Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:29, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть культ святых средневековой Германии
Задачи:
1.выяснить истоки появления культа святых
2.описать особенности культа святых
3. описать историю жизни и культы святых Вестфалии и историю жизни
Введение 3
Глава 1.Особенности культа святых 4
1. 1.Понятиекульта. Содержание и особенности культа святых 4
1. 2.Происхождение культа святых и христианизация Германии 12
Глава 2. Cвятые средневековой Вестфалии 20
2.1. Святая Гертруда 20
2.2. Cвятой Бонифаций и святой Святой Суитберт 23
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Впрочем, если обстоятельства способствовали тому, он вел себя мягче — вступал с язычниками в споры, расспрашивал о происхождении их богов, о связи их с началом мира, искусно изыскивал противоречия в их ответах и своими меткими репликами приводил их в замешательство. Природное красноречие, величественная внешность, непреклонная сила духа и непоколебимая уверенность в своей правоте помогали ему неизменно одерживать вверх над своими соперниками. Одну за другой он строил новые церкви и основывал монастыри.
Прослышав об успехах Бонифация, из Британии прибыло много монахов и монахинь. Каждый из них был прикреплен к определенной территории, где организовывал монастырь и школу для вновь обращенных. Пишут, что среди добровольных сподвижников Бонифация большую роль играли женщины, на плечи которых оказалась возложена значительная часть миссионерской работы. В 732 г., отмечая заслуги Бонифация, папа Григорий III возвел его в архиепископы. Когда он в 738 г. в третий раз посетил Рим, его приняли с великой честью, подобающей миссионеру, который к этому времени крестил сотни тысяч обращенных. Его полномочия были значительно расширены.
В 739 г., возвращаясь
из Рима, Бонифаций задержался в
Баварии и устроил по просьбе
ее герцога правильное управление здешней
церковью. В 741 г. папа Захарий уполномочил
его преобразовать также
Когда в 754 г., не имея больше сил заниматься активной миссионерской деятельностью, Бонифаций сложил с себя архиепископство, подавляющая часть германцев была уже крещена. Последние дни он намеривался провести в своем монастыре в Фульде, но, перед тем как окончательно удалиться на покой, решил еще раз побывать во Фризии. Вместе с несколькими спутниками Бонифаций отправился в Утрехт и крестил здесь несколько тысяч язычников.
Всем новообращенным он велел собраться накануне Троицы в местечке близ Доккута, чтобы совершить над ними таинство миропомазания. Однако вместо христиан в Доккут явилось множество агрессивно настроенных язычников. Старик Бонифаций и все его 52 спутника были убиты (в том числе утрехтский епископ Эобан). Произошло это в 755 г. Тело Бонифация, согласно его завещанию, погребли в Фульде. В дальнейшем ничто так не способствовало процветанию этого аббатства, как обладание его мощами. Что касается Фризии, то она была крещена учениками Бонифация только в конце VIII в.
Особая историческая роль Бонифация заключается в том, что его деятельность была направлена на создание в восточных землях церковных структур, подчинённых центру папства Риму. Именно так организовывалась церковь на Британских островах, и именно её Бонифаций представлял, в отличие от своих ирландско-шотландских предшественников на континенте. Начало миссионерской деятельности Бонифация не было вполне успешным, но вскоре ему удалось получить благословение папы, что постепенно обеспечило ему необходимый авторитет и поддержку франкской знати. Своей деятельностью Бонифаций распространял влияние Рима на происходящее в западной и центральной частях Европы. Поддержка Рима была залогом успеха миссионерской деятельности, но, более того, Бонифацию удалось заложить основы церковной иерархии с центром в Риме, независимой в своих решениях от светской власти.
Всё же ему не
удалось создать такую
Успех миссионерской
деятельности св. Бонифация заложил
прочные основы союза с Римом.
Отныне все действия св. Бонифация
согласовывались с папским прес
На общегалльском соборе 745 г. под его нажимом была закреплена иерархия (во главе с метрополией в Кёльне) государственной церкви. Среди главнейших достижений Бонифация стало основание ок. 744 г. Фульдского монастыря, ставшего одним из ведущих центров образования (вклад Бонифация в его практическую и интеллектуальную организацию просто огромен) и миссионерства своей эпохи. Последняя миссия Бонифация в 754 г. во Фрисландии завершилась его гибелью.
Эпоха средневековья
и сама породила многочисленные культы
мучеников. Появление фигур и
культов мучеников стало
Эти культы зачастую имели не только церковно-религиозное, но и политическое звучание, особенно в тех случаях, когда миссионерская деятельность рассматривалась как существенная обязанность светской власти. Убийство в 754 г. Крупнейшего церковного деятеля франкской эпохи, восьмидесятилетнего Бонифация, увенчавшего свои многолетние усилия по реформированию и упрочению церковной организации в землях франкской державы миссией к язычникам, фризам, получило широчайший отклик. Современники были буквально потрясены этим событием — уже через десять дней после гибели Бонифация, сразу по получении первых известий о ней, основанный им монастырь в Фульде получил многочисленные пожертвования и стал центром культового почитания.
