Личность и личная жизнь Ивана Грозного в русской, советской и современной историографии (некоторые аспекты изучения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 12:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать основные взгляды на личность и личную жизнь Ивана Грозного в отечественной историографии XIX-XX веков.
Задачи:
Проанализировать оценки личной жизни и личности Ивана Грозного в работах историков XIX в;
Изучить оценки личности и личной жизни Ивана Грозного в работах историков XX;
Проанализировать оценки личной жизни и личности Ивана Грозного в работах современных историков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСТОРИКОВ XIX ВВ
1.1 Н.И.Костомаров
1.2 Казимир Валишевский
1.3 В.О.Ключевский
ГЛАВА 2. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ И ЛИЧНОСТЬ ИВАНА ГРОЗНОГО В ИСТОРИОГРАФИИ ХХ ВЕКА
2.1 Р.Ю.Виппер
2.2 В.Б.Кобрин
ГЛАВА 3. ВЗГЛЯДЫ НА ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ ИВАНА ГРОЗНОГО В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
3.1 Р.Г.Скрынников
3.2 Б.Н. Флоря
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ИВАНА ГРОЗНОГО В РУССКОЙ, СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ).doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

Опираясь на произведения Штадена Виппер приходит к выводу, что партия московских бояр, духовенства и приказных  располагала сторонниками среди  высшего духовенства, дьячества и торговцев Новгорода и Пскова, городов, лежавших у литовской границы, ближайших к театру войны. Из случайно сохранившейся Переписной книги Посольского приказа мы узнаем следующее: «Столп, а в нем статейный список из сыскного из изменного  дела 78 (1570) году на Новгородского Епископа на Пимена и на новгородских Дьяков и на Подьячих и на гостей и на Владычных Приказных и на Детей Боярских и на Подьячих, как они к Москве с бояры, с Олексеем Басмановым и с сыном его Федором, и с казначеем Микитою Фуниковым и с Печатником Ив. с Михайловым Висковатого и с Семеном Васильевича сыном Яковля, да с дьяком с Васильем Степановым, сыном Яковля, да с князем Офанасием Вяземским, о сдаче Вел. Новгорода и Пскова, что Архиепископ Пимен хотел с ними Новгород и Псков отдати Литов. королю...»

В последнюю  минуту вельможные заговорщики растерялись  и стали выдавать друг друга; Владимир Андреевич обманом вытянул список их у Челяднина и отправился с  этой бумагой к царю, но это новое  предательство не спасло его. Розыск показал, что затевалась измена грандиозная, государственная. Можно ли после этого говорить о капризах Ивана Грозного, подсмеиваться над тем, что он, движимый якобы трусливым страхом, нагрянул на «мирное население» Новгорода с целым корпусом опричников? Конечно, он должен был проявить величайшую осторожность. Ведь дело шло о крайне опасной для Московской державы, крупнейшей за все царствование Ивана IV измене. И в какой момент она угрожала разразиться? — Среди трудностей войны, для которой правительство напрягало все государственные средства, собирало все военные и финансовые силы, требовало от населения наибольшего патриотического одушевления.

Русские историки обладают документом совершенно исключительного  интереса в виде переписки Грозного, с Курбским, дающей возможность судить не только о настроении, но и о мировоззрении главных действующих лиц одного из наиболее драматичных моментов эпохи: приходится сказать, что в современной западноевропейской литературе нет ничего подобного. Перед нами эпистолярное состязание во вкусе гуманистического века двух публицистов, из которых один опирается на чисто феодальное, до смешного устарелое «право отъезда», а в сущности изменяет своему народу и своей стране, другой выступает как новатор государственного строя, сознающий себя организатором сильной централизованной державы. В задорной словесной перестрелке оба противника стараются перещеголять друг друга ученостью и словесным мастерством.

В ответном письме Курбскому сказался весь Грозный, умный, талантливый, полный кипучей энергии и крайне вспыльчивый.

