Лекции по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:54, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Казахстан в эпоху каменного и бронзового века (2 часа)
Предмет и задачи курса.
Каменный век на территории Казахстана (периодизация, основная характеристика).
Казахстан в эпоху бронзы. Возникновение и природа кочевого общества.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.doc

— 419.50 Кб (Скачать файл)

     В XV-XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории.  

     2. Среди аспектов происхождения казахского народа есть лингвистический и антропологический. Антропологический тип или расовая принадлежность более устойчивые явления, чем культура, язык, этнос. Это обстоятельство позволяет искать близких физических предков казахов на рубеже I-II тысячелетии.

       Археологические исследования памятников  эпохи бронзы позволяют сделать вывод, что население Казахстана в этот период имеет общую антропологическую основу, представленную протоевропеоидной расой без примеси монголоидных элементов.

     Антропологические исследования эпохи раннего железа свидетельствуют, что в основе физического типа саков лежит андроновский антропологический тип. Вместе с тем европеоидный тип  сакских племен становится более мягким, появляется слабая монголоидная примесь. Монголоидные элементы встречаются чаще у саков северного и восточного регионов, чем у саков Центрального Казахстана.

     В усуньское время (Ш в. до н.э. - Ш в. н.э.) прослеживается генетическая приемственность населения Центрального и Юго-Восточного Казахстана с саками. Для усуней также характерна европеоидная раса с умеренной монголоидной примесью.

     Дальнейшая  судьба насельников Казахстана связана  с племенами хунну. Вторжение  центральноазиатских племен  хуннов повлекло за собой изменение физического облика местных племен в сторону усиления монголоидности. Палеоантропологический материал эпохи раннего железа показывает, что предковой антропологической формой современных казахов является европеоидно-монголоидная физическая основа.

     В тюркский период доля монголоидности увеличивается, хотя основная масса  этнических образований тюркского  времени была европеоидной. Соотношение условной доли монголоидных элементов  составляло половину, а в некоторых случаях даже 1/3 часть общего генофонда.

     Монгольское завоевание изменило развитие этнических процессов, способствовало усложнению этнической структуры населения Казахстана, усилению монголоидности его антропологического типа. Таким образом, доля монголоидности или восточного компонента у населения Казахстана стала преобладать над европеоидной, что сохраняется и до наших дней. Следовательно,  расовый тип современных казахов сложился на основе взаимодействия автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной рас.

     Лингвистической основой автохтонного населения  Казахстана являлась принадлежность к  индоевропейской языковой системе (саки, савроматы). Вместе с тем, среди ученых существует и другая теория, по которой лингвистическую основу древних насельников Казахстана составляет прототюркская языковая общность. В целом, лингвистическую общность казахского народа, можно представить в виде последовательной цепи: древнеевропейская-индоиранская – прототюркская-тюркская-казахская. Таким образом, в XV-XVI вв. на территории Казахстана возник новый этнос «казахи».

     Есть  много интерпретаций, легенд и гипотез  о происхождении этого слова. Так, одна из последних гипотез, выдвинутых учеными предполагает, что слово «казак» появилось в период существования Западно-Тюркского каганата. Когда в 603 году Тюркский каганат распался на два государства - Восточный и Западный, племена, которые вошли в состав Западного стали именоваться «казаками», возможно, было другое звучание «касак, кайсак, косог» и др. В тюркском  языке слово «кас» означало настоящий, а «ак»- сторону света, в данном случае – Запад. Некоторые ученые относят первые упоминания этнонима «казак» ко времени Кыпчакского ханства, так, в кыпчакскую конфедерацию входили племена под именем «казак». Первоначально это слово имело социальный смысл. Людей, отколовшихся от основной массы, называли «казак». Племенные группы, которые вместе с Жанибеком и Кереем ушли из владений Абулхайра стали называть «казаками». Лишь после образования казахской народности термин «казак» обретает этническое значение.

Вопросы для самоконтроля:

  1. К какому периоду можно отнести  начало этнообразовательных процессов  на территории Казахстана?
  2. Роль хунну в этногенезе казахов?
  3. Особенности этногенеза в послемонгольский период?
  4. Когда завершился процесс образования казахской народности?

 

Рекомендуемая литература:

  1. Исмагулов О.И. Этническая антропология Казахстана. Алма-Ата, 1989.
  2. Грач А.Д. Древние кочевники в Центральной Азии. М.,1989.
  3. Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV нач.XVI веков. Алма-Ата,  1977.
  4. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан летопись трех тысячелетий. Алматы, 1992.
  5. Казахи. Исторические личности. 9-томный популярный справочник. Алматы,1998.
  6. Шакарим Кудайбердыев. Родословная киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата, 1990.
  7. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во 2 пол. XVI века. Алма-Ата,  1985.
 
 

Тема 6. Общественно-политический строй казахов  в XV-XVIII вв. (2 часа)

    1. Политический строй и общественные отношения  в казахском ханстве.

    2. Жузы и их родоплеменной состав.

    3. Социальная структура казахского общества. 

     Цель  лекции: рассмотреть вопросы общественно-политического устройства казахского общества в ХV-ХШ вв., определить особенности этнической структуры казахского общества.

       Ключевые слова: курултай, адат, шариат, жуз, ак-суйек, кара-суйек, торе, бии, батыры.

     1. Казахское ханство было иерархизированной социально-политической структурой, сочетавшей элементы монархии и феодальной республики.  Ханство не сложилось в централизованное государство. Во главе государства стоял – хан, совмещавший  гражданскую, административную и военную власть. Ханство состояло  из улусов во главе с султанами. Каждый улус состоял из десятка тысяч семей. Несколько семей составляли колено (фирке), определенное количество колен составляло род или племя (тайпа). Ежегодно созывалися курултай (народное собрание) в числе аристократов – старейшин и правителей родов, султанов – для решения совместно с ханом  общегосударственных дел. Влиятельные родоначальники составляли при хане совет биев – законосовещательный орган.  К городской верхушке относились чиновники местной администрации – визири, уакили, хакими, даруга, назначавшиеся ханами,  и удельными правителями. Служащие более низкого ранга занимались сбором налогов, надзором за ирригационной системой. Система государственного управления была основана на обычном праве – адат. Наряду с обычным правом  действовали нормы мусульманского права - шариат. Основой государственности являлась родовая организация населения.

     Общественные  отношения у казахов характеризуются  как патриархально-феодальные. Отмечается большая степень развитости феодальных отношений в экономически развитых земледельческих районах  Южного Казахстана, чем в степных районах, где преобладало экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство.

     Существовала  общинная форма землепользования. Скот находился в частной или семейной собственности.

       Однако в Южных районах Казахстана  сложились устойчивые формы феодального условного землевладения и земельной собственности. Наиболее известные формы: сойургал, икта, мильк, вакф.

     2.  Особенностью Казахстана является то, что на его территории возникли жузы.  «Жуз» – этнотерриториальное объединение, регулирующее социальную, политическую и экономическую жизнь общества.  К XV-XVI вв. жузы пришли уже сложившимися, но их формирование происходило в предшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности. Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населения.

     Племена каждого из трех жузов были связаны  между собой  общими маршрутами кочевания, имели общую этническую территорию.

     Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно. В состав Старшего жуза входили племена: уйсыны, канлы, дулаты, жалаиры, албаны, ысты, суаны, ошакты, шапрашты.

     Средний жуз, образованный в результате объединения  племен – кыпчаков, найманов, аргынов, уаков, конратов, кереитов и др., располагался в Центральном  и части Северо-Восточного Казахстана.

     Младший жуз, занимавший низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской  низменности, имел в своем составе  три больших племенных объединения: алимулы,  байулы, жетыру. В свою очередь  каждое из них включало в себя отдельные роды, так, байулы входили следующие роды: адай, жаппас, алаш, берш, есентемир, серкеш и др. всего 12-родов;  жетыру: табын, тама, жагалбайлы, рамадан и др.; алимулы: карасакал, какракесек, торткара, шекты и др.,   всего шесть родов.

     3. Социальная структура казахского общества основывалась на сословно-кастовом делении. В основе деления казахского общества лежало не столько имущественное положение, сколько социальное происхождение. К высшему аристократическому  сословию – ак суйек относились   потомки Чингис-хана (чингизиды): ханы, султаны и ходжи – потомки пророка Мухаммеда. Все остальное население относилось к кара суйек.

     Чингизиды не принадлежали ни к каким родам  и племенам, они составляли правящую группу общества.

     Согласно  обычаю, преимущественное право  на ханский титул имел старший в династийном роде.

     Нецарствующие чингизиды-султаны наделялись улусом, в котором было определенное число  родов и племен. В среднем в  улусе насчитывалось около 10 тыс. семей или юрт, не менее 60 тыс. человек.  Определение территории улуса, его передача или отчуждение осуществлялось ханом. Султан был правителем улуса с правом управления и командования улусным войском. Султаны не несли никаких повинностей, кроме  военной. Они освобождались от телесного наказания и не подлежали суду биев. Судить их мог только старший султан или хан. 

     В это сословие кара суйек входили  предводители родов и племен - бии.  Среди представителей казахской  военно-кочевой знати  упоминаются  эмиры, беки, мирхазаре-тысячники, йузбеги - сотники.

       Термин бай  применялся к любому лицу, обладавшему богатством. Рядовые кочевники - шаруа, земледельцы - жатаки, горожане, ремесленники, торговцы, жители оазисов, составляли единое податное население. Все они обязаны были платить многочисленные налоги и подати: зякет, согум, сыбага - со скотоводов, ушур, харадж, тагар -  с земледельцев и ремесленников.

     Исключительно тяжелой была воинская повинность. В сущности,  каждый рядовой кочевник считался воином и в любое время  был обязан явиться «конно и оружно» к султану или хану. Выходцы из рядовых воинов, отличившиеся ратными подвигами занимали место в  сословии батыров.

     Самой бесправной  социальной группой казахского общества были рабы (кулы). Основными источниками рабства был плен, долговая несостоятельность. 

                                         
 

    Вопросы для самоконтроля:

  1. Особенностью казахского народа было деление на жузы. Объясните значение термина «жуз».
  2. Назовите особенности социальной  структуры казахского общества.
  3. Экономические отношения и проблема собственности в казахском обществе.       
 

    Рекомендуемая   литература: 

  1. Аяганов Б.Г. Государство Казахстан: эволюция общественных систем. Алма-Ата,1993.
  2. Асфендияров С.Д. История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата,1993.
  3. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XVI века. Алма-Ата,1985.
  4. Кляшторный С.Г.,Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата,1992.
  5. Казахи. Исторические личности. 9-томный популярный справочник. Алма-Ата,1997.
  6. Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV-начале XVI в. (Вопросы политической и социально-политической истории). Алма-Ата, 1977.
  7. Шакарим Кудайбердыев. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата,1993.
 
 

Тема 7.  Начало джунгарского нашествия на территорию Казахстана (1643-1718 гг.)

Информация о работе Лекции по "Истории Казахстана"