Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 09:19, реферат
На развитие культуры и общественной мысли XIXв. огромное воз¬действие оказала Отечественная война 1812г., вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. Другими событиями и явлениями, влиявшими на формирование культуры золотого в. и ее осо¬бенности, были восстание декабристов и европейские буржуазные револю¬ции.
Введение ………………………………………………………………………….3
§1. Культура России в первой половине XIXв. ………………………………..4
§2. Культура России во второй половине XIXв. ……..8
§3. Две линии в русской культуре XIXв. ………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованной литературы …………………………………………...28
Развитие русской национальной музыки происходило разными путями, подтверждавшими самостоятельность формирования композиторского мастерства. Во главе Петербургской композиторской школы стояла “Могучая кучка”, в Москве – гениальный русский композитор П.И. Чайковский.
Идеи русского демократического движения 60-х годов XIXв. нашли творческое отражение в сотрудничестве деятелей музыкальной культуры Петербурга, известной под названием “балакиревский кружок”, или “Новая русская музыкальная школа”.
Основная задача русского музыкального общества, как говорилось в уставе, заключалась в развитии музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрении отечественных талантов. Создание Петербургской и Московской консерваторий подготовило благоприятные условия для пропаганды русской музыки профессиональными музыкантами.
Блестящие успехи русской исполнительной
школы стали достижением мирово
Множество концертных поездок за границу совершил Рубинштейн, завоевав мировую славу величайшего пианиста. Начиная с 40-х годов, он регулярно гастролировал по городам Западной Европы.
Большим успехом пользовалось концертирование
замечательной русской
Блестящий расцвет русской культуры второй половины XIXв. ярко проявился и в изобразительном искусстве, искусстве реалистическом, истинно народном, глубоко национальным. Это было искусство гуманистическое, пронизанное идеями революционно-освободительного движения, отражающее борьбу шестидесятников и революционного народничества против крепостничества и самодержавия, имевшее большой общественный резонанс в демократических кругах русской интеллигенции. Посвященное народу, оно говорит с ним правдивым, простым и ясным языком. Никогда прежде у русских художников не было такой благодарной аудитории.
В изобразительном искусстве
Второй этап – передвиженческий – от 70-х годов до начала 90-х. Он связан с деятельностью художников, членов Товарищества передвижных художественных выставок, которые вывели изобразительное искусство из Петербурга и Москвы на широкую дорогу всероссийского признания.
Передвиженческий этап, как будет показано дальше, отмечен и новыми успехами в области художественного языка.
Успехи художников второй половины XIXв. возникли не на пустом месте. У них были предшественники – те мастера, которые еще в первой половине века прокладывали путь реализму в живописи и графике. К ним относятся прежде всего А.Г. Венецианов, один из крупнейших представителей бытовой живописи начала XIXв., и его ученики.
Официально художественной жизнью страны ведала Академия художеств. Основанная еще в XVIIIв., она в течение почти вековой истории была хорошей школой, которую окончили все крупнейшие художники XVIII и начала XIX веков.
В середине 50-х годов произошли изменения. После поражения в Крымской войне и смерти Николая Россия словно проснулась от летаргического сна. Широкие круги русского общества были недовольны существующими крепостническими порядками. Всеми овладело критическое настроение. Перед изобразительным искусством встала важнейшая задача – быть выразителем передовых идей эпохи.
В конце 1850-х годов в России начинается
почти повальное увлечение журн
После отмены крепостного права ускорился темп развития капитализма в России. Строительство приобрело огромный размах. Сооружались банки, универсальные магазины, фабричные здания, казармы для рабочих, склады, вокзалы и доходные дома. Цели торговой конкуренции заставляли искать наиболее дешевые, экономически выгодные конструкции. Технический процесс стал научной задачей строителей.
Кризис архитектуры как
Во второй половине века кризис еще более усилился. Строили много, гораздо больше, чем в первой половине века, но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов и фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами – колодцами.
Так постепенно менял свой стройный строгий вид Петербург, его прекрасные, уже сложившиеся улицы и площади.
Таким образом, если вторая половина XIXв. для русского изобразительного искусства стала эпохой расцвета, то эти же годы для русской архитектуры были годами ее деградации в художественном отношении.
Оценивая в целом искусство второй половины века, можно заметить, что различные его виды в разной степени отразили передовые демократические идеи времени. Последовательнее и с наибольшей творческой емкостью это сделала живопись. Традиции реалистического искусства передвижников составляют подлинную сокровищницу национального художественного наследия.
§3. Две линии в русской культуре XIXв.
Две линии видели мы в истории русской культуры XIXв., - линии, и сегодня так или иначе определившие живые и продуктивные тенденции национально-культурного развития, а значит, сохраняющие до сих пор свою актуальность и привлекательность в том или ином отношении. Одну из них являет “славянофильство” (идеология и культурная политика представителей отечественной мысли и литературного движения). Другая – “западничество” наиболее ярко заявленная в XIXв. революционными демократами (весьма условны и чрезмерно политизированными), а также их прямыми и косвенными предшественниками и последователями – от Радищева до Плеханова и Ленина.
Две линии в развитии русской культуры XIXв. осуществляли своего рода “разделение труда” внутри единой национальной культуры. Одна – культурно-самобытная в широком смысле – сосредоточила свое основное внимание на понимании и объяснении черт и представлений, составляющих исключительно национальную специфику русской культуры – примечательно к истории отечественной культуры, истории русской общественной мысли, психическому складу русского этноса, национального самосознания русского народа. Эта специфика получала в разное время различное, но вместе с тем и сходное наименование: “русское просвещение”, “русская мысль”, “русское воззрение”, “русский ум” и т.п.