Перед нами встает во весь рост крупная фигура повелителя народов и великого патриота.

Ум и воля Грозного долго встречали тяжелые  препятствия; тем сильнее, тем увереннее  выражает он потом свои новые убеждения.

И никогда он не находит равновесия, спокойной середины: чувства переливаются через край, страсть бьет ключом. Он не просто отставляет Сильвестра и Адашева, а желает им зла и гибели, он не ограничивается обвинением их в превышения власти, в раздаче царских сокровищ, а приписывает им «бесовские умыслы». В этом отношении Иван IV отдает дань своему времени.

 Те историки нашего времени, которые в один голос с реакционной оппозицией XVI века стали бы настаивать на беспредметной ярости Ивана Грозного в 1568–1572 гг., должны были бы задуматься над тем, насколько антипатриотично и антигосударственно были в это время настроены высшие классы, значительная часть боярства, духовенства и приказного дьячества: замысел на жизнь царя ведь был теснейше связан с отдачей врагу не только вновь завоеванной территории, но и старых русских земель, больших пространств и ценнейших богатств Московской державы; дело шло о внутреннем подрыве, об интервенции, о разделе великого государства!59

 

2.2 В.Б.Кобрин

 

Владимир Борисович  Кобрин — советский историк. В 1989 опубликовал научно-популярную книгу об Иване Грозном. Считал, что Иван IV осуществлял террор с целью установления личной диктатуры. А опричнина не только не укрепила государство, а, наоборот, привела его к кризису. Исследуя политику «добродетельного героя и мудрого государственного мужа в первую половину царствования», он приходит к мнению, что без введения опричнины государство «на пути либеральных преобразований» продвинулось бы вперед в XVI веке и получило ровное, поступательное движение в последующие века. Считал, что у исследователя нет морального права «амнистировать зверство», то есть прощать гибель тысяч ни в чем не повинных людей из-за «прогрессивных последствий опричнины».

В оценках историков  ХХ века прослеживаются и традиционные оценки и новые повороты. Так В.Б.Кобрин отмечает, что мать Ивана Грозного Елена происходила из рода князей Глинских. «Рассказывали, что после того, как разбитый на Куликовом поле Мамай погиб в борьбе со своим соперником Тохтамышем, сыновья свергнутого правителя Орды бежали в Великое княжество Литовское, крестились, получили в удел город Глинск и стали князьями Глинскими. Если легенда верна, то получается, что Иван IV был одновременно потомком Дмитрия Донского и Мамая»60.

«Иван был рожден от второго брака. Только через четыре года Елена наконец родила первенца - Ивана. Радость государя не поддавалась  описанию. В подмосковном великокняжеском  селе Коломенском в честь рождения наследника была построена великолепная церковь Вознесения. В далеком Кирилло-Белозерском монастыре воздвигли церковь Иоанна Предтечи, небесного патрона новорожденного. Неподалеку оттуда, в Ферапонтове монастыре, по этому же случаю создали церковь с удивительным, даже, пожалуй, кощунственным, с точки зрения христианина, названием - церковь Благовещения. Вспомним, что Благовещение - это посланная деве Марии "благая весть" о предстоящем рождении Иисуса Христа. А родился-то всего лишь сын великого князя. В Новгороде по повелению архиепископа Макария был отлит огромный колокол. Впоследствии в нем видели даже некую примету будущего характера младенца: ведь звук его "яко страшной трубе гласящи"... Итак, ликуй, Россия, дождалась: Иван Грозный родился!

