Лекции по "История исторической науки. Историография всеобщей истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 21:29, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Историческая мысль на пороге Нового времени. Гуманистическая историография
историография новая история
В XV-XVI вв. рост товарно-денежных отношений, зарождение очагов капиталистического производства приходили в столкновение со средневековыми корпоративными связями, рождали представление о важности и ценности свободного труда.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций.docx

— 155.59 Кб (Скачать файл)

Для Коббена революция - миф, созданный на основе противоречивых, нередко взаимоисключающих событий, искусственно объединенных в одно целое, которое историки и стали называть ВФР. Фюре характеризует все народные выступления как бунт темных сил, вызванный голодом и слухами об аристократическом заговоре. Это скорее биологический подсознательный протест. Социальному протесту городских низов (санкюлотов) также дается психологическое объяснение. Третье сословие в целом взбунтовалось потому, что Люд. XVI был невротиком, не способным к решительным действиям. Усвоенная им от рождения идея божественного происхождения королевской власти препятствовала любым переговорам с третьим сословием и не могла увенчаться каким-либо компромиссом.

 

. Новая научная история (1970-е - 2000-е гг.)

 

В начале XX в. на фоне критики позитивизма отчетливо выявилось стремление дистанцироваться от методологии естественных наук и подчеркнуть своеобразия исторического познания (см. лекцию 10). В конце XX в. в условиях НТР противопоставление истории естествознанию сменилось убеждением в их принципиальной методологической общности. Усилилось взаимовлияние исторической науки, социологии, демографии, математики и информатики, лингвистики, социальной психологии, культурной антропологии других наук. На этой основе формируется «новая научная история», которая, в свою очередь распадается на новую экономическую историю, новую социальную историю, новую политическую историю, интеллектуальную историю, историю повседневности, историческую антропологию.

Историки стремились по возможности исключить из своих исследований моменты субъективизма. Они обратились к структурализму, разработанному французскими лингвистами и этнологами (К. Леви-Стросс и др.). «Бессознательными структурами», свободными от рефлексии, считались экономические отношения, система обычаев и традиций, мифы, верования. Продуктивным методом социального познания, заимствованным от естественных наук, признавалось построение типологической модели. Колоссально возросший объем фактического материала, распространение ЭВМ ускорило применение математических методов анализа массовых источников (клиометрия). Кривые цен, избирательная статистика, размеры собственности и доходов, библиотечные фонды, брачные контракты, записи актов гражданского состояния - все эти «серийные» источники служили материалом для составления базы данных. А затем строились модели исторических явлений, где недостающие звенья восстанавливаются с помощью логических связей и сопоставления сходных данных.

«Новая научная история» была представлена в национальной историографии ряда стран: французской школой «Анналов», английской «народной историей», «рабочей историей» Кембриджа и Оксфорда, университетами Билефельда и Гейдельберга, институтом М. Планка в Геттингене, рядом университетов США.

Во французской «новой научной истории» акцент делается на историческую антропологию, историю повседневной жизни, семьи, болезней, сексуальных отношений, менталитета. В историографии Французской революции конца XVIII в. все больше внимания уделяют субъективному фактору, социально-политическому сознанию. Выясняется, как люди определяют свое собственное место в обществе. Ключом к пониманию революционной действительности становится категория «социально-воображаемое» (Э. Ле Руа Лядюри «Монтайю»).

В США интенсивное развитие получила новая экономическая история. Характерной иллюстрацией этому может служить монография Р. Фогела и С. Энгермана «Время на кресте. Экономика американского негритянского рабства» (1974). Подсчитав доходы плантаторов-рабовладельцев, историки -клиометристы приходили к выводу о рентабельности рабского труда. Плантационное хозяйство Юга было на 35% эффективнее фермерского хозяйства Севера. Но при этом они не учитывали таких важных обстоятельств, как наличие «свободных» земель и монополии южных штатов на мировом рынке хлопка. Исследователи отмечали также, что материальные условия жизни негров-рабов были сопоставимы с теми, которые имели белые рабочие той же местности. Негры были способными надсмотрщиками, управляющими на плантациях. Они были восприимчивы к этике протестантизма.

