Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 09:19, реферат
На развитие культуры и общественной мысли XIXв. огромное воз¬действие оказала Отечественная война 1812г., вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. Другими событиями и явлениями, влиявшими на формирование культуры золотого в. и ее осо¬бенности, были восстание декабристов и европейские буржуазные револю¬ции.
Введение ………………………………………………………………………….3
§1. Культура России в первой половине XIXв. ………………………………..4
§2. Культура России во второй половине XIXв. ……..8
§3. Две линии в русской культуре XIXв. ………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованной литературы …………………………………………...28
Передовая русская наука
развивалась в неразрывной
Отличительной стороной русской науки той эпохи была ее демократизация, наличие в ней свежих сил разночинной демократической молодежи.
Русская наука во второй половине XIXв. развивается в неразрывной связи с достижениями мировой культуры, внося в это развитие неоценимый вклад.
Борьба передовых
Периодическую печать этого времени характеризует большое оживление. Вступление России на путь капиталистического развития, общественный подъем после Крымской войны, смерть Николая I и ослабление цензурного гнета, хотя законы о печати и оставались неизменными до 1865г., - таковы предпосылки этого оживления. Кроме новых “толстых” журналов, которые вместе с прежними задавали тон в печати, появилось много специализированных, сельскохозяйственных, педагогических, посвященных различным видам искусства, рассчитанных на различные группы и слои населения России.
Особенно выросла газетная периодика, в том числе провинциальная, чему способствовала отмена запретов на издание частных газет и журналов универсального характера.
Смягчив цензурный режим, правительство Александра II пыталось воздействовать на общественное мнение с помощью собственных органов печати. Например, газеты Министерства внутренних дел “Северская почта”.
Ожесточенные споры в печати, в том числе и между демократами, шли и по другим насущным проблемам. Выступление “Колокола” против “Современника” были связаны с либеральными колебаниями Герцена, а споры между “Современником” и “Русским словом” отразили мучительные теоретические искания деятелей революционной демократии в трудное для нее время. Вместе с тем они предвещали новый этап в развитии демократического движения в стране.
Реалистическая литература 60-х годов с большим успехом развивала традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя и писателей натуральной школы. Она была представлена прозаиками и поэтами разных поколений, идейно-творческих позиций и разной степени дарования. В ее многообразии с большей отчетливостью, чем в предыдущий период, проявились две основные тенденции.
Необходимо отметить, что в развитии реалистической литературы рассматриваются два течения. Они нередко враждовали, по каждому из них и обоим вместе противостояли литературные течения, всецело связанные с либеральными политическим кругами. Первое из них представляли авторы произведений так называемой “обличительной” литературы, в критике русских порядков не поднимавшейся выше дозволенного и произведений, в которых “новые люди” изображались как приверженцы теории и практики “малых дел”, т.е. мелочной реформаторской деятельности, не затрагивающей самих основ существующего строя; второе – реакционное течение представляли авторы антинигилистских романов, где “новые люди” изображались явно клеветнически, как нравственные уроды и преступники.
Смена периодов в русском освободительном движении сказалась и на развитии поэзии, вызвав одну из крупнейших в ее истории перегруппировку сил. К началу 60-х годов полностью исчерпали себя не только эпигонский романтизм в лице, например, В.Г. Бенедиктова, но и поэзия славянофилов, представлявшая собой разновидность поэзии романтической.
Становление и развитие чистой поэзии было во многом определено творческими принципами романтизма.
Однако в связи с требованиями времени ее творцы отказались от изображения демонических чувств, экзотики, непременной приподнятости слога и других романтических условностей, но сохранили субъективистское восприятие мира. Реальные предметы и явления служили для них лишь условными знаками или импульсами для выражений собственного духовного мира.
Одним из главных мотивов лирики поэтов “чистого искусства” является мотив слияния с природой, погружения в ее тайны и красоту. Но сущность слияния и погружения они видят не в постижении реальной жизни природы и ее реальной красоты. Главное для них – собственные сокровенные чувства, раскрытие самих себя.