Почитание мучеников было не только важным элементом церковной жизни, но и сферой своеобразного противостояния официальной церковной и массовой религиозности. В массовом сознании религиозным значением обладал сам факт невинной гибели, которая, по всей видимости, была созвучна архетипическому религиозному мифу о "магическом и сакральном значении жертвенной смерти. Неслучайно стихийное и массовое почитание нередко возникало вокруг фигур убитых правителей, хотя бы их смерть была лишена каких-либо прямых связей с христианским религиозным служением.
В эпоху
позднего средневековья, в
Святой Суитберт, по рождению граф Ноттингемский, родился в VII веке в Англии (логично предположить, что в Ноттингеме). В 690 году он вошел в группу из двенадцати бенедиктинских монахов-миссионеров, образованную св. Виллибрордом для проповеди в Германии. Поначалу св. Суитберту была поручена проповедь в западной Фризии (сегодняшней Голландии). Однако молодого миссионера тянуло в неизведанные еще страны и области, простиравшиеся за Рейном.
Однако св. Виллиброрд эту тягу к неизведанному не поощрял, и только после отъезда последнего в Рим и после назначения св. Суитберта епископом (правда, без кафедры, в обычном для тех времен чине бродячего епископа-миссионера) он смог распространить свою деятельность к северу от Рейна и в район Вестфалии.
Жившее там племя встретило его враждебно, однако св. Суитберт повел себя мудро и научил для начала аборигенов различным искусствам, им до тех пор неизвестным, – в частности, вспахиванию земли и коневодству. Этим он расположил к себе сердца диких охотников, и смог приступить к проповеди, которая принесла поначалу обильные плоды, однако вскоре язычники-саксы из соседних земель, считавшие всех христиан союзниками ненавистных франков, стали чинить ему препятствия. В конце концов они завоевали всю территорию, где проповедовал св.Суитберт, а самого его взяли в плен, и он смог спастись лишь чудом и вынужденно удалился на подаренный ему королем Пепином маленький островок Кайзерверт на Рейне, неподалеку от Дюссельдорфа. Здесь в 710 году святой основал монастырь, где готовил миссионерские «кадры» для проповеди на правом берегу Рейна, и до своей смерти 1 марта 713 г. успел еще обучить и благословить многих молодых подвижников.
Кроме того, на острове было организовано что-то вроде маяка, чтобы корабли могли и ночью благополучно миновать остров. В случае же, если какой-нибудь корабль все же терпел бедствие, монастырская братия под руководством Суитберта оказывала пострадавшим необходимую помощь. Разошлась молва, будто святой получил от Бога дар возвращать к жизни утопленников.
После смерти святого Рейн принес к острову так много глины и грязи, что остров в самое короткое время навсегда соединился с берегом.
В церкви на Кайзерверте, сохранившейся и до наших дней, над алтарем висит якорь, в память чуда, о котором рассказывают в тех местах: однажды с борта одного из проходивших по Рейну кораблей упала маленькая девочка, и ее выловили только несколько часов спустя, уже бездыханную, с помощью именно этого якоря. Отчаявшийся отец вернулся в монастырь и, с девочкой на руках, бросился к алтарю, молясь св. Суитберту и требуя от того помощи. И, паче всякого чаяния (отец рассказывал, что святой сам на мгновение появился у своего алтаря), девочка ожила.11
Заключение
Святость составляет одно из ключевых понятий христианского мировоззрения, являвшегося основой западноевропейской цивилизации Средневековья. В то же время конкретные проявления почитания святых складывались и развивались исторически и могли принимать разнообразные формы в тех или иных условиях. Исследования последних десятилетий позволили взглянуть на культ святых как на социокультурный феномен, отражающий идеалы и представления различных социальных групп и играющий важную роль в формировании и сохранении идентичности религиозных общин.
Культы святых
в определенной мере отражают коллективные
представления о прошлом и
одновременно участвуют в их конструировании.
Таким образом, изучение культов
святых чрезвычайно важно для
более глубокого понимания
Основную массу ранних саксонских святых составляли духовные лица. Значительная часть из них были главами и членами религиозных общин. Как правило, их почитание складывалось в родной обители вскоре после смерти и оставалось на местном уровне. Особую роль в этой группе играли святые основательницы и аббатисы, многие из которых принадлежали королевским родам. В агиографических образах святых аббатов и аббатис можно выделить два основных аспекта – устроительная деятельность на благо монастыря и личное благочестие. Еще одна группа среди духовных лиц – святые епископы.
Саксонские мученики, отнесение которых именно к этой категории в рассматриваемый период не вызывает сомнений, составляют небольшую группу. Центральное место в ней занимает Бонифаций (убит в 754 г.). Обращает на себя внимание четкость формулировок в отношении этих святых по сравнению с убиенными святыми королевской крови.
.
Список использованной
литературы
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры .-М.:Гардарика,2007