Материальная и духовная культура племен кобанской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Археологическая культура центральной части Северного Кавказа переходной поры от бронзового века к железному.
Названа по находкам в 1869 бронзовых вещей у с. Кобан в Северной Осетии. Памятники Кобанской культуры, могильники и поселения известны от верховьев Кубани до Дагестана. Для Кобанской культуры характерны бронзовые топоры изящной формы, поясные пряжки, фибулы, браслеты, налокотники и другие предметы, украшенные геометрическим орнаментом и изображениями животных, керамика с геометрическими узорами и налепами. Могильники Кобанской культуры в высокогорной зоне состоят из каменных ящиков, в предгорьях — из грунтовых могил, обложенных булыжником.

Содержание

1. История изучения кобанской культуры Образец! Переделать все остальное!
1.1. Открытие первых памятников кобанской культуры во второй половине XIX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Изучение памятников кобанской культуры в XX веке. . . 7
1.3. Новые открытия на рубеже XX-XXI вв. . . . . . . . . . . . . 16

Глава вторая: Археологические памятники кобанской культуры на территории Северного Кавказа
2.1. Локальные варианты кобанской культуры на Северном Кавказе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.2. Поселения кобанской культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.3. Могильники кобанской культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Глава третья: Материальная и духовная культура племен кобанской культуры
3.1. Материальная культура племен кобанской культуры. . . 33
3.2. Хозяйство племен кобанской культуры. Основные занятия населения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.3. Религиозные верования племен кобанской культуры . . .40
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа памятники кобанской культуры на ставр. переделанная работа!(1).doc

— 2.31 Мб (Скачать файл)

Название города указывает на присутствие в нем греков-ромеев. Первый элемент имени города «рум» означает византиец (по существу, синоним названия «Рум-калы» на Евфрате). Древнее название города можно определить как «Рум-кала», т.е. византийский город, крепость. Однако никаких следов христианских храмов на городище до сих пор не выявлено, возможно, потому, что его нижняя часть застроена карачаевским аулом Джага и, возможно, погибла для науки, а верхняя часть – цитадель – широким раскопкам не подвергалась. Слово за современными методами исследований, в их числе и ГИС. Дмитрий Коробов и Сабина Райнхолд совершенно уверенны, что без применения ГИС археологические раскопки нынче немыслимы. Новые «пространственные» открытия в Кисловодской котловине стали возможны только благодаря применению основанных на ГИС подходов и методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Археологические памятники кобанской культуры на территории Северного Кавказа

Интервал!

 

2.1.Локальные варранты кобанской культуры на Северном Кавказе

Исследователи выделяют три локальных варианта кобанской культуры: западный – район Пятигорья и Кабардино-Балкарии, центральный – Северная и Южная Осетия, восточный – Чечня и Ингушетия, а также три хронологических пласта в ее развитии: первый – XII – XI вв. до нашей эры, второй – IX – VII вв. до нашей эры, третий – VII – IV вв. до нашей эры. Локальные варианты отражают лишь диалектные различия в этнической среде кобанских племен, которая, несомненно, была однородной и генетически связана с более древней северокавказской культурной общностью. Так, например, по мнению В.И. Козенковой, при сопоставлении ряда памятников восточного варианта кобанской культуры с памятниками ее метрополии, с определенной долей вероятности, можно предполагать, что, например, население оставившее комплекс предметов из Шароя, скорее всего было близко родственно населению Кобанского могильника (полуовальные пряжки, ножные кольца, лопатообразныеи булавки)».14

Каждый из локальных вариантов кобанской культуры обладает типичным для определенного варианта рядом признаков. Первая из них — западная, или кабардино-пятигорская. Ее характерные особенности — могильные сооружения в виде очень массивных гробниц или каменных ящиков, в плане приближающихся к квадрату, керамические формы в виде крупных сосудов и мисок хорошего обжига, богато орнаментированных геометрическими нарезны-, ми узорами. Вторая группа — центральная, или северо-осетинская. Сюда включены также Тлийский могильник, Цоисский и Казбегский клады. Для этой группы характерны каменные ящики прямоугольной формы кобанского типа и могилы-колодцы, обложенные булыжником, малые формы хорошей керамической посуды, в основном повторяющие старые формы раннего этапа кобанской культуры. Третья группа — восточная, или грозненская. Она характеризуется грунтовыми могилами, заваленными булыжником, подкурганными захоронениями и керамикой более слабого теста с явным преобладанием скифских степных форм с налепным, щипковым орнаментом (грушевидных корчаг, горшков и невысоких мисок, характерных для культуры скифского типа).15

Таким образом, выделяют в пределах кобанской культуры три локальных варианта.

 

 

2.2. Поселения  кобанской культуры

Поселения кобанцев располагались на предгорных, естественно укрепленных возвышенностях или по долинам рек на высоких плато и на отдельно стоящих возвышенностях. В горных ущельях поселения располагались на уплощенных отрогах гор. В верховьях реки Ассы, на территории современной Горной Ингушетии, известны остатки кобанских циклопических (т.е. построенных из крупных каменных плит и блоков) крепостей, относящихся к концу II - началу I тыс. до н. э. (Дошхакле, Эгикал, Хамхи, Карт и др.).

