Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 16:07, курс лекций
История как наука.
Основные принципы и методы исторического знания.
1. История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.
Изменение социально-политических процессов во второй половине 80-х гг. и в 90-е гг. (постсоветский период) открыло путь духовному плюрализму, возрождению достижений художественной культуры, ранее пребывавших в неизвестности. Была заново «открыта» культура Серебряного века, культура русского зарубежья, которая, развиваясь в эмиграции, стала неотъемлемой частью российской культуры и внесла большой вклад в развитие культуры мировой; происходит знакомство широкой публики с произведениями зарубежного искусства. Доступными становятся произведения, факты, документы, свидетельства, способствующие появлению новых взглядов на отечественную историю и культуру. Общество получило возможность приобщиться к ценностям православно-христианской культуры. Однако в новых условиях проявилась и противоречия современного культурного процесса: коммерциализация искусства, когда предпочтение отдается зрелищным, развлекательным видам искусства, приносящим быструю прибыль, засилье далеко не лучших образцов западной массовой культуры. Отсутствие достаточного внимания и поддержки со стороны государства театров, музеев, библиотек, образования, науки поставили национальную культуру в тяжелые условия, создав угрозу сохранности отечественного культурного наследия. Только осознание и преодоление этой проблемы в государственном масштабе будет способствовать сохранению культурной самобытности России, станет залогом ее существования в качестве цивилизованной мировой державы.
Лекция 5.5. РОССИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (рубеж XX-XXI вв.)
Формирование российской государственности. В 1991 г. В результате распада СССР появилось новое государство – Российская Федерация (РФ). Одной из самых актуальных задач этого периода стало сохранение территориальной целостности страны. В 1991 г. возникла угроза распада России. Республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской), также объявили себя суверенными. Татарстан, Башкортостан. Якутия. Чечня взяли курс на выход из состава Федерации. Тем не менее, к 1992 г. отношения России с субъектами Федерации удалось частично урегулировать. 31 марта 1992 г в Москве был подписан Федеративный договор, определивший взаимоотношения между субъектами Федерации.
В настоящее время в Федерацию входит 21 автономная республика, б краев, 49 областей, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов.
После длительных переговоров 15 февраля 1994 г. был подписан договор между РФ и Татарстаном на особых условиях.
Особенно напряженно сложились отношения Центрального правительства и Чечни, вылившиеся в две военные чеченские кампании 1994-96 и 1999-2000 гг.
Оформление российской государственности также проходило в сложной борьбе между президентом и парламентом, что привело к их открытому столкновению («войне властей»), которое произошло в сентябре-октябре 1993 г. 21 сентября 1993 г. Президент подписал указ о поэтапной конституционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета и проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти. Руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда признали действия Президента неконституционными. С помощью силовых структур конфликт был завершен подавлением оппозиции.
12 декабря 1993 г. На
Всероссийском референдуме
Структура власти
Президент | |||||
Законодательная власть |
Исполнительная власть |
Судебная власть | |||
Федеральное Собрание |
Правительство (состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров) |
Конституционный суд (разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов и нормативных актов), |
Верховный суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам). |
Высший Арбитраж-ный суд РФ (разрешает экономические споры). | |
Совет Федера- ции |
Государственная Дума (принимает федеральные законы, которые передаются на рассмотрение Совета Федерации, а после — Президенту для подписания) |
В начале 1990-х годов в России сложилась многопартийная система. Наибольшую активность проявляют так называемые «левые», социально-ориентированные, партии – КПРФ, «Трудовая Россия» и др., в качестве либеральной оппозиции выступают «правые» партии (СПС, «Яблоко»).
Социально-экономическое развитие. С конца 1991г. в России проводятся радикальные экономические преобразования:
Внешняя политика. Важным направлением внешнеполитического курса РФ являются отношения со странами так называемого дальнего зарубежья, прежде всего с США. После провозглашения окончания «холодной войны» был заключен ряд договоров о дальнейшем разоружении (в 1993 г. - ОСНВ-2, в 1994 г. – перенацеленность ядерных ракет в ненаселенные районы Земли). Внешнеполитический курс России определяется также стремлением сохранить свое влияние на Ближнем Востоке, развивать торгово-экономические отношения с различными странами, необходимостью сдерживать продвижение НАТО, противостоять угрозе международного терроризма (заявление 2002 г. Путина и Буша об антитеррористическом сотрудничестве).
Развитие партнерских отношений со странами Запада происходит в соответствии с соблюдением национальных интересов России.
Одним из главных партнеров России на восточном направлении является Китай.
В отношения с бывшими советскими республиками налаживаются в рамках СНГ (Содружества Независимых Государств), это направление в 1996 г. объявлено приоритетным во внешней политике страны. Наиболее тесные связи – с Белоруссией и Казахстаном (договор о коллективной безопасности).
Таким образом, для современной российской действительности характерно становление основных форм общественно-политического и экономического развития, поиск наиболее приемлемых путей обновления всей социокультурной системы.