Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 16:07, курс лекций
История как наука.
Основные принципы и методы исторического знания.
1. История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.
Реформы способствовали продолжению модернизации страны, формированию индустриального производства, укреплению капиталистического социально-экономического уклада, некоторой либерализации общественной жизни.
Убийство императора Александра II предопределило консервативный политический курс Александра III, отказ от преобразований в политической сфере.
Контрреформы Александра III:
Вместе с тем продолжалась модернизация производства, усиливался процесс урбанизации (от лат. urbanus — городской) – рост городов, увеличение численности городского населения, связанный с развитием индустриального производства и капитализма.
Формируется классовая структура капиталистического общества:
Наемные рабочие, положение которых было тяжелым, боролись за свои права, возникают рабочие организации и движения.
«Южно-российский рабочий союз» |
1875 г. |
«Северный союз русских рабочих» |
1878 г. |
Забастовка на Никольской мануфактуре («Морозовская стачка») |
1885 г. |
Внешняя политика России в XIX в.
Основные события |
Даты |
Результаты |
Русско-шведская война |
1808-1809 гг. |
Финляндия вошла в состав России |
Отечественная война |
1812 г. |
Разгром французской армии |
Заграничные походы русской армии |
1813-1815 гг. |
Освобождение европейских народов от французского господства, создание Царства Польского как части Российской империи |
Кавказская война |
1817-1864 гг. |
Присоединение Северного Кавказа к России |
Крымская война |
1853-1856 гг. |
Россия потеряла право иметь военно-морские силы на Чёрном море |
Лондонская конференция великих держав |
1871 г. |
Отмена нейтрализации Черного моря, Россия вернула право иметь военный флот и военно-морские базы на Черном море. |
Русско-турецкая война |
1877-1878 гг. |
Освобождение славянских народов Балкан |
2) ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В XVIII-XIX ВВ.
Развитие общественной мысли и формирование основных идейно-политических течений, как и всей русской культуры XVIII-XIX вв. определялось философией эпохи Просвещения с ее идеями о главенствующей роли знания и разума в жизни отдельного человека и общества в целом, свободы и равенства всех людей, вниманием к человеческой личности. В России эти идеи распространялись благодаря целой плеяде мыслителей, чья научная и культурно-просветительская деятельность способствовала становлению рационалистического мировоззрения, содействовала распространению в обществе знаний, заставляла задумываться о решении главных проблем российской действительности.
Русские просветители.
М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.) – энциклопедист, организатор первого университета.
В.Н. Татищев (1686-1750 гг.) – «История Российская с самых древнейших времён».
Н.И. Новиков (1744 - 1818 гг.) – издавал журналы «Трутень», «Живописец».
А.Н. Радищев (1749-1802 гг.) – ода «Вольность»; «Путешествие из Петербурга в
Москву».
Н.М. Карамзин (1766-1826 гг.) – «История государства Россиийского».
Масонство (франкмасонство) (от франц. franc macon — вольный каменщик). Одно из течений в русской общественной мысли, отличалось духовно-мистическими поисками, идеей совершенствования человеческой личности. Представители – И. Лопухин, И. Елагин.
Движение декабристов (восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге).
Декабризм |
Южное общество, 1821, Украина |
Северное общество, 1822, Петербург |
Представители |
П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, Н.В. Басаргин |
Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин, П. Г. Каховский |
Программные документы/ Основные идеи |
«Русская правда»: республиканский строй, единое неделимое государство, законодательная власть – народное вече (однопалатный парламент) |
«Конституция»: конституционная монархия, федеративное устройство, двухпалатный парламент |
Общие идеи |
Уничтожение крепостного права, введение свободы слова, печати, собраний, вероисповедания, отмена сословий, равный для всех суд |
«Философические письма» П.Я. Чаадаева, 1-е опубликовано в 1836 г. в журнале «Телескоп» (редактор Н.И Надеждин), поднята проблема культурно-исторического пути развития России, ее самобытности, способствовало начало дискуссии западников и славянофилов.
Основные общественно-политические течения XIX в.:
Консерватизм. Идеолог – министр народного просвещения граф С.С. Уваров.
Представители |
Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, М.П. Погодин, С. П. Шевырев, во 2-й пол XIX в. - К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков |
Основные идеи |
Теория «официальной народности» - православие, самодержавие, народность. Необходимость укрепления самодержавия и крепостного права как основ российской государственности |
Печатные органы |
Газета «Московские ведомости» |
Либерализм (30-40-е гг. XIX в.)
Западничество |
Славянофильство | |
Представители |
Т. Грановский, К. Кавелин, С. Соловьев, В. Боткин, В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарёв |
А. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю. Самарин, Н. Языков, А. Островский |
Основные идеи |
Идеи прогресса, свободы личности, опора на европейский опыт развития, приоритет общечеловеческих ценностей |
Общинность, коллективизм, идеализация патриархального уклада допетровской Руси, приоритет национальных ценностей |
Печатные органы |
Журналы «Отечественные записки», «Современник» |
Журналы «Московитянин», «Русская беседа» |
Общие идеи |
Выступали за проведение реформ правительством, введение свободы слова и совести, отмену крепостного права, ограничение самодержавия |
Радикализм.