В поселках бытовые комплексы (жилища, производственные постройки и культовые сооружения) размещались поквартально. Кварталы были разделены узкими улицами, вымощенными булыжниками. Форма жилых домов в основном была прямоугольной и лишь иногда овальной. Только культовые постройки (храмы) имели форму пятиугольника. Строения размещались компактно, примыкая стенами друг к другу. Дома обычно состояли из двух частей: жилой и хозяйственной. Встречаются многочисленные хозяйственные ямы цилиндрической и грушевидно-колоколовидной формы.

Характерным типом жилищ в предгорьях были глинобитные дома, укрепленные в нижней части стен рядами булыжников. Стены и пол тщательно обмазывались глиной. Внутри домов сооружали глинобитные очаги. Некоторые дома строили из камня и плетня, обмазанного глиной.

 Кварталы, состоявшие  из жилых домов, хозяйственных построек, ремесленных мастерских и святилищ, разделялись узкими улицами. Дома строили из камня или на каменном основании возводили турлучные стены (плетеный каркас, обмазанный глиной). Внутри домов сооружались открытые каменные очаги для приготовления пищи и обогрева. Полы в помещениях посыпали глиной или клали из плоских каменных плит. Двускатные крыши опирались на деревянные столбы. Улицы своих поселков кобанцы мостили бупыжником.

Типичным кобанским поселением было Серженьюртовское поселение в Восточной Чечне. Оно располагалось в предгорье, но имело два холма - убежища с крутыми склонами, один из которых был укреплен искусственным рвом. Улицы поселения были вымощены булыжником, дома выстроены в турлучной технике. Основания стен сложены из камней или глиняных блоков, стены возведены из плетня, обмазанного глиной. Постройки были разделены на жилую и производственную часть. В жилом помещении устраивались очаги различных форм и конструкций. Производственные помещения представляли собой керамические и бронзолитейные мастерские. На поселении открыто большое количество ям хозяйственного назначения.16

Кроме того археологические материалы Серженьюртовского поселения дают представление о религиозной жизни кобанских племен. На одном из холмов-убежищ открыто святилище и предметы ритуального характера (жертвенники, глиняные антропоморфные и зооморфные статуэтки, амулеты-обереги, пинтадеры с магическими изображениями креста, свастики и спирали). В основе религиозных представлений кобанцев, видимо, был культ солнца и неба, как об этом свидетельствуют изображения свастики, спирали, а также глиняные модели колес среди ритуальных предметов святилища. Антропоморфные и зооморфные статуэтки могут свидетельствовать о культе плодородия у кобанских племен. 17

Находки в поселениях свидетельствуют о земледельческо-скотоводческой направленности быта населения. Помимо многочисленных каменных зернотерок овальной формы, камней-терочников, костей домашних животных, это подтверждает и комплекс керамики, в которой выделяется четыре основные категории посуды; орнаментированные корчаги, горшки, небольшие кружки и миски. Вся посуда лепкая, но высокого качества, мощенная и хорошего обжига, указывающая на глубокие традиции местного керамического ремесла.

Поселение кобанцев было найдено и на Ставрополье. Грушевское городище, расположенное в 1 километре к юго-западу от современной черты города Ставрополя, было открыто в 1939 году известным ученым-краеведом Владимиром Георгиевичем Гниловским (1907 — 1980). В 1945 году его обследовала Татьяна Максимовна Минаева (1900 — 1975). Она нашла вторую часть поселения, тянувшуюся в сторону города и к автотрассе Ставрополь—Невинномысск. Само городище, расположенное на правом берегу речки Грушевой, напоминало ровную площадку с небольшим углублением в центре и окаймленную валообразной насыпью, но на самом деле в прошлом было маленькой крепостью, защищенной стенами и рвами. В дальнейшем этот уникальный археологический объект на долгое время был забыт и не очень привлекал археологов.

 

 

2.3 Могильники кобанской культуры

Наиболее яркой частью материальной культуры центрального варианта кобанской культуры являются древние погребения.

Они известны в настоящее время во всех трех ландшафтных зонах, главным образом, в ущельях рек, но открыты они в предгорьях, и в равнинной части, хотя и в меньшем количестве.

В Верхне-Кобанском могильнике хоронили преимущественно в массивных, сооруженных из сланцевых и песчаниковых плит, прямоугольных каменных ящиках, рассчитанных на одного и реже на двух человек. Размеры ящиков были примерно 1,2 х 0,7 м. Сверху ящик закрывался мощной каменной плитой, более толстой, чем те, что составляли стенки могилы. Дно каменных ящиков Кобанского могильника земляное, видимо, при захоронении покрывалось или древесными ветками, или войлоком.

Покойников укладывали в скорченной позе, на левом или правом боку, головой на северо-запад, но имелись и другие направления, что свидетельствует о том, что устойчивости ориентировки не придавалось решающего значения.

