Культурные и исторические аспекты римской религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы.
В первом разделе рассматриваются основные этапы и характерные черты древнеримской религии. Второй раздел посвящен зарождению римской религии и начальному её развитию. В третьем разделе описаны влияние греческой религии на развитие римской, зарождение и становление своей собственной мифологии, пантеона богов. В четвертом разделе рассматривается религиозная реформация Августа и зарождение христианства в Древнем Риме.
В заключение приведены выводы об особенностях религии Древнего Рима. Историография. Была использованы труды как отечественных, так и зарубежных авторов: А.Ф.Лосев, Е.М. Штаерман, Т. Моммзен, М. Нильссон, К. Куманецкий и другие. Основными источниками литературы стали монографии по истории Древней Греции и Древнего Рима.
Интересна книга К. Куманецкого под названием «История культуры Древней Греции и Рима». Материал построен по хронологическому принципу, по рубрикам, соответствующим тем или иным областям культуры: философии, историографии, поэзии, архитектуре, религиозным верованиям и т.д. Где это возможно, - по принципу персоналий: историков, философов и поэтов.

Содержание

Введение………………………………………………………….…..……….….3
Раздел I Основные этапы и особенности развития римской религии
Раздел II Зарождение римской религии
Раздел III Римская религия эпохи Республики…………….….……………14
§1. Основные культы
§2. Влияние греческих культов
Раздел IV Римская религия эпохи Империи ………………….....…....……19
§1. Реформация римской традиционной религии Августом
§2. Зарождение христианства
Заключение ………………………..…………………………………..……….25
Список использованной литературы………….………………………..…….27

Вложенные файлы: 1 файл

Римская религия.docx

— 73.27 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и  науки РФ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 

Факультет  экономики, истории и права

Специальность «История» 
 

                   Кафедра Истории и методики    преподавания 
               
               
               

КУРСОВАЯ   РАБОТА

 
 

Культурные  и исторические основы римской религии 
 
 
 
 
 
 

Выполнил (ла)                                                                                   Научный руководитель

Студентка 4 курса гр.08-Н-И                                              к.и.н., ст. преподаватель

Аббасова 

           (ф.и.о. полностью)                                                               (уч. степень, уч. звания, ф.и.о.)

___________________________                                               ____________________________

                  (подпись)                                                                               (подпись) 

                                                            г. Новороссийск

2011 г. 
 
 

Содержание

Введение………………………………………………………….…..……….….3

Раздел I      Основные этапы и особенности развития римской религии

Раздел II    Зарождение римской религии

Раздел  III  Римская религия эпохи Республики…………….….……………14

                §1. Основные культы

                §2. Влияние греческих культов

Раздел IV    Римская религия эпохи Империи ………………….....…....……19

                 §1. Реформация римской традиционной религии Августом

                 §2. Зарождение христианства                         

Заключение  ………………………..…………………………………..……….25

Список  использованной литературы………….………………………..…….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Актуальность  темы. Термин «античность» происходит от латинского слова антиквус – древний. Им принято называть особый период развития Рима, а также тех земель и народов, которые находились под его культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не может быть только определенным, однако, они совпадают со временем существования самих античных государств: с XI – IX вв. до н.э. – времени становления античного общества в Греции до V в. н.э. - гибель римской империи под ударом варваров.

Общими  для античных государств были пути социального развития и особая форма  собственности – античное рабовладение. А также основанная на ней форма  производства. Общей была их цивилизация  с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличие  в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.

Античность  оставила огромный культурный опыт, интерес  к ней не остывает ни на минуту. В  ней еще столько загадочного, нераскрытого, это, прежде всего, связано  с отдаленностью нас от нее  веками. Особенный интерес представляет то, каким образом римляне смогли создать столь сильное государство с высокоразвитой культурой.

Главным стержнем в античной культуре была религия и мифология. Поэтому  представляется актуальным исследовать  религию древних римлян как основу всей античной культуры, к которой  обращаются и сейчас.

Цель. Можно поставить следующую цель данной работы – охарактеризовать развитие религиозных представлений в Древнем Риме с VIII в. до н.э. по V в. н.э.

Задачи. В соответствии с поставленной целью определим следующие задачи исследования:

  1. Определить основные этапы развития религии в Древнем Риме и охарактеризовать особенности римской религии.
  2. Проанализировать возникновение и начальное развитие религии в Риме.
  3. Охарактеризовать основные древнеримские культы и влияние на них греческого мировоззрения.
  4. Проанализировать реформацию римской традиционной религии Августом.
  5. Охарактеризовать и проанализировать возникновение и характерные черты раннего христианства в Риме.

Методы. В ходе подготовки курсовой работы были использованы метод анализа научной литературы, метод систематизации и обобщения описания религиозных представлений в различные исторические эпохи.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы.

В первом разделе рассматриваются основные этапы и характерные черты древнеримской религии. Второй раздел посвящен зарождению римской религии  и начальному её развитию. В третьем разделе описаны влияние греческой религии на развитие римской, зарождение и становление своей собственной мифологии, пантеона богов. В четвертом разделе рассматривается религиозная реформация Августа и зарождение христианства в Древнем Риме.

В заключение приведены выводы об особенностях религии Древнего Рима. Историография. Была использованы труды как отечественных, так и зарубежных авторов: А.Ф.Лосев, Е.М. Штаерман, Т. Моммзен, М. Нильссон, К. Куманецкий и другие. Основными источниками литературы стали монографии по истории Древней Греции и Древнего Рима.

Интересна книга К. Куманецкого под названием «История культуры Древней Греции и Рима». Материал построен по хронологическому принципу, по рубрикам, соответствующим тем или иным областям культуры: философии, историографии, поэзии, архитектуре, религиозным верованиям и т.д. Где это возможно, - по принципу персоналий: историков, философов и поэтов.

