевшая вентиляционное отверстие или изображение демонического животного (обычно у даймё). Внутренняя сторона козырька и пластин назатыльника окрашивалась, как правило, в красный цвет, что должно было устрашающе действовать на противника. В качестве подкладки кабуто использовалась холщовая материя; на голове шлем удерживался с помощью двух длинных и толстых матерчатых шнуров 35.
Перед надеванием шлема самураи обвязывали голову наголовной повязкой — хатимаки, служившей чем-то вроде прокладки между головой и шлемом. Кроме чисто практической надобности, хатимаки повязывались воинами с определённым духовным смыслом, который как бы ассоциировался с подготовкой к умственному или психическому действию, к борьбе. Хатимаки была символическим выражением готовности перейти от обыденности к священности, повязывание её являлось как бы предпосылкой вдохновения воина и обретения им храбрости .
Лицо защищалось забралом
(хоатэ) или металлической полумаской
(хаппури), часто со съёмным носом,
закрывавшей щёки и подбородок. Маскам
придавались черты
Панцирь (ко) состоял из большой
кованной металлической грудной
пластины (мунаита), иногда обтягивавшейся
материей с прикреплённым к ней
рядом железных поперечных пластинок,
скреплённых разноцветными
Эти две части стягивались толстым шёлковым шнуром. К нижней части панциря свободно крепилась шнурами юбка-оборка, закрывавшая низ тела (кусадзури). Она состояла из 4-8 частей и собиралась также из полос металла, соединённых между собой. На теле каркас (до) с прилегающими к нему частями удерживался при помощи изогнутых полос листового железа, накладывавшихся на плечи. Цвет шнуров и окраска пластин были различными у самураев разных феодальных кланов. Это позволяло отличать своих воинов от воинов противника. Грудная часть лат нередко обтягивалась парчой с нанесёнными на неё рисунками. На верху спинной части панциря, на широкой, богато украшенной полосе жести, прикреплялось металлическое кольцо со шнурами, дававшее возможность привязывать к нему сзади колчан со стрелами или полевой военный знак самурая (нобори)36 .
В XVI в. при Тоётоми Хидэёси произошли некоторые изменения в производстве панцирей. Появилось усовершенствованное лёгкое снаряжение, изобретённое Хисахигэ Мацунага, состоявшее из пластин тонкого железа, расположенных чешуеобразно. Панцири этого времени получили название «гусоку».
Приблизительно в тот же период на грудные пластины, выработанные из целого куска металла, начали наносить чеканные изображения .
Пластины с гербами (на)
укреплялись спереди, на уровне ключиц.
Защита плечевого пояса осуществлялась
при помощи наплечников (содэ) имевших
форму четырёхугольников и
Нижняя часть тела прикрывалась
набедренником (хаидатэ), имевшим вид
раздвоенного передника, укреплявшегося
на поясе двумя лентами, завязываемыми
сзади. Низ набедренника напоминал
кольчугу с прикреплёнными к ней
металлическими пластинками; верх делался
только из материи и замши, потому
что на него находила сверху нижняя
часть панциря. С внутренней стороны
набедренник имел лямки для его
фиксации на бёдрах. В более раннее
время набедренник не применялся,
его функцию выполняла юбка-
Все подвижные части снаряжения,
а также панцирь украшались чеканными
бронзовыми накладками и заклёпками;
замшевые поверхности лат
В походных условиях доспехи самурая дополнялись, кроме того, ещё и полевой накидкой (дзимбаори). Знатные воины надевали иногда поверх лат цветное кимоно. Обувь изготовлялась из кожи, шкур и т. п. и удерживалась на ногах кожаными или шёлковыми ремнями .
Доспехи на протяжении веков изготовлялись оружейниками без отступления от определённых канонов, принятых ещё в период расцвета феодализма. Одним из знаменитых родов начиная с XII в., занимавшихся производством военного снаряжения, был род Миотин. Работы Миотин были признаны классическими и служили своеобразным мерилом и примером для подражания среди других мастеров38.
Оригинальный пример преемственности традиций в деле изготовления доспехов являют собой надписи тушью, которые наносились на отдельные части доспехов самурая. Надписи встречаются на замшевой подкладке панцирей, наплечниках, подвесных пластинах с гербами, набедренниках и т. д. Так, на набедреннике одного из самурайских военных костюмов начертана надпись: «Тэмпё, 12-й год, 8-й месяц, 1-й день».
Тэмпё — название годов правления императора Сёбу, соответствующих периоду с августа 729 по март 749 г. Такие надписи наносились на кожу доспехов в период Эдо. Кожа называлась «тэмпёгава», она была окрашена в стиле, принятом в VIII в. (подражание древнему периоду Тэмпё).
На другом доспехе помещён
ряд одинаковых надписей: «Сёхэй, 6-й
год, 6-й месяц, 1-й день». В данном
случае это уже эпоха Сёхэй (декабрь
1346 — июнь 1370). «Кожей сёхэй» называлась
крашеная кожа военных доспехов —
бугу. Такой тип рисунка и
Надпись с датой могла говорить об основании в указанное время самурайского рода (например, посвящение в дворянство), о каком-нибудь знаменитом событии или подвиге предка.