Вскоре Елена  родила и второго сына - Юрия. Он оказался глухонемым, а поскольку в те времена еще не умели развивать таких детей - обреченным на умственную неполноценность, был, как тогда говорили, "умом прост".»61

В.Б.Кобрин подробно останавливается на социально-психологических причинах жестокости первого русского самодержца. Мальчишка был не только наблюдателен, но и жесток и злобен. По воспоминаниям Курбского, лет в двенадцать Иван начал "безсловесных крови проливати", сбрасывая их с высоких крылец. Далеко не все те, кто любит животных, - добрые и хорошие люди. Но хорошо известно, что все мучители животных - люди злобные и жестокие. Курбский же продолжает: когда Ивану подошло уже к 15-ти годам, начал "человеков уроняти". И Курбский описывает те забавы, которым предавался юный государь. С компанией молодых аристократов великий князь начал по площадям и рынкам "на конех ездити и всенародных человеков, мужей и жен бити и грабити, скачюще и бегающе всюду неблагочинне". Такие невинные забавы нравились боярам, которые, по словам Курбского, на свою беду, восхваляли подростка: "О, храбр будет сей царь и мужествен!"

В.Б.Кобрин подчеркивает, что малолетство Грозного - тяжелое время для страны.

Новый этап жизни, по словам Кобрина начинается с конца 40-х годов XVI века, когда Иван IV переходит уже к самостоятельному правлению. Он женится и принимает титул царя. Но по версии В.Б.Кобрина «Вряд ли 16-летний Иван IV сам был инициатором принятия царского титула. В его окружении важную роль играл митрополит Макарий, один из самых образованных людей России того времени. Поднять авторитет государя при помощи нового титула, должно быть, стремились и его родственники - Глинские.»62

Итак, принятие царского титула была необходимость, а не прихоть.»  Великий князь мог еще восприниматься как первый среди равных. Царь - резкое выделение из ряда, принципиально иной титул. Важную роль играл царский титул в международных отношениях. Ведя переговоры с Казанским, Крымским или Астраханским ханствами, русский государь выступал теперь с тем же титулом, что и его партнеры. В сношениях с Западной Европой титул царя был не менее важен. Титул «великий князь» обычно переводили словами «принц» или «герцог», иногда - с добавлением определения «великий». Но оба эти титула ниже королевского, не говоря уже об императорском. Слово же «царь» либо оставляли непереведенным, либо передавали как император63.

Однако после коронации  и свадьбы сначала мало что  изменилось: как и раньше, правили  Глинские, а молодой царь предавался разнообразным забавам. Не раз проявлял он и свой жестокий нрав. Анализируя расправу над псковичами, В.Б.Кобрин приходит к выводу, что этот эпизод - одно из доказательств ошибочности распространенной легенды о том, что Иван IV ненавидел знать и стремился возвышать людей низкого происхождения. На самом деле он был аристократом до мозга костей.

Новый этап в  жизни, в том числе и личной московский пожар, расправа над Глинскими  и приход к власти новой группировки,  которая вошла в историю под  названием Избранной рады, но и  этот период продолжался недолго. Иван постоянно искал врагов и измены или это была его тяга к жестокости.

В отличие от многих предшественников, Кобрин считает, что «мнимое отречение» и отъезд в Александровскую слободу и  введение опричнины не прошли незаметно для царя, «Когда царь Иван вернулся в Москву из Слободы, то, по сообщению Таубе и Крузе, он неузнаваемо изменился за полтора-два месяца отсутствия: “...у него не сохранилось совершенно волос на голове и в бороде, которых сожрала и уничтожила его злоба и тиранская душа”. Дело было, вероятно, не в злобе, а в том, что, затевая фарс с отказом от престола, царь Иван волновался: а вдруг отречение будет принято? А вдруг из его затеи ничего не выйдет? Он шел ва-банк, а шансы на выигрыш хотя были и велики, но не стопроцентны. Вероятно, Таубе и Крузе несколько преувеличили: вряд ли выпали все волосы, без остатка. Но вообще-то, как заметил переводчик и издатель сочинения Таубе и Крузе М.Г. Рогинский со ссылкой на учебник кожных болезней, науке известны случаи временного выпадения волос из-за острых душевных переживаний.»64

Несладко досталось  и родственникам царя, особенно пострадал  его двоюродный брат старицкий князь Владимир Андреевич, т.к. был основным династическим соперником. « Царь прекрасно помнил о мятеже, поднятом против него, тогда семилетнего мальчишки, его взрослым дядей, отцом Владимира Андреевича. Если сейчас царь умрет, наследником останется его сын Иван, еще юноша. И тогда может повториться ситуация 30-летней давности, и Владимир Андреевич получит возможность оспаривать престол у юного государя.»