В работе Поликарпова В.С. «История религии» религия представляется в нескольких аспектах, что позволяет выделить различия и общие ее черты, сущность и структуру. Автор начинает с религии в первобытном обществе и заканчивает современными религиозными учениями и верованиями. Он также дает исторический анализ религий, которые имеют общий элемент, общую ценность – это особое отношение к святому, к сакральности.

Основным  источником по истории религии древних  римлян стала монография Т. Моммзена «История Рима», подразделенная на 3 части. Она изложена на основе достоверных  документах. Здесь дан блистательный  анализ событий, свершившихся в важнейший  период европейской истории (от периода  основания Рима до основания военной  монархии). Книга отличается глубиной, точностью и универсальностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Раздел I. Основные этапы  и особенности  развития римской  религии 

История Древнего Рима волнует наше воображение  обилием драматических событий, ярких выдающихся личностей. Она  охватывает период с 8 в. до н. э. по 5 в. н. э. Римская культура многая взяла  и переработала у Древней Греции и древнеиталийской культуры этрусков. Настоящей сердцевиной Италийской земли была средняя часть этого  пространства, там, где лежат Этрурия, Кампания и Лаций. Эти области смотрят на запад, в то время как в Греции Аттика и Македония – те области, в которых происходили основные события истории Греции – обращены к Востоку.

История религиозных воззрений в Риме делится на множество периодов. Рассмотрим развитие религиозных представлений Древнего Рима в рамках трех этапов:

1)  Зарождение римской религии (8-7 вв. до н.э.)

2) Развитие религии в раннереспубликанский период (6-4 вв. до н.э.)

3)  Религия Империи (кон. 1 в. до н.э. – 5 вв. н.э.).

Несмотря  на общие индоевропейское происхождение  и на то, что римляне сами утверждали тождественность своих богов  греческих аналогам (Юпитера –  Зевсу, Юноны – Гере, Марса –  Аресу), их религия имела свои особенности, порожденные спецификой возникновения  римского государства и его развития. Характерными чертами римской религии являются:

  1. Тесная связь религии и государства, проявляющаяся во всех сферах религиозной практики. Многие религиозные празднества, первоначально носившие родовой или семейный характер, позднее приобретали государственное значение и служили официальными государственными мероприятиями. Не менее характерно и положение жрецов, которые не выделялись в отдельную категорию населения (как это было, например, в классической Греции), а являлись государственными служащими. В качестве таковых жрецы-авгуры, занимавшиеся гаданиями на внутренностях животных, обязательно прикреплялись к отдельным легионам римской армии, чтобы выбирать наилучшее время для проведения сражений и предсказывать их результат. Другим следствием этой связи было отсутствие мистерий, распространенных в Греции: римская религия периода республики носила сугубо рациональный характер, исключающей возможность проявления неистовства и исступления.
  2. Смешанный характер самой римской религии. Пантеон римских богов подразделялся на 4 основные группы:
  3. Исконные боги римлян (Юпитер, Юнона, лары – боги покровители домашнего очага)
  4. Боги, заимствованные из культов других италийских племен на раннем этапе существования римского государства, когда подчиненные Риму племена добавляли своих богов в государственный культ.
  5. Боги, заимствованные из греческой религии уже в эпоху эллинизма.
  6. Персонифицированные философские понятия, которым воздвигались храмы и в честь которых проводились государственные празднества в эпоху Римской империи.

Характерной чертой римской религии является скрупулёзность в составлении списка почитаемых богов и тщательное расписывание осуществляемых ими функций. Каждая черта человеческого характера, каждая постоянно совершаемое действие имело своего бога-покровителя.

Господствующей  формой древнеримской религии был  культ полисных божеств, сформировавшийся в процессе развития культа божеств  тех племен, из которых сложился римский народ.

Долгое  время среди исследователей господствовала теория нуменов (от лат. нумэн – «божественная сила»). Нумен – сверхъестественная сила, которая могла проявляться в любых объектах живой и неживой природы, а также предметах культуры. Нумен как божество не было личностью. Единственным признаком его определенности служило его имя, образованное от названия той части действительности, которой это божество, представление древних римлян покровительствовало. Однако, исследования второй половины XX века показали, что изначальным было все же почитание полисных божеств, а не абстрактных нуменов. Последние появились лишь в греческих текстах.

По убеждению  римлянина, человеческая жизнь во всех, даже самых мельчайших проявлениях  подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так  что человек на каждом шагу зависел  от какой-нибудь высшей силы. Повсюду  мерещилось какое-либо божество, и не даром один из латинских писателей I века н.э. сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека. Наряду с такими богами, как и Юпитер и Марс могущество которых все более возрастала, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни или хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, жизни человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика. Кунина была покровительница колыбели. Румина заботилась о пище младенца. Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после того, как он был отнят от груди. Куба наблюдала за его переносом из колыбели в постель. Статан учил ребенка стоять, а Фабулин – говорить. Интердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома. И так было во всем. Каждая неудача, хотя бы самая пустячная, каждый успех, хотя бы и самый ничтожный, были проявлением гнева или благосклонности божества. Римлянин знал богиню Лихорадки – Фебрис, бога Вермина, насылающего порчу на скот, он отмечал праздник моли и мышей, ставил часовню богине Кашля. Эта суеверная мелочность неоднократно вызывала насмешки. «Каждый в своем доме, - говорил Августин, - имеет одного привратника, и этого вполне достаточно, так как он человек. Но они поместили здесь аж трех богов: створки отдал под опеку Фуркула, петли – богине Кардее, а порог – богу Лименту. По видимому этот Фуркул не умел одновременно стеречь и петли и порог». 

Информация о работе Культурные и исторические аспекты римской религии