Военное снаряжение хранилось в специальном деревянном сундучке для доспехов, называемом ёрои карабицу.
Ручные щиты применялись в бою редко, так как это препятствовало употреблению двуручного меча. Щитами пользовались обычно только пехотинцы. Большие деревянные щиты (татэ) воины ставили на землю и укрывались за ними от стрел врага40.
Непременной принадлежностью
костюма воина был военный
веер — оги, собранный из ряда пластин
и носимый воинами за поясом. (Складной
веер является японским изобретением
в противоположность
Наряду со складными веерами высшее дворянство и командный состав применяли жёсткий нескладной веер, часто изготовленный из железа. Этот веер, называвшийся «гумбай-утива», служил полководцам и военачальникам в качестве командирского жезла. Он считался знаком феодала и использовался при необходимости (нападение с мечем или копьём) для самообороны, о чём есть упоминание во многих японских исторических книгах.
В снаряжение конного воина, помимо перечисленных выше атрибутов, добавлялась ещё специальная накидка — хоро, прикреплявшаяся сзади на доспехи для защиты всадника от стрел противника, которые могли попасть в стык между частями лат. Хоро, известная уже в период Дзёкан (859 — 877), получила наибольшее распространение в период Гэмпей, продолжая состоять на вооружении самураев вплоть до позднего периода развития японского феодализма. Эта накидка приблизительно двухметровой длины делалась из материи и укреплялась на шлеме и талии воина. Во время движения хоро раздувалась потоками воздуха парусообразно, гася ударную силу стрелы при попадании в неё. Подобная уникальная форма защиты спины воина от стрел не была известна нигде, кроме Японии. На спине всадника укреплялось иногда на длинном стержне небольшое знамя со знаком, по которому можно было издали различить принадлежность воина к дружине того или иного феодала, узнать имя самурая.
Боевой конь — маленькая
и выносливая порода лошади — зачастую
покрывался шкурами диких животных.
Иногда его тело защищалось стёганой
попоной или кольчатым
Обмундирование обыкновенных солдат-самураев низшего ранга (пехотинцев, или асигару) — было намного проще. Оно состояло из грудных лат, ножных шин, сандалий, шлема, который чаще (в XVI в.) заменялся каской из дерева или металла (дзингаса), и полевого военного знака (хата сасимоно).
Обычной обувью, носимой сословием воинов, были гэтта — соломенные сандалии на кожаной подошве или плетёные сандалии — дзори. В дождливую погоду применялись деревянные гэта или асида, различавшиеся по высоте цокольных опор. К этой обуви прилагались цумагакэ — кожаные щитки со шнурами для защиты пальцев ног от дождя и грязи.
Начиная с XVI в. в войсках феодалов распространились пушки и ружья с кремниевыми замками (тэппо), завезённые португальцами. Однако это оружие за 300 лет существования не претерпело почти никакого изменения и вплоть до 1860 г. оставалось в том же исполнении, что и в XVI веке. При этом лук и особенно меч не были вытеснены огнестрельным оружием и продолжали оставаться основными в вооружении самурая42.
Глава 2.Обряд Харакири.
Обряд харакири неразрывно связан и тесно примыкает к бусидо как часть морали сословия воинов. Самураи или другие представители высших слоёв японского общества совершали самоубийство в случае оскорбления их чести, совершения недостойного поступка (позорящего в соответствии с нормами бусидо имя воина), в случае смерти своего сюзерена или же (в более позднее время, в период Эдо, 1603 — 1867 гг.), когда обряд сформировался окончательно, — по приговору суда как наказание за совершённое преступление.
В древний период истории
Японии обряд харакири не был распространён
среди японского населения
Вполне закономерен именно тот факт, что обряд начал развиваться у воинов — людей, находившихся в постоянной боевой готовности и всегда носивших при себе оружие — средство для ведения войны и орудие самоубийства.
Начиная с эпохи Хэйан (IX — XII), сэппуку уже становится обычаем буси, при котором они кончали жизнь самоубийством, погибая от собственного меча. Тем не менее обряд не был ещё тогда массовым явлением. Самоубийства путём харакири получили широкое распространение у самураев лишь в конце XII в., во время борьбы за власть двух могущественных родов — Тайра и Минамото. С этого времени число случаев харакири постоянно растёт; самураи делали себе сэппуку, чаще не желая сдаваться в плен или в случае смерти своего господина43.
Харакири являлось привилегией самураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчёркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти. Разрезание живота требовало от воина большого мужества и выдержки, так как брюшная полость — одно из наиболее чувствительных мест тела человека. Средоточие многих нервных окончаний. Именно поэтому самураи, считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми Японии, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти.
В дословном переводе харакири
означает «резать живот» (от «хара»
— живот и «киру» — резать).
Однако слово «харакири» имеет и
скрытый смысл. В японском языке
ему соответствуют слова «
Информация о работе Культура и философия самурайского сословия в ЯПОНИИ