Гражданская поэзия демократов основывалась на традициях и принципах, нередко прямо противоположных “чистой поэзии”. Для нее огромное значение имел осмысленный с точки зрения новых задач освободительной борьбы опыт поэзии декабристов, проникнутой гражданским пафосом, поэзии Лермонтова с ее неукротимым духом протеста, поэзии Кольцова, связанной своими корнями с устным народным творчеством, сатирой Гоголя и свойственной ему патетикой. Новаторство поэтов – демократов неразрывно с идеей полного социального переустройства, ставшей для них “идеей века”, с революционно-критическим отношением к действительности, диктуемым кровной близостью к народу и готовностью к любым жертвам во имя его счастья.
Многообразию мотивов поэтов – демократов соответствует многообразие жанров поэзии. Особенно велики успехи поэтов этой школы в сатирической поэзии, составляющей важную часть их наследия, в создании революционных песен, завоевавших огромную популярность.
Достижения драматургии этого времени неразрывны с достижениями русской реалистической школы искусства в целом. Кроме А.Н. Островского, большой вклад в развитие драматургии внесли М.Е. Салтыков-Щедрин и А.В. Сухово-Кобылин; ее влияние испытали также А.Ф. Писемский, Н.С. Лесков, А.К. Толстой, А.А. Потехин. Однако они решали разные идейно-творческие задачи.
Революционно-демократическое
Крупным достижением драматургии
60-х годов является трилогия А.В. Сухово-Кобылина:
“Свадьба Кречинского” (1854), “Дело” (1861)
и “Смерть Тарелкина” (1869).
Также самые выдающиеся достижением драматургии 60-х годов и всей второй половины XIXв. Являются пьесы А.Н. Островского, стоящие в одном ряду с классической русской поэзии. По выражению Гончарова, Островский достроил здание, в основание которого краеугольные камни положил Грибоедов, Пушкин и Гоголь. За исключением некоторых пьес славянофильского периода, его драматургия проникнута критическим пафосом. В этом он ближе всего к традициям Гоголя и его школы, но, развивая эти традиции, Островский создал свою собственную драматургическую систему.
В 80-х годах либерально-
Наиболее откровенно эту тенденцию выразила “Неделя” П.А. Гайдебурова. Призывы к примирению с жизнью, к отказу от широких задач к мирной культурной работе повторялись в “Неделе” из номера в номер.
Параллельно с процессами разложения политических систем старого народнического демократизма шло развитие философской идеалистической реакции. Влияние не только материализма, но и позитивизма стало заметно падать, их место стал занимать “чистый” идеализм различных оттенков. В это время делает свои первые шаги русское декадентство и как общественное течение, и как литературное направление. На его формирование огромное влияние оказало западное декадентство, особенно французское, но почвой, его породившей, были русские социально-политические условия. Это одно из многообразных проявлений кризиса буржуазного сознания, вызванного вступлением и западного мира, и России в последнюю стадию развития капитализма.
Наследники декадентов – современные модернисты – называют в качестве своего предтечи и датского мистика Серена Кьеркегора, который еще в 40-х прошлого века выступил с концепцией человека как существа всегда несчастного, отторгнутого от своей внутренней неповторимой сущности условиями внешнего существования и способного постигнуть себя во всей полноте лишь в вере в бога.
Зарождение и развитие русского декадентства имели свои особенности, обусловленные своеобразием социальных противоречий русской жизни конца XIX начала XXв., отразившихся и во многих областях гуманитарной культуры, в частности в журналистике и критике.
Первой попыткой теоретического обоснования русского символизма как литературно-общественного направления декадентского толка можно считать книгу Д.С. Мережковского “О причинах упадка и о течениях современной русской литературы” (1893).
