Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:51, реферат
На протяжении всего столь длительного пути развития китайская цивилизация сформировала совершенно уникальный тип культуры. В отличие от культур западных или соседней индийской, китайская цивилизация была и есть намного более рациональная и прагматичная. Для китайца на первом месте всегда была социальная этика и административная практика, а не оторванные от реальности абстракции или индивидуализм. Эталонами для подражания в Китае до сих пор считаются прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятыми нормами, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий.
Праздник весны считается семейным праздником и принято собираться для его встречи в родительском доме, где бы он ни находился. На следующий день после встречи Нового года по лунному календарю (отмечаемого канонадой фейерверков) на улицах проводятся красочные празднества, проводятся выставки цветов и фонариков, танцы со львом и драконом.
Праздник фонарей отмечается на 15 день первого месяца по лунному календарю. Своим происхождением он обязан обычаю времен династии Тан вывешивать фонари на ночь в ночь на «первую полную луну» года.
Праздник драконовых лодок отмечается в пятый день пятого месяца по лунному календарю. Отмечается он в память великого поэта Цюй Юаня, который, по преданию, кинулся в реку Мило, когда княжество Цин завоевало его родное княжество Чу.
Праздник середины осени отмечается 15 августа по лунному календарю. Это также праздник, когда собирается вся семья.
* * *
Этот действительно очень
Тем не менее, как представляется,
некоторое первичное
ПРИЛОЖЕНИЕ И ГЛОССАРИЙ
Приложение. Традиционные поэтические жанры в китайской литературе
В общих чертах китайская поэзия по своим жанрам делится на четыре группы: собственно стихи (ши), цы, песни (гэ) и фу.
Ши, или собственно стихи, должны содержать две или больше т.н. параллельных смысловых пар. Обязательным условием также является фонетический или тональный параллелизм. Учитывая, что в китайской поэзии просодия базируется на изменениях высоты тона и ударения, в параллельном стихотворении взаимно уравновешенными и взаимодополняющими должны быть не только содержание, части речи, мифологические или историко-географические аллюзии, но и большинство тонов. Ровные тона сочетаются с восходящими/нисходящими и наоборот. В целом, в более ранние времена следование столь жесткому образцу не считалось формальной необходимостью, однако с распространением в поздние эпохи литературных экзаменов ши стали более кодифицированы.
Цы представляет собой сложный тональный шаблон, на который поэт подбирает иероглифы.
Гэ (песни) – это народные песни, как древние, так и современные, как, впрочем, и поэмы, написанные известными литераторами. Этот жанр отличается от ши только своими мелодическими особенностями. Песня предназначена для пени в отличие поэмы, которую можно лишь декламировать. Различие между гэ и цы состоит в том, что цы исполнялись всегда в сопровождении инструментальной музыки, тогда как гэ, как правило, исполнялись только вокалом.
Фу, или описательные поэмы, по сути представляют собой рифмованную прозу. Как уже отмечалось выше, основоположником этого жанра считается Цюй Юань, однако развитие фу получили чуть позже, в эпоху династии Хань.
Вопросы к материалу.
Автор: Ефимов Алексей Юрьевич
1 Л.С.Васильев. История религий Востока. М., «Университет», 1998, с. 274
2 Интересно отметить, что первые буддистские общины воспринимались в Китае лишь как одна из сект даосизма.
3 Распространяясь и укрепляясь, буддизм подвергался значительной китаизации. Вообще китайская конфуцианская цивилизация уникальна по степени устойчивости, приспособляемости, способности к регенерации и сопротивляемости внешним воздействиям. Всякая иноземная идеология, сколь бы мощной и всеохватывающей она не была, проникая в Китай, неизбежно подвергалась такой сильной трансформации и китаизации, что в конце концов возникала достаточно оригинальная система идей институтов, приспособившаяся к привычным китайским принципам, понятиям и нормам и лишь в самых общих чертах напоминавшая первоначальную идеологию. Это свойство китайской цивилизации проявилось на примере буддизма.
4 Цит. по Л.С.Васильев. История религий Востока. М., «Университет», 1998, с. 339
5 Более подробно о роли и месте религий в китайском обществе, а также об их влиянии на формирование культурного облика нации см. Л.С.Васильев. История религий Востока. М., «Университет», 1998
6 О разных жанрах традиционной китайской поэзии см. Приложение.
7 Ли Бо. Без названия. Перевод Л. Бежина (цит. по Ли Бо, Ду Фу. Избранная лирика. М,. 1987)
8 Ду Фу. Стихи в пятьсот слов о том, что было у меня на душе, когда я направлялся из столицы в Фэньсянь. Перевод Л. Бежина (цит. по Ли Бо, Ду Фу. Избранная лирика. М,. 1987)
9 О том, насколько богатыми в культурном плане были годы династий Тан и Сун, говорит количество гениальных литераторов. Так, знаменитая семья Су (Су Сюнь, Су Ши и Су Чэ), Оуян Сю, Ван Аньши, Хань Юй и Лю Цзунъюань навсегда стали известны как Восемь корифеев Тан и Сун.
10 Так, влияние последнего на последующее развитие китайской литературы столь велико, что в КНР и за рубежом созданы специальные исследовательские центры и общества, занимающиеся его изучением (т.н. общества Хунсюэ).