Влиятельной в Историографии США является и новая социальная история. Основатель этого течения, профессор университета Флорида Дэррет Ратмен («Бостон времен Уинтропа: портрет пуританского города»), выделил следующие отличительные признаки новой социальной истории: изучение общественных организмов на уровне групп (семья, этническая группа, женщины, городской социум, социумы графства, штата); плюрализм исследовательских методов; переход от эмпирических наблюдений к теориям малого, среднего и более высокого уровня.

В Великобритании ведущие позиции занимает новая социальная история, сложившаяся под влиянием социальной антропологии. Международную известность получили работы Э. Хобсбоума, Э. Томпсона. Дж. Рюде.

В ФРГ новая социальная история представлена в трудах В. Конце, Х.У. Велера, Ю. Кокки. Интенсивно изучается история повседневной жизни.

Сильными сторонами новой научной истории являются анализ массовых источников, применение междисциплинарных подходов, расширение и обновление предмета исторических исследований. Вместе с тем в западной историографии конца XX - начала XXI в. заметно стремление возродить «чистую» историю с апологией нарративной истории. Знаковой можно считать книгу профессора Калифорнийского университета Х. Уайта «Метаистория» (1973), в которой теория истории отождествляется с поэтикой историописания.

 

. Неофрейдистская трактовка  исторических процессов

 

Изучение роли иррационального в истории велось в русле неофрейдистских концепций, объясняющих поступки людей и исторические события инстинктами и импульсами. Это историографическое направление получило название психоистории.

У истоков психоистории стоит З. Фрейд. В конце 1920х гг. он вместе с американским дипломатом У. Буллитом подготовил монографию «Т. В. Вильсон. 28-й президент США. Психологическое исследование». По Фрейду, сознание человека формируется в критические периоды жизни, когда психические образцы передаются бессознательно. Это происходит в детские годы в семейной обстановке. Важную роль здесь играют взаимоотношения поколений.

Классик психоистории, ученик Фрейда американский историк Э. Эриксон в работах «Юный Лютер»(1964), «Истина Ганди» (1969), «История индивидуальной жизни и исторический момент» (1975) обосновал концепцию «кризиса идентичности личности», т. е. нарушения соответствия человека его сущности. Кризис идентичности - важнейшая пружина исторического процесса. Личность, особенно великая, в ходе поисков самой себя и формирования своего характера может определить содержание целого исторического периода. Мыслитель-реформатор приобщается к культурно-историческим конфликтам через свой собственный (оригиногеннетический) конфликт. Способ разрешения личного конфликта оказывается одновременно моделью для преодоления общественных конфликтов. Так, истоки кризиса идентичности М. Лютера Э. усматривает в конфликте Мартина с отцом. Уход сына в монастырь и его мучительные размышления над вопросом, как согласовать подчинение воле земного отца и поклонение отцу небесному, ведут к углублению этого кризиса. Выход из него состоял в провозглашении Лютером нового типа отношений с Богом без посредничества церкви. В итоге возник протестантизм, ставший религиозно-этической основой новой буржуазной идеологии.

Характер отношений между родителями и детьми лежит в основе психологического объяснения особенностей исторического развития США. По мнению Л. де Мозе, отношения в американских семьях отличались особой эмоциальной близостью, что привело к появлению нового «психо- вида».

П. Левенберг усматривает психоисторические корни германского нацизма в психопатологии целого поколения немецкой молодежи. Больше того, немецкая культура породила параноидный тип личности и параноидальную ситуацию.

В садомазохистском комплексе Ж.-Ж. Руссо американские психоисторики находят объяснение насильственного характера Французской революции конца XVIII в.

 


Информация о работе Лекции по "История исторической науки. Историография всеобщей истории"