Соглашается Кобрин и с теорией, что разрушительная для неокрепшей детской психики  ситуация: сочетание формальной власти самодержавного государя с детской  беспомощностью. Ребенок, перед которым  стоят на коленях, которому целуют руку почтенные, взрослые люди. Недаром замечено, что из тех, кто стал монархом в детстве, чаще вырастают деспоты. Но первые пять лет при ребенке была мать, которая твердо и решительно правила страной.

Любопытно, что  сам царь Иван никогда нигде не писал о том, что его мать умерла насильственной смертью. А ведь он был готов обвинить бояр в любых грехах, он даже утверждал, что не может без слез вспомнить о судьбе своих дядьев - Юрия и Андрея, которых, оказывается, замучили в тюрьме бояре, а не его мать. Уж он не упустил бы повод еще раз поговорить о "боярских изменах", верь он хотя бы немного этому слуху65.

Естественно, что В.Б.Кобрин отмечает причину жестокости « Восьмилетним мальчишкой он восседает на троне в шапке Мономаха, со скипетром и державой, а вокруг - ожесточенная борьба боярских кланов за власть. В наши дни много пишут о том, как вредно детям видеть на экранах кинотеатров и телевизоров сцены насилия. Малолетнему Ивану Васильевичу привелось наблюдать эти сцены не на экране, а вживе. При нем люди из враждующих группировок врывались во дворец, избивали, арестовывали, убивали, не обращая внимания на просьбы малолетнего государя пощадить того или иного боярина. В этой обстановке насилия выковывался характер государя.»66

Окружающие  не только публично выражали малолетнему великому князю чувство покорности, но даже раболепно льстили ему, потакали любой детской прихоти. Но это были корыстные, неискренние восхваления, а потому ребенок-государь часто чувствовал себя забытым и оскорбленным. Бояре заискивали перед великим князем, но пренебрегали мальчишкой. А мальчишка рос очень приметливым и сообразительным. Причем замечал он то, на что обычно дети обращают внимания. Ему все время казалось, что его обворовывают, растаскивают великокняжескую казну. Впоследствии он писал, что Шуйские и другие бояре украли из казны золото и серебро, сделали из него себе посуду и вычеканили на ней, чтобы замести следы, свои имена.

В.Б.Кобрин анализирует концепцию «двух Иванов» - мудрого государственного мужа в первой половине своего царствования и тирана - во второй. Эта концепция была выгодна новой династии Романовых, родственников Грозного по первой жене. Следовательно, становится необходимым одновременно недвусмысленно отмежеваться от опричнины и подчеркнуть свою связь с угасшей династией потомков Калиты. Здесь как нельзя более кстати подоспела концепция “двух Иванов”. Настойчиво внедряется в сознание мысль, что все хорошее в наиболее ярком царствовании недавнего прошлого исходило от благочестивой царицы Анастасии, представительницы того рода, из которого вышел и новый царь; все же дурное началось лишь после ее смерти. Воцарение Михаила Романова - это тем самым возврат к блаженным временам первого периода царствования Ивана IV. Вероятно, именно тогда проникает в фольклор идеализированный образ “старого боярина” Никиты Романовича, деда царя Михаила, который своим смелым заступничеством умерял последствия гнева грозного царя. Создатели этой легенды как-то забывали, что если Никита Романович Юрьев благополучно прожил все опричные годы и на несколько лет пережил царя Ивана, то только потому, что никогда ни за кого не заступался, хотя, видимо, и не причинил никому особенного зла.

Информация о работе Личность и личная жизнь Ивана Грозного в русской, советской и современной историографии (некоторые аспекты изучения)