Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 16:07, курс лекций
История как наука.
Основные принципы и методы исторического знания.
1. История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.
Политическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. характеризуется кризисом, вызванным противоречиями между властью и обществом, с одной стороны, и между различными социальными группами внутри самого общества, с другой стороны. Кроме того, неудачи во внешней политике (поражение в Русско-японской войне 1904-05 гг., вступление в затянувшуюся Первую мировую войну) также стали предпосылками обострения социально-политической ситуации в начале XX в.
В ходе первой русской революции 1905-07 гг. и принятого под давлением обстоятельств Манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего некоторые политические свободы и создание Государственной думы, оформились основные политические течения и партии.
Партии |
Лидеры |
Программа / Основные идеи |
Социалистическое течение | ||
Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия (РСДРП) |
Большевики - В.И. Ленин (Ульянов) Меньшевики – Ю. Мартов (Цедербаум) |
Программа-минимум: произвести буржуазно-демократическую революцию – свергнуть самодержавие. Программа-максимум: победа социалистической революции, установление диктатуры пролетариата, национализация земли. |
Партия социалистов-революционеров (ПСР, эсеры) |
В.М. Чернов, лидеры «Боевой организации» Е. Азеф, Б. Савинков |
Главную силу революции - крестьянство, предлагали программу социализации земли, которая должна передаваться на уравнительных началах в пользование крестьянам по трудовой норме. Использовали тактику индивидуального террора. |
Либеральное течение | ||
Конституционно-демократическая партия (кадеты) |
П.Н. Милюков |
Установление конституционного строя, увеличение земельных наделов, отмена сословных привилегий, равенство всех перед законом, права рабочих, свобода личности и т.д. Основной метод – реформирование “сверху”, давление на правительство. |
Союз 17 октября (октябристы) |
А.И. Гучков |
Содействие правительству, удовлетворение обещанными свободами. Экономическая основа – частная собственность, отчуждение помещичьих земель лишь в крайнем случае. Сохранение единой и неделимой России. |
Консервативное течение | ||
Союз русского народа (черносотенцы) |
В.М. Пуришкевич |
Укрепление самодержавия, сохранения целостности и неделимости России, националистические лозунги «Россия для русских». |
Государственная дума - Законосовещательное, представительское учреждение России (1906-1917). Учреждена Манифестом 17 октября 1905. Рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались царем. 4 созыва. 1-й (27.4-8.7.1906; председатель С. А. Муромцев). Большинство мест –кадеты и октябристы. Большевики выборы бойкотировали. Предложила программу демократизации России, но она не была принята. Главный вопрос – аграрный. Распущена царем. 2-й (20.2-3.6.1907; председатель Ф. А. Головин). Более левая. Главный вопрос- снова аграрный. Проекты полного или частичного отчуждения земли. Одновременный роспуск 2-й Думы 3 июня 1907 г. и изменение избирательного закона, значительно урезавшего права граждан, получил название ТРЕТЬЕИЮНЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ. 3-й (1.11.1907-9.6.1912; председатель Н. А. Хомяков, с 1910 — А. И. Гучков, с 1911 — М. В. Родзянко). Ни одна из фракций не имела большинства. – «Октябристский маятник». Рабочий, национальный и аграрный вопросы. 4-й (с 15.11.1912- 6(19) октября 1917; председатель Родзянко). Состав почти тот же. Два большинства: право-октябристское и октябристско-кадетское.
Причины революционных событий 1917 г.
1) «Кризис верхов» —
2) Политизации масс - рост крестьянского и рабочего движения
3) Хозяйственная разруха, усугублявшаяся войной, рост цен, дефицит продуктов и товаров.
Отречение Николая II от престола 2 марта 1917 г. привело к возникновению ситуации двоевластия – Временного правительства и революционного Петросовета.
Углубление общенационального кризиса, нарастание революционных настроений, обострение экономического кризиса, неспособность правительства к решительным действиям привели к захвату власти большевиками в октябре 1917 г.
Период в развитии русской культуры конца XIX – начала XX вв. принято называть «серебряным веком» в сравнении с «золотым» XIX в. На рубеже столетий Россия переживала сложные, противоречивые процессы экономического, социально-политического развития. Этот же период стал временем духовного, культурного подъема, расцветом искусства, философии, по выражению Н. Бердяева, «русским культурным ренессансом».
Культура этой эпохи впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы предшествующего времени. Вместе с тем ее характерными чертами стали новое осмысление социальных и нравственных проблем, поиски новых художественных средств и методов, приведшие к появлению многообразия новых течений в искусстве. В связи с этим в культуре «серебряного века» выделяются две тенденции: первая была связана с приверженностью к духовному наследию прошлого, проявлявшейся в сохранении традиций реализма; другая ориентировалась на интенсивный творческий поиск, экспериментирование, разрыв с традициями прошлого, а подчас и их полное отрицание, что выражалось в появлении разнообразных модернистских (авангардистских) течений.
В литературе продолжением реалистической линии, преобразованной под влиянием новых исторических условий, стало позднее творчество Л. Толстого, произведения А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева, В. Короленко.
Модернистские литературные течения характеризуют новаторство, провозглашение свободы личности, культ красоты, экзотики, звучность выражений, неожиданность рифм и образов. Символизм, представителями которого были В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Белый, А. Блок, К. Бальмонт, основное внимание сосредоточивал на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных утонченных чувств и видений. Для акмеизма (от akme - высшая степень чего-либо) – С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам - был характерен отказ от символистских стремлений к «идеальному», возврат к точному значению слова, эстетизация, поэтизация земного бытия человека, его чувств. Творчество представителей футуризма (Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин) отражает эстетику урбанизма, динамику современной цивилизации, языковое экспериментирование.
