Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:54, курс лекций
Тема 1. Казахстан в эпоху каменного и бронзового века (2 часа)
Предмет и задачи курса.
Каменный век на территории Казахстана (периодизация, основная характеристика).
Казахстан в эпоху бронзы. Возникновение и природа кочевого общества.
В
XV-XVI вв. в основном завершился многовековой
процесс формирования казахской народности
и ее этнической территории.
2. Среди аспектов происхождения казахского народа есть лингвистический и антропологический. Антропологический тип или расовая принадлежность более устойчивые явления, чем культура, язык, этнос. Это обстоятельство позволяет искать близких физических предков казахов на рубеже I-II тысячелетии.
Археологические исследования
Антропологические исследования эпохи раннего железа свидетельствуют, что в основе физического типа саков лежит андроновский антропологический тип. Вместе с тем европеоидный тип сакских племен становится более мягким, появляется слабая монголоидная примесь. Монголоидные элементы встречаются чаще у саков северного и восточного регионов, чем у саков Центрального Казахстана.
В усуньское время (Ш в. до н.э. - Ш в. н.э.) прослеживается генетическая приемственность населения Центрального и Юго-Восточного Казахстана с саками. Для усуней также характерна европеоидная раса с умеренной монголоидной примесью.
Дальнейшая судьба насельников Казахстана связана с племенами хунну. Вторжение центральноазиатских племен хуннов повлекло за собой изменение физического облика местных племен в сторону усиления монголоидности. Палеоантропологический материал эпохи раннего железа показывает, что предковой антропологической формой современных казахов является европеоидно-монголоидная физическая основа.
В тюркский период доля монголоидности увеличивается, хотя основная масса этнических образований тюркского времени была европеоидной. Соотношение условной доли монголоидных элементов составляло половину, а в некоторых случаях даже 1/3 часть общего генофонда.
Монгольское завоевание изменило развитие этнических процессов, способствовало усложнению этнической структуры населения Казахстана, усилению монголоидности его антропологического типа. Таким образом, доля монголоидности или восточного компонента у населения Казахстана стала преобладать над европеоидной, что сохраняется и до наших дней. Следовательно, расовый тип современных казахов сложился на основе взаимодействия автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной рас.
Лингвистической
основой автохтонного населения
Казахстана являлась принадлежность к
индоевропейской языковой системе
(саки, савроматы). Вместе с тем, среди ученых
существует и другая теория, по которой
лингвистическую основу древних насельников
Казахстана составляет прототюркская
языковая общность. В целом, лингвистическую
общность казахского народа, можно представить
в виде последовательной цепи: древнеевропейская-индоиранская
– прототюркская-тюркская-
Есть много интерпретаций, легенд и гипотез о происхождении этого слова. Так, одна из последних гипотез, выдвинутых учеными предполагает, что слово «казак» появилось в период существования Западно-Тюркского каганата. Когда в 603 году Тюркский каганат распался на два государства - Восточный и Западный, племена, которые вошли в состав Западного стали именоваться «казаками», возможно, было другое звучание «касак, кайсак, косог» и др. В тюркском языке слово «кас» означало настоящий, а «ак»- сторону света, в данном случае – Запад. Некоторые ученые относят первые упоминания этнонима «казак» ко времени Кыпчакского ханства, так, в кыпчакскую конфедерацию входили племена под именем «казак». Первоначально это слово имело социальный смысл. Людей, отколовшихся от основной массы, называли «казак». Племенные группы, которые вместе с Жанибеком и Кереем ушли из владений Абулхайра стали называть «казаками». Лишь после образования казахской народности термин «казак» обретает этническое значение.
Вопросы для самоконтроля:
Рекомендуемая литература:
Тема 6. Общественно-политический строй казахов в XV-XVIII вв. (2 часа)
1. Политический строй и общественные отношения в казахском ханстве.
2. Жузы и их родоплеменной состав.
3.
Социальная структура
казахского общества.
Цель лекции: рассмотреть вопросы общественно-политического устройства казахского общества в ХV-ХШ вв., определить особенности этнической структуры казахского общества.
Ключевые слова: курултай, адат, шариат, жуз, ак-суйек, кара-суйек, торе, бии, батыры.