К идейным исканиям славянофилов обращались
художники и мыслители “
В советской культуре к славянофильской
идеологии и культурному почвен
Наследие славянофилов интересовало и тех литераторов, которые выступали под лозунгами патриотизма, национального возрождения России и русской культуры, защиты русской культуры от иностранного влияния, противостоя официальной линии ортодоксально коммунистического или либерально-демократического толка. К неославянофильской идеологии, так или иначе, тяготели - в рамках советской, позднетоталитарной культуры – писатели, критики и мыслители почвеннической, самобытно русской аристократии: Солженицын и Шафаревич, Распутин и Белов, и др. их относительная оппозиционность правящему режиму каждый раз выражалась в стремлении охранить и по возможности усилить национально-культурное своеобразие – в противовес размыванию и разрушению национальной специфики в духе коммунистического интернационализма или космополитического либерализма.
Другая линия в развитии русской культуры – радикально модернизаторская, западническая по идеям и идеалам, “революционно-освободительная” – направлена вширь, за пределами ее национального своеобразия. Проникнутая идеями поступательного прогресса, а вместе с ним и историзма, эта линия русской культуры обращает свое внимание по преимуществу на изменчивое содержание национальной культуры; акцентирует ее протеизм, что стимулируется самим ходом общественно-исторического развития. Ориентируясь на отвлеченные представления о критериях общечеловеческого прогресса, разума, цивилизации, мировой культуры, представители этой линии стремились вывести, извлечь, и “вырвать” русскую национальную культуру из заданных национально-специфических условий ее возникновения и становления, преодолев их; разрушить назвавшиеся искусственными границы, отделившие русскую культуру от развитых культур Запада; уничтожить внешние, преимущественно социально-политические ограничения, препятствующие росту и прогрессивному развитию отечественной культуры, вызывающие ее отставание и консерватизм.
В постоянном интересе к истокам русской ментальности, к имманентным закономерностям становления русской культуры в ее национальном своеобразии, к устойчивым, относительно постоянным и определенным составляющим национального характера и самосознания русского народа – безусловная заслуга этой линии в развитии отечественной культуры. Эта линия получила название центростремительной – характеризует направленность всего миросозерцания, всех творческих и исследовательских усилий, всех ценностно-смысловых ориентацией вглубь: на осмысление исторически ускоренных процессов национальной культуры; на выявление тех ее глубинных механизмов и тяготений, которые и образуют “целое” национальной культуры – при всем многообразии ее содержания и форм; на закрепление и узаконение наиболее устойчивых, исторически мало меняющихся смысловых структур, традиций, символов и ассоциаций на самосохранение, а подчас и обособление национальной культуры в семантическом поле мировой культуры в качестве неповторимого, уникального духовно-практического образования.
Единство и борьба центростремительной и центробежной тенденции оказывается принципиальным конструирующим моментом для русской культуры.
По-другому складывалась судьба радикально-демократической идеологии. На протяжении большей части своей дореволюционной истории эта идеология выступала не просто как оппозиционная к официальному идеологическому курсу, но и прямо как противоборствующая ему “подрывная деятельность”, дестабилизирующая культуру мира. Эта линия развития культуры отечества воплощала в себе критическое, “отрицательное”, более или менее разрушительное начало по отношению к официальной культуре; она питала в XIXв. своими идеями, образами, настроениями, пафосом революционное движение демократическую, затем социалистическую революционно-освободительную мысль, развивавшуюся нелегально.
Прямые наследники центробежной силы в развитии русской культуры – большевики – после победы в революции оказались в положении не просто представителей господствующей, приоритетной культуры, но и единственной официально признанной, монопольной, вообще возможной.
Заключение
В первой половине XIXв. политика царизма направлена на сохранение сословной культуры общества и тем самым мешала формированию подлинно демократической культуры. И все же национальный подъем, вызванный победой в войне 1812г., ведущей ролью России в разгроме Наполеона, способствовал значительному прогрессу ее культуры. В это время создаются непреходящие эстетические ценности мирового значения в области искусств, начинается “золотой век” русской литературы. Отличительная черта этой эпохи – демократизация культуры, увеличение числа ее деятелей из непривилегированных сословий, начало широкого распространения лучших достижений русской и мировой культуры.
В период преобразований начала XIXв. была реформирована система народного просвещения. В 1802г. появилось Министерство народного просвещения. По положению об устройстве учебных заведений (1803г.) было создано 6 учебных округов во главе с попечителями и 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, гимназии в губернских городах и университеты. Провозглашалась преимущественность между школами всех ступеней.
В начале века появились и закрытые учебные заведения для дворян – лицеи (в Ярославле, Одессе, Нежине, Царском Селе), которые готовили высших государственных чиновников.
Необходимость обучения грамоте требовала расширения сети школ. С 30-х годов различные ведомства открывают начальные школы к 1861г. их было создано около 30 тысяч.
Первая половина века стала временем
существования различных
Итак, к середине XIXв. можно говорить о завершении в основных чертах процесса формирования национальной культуры. К этому времени завершается процесс складывания литературного языка, характерных особенностей русской национальной культуры, которые выражались в ее особой общественной сопричастности и социальности.
Падение крепостного права и последующие реформы открыли новую эпоху в развитии просвещения и науки в России.
Социальное и экономическое развитие страны требовали более высокого уровня развития системы народного образования. Поэтому реформа народного образования стала неотъемлемой частью социальных преобразований второй половины века.
После 1861г. в России увеличивается сеть начальных школ. Они делились на: 1) церковно-приходские школы; 2) школы, открытые земствами; 3) крестьянские школы грамоты. Наилучшее образование давали земские школы с трехгодичным обучением. Общая грамотность всего населения в 1860г. составила 6%, а в 1897г. – 21%.
Информация о работе Культура XIX в и её вклад в мировую культуру