Особенно выразительны ранние погребения в каменных ящиках, раскопанные Э. Шантром. Например, в могиле № 9, "одной из наиболее богатых”, сооруженной из тяжелых плит от 12 до 15 см толщиной, захороненная женщина лежала скорченно, на правом боку, с полусогнутыми ногами и кистями рук перед лицом. Головой она была ориентирована на северо-запад. Головной убор украшали бронзовые бляшки, трубочки - накосники, две булавки с лопатообразными навершиями. У висков находились дважды изогнутые подвески " совершенно своеобразного типа”18. На груди дуговидная фибула и ожерелье из сердоликовых и стеклянных бус. На руках многовитковые бронзовые браслеты - налокотники и более простые браслеты из массивного прута. На поясе остатки бронзового пластинчатого пояса с полуовальной бронзовой пряжкой, украшенной железной инкрустацией. Костюм украшали многочисленные бронзовые литые зооморфные привески. Бронзовыми трубочками была обшита, видимо, и обувь. Заупокойная пища, которая полагалась при переходе в загробный мир, находилась в двух изящных небольших сосудах с ручками. Кроме того, были положены части барана. В целом комплекс отличает большая выразительность форм. Для предгорных и равнинных районов бассейна Терека были более обычны кладбища из групповых могил без всякого оформления.

В могилах лиц высокого социального ранга отмечены захоронения вместе с покойником и коня. Например, в погребении 3, Комаровского могильника захоронение сопровождалось взнузданием конем. Конский убор состоял из железных двукольчатых удил и трехпетельчатых железных псалиев, костяных зооморфных поделок - украшения уздечки. Бронзовый ранний наконечник стрелы скифского типа и великолепный набор черносощенной посуды, украшенной нарезным геометрическим орнаментом, дополняли представление о составе погребального комплекса. Грунтовые ямы с оформлением рваным камнем были основным типом погребальных сооружений и на территории Южно-Кавказской группы центрального варианта кобанской культуры, причем во все периоды ее существования. Генезис таких форм погребальных камер уходит здесь, также как для каменных ящиков Тагаурского ущелья, вглубь начальных этапов поздней бронзы и даже в культурный пласт эпохи средней бронзы.19

Могильники кобанской культуры разных периодов и разных географических условий местоположения показывают чрезвычайно сложную, разнообразную и неоднозначную картину развития погребального обряда. Долговременный характер кладбищ, концентрация в определенных местах предполагает оседлый образ жизни оставившего их населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Материальная и духовная культура племен Кобанской культуры

Интервал!

 

3.1. Материальная  культура племен кобанской культуры

Материальные памятники культуры достаточно разнообразны, но наиболее характерны бронзовые изделия — топоры, поясные пряжки, фибулы, браслеты, налокотники, оружие (кинжалы), элементы конской сбруи, все они обычно украшались чеканкой с геометрическим орнаментом и изображениями животных, также имелись объемные фигурки зверей и антропоморфные скульптурные изображения. Изделия кобанских мастеров отличаются изящностью изготовления, исключительно высоким качеством выделки и бесспорно имеют художественные достоинства.

Из бронзы отливались и различные сосуды, керамика изготовлялась с налепами и тоже часто украшалась геометрическими узорами. В VII—IV/III вв. до н. э., на позднем этапе развития культуры, раскопки подтверждают появление предметов скифского типа и преобладание железных изделий над бронзовыми.

Погребальный обряд кобанцев представлял из себя трупоположение, хотя известны случаи кремации. Курганы над могильниками обычно не возводились, в исключительных случаях, когда это делалось, исследователи прослеживают влияние степных кочевников. Найденные могильники представителей кобанской культуры имеют некоторое различия — в высокогорной зоне это каменные ящики из плит, также перекрытые мощной плитой (песчаник или сланец), а в предгорьях они представляют из себя обычные грунтовые ямы или ямы обложенные рваным камнем, булыжником. В мужских погребениях обязательным атрибутом было оружие, известны случаи погребения мужчин с взнузданным конём. Также в погребения клали орудия труда, сосуды, уздечку и напутственную пищу

Бронзовые изделия кобанцев являются подлинными шедеврами мирового искусства.20 Главным образом это касается украшений. Для торжественных случаев, по мнению исследователей, изготовлялось множество бронзовых украшений для костюмов. Все украшения снабжались петлями и отверстиями, чтобы они могли крепиться на одежде. В отдельных случаях фигурки подвешивались к пластинам, которые также крепились к одежде.

Для кобанского искусства характерно изображение животных. С течением времени сложились свои каноны — правила, которые соблюдались при изготовлении того или иного предмета. Фигуры животных в большинстве случаев даны в движении. Но есть случаи, когда изображались и неподвижные звери. Фигуры зверей гармонично вписывались в форму предмета. Но иногда встречаются изделия, при изготовлении которых это правило нарушается, - изображение животного может переходить с одной плоскости-грани на другую. Тем самым подчеркивалось движение.

Информация о работе Материальная и духовная культура племен кобанской культуры