1. Казахское ханство было иерархизированной социально-политической структурой, сочетавшей элементы монархии и феодальной республики. Ханство не сложилось в централизованное государство. Во главе государства стоял – хан, совмещавший гражданскую, административную и военную власть. Ханство состояло из улусов во главе с султанами. Каждый улус состоял из десятка тысяч семей. Несколько семей составляли колено (фирке), определенное количество колен составляло род или племя (тайпа). Ежегодно созывалися курултай (народное собрание) в числе аристократов – старейшин и правителей родов, султанов – для решения совместно с ханом общегосударственных дел. Влиятельные родоначальники составляли при хане совет биев – законосовещательный орган. К городской верхушке относились чиновники местной администрации – визири, уакили, хакими, даруга, назначавшиеся ханами, и удельными правителями. Служащие более низкого ранга занимались сбором налогов, надзором за ирригационной системой. Система государственного управления была основана на обычном праве – адат. Наряду с обычным правом действовали нормы мусульманского права - шариат. Основой государственности являлась родовая организация населения.
Общественные
отношения у казахов
Существовала
общинная форма землепользования. Скот
находился в частной или
Однако в Южных районах
2. Особенностью Казахстана является то, что на его территории возникли жузы. «Жуз» – этнотерриториальное объединение, регулирующее социальную, политическую и экономическую жизнь общества. К XV-XVI вв. жузы пришли уже сложившимися, но их формирование происходило в предшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности. Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населения.
Племена каждого из трех жузов были связаны между собой общими маршрутами кочевания, имели общую этническую территорию.
Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно. В состав Старшего жуза входили племена: уйсыны, канлы, дулаты, жалаиры, албаны, ысты, суаны, ошакты, шапрашты.
Средний жуз, образованный в результате объединения племен – кыпчаков, найманов, аргынов, уаков, конратов, кереитов и др., располагался в Центральном и части Северо-Восточного Казахстана.
Младший
жуз, занимавший низовья Сырдарьи, берега
Аральского моря, северную часть Прикаспийской
низменности, имел в своем составе
три больших племенных
3. Социальная структура казахского общества основывалась на сословно-кастовом делении. В основе деления казахского общества лежало не столько имущественное положение, сколько социальное происхождение. К высшему аристократическому сословию – ак суйек относились потомки Чингис-хана (чингизиды): ханы, султаны и ходжи – потомки пророка Мухаммеда. Все остальное население относилось к кара суйек.
Чингизиды не принадлежали ни к каким родам и племенам, они составляли правящую группу общества.
Согласно обычаю, преимущественное право на ханский титул имел старший в династийном роде.
Нецарствующие чингизиды-султаны наделялись улусом, в котором было определенное число родов и племен. В среднем в улусе насчитывалось около 10 тыс. семей или юрт, не менее 60 тыс. человек. Определение территории улуса, его передача или отчуждение осуществлялось ханом. Султан был правителем улуса с правом управления и командования улусным войском. Султаны не несли никаких повинностей, кроме военной. Они освобождались от телесного наказания и не подлежали суду биев. Судить их мог только старший султан или хан.
В это сословие кара суйек входили предводители родов и племен - бии. Среди представителей казахской военно-кочевой знати упоминаются эмиры, беки, мирхазаре-тысячники, йузбеги - сотники.
Термин бай применялся к любому лицу, обладавшему богатством. Рядовые кочевники - шаруа, земледельцы - жатаки, горожане, ремесленники, торговцы, жители оазисов, составляли единое податное население. Все они обязаны были платить многочисленные налоги и подати: зякет, согум, сыбага - со скотоводов, ушур, харадж, тагар - с земледельцев и ремесленников.
Исключительно тяжелой была воинская повинность. В сущности, каждый рядовой кочевник считался воином и в любое время был обязан явиться «конно и оружно» к султану или хану. Выходцы из рядовых воинов, отличившиеся ратными подвигами занимали место в сословии батыров.
Самой бесправной социальной группой казахского общества были рабы (кулы). Основными источниками рабства был плен, долговая несостоятельность.
Вопросы для самоконтроля:
Рекомендуемая
литература:
Тема 7. Начало джунгарского нашествия на территорию Казахстана (1643-1718 гг.)