Модернистские искания в живописи на рубеже XIX-XX вв. привели к образованию целого ряда художественных объединений. А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих, З. Серебрякова, Б. Кустодиев, И. Билибин входили в объединение «Мир искусства». Провозглашая свободу искусства от социально-политических проблем и идею «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и пристрастность передвижников; опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике «Мира искусства» присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Для работ представителей «Голубой розы» (П. Кузнецов, А. Матвеев, Н. Сапунов, М. Сарьян и др.) характерны плоскостное изображение и декоративная стилизация форм, иногда мистико-символические искания. Художники, входившие в группу «Бубновый валет» (П. Кончаловский, А. Лентулов, И. Машков, Р. Фальк) обращались к приемам русской иконописи и лубка, народной игрушки, для них также характерны эксперименты с формой и цветом в духе кубизма и фовизма. Художники М. Ларионов, Н. Гончарова и др., организовавшие группу «Ослиный хвост», сочетали анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных экспериментов с обращением к примитивизму, к традициям русской иконы и лубка. Представителями «русского авангарда» были также М. Шагал, В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин, проповедовавшие искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они заложили основы абстракционизма (В. Кандинский), его разновидности – супрематизма (К. Малевич), конструктивизма (В. Татлин). Некоторые художники (М. Врубель и др.) сочетали русские художественные традиции с новейшими изобразительными формами в духе модерна.
В скульптуре новые тенденции проявились в работах А. Голубкиной, С. Коненкова, использовавших новые пластические формы и светотеневые контрасты.
В русской архитектуре в начале XX в. сложились три направления. Стиль «модерн» использует новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий - гостиница «Метрополь» (архитектор В. Валькот), здание Ярославского вокзала в Москве (архитектор Ф. Шехтель) и др. Неорусский стиль характеризуется обильным использованием мотивов древнерусского зодчества – здание Казанского вокзала (архитектор А. Щусев). Неоклассицизм возрождал основные принципы архитектурной классики: строгая симметрия, монументализм, использование элементов античной архитектуры – здания Музея изобразительных искусств, Киевского вокзала (арх. И. Рерберг).
Отличительной особенностью культуры «серебряного века» является идея синтеза искусств, провозглашающая искусство единым целым, предполагающая взаимопроникновение различных видов художественного творчества. Воплощением идеала слияния искусств явился театр, это обусловило необычайный расцвет театрального искусства. Центром театральной жизни Москвы стал Художественный театр, основанный К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко в 1898 г., в котором играли В. Качалов, И. Москвин, О. Книппер-Чехова и др. В московском Малом театре блистали М. Ермолова, А. Сумбатов-Южин. В Петербурге открылся театр великой актрисы В. Комисаржевской. Поиски новых форм сценического искусства характеризуют деятельность театрального режиссера В. Мейерхольда.
Продолжение традиций русской музыки, поиски новых музыкальных средств выразительности характеризуют творчество композиторов С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского. Центрами музыкальной культуры стали консерватории в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, императорские театры - Большой (в Москве) и Мариинский (в Петербурге), Московская частная опера С. Мамонтова. Вокальное искусство представлено плеядой прославленных певцов - Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова. Расцвет русского балета связан с именами А. Павловой, Т. Карсавиной, В. Нижинского. Значительную роль в популяризации русского театрально-музыкального искусства сыграла деятельность С. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907-1914 гг.). В них принимали участие ведущие композиторы, исполнители, певцы, художники, артисты балета, благодаря которым достижения русской культуры получили мировую известность и признание.
Особое место в культуре «серебряного века» занимает русская философская мысль (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов и др.), основными темами которой были осмысление проблем свободы личности, нравственности, исторической роли интеллигенции и ее судьбы (сборники «Вехи», «Из глубины») и др.
В целом новые художественные формы, темы, идеи, зародившиеся в отечественной литературе и изобразительном искусстве, философии, внесли большой вклад в сокровищницу мировой культуры, оказав значительное влияние на развитие европейского и мирового художественного творчества, общественно-политической, философской, научной мысли.
Основные этапы:
1) 1917-20 гг. – Установление
советской власти, гражданская война,
политика «военного коммунизма»
2) 1920-30-е гг. – новая экономическая политика (НЭП), индустриализация и коллективизация, внутрипартийная борьба, установление тоталитарного режима.
3) 1940—нач.50-х
гг. – Великая Отечественная война,
послевоенное восстановление
1-й период. Советская власть утвердилась на большей части бывшей Российской империи с конца октября 1917 года по февраль 1918 года. Первые действия новой власти:
Гражданская война — способ разрешения острых классовых столкновений противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил — начинается с середины 1918 года и продолжается до конца 1920 года, хотя военные действия продолжались и после 1920 года.
Внутренняя политика Советского правительства в период гражданской войны получила название «военный коммунизм» - непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению, основные черты:
Политика военного коммунизма как система чрезвычайных мер привела к полному развалу экономики и была заменена весной 1921 г. новой экономической политикой. НЭП рассматривался как антикризисная программа, направленная на восстановление хозяйства, обеспечение благоприятных условий для построения социалистического общества. В рамках реализации НЭПа допускались как временные меры экономические свободы. НЭП включал: