Материальная и духовная культура племен кобанской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Археологическая культура центральной части Северного Кавказа переходной поры от бронзового века к железному.
Названа по находкам в 1869 бронзовых вещей у с. Кобан в Северной Осетии. Памятники Кобанской культуры, могильники и поселения известны от верховьев Кубани до Дагестана. Для Кобанской культуры характерны бронзовые топоры изящной формы, поясные пряжки, фибулы, браслеты, налокотники и другие предметы, украшенные геометрическим орнаментом и изображениями животных, керамика с геометрическими узорами и налепами. Могильники Кобанской культуры в высокогорной зоне состоят из каменных ящиков, в предгорьях — из грунтовых могил, обложенных булыжником.

Содержание

1. История изучения кобанской культуры Образец! Переделать все остальное!
1.1. Открытие первых памятников кобанской культуры во второй половине XIX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Изучение памятников кобанской культуры в XX веке. . . 7
1.3. Новые открытия на рубеже XX-XXI вв. . . . . . . . . . . . . 16

Глава вторая: Археологические памятники кобанской культуры на территории Северного Кавказа
2.1. Локальные варианты кобанской культуры на Северном Кавказе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.2. Поселения кобанской культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.3. Могильники кобанской культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Глава третья: Материальная и духовная культура племен кобанской культуры
3.1. Материальная культура племен кобанской культуры. . . 33
3.2. Хозяйство племен кобанской культуры. Основные занятия населения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.3. Религиозные верования племен кобанской культуры . . .40
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа памятники кобанской культуры на ставр. переделанная работа!(1).doc

— 2.31 Мб (Скачать файл)

В кобанском искусстве в изображении отдельных частей животных наблюдаются твердо установленные приемы. Например, на многочисленных подвесках в виде головы барана повторяется рисунок длинных, завитых рогов, вытянутых морд, выпуклых глаз.

Расположения фигур на предметах часто симметричны (например, на топорах одна и та же фигура зверя симметрично помещается на обеих плоскостях топора). Встречаются и предметы с изображением одного зверя. Фигуры зверей обычно схематичны, но даже при сильной стилизации можно определить, какой зверь изображен.

Таким образом, у кобанских племен развивалась своеобразная, только им присущая манера исполнения бронзовых художественных произведений. Олени, собаки, бараны, козлы, змеи, птицы, рыбы, воплощенные в бронзе, даны в единой, особой манере стилизации, объединяющей их в особую группу произведений кавказского звериного стиля.

Орнамент на бронзовых предметах кобанцев заключает в себе определенное смысловое значение, отражает мировоззрение, мифологию кобанцев — древних ингушей. Часто на кобанских бронзовых, керамических предметах встречаются квадраты, треугольники, ромбы, свастики, круги, точки, пунктиры, спирали, прямые и волнообразные линии и т.п. Повторяются мотивы, известные в культурах далеких предков кобанцев - майкопцев, синокавказских племен эпохи неолита (неолитические культуры Малой Азии и Передней Азии) и т.д.

 

Интервал!

3.2 Хозяйство  племен Кобанской культуры основные  занятия населения

Основными отраслями хозяйственной деятельности кобанских племен были скотоводство и земледелие.

Кобанцы разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей. Скот давал мясо, молоко, сыр, кожу и шерсть. Из кожи и шерсти делали одежду. Скот у кобанцев выступал также в роли денег - его обменивали на необходимые товары и предметы. Лошади использовались как транспортное средство.

Особые условия существования в горах вызвали к жизни новые способы ведения хозяйства. В горных долинах преобладало овцеводство. Здесь находились постоянные поселения скотоводов. Весной стада из этих мест отгоняли высоко в горы, на тучные альпийские луга, где скот находился все лето. На зиму стада перегоняли обратно в долины.

Основными земледельческими культурами были пшеница, ячмень, рожь, просо. Пригодные участки земли под их посевы располагались в долинах гор, с этой же целью использовали искусственно созданные террасы. Обрабатывали землю с помощью деревянной сохи, деревянного плуга или мотыгой с бронзовой насадкой. Пахали землю с помощью быков. При сборе урожая пользовались бронзовыми серпами. Мололи зерно каменными зернотерками. Хранили зерно и муку в больших глиняных сосудах-корчагах.

Территория расселения кобанских племен, особенно горная зона с богатым животным миром, являлась благодатным краем для охотников. Охота уже не имела большого значения в хозяйственной жизни кобанцев, скорее всего это был подсобный промысел. Охотились с помощью лука и стрел. Распространены были и коллективные формы охоты, при которых использовались собаки.

Занимались кобанцы различными ремеслами: гончарным делом, металлургией и металлообработкой, ткачеством.

Высокого уровня достигло у кобанцев гончарное производство. Керамические сосуды-горшки, чашки, миски, кружки лепились вручную. Они обычно отличались четкими пропорциями и правильными формами. Посуда обжигалась в горнах или в специальных ямах, а столовая посуда подвергалась тщательному лощению. Блестящая, хорошего качества поверхность сосудов покрывалась геометрическим врезным и налепным орнаментом. Некоторые сосуды, обнаруженные археологами, имеют зооморфные ручки.