П. Ткачев.
«Земля и воля» (1876–1879 гг.) - А. Михайлов, Г. Плеханов, С. Кравчинский, В. Фигнер. | |
«Черный передел» (1879 – 1881 гг.) - Г. Плеханов, В. Засулич, Л. Дейч, П. Аксельрод |
«Народная воля» (1879-1881 гг.) - А. Желябов, А. Михайлов, С. Перовская, В. Фигнер |
Марксизм (социал-демократия). Начало распространения марксизма в России.
Марксистские организации
Название |
Дата и место создания |
Участники |
Группа «Освобождение труда» |
1883 г., Женева |
Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов |
«Союз борьбы за освобождение рабочего класса» |
1895 г., Петербург |
В.И. Ульянов (Ленин), Ю. О. Цедербаум (Мартов) |
3) РУССКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII-XIX ВВ.).
XVIII – XIX века – особый период в развитии русской культуры, называемый Новым временем, начало которому положили реформы Петра I. Главное содержание петровских преобразований составила секуляризация культуры (от saecularis – мирской, светский), разрушившая средневековую цельность русской религиозной культуры. Петровские реформы способствовали разделению единой до того русской культуры на две культуры: религиозную (духовную) и светскую. При этом новообразовавшаяся светская культура стала в центре культурной жизни, а религиозная часть культуры отошла на дальний план национально-исторического развития. «Государствоцентризм», европеизация стали ведущими тенденциями развития светской культуры. Совершенно новыми явлениями, отсутствовавшими в русской традиционной культуре, стали библиотеки, общедоступный театр, музеи (первый из них – Кунсткамера), Академия наук, парки, дворцовая архитектура, морской флот.
Противоречивый и неоднозначный процесс петровских преобразований привел к появлению в русской культуре XVIII в. двух противоборствующих тенденций: между «просвещенным» меньшинством (культурной элитой, «цивилизацией»), и консервативно настроенным большинством («непросвещенной» массой, «почвой»).
Во второй половине XVIII в., в «век Екатерины», сложилась как единое целое дворянская культура, постепенно в ней наметились два противоположных крыла – консервативно-охранительное и либерально-реформистское. Это предопределило драматические процессы и противоречия русской культуры XIX в.
Русская классическая культура XIX века характеризуется зрелостью, определенностью национального самосознания, наибольшим числом достижений, определивших ее особенности и значение в масштабе мировой культуры. На протяжении всего XIX в. для классической русской литературы, искусства, философии, науки, общественно-политической и религиозной мысли сохраняла особую значимость проблема соотношения - с одной стороны, ориентации на сохранение национального своеобразия и, с другой стороны, направленности на преодоление национальной специфики.
Характерной особенностью русской культуры XIX в. является литературоцентризм - особая роль литературы и литературной критики, их влияние на философию, общественно-политическую мысль, искусство, нравственные и религиозные искания. Такое положение связано с тем, что литература выполняла функции философии, общественной мысли, гуманитарного знания, которые в социально-политических условиях того времени не могли развиваться открыто. Особенно это касалось политической мысли, которая могла быть выражена зачастую лишь в художественной, иносказательной форме.
Особенностью развития художественной культуры России в Новое время является стилевое многообразие. На первую половину XVIII в. приходится расцвет русского барокко («причудливый, вычурный»), для которого характерны пышность, контрастность, динамика, яркая зрелищность. Проявлением этого стиля в литературе стали произведения А. Кантемира, М. Ломоносова, В. Тредиаковского. Красочность, нарядность, обилие декоративных элементов характеризуют барочную архитектуру. Одним из крупнейших мастеров русского барокко был В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Царскосельский дворец, ансамбль Смольного монастыря). В изобразительном искусстве барокко проявляется в творчестве скульптора К. Растрелли (скульптурный портрет Петра I), художников И. Аргунова, И. Вишнякова. Ярким воплощением барочной эстетики в музыкальном и театральном искусстве стала опера. Создателями русской национальной оперы стали Е. Фомин и В. Пашкевич.
Во второй половине XVIII в. господствующим стилем становится классицизм, соответствовавший идеям эпохи Просвещения. Русский классицизм, как и европейский, опирался на традиции античной культуры, используя ее основные принципы, элементы изобразительного искусства, сюжеты. Классицизму было свойственно выражение идеи торжества разума, возвышенных героических и нравственных идеалов, строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Русский классицизм, прежде всего, проявился в литературе – возникли такие жанры, как ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Блестящим образцом классицистской литературы является творчество Г. Державина. В тесной связи с литературой развивается драматургия и театральное искусство. Наряду с профессиональными театрами (первый был открыт в Петербурге в 1756 г., его основоположником считается актер Ф. Волков), распространяются крепостные театры, наиболее известен из них театр графа Н. Шереметева.