Литературной трибуной русского декадентства становится в 90-х годах журнал “Северный вестник”, главным сотрудником которого критик А.Л. Волынский, сразу же определившийся как “борец за идеализм”. С 1893г. вокруг “Северного вестника” объединяются писатели – символисты Д.С. Мережковский, Н.М. Минский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Соллогуб и др. В политическом отделе “Северного вестника” помещались статьи оппозиционно-либерального содержания, но главной его задачей оставалось все же пропаганда философского идеализма и модернистской эстетики.
В 80-х годах либеральная
Русская поэзия XIXв. Была чрезвычайно разнообразна: появилось много новых поэтов, завоевавших широкую популярность. В то же время общий характер поэзии не менялся на протяжении всего периода. Больших поэтов, равных Некрасову, не было: эпоха безвременья не благоприятствовала их появлению. В условиях 80-х годов возродилось влияние патриарха “чистой поэзии” А.А. Фета, возобновили свою деятельность давно умолкшие сторонники “чистого искусства”, такие как Слугевский и Анухин; появились новые приверженцы этого направления. К тому же иные поэты гражданского направления обнаружили склонность к компромиссам, и временами голоса противников начинали звучать почти в унисон.
К середине 50-х годов русский драматический театр стал важным фактором не только культурной, но и идейной жизни России. К этому времени четко обозначилась роль общественно-политической трибуны, используемой для облегчения порядков крепостнической России.
Театр второй половины XIXв. неразрывно связан с именем Островского, который внес неоценимый вклад в историю театра.
В период творчества А.Н. Островского Малый театр сохранял положение главного центра театральной культуры. Его звали “Домом Щепкина”, в нем живы были и развивались традиции отца сценического реализма. Вместе с тем Малый театр по праву зовется “Домом Островского”.
Министерство двора через
Основное внимание дирекция уделяла почитаемому аристократической публикой Петербурга и Москвы балету, итальянской опере, а также французскому и немецкому театрам.
Иностранные театры в столицах существовали на казенные деньги. На их содержание отпускалось гораздо больше средств, чем на русские театры. Так, лучшим итальянским актерам в год платили 30 000 рублей, французским – 10 000 рублей, а русским всего 1400 рублей.
Кроме стационарных театров в пригородах Петербурга – Петергофе, Царском селе, Ораниенбауме, Павловске – были летние театры, в которых по разрешению дирекции устраивались концерты и спектакли с участием иностранных и русских артистов для увеселения отдыхающих двора, офицеров и другой светской публике.
В период подготовки буржуазных реформ
правительственные круги обсужд
Министерство двора в 1862г. предложило
узаконить театральную монополи
К началу второй половины XIXв. в музыкальной культуре России уже сложились прочные национальные традиции, ведущие начало от творчества Глинки и Даргомыжского. В это время четко обозначаются пути развития русской оперы, симфонизма, русского романса и других важных направлений музыкального творчества. Общий подъем культуры в 60-е годы способствовал бурному расцвету русской национальной музыки, углублению ее реалистических традиций, пропаганде музыкальных знаний и музыкальных кадров. В условиях, когда русская профессиональная музыка была призвана стать музыкой для широких народных масс, особую остроту приобретал вопрос о профессиональном музыкальном образовании.
В крепостной России не было специальных музыкальных учебных заведений. Обучение музыке происходило либо частным образом, либо в музыкальных классах при различных учебных заведениях, имевших очень ограниченные образовательные цели. Придворная капелла готовила только церковных певчих. В сущности, история профессионального музыкального образования в России начинается только с 60-х годов XIXв., т.е. со времени возникновения Петербургской и Московской консерваторий – крупнейших центров подготовки национальных музыкальных кадров.
Вместе с развитием
В 60-е годы музыкальная критика активно выступает за утверждение демократического направления в музыке, за просвещение и воспитания ее слушателей. Формирование передовой музыкальной мысли происходило на основе принципов революционно-демократической эстетики Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Принципы эти мели важное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры.
Информация о работе Культура XIX в и её вклад в мировую культуру