Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 22:13, курсовая работа
Археологическая культура центральной части Северного Кавказа переходной поры от бронзового века к железному.
Названа по находкам в 1869 бронзовых вещей у с. Кобан в Северной Осетии. Памятники Кобанской культуры, могильники и поселения известны от верховьев Кубани до Дагестана. Для Кобанской культуры характерны бронзовые топоры изящной формы, поясные пряжки, фибулы, браслеты, налокотники и другие предметы, украшенные геометрическим орнаментом и изображениями животных, керамика с геометрическими узорами и налепами. Могильники Кобанской культуры в высокогорной зоне состоят из каменных ящиков, в предгорьях — из грунтовых могил, обложенных булыжником.
1. История изучения кобанской культуры Образец! Переделать все остальное!
1.1. Открытие первых памятников кобанской культуры во второй половине XIX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Изучение памятников кобанской культуры в XX веке. . . 7
1.3. Новые открытия на рубеже XX-XXI вв. . . . . . . . . . . . . 16
Глава вторая: Археологические памятники кобанской культуры на территории Северного Кавказа
2.1. Локальные варианты кобанской культуры на Северном Кавказе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.2. Поселения кобанской культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.3. Могильники кобанской культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Глава третья: Материальная и духовная культура племен кобанской культуры
3.1. Материальная культура племен кобанской культуры. . . 33
3.2. Хозяйство племен кобанской культуры. Основные занятия населения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.3. Религиозные верования племен кобанской культуры . . .40
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
В кобанском искусстве в изображении отдельных частей животных наблюдаются твердо установленные приемы. Например, на многочисленных подвесках в виде головы барана повторяется рисунок длинных, завитых рогов, вытянутых морд, выпуклых глаз.
Расположения фигур на предметах часто симметричны (например, на топорах одна и та же фигура зверя симметрично помещается на обеих плоскостях топора). Встречаются и предметы с изображением одного зверя. Фигуры зверей обычно схематичны, но даже при сильной стилизации можно определить, какой зверь изображен.
Таким образом, у кобанских племен развивалась своеобразная, только им присущая манера исполнения бронзовых художественных произведений. Олени, собаки, бараны, козлы, змеи, птицы, рыбы, воплощенные в бронзе, даны в единой, особой манере стилизации, объединяющей их в особую группу произведений кавказского звериного стиля.
Орнамент на бронзовых предметах кобанцев заключает в себе определенное смысловое значение, отражает мировоззрение, мифологию кобанцев — древних ингушей. Часто на кобанских бронзовых, керамических предметах встречаются квадраты, треугольники, ромбы, свастики, круги, точки, пунктиры, спирали, прямые и волнообразные линии и т.п. Повторяются мотивы, известные в культурах далеких предков кобанцев - майкопцев, синокавказских племен эпохи неолита (неолитические культуры Малой Азии и Передней Азии) и т.д.
Интервал!
3.2 Хозяйство
племен Кобанской культуры
Основными отраслями хозяйственной деятельности кобанских племен были скотоводство и земледелие.
Кобанцы разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей. Скот давал мясо, молоко, сыр, кожу и шерсть. Из кожи и шерсти делали одежду. Скот у кобанцев выступал также в роли денег - его обменивали на необходимые товары и предметы. Лошади использовались как транспортное средство.
Особые условия существования в горах вызвали к жизни новые способы ведения хозяйства. В горных долинах преобладало овцеводство. Здесь находились постоянные поселения скотоводов. Весной стада из этих мест отгоняли высоко в горы, на тучные альпийские луга, где скот находился все лето. На зиму стада перегоняли обратно в долины.
Основными земледельческими культурами были пшеница, ячмень, рожь, просо. Пригодные участки земли под их посевы располагались в долинах гор, с этой же целью использовали искусственно созданные террасы. Обрабатывали землю с помощью деревянной сохи, деревянного плуга или мотыгой с бронзовой насадкой. Пахали землю с помощью быков. При сборе урожая пользовались бронзовыми серпами. Мололи зерно каменными зернотерками. Хранили зерно и муку в больших глиняных сосудах-корчагах.
Территория расселения кобанских племен, особенно горная зона с богатым животным миром, являлась благодатным краем для охотников. Охота уже не имела большого значения в хозяйственной жизни кобанцев, скорее всего это был подсобный промысел. Охотились с помощью лука и стрел. Распространены были и коллективные формы охоты, при которых использовались собаки.
Занимались кобанцы различными ремеслами: гончарным делом, металлургией и металлообработкой, ткачеством.
Высокого уровня достигло у кобанцев гончарное производство. Керамические сосуды-горшки, чашки, миски, кружки лепились вручную. Они обычно отличались четкими пропорциями и правильными формами. Посуда обжигалась в горнах или в специальных ямах, а столовая посуда подвергалась тщательному лощению. Блестящая, хорошего качества поверхность сосудов покрывалась геометрическим врезным и налепным орнаментом. Некоторые сосуды, обнаруженные археологами, имеют зооморфные ручки.
Прядение и ткачество также находилось для своего времени на довольно высоком уровне. Об этом свидетельствуют находки многочисленных глиняных пряслиц на всей территории распространения кобанской культуры. Хотя и редко, но встречаются обрывки тканей и кожи. Для изготовления одежды и обуви широко использовалось сырье, даваемое животноводством, - кожа и шерсть.