Прядение и ткачество также находилось для своего времени на довольно высоком уровне. Об этом свидетельствуют находки многочисленных глиняных пряслиц на всей территории распространения кобанской культуры. Хотя и редко, но встречаются обрывки тканей и кожи. Для изготовления одежды и обуви широко использовалось сырье, даваемое животноводством, - кожа и шерсть.

Подлинных высот мастерства достигли кобанские племена в металлургии и металлообработке. Добыча медных руд велась как открытым способом, с применением глубоких канав и ям, из верхних слоев месторождений, так и посредством подземных разработок, с использованием шахт и наклонных штолен. Добывалась руда бронзовыми и каменными кирками, молотами, клиньями, а также корзинами и мешками для выноса добытой руды.

При обработке руды ее вначале отделяли от пустой породы, дробили крупными каменными молотами, а затем сортировали. Для измельчения использовали объемные каменные ступы. Затем руда поступала в плавильные мастерские. Медеплавильни находились, как правило, вблизи рудников. Плавка производилась в печах, сооруженных в ямах из каменных плит. В печи закладывался древесный уголь. Через глиняные трубки мехами нагнетали воздух. Таким образом выплавлялась чистая медь. Для производства бронзы в сплавах с медью использовались мышьяк, сурьма, свинец, цинк. Более распространена была мышьяковистая бронза. Археологами найдено также много изделий, сделанных из оловянистой бронзы. По многим показателям (в литейных свойствах, легкоплавкости, твердости предметов, в красоте цвета) оловянистая бронза превосходит другие типы медных сплавов. Но если мышьяк и другие вещества, используемые в сплавах с медью для производства бронзы, добывались на Кавказе, то олово завозили из далека - с Западного Средиземноморья, куда оно попадало из Британии. 21

Главнейшей стадией создания бронзовых предметов было литье. Литейные мастерские часто располагались вблизи от первичных производств металла, иногда же они примыкали к поселениям. Для отливки изделий пользовались глиняными, каменными, иногда металлическими (медными) литейными формами. В металлической форме можно было получить отливки сложного профиля, точно передать мелкие детали. Сама медная форма была прочнее других, и ее можно было использовать многократно.

При отливке бронзовых предметов задумывалось и создавалось их украшение, часто в форме орнаментации. Литой орнамент обычно сводился к рельефным граням, выпуклостям, валикам, шнуровым линиям и т.д.

Большое распространение получило украшение изделий гравировкой уже после их отливки. Так, на поверхности вещей появлялись композиции геометрических фигур, порой довольно сложные, и изображения животных. Иногда рисунки на изделие наносились методом чеканки. Применялась и техника инкрустации - украшение изделий различными вставками из кости, дерева, стекловидной пасты. Для инкрустации также применялось железо. В начале I тыс. до н. э. железо было редким металлом — оно очень ценилось и встречается только на отдельных вещах в виде небольших вставок.

Из бронзы кобанцы изготовляли различные орудия труда (бронзовые насадки для мотыг, скребок, топоры), посуду (миски, чаши, маленькие «рюмочки» на низкой ножке, кубки, ритуальные сосуды для питья в форме рога, котлы), оружие (боевые топоры, кинжалы, наконечники стрел и копий, навершия булав, доспехи), принадлежности конского убора (удила, псалии, различные бляхи для конской сбруи, колокольчики с большими петлями для подвешивания), украшения (пояса и пряжки к ним, булавки, пуговицы, застежки, всевозможные подвески и браслеты, цепочки и т.д.), различные предметы и скульптуры культового предназначения (скульптурные подвески - фигурки стоящих зверей, птички, головы баранов и козлов, рога и т.д., пластинчатые изображения животных, изображения человеческой руки, различные навершия на деревянные шесты, крошечные копии различных предметов вооружения, скульптурные антропоморфные изображения и т.д.).

С конца X в. до н. э. кобанские племена начали осваивать железо. Начался этот процесс на южном склоне Кавказского хребта в конце X - начале IX в. до н. э. и несколько позднее уже на Северном Кавказе. VIII в. до н. э. датируется изготовление широкого ассортимента железных предметов, а с конца VII в. до н. э.- массовый переход к использованию железа.  Продолжали существовать также косторезное и камнеделательное производства.  Определенную роль в хозяйственной жизни кобанских племен занимал натуральный обмен. Меновой единицей часто выступал скот.

 

 

3.3 Религиозные верования племен кобанской культуры

Верховным богом кобанских племен считалось солнце - Малх. На территории их проживания сохранилось множество топонимов, происходящих от слова «малх»: река Малка (в Чечне), местности Малкана, Малхар, Малгобек (в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии), Малгобек (в Ингушетии), Малхиста. Этноним «махли-махал-махалон» переводится как «люди бога солнца». 22

Так же почитался священный бык, олицетворявший божество плодородия. На кобанских памятниках известны находки культовых глиняных фигурок быков. Кобанцы также поклонялись духам предков и различным божествам - покровителям земледелия, животноводства, охоты, различных стихий, ремесел, культы которых угадываются в элементах святилищ, в домашних жертвенниках с остатками костей животных, в предметах со следами имитации магии, в заупокойных тризнах и в огневом ритуале при погребениях.

В представлении кобанцев весь мир был населен добрыми и злыми духами, на которых можно воздействовать магическими действиями и заклинаниями. Божественные силы олицетворялись образами животных. Изображения божеств и духов в виде зооморфных статуэток играли роль охранительных амулетов. Звери были символами тех или иных божеств. Например, символом солнца являлся олень.

Культовые места располагались на возвышенностях, на вершинах гор, поднимавшихся над окрестностью. В святилищах археологами найдено множество фигурок в виде людей и зверей, являвшихся приношениями древних людей божеству, которому посвящено то или иное святилище или храм. Древние святилища представляли собой специальные площадки с каменным сооружением в центре. На их месте исследователи находят остатки костров и множество костей жертвенных животных.

Жизнь в мире мертвых кобанцам представлялась как продолжение жизни на земле. Поэтому многие вещи, которые окружали человека при жизни, сопровождали его и на тот свет их клали вместе с ним в могилу.

Людей чаще хоронили в так называемых каменных ящиках (ямы прямоугольной формы, обложенные и перекрытые каменными плитами). В каменный ящик покойника клали чаще всего на правый бок в скорченном положении, т.е. ему сгибали ноги и руки. Вместе с ним в погребальное сооружение помещались одеяния, оружие и конская сбруя, различные бытовые и ритуальные предметы, украшения, ставились сосуды с пищей. Иногда всадника хоронили с взнузданным верховым конем.

 

 

 

Заключение

Кобанская культура — археологическая культура на Кавказе в периоды бронзового  и железного веков. Представители культуры проживали от верховий реки Кубань и до территорий современного Дагестана, область сосредоточения поселений находилась в центральной части региона, по обе стороны от Большого Кавказского хребта. Антропологические носители — автохтонные представители кавкасионского типа, вероятно, основные предки вайнахов и важный компонент в этногенезе балкарцев, карачаевцев, осетин.

Одна из основных и наиболее ярких археологических культур Северного Кавказа.

В ходе написания данной курсовой работы удалось выполнить поставленные мной цели и задачи  заключающиеся в самом названии моей курсовой работы. Т.е. Проследить проникновение кобанских племен на территорию Северного Кавказа. Изучить материальные памятники, которые оставил нам этот народ. Изучить их верования традиции и обычаи. Так же проследить влияние кобанского населения на последующую историю Северного Кавказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Белинский А. Б., Коробов Д. С, Райнхольд С. Исследование поселений с симметричной планировкой в Кисловодской котловине// Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Выпуск IX/ Ставрополь, 2009 г. - 428 c.
  2. Гадло А.В. «Этническая история Северного КавказаVI-X вв.» Л., 1979 г. – 216 c.
  3. Доманский Я. В. Древняя художественная бронза Кавказа / Рецензент д.и.н. А. Д. Столяр. — Москва: «Искусство», 1984. – 238 c. Сделать межстрочный интервал 1,5!
  4. Крупнов Е.И. «Древняя история Северного Кавказа». М., 1960г. – 520 c.
  5. Крупнов Е. И. Памятники Кобанской культуры Северного Кавказа — Москва: «Наука», 1960. – 430 c.
  6. Козенкова В. И, Кобанская культура (восточный вариант) (САИ. Вып. В2-5. Т. 1). — М., 1977. – 187 c.
  7. Козенкова В. И, Типология и хронологическая классификация предметов кобанской культуры (восточный вариант) (САИ. Вып. В2-5. Т. 2). — М., 1982. – 165 c.
  8. Козенкова В. И, Оружие, воинское и конское снаряжение племен кобанской культуры. Западный вариант (систематизация и хронология) (САИ. Вып. В2-5. Т. 4). — М., 1995. – 512 c.
  9. Козенкова В. И., Мошинский А. П. Кобанская культура Кавказа: генетические корни и условия формирования (третья четверть II тыс. до н. э.) // Историко-археологический альманах (Армавирского краеведческого музея), вып. 1. — Армавир-Москва, 1995. – 323 c.
  10. Кудрявцев А.А., Галаева В.Н. (Ставрополь) Грунтовое погребение кобанского времени могильника № 2 Татарского городища. Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: V Минаевские чтения по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа//Тезисы докладов межрегиональной научной конференции.
  11. Кузнецов В. А. Слава древнего Кобана // Путешествие в древний Иристон. — Москва: «Искусство», 1974. – 224 c.
  12. «Поселок-убежище кобанской культуры у аула Сержень-Юрт как исторический источник (Северный Кавказ).» — М.: «Наука», 2001. – 106 c.
  13. Янин В. Л., Археология: Учебник — Москва: Моск. ун-т, 2006. – 608 c.

Информация о работе Материальная и духовная культура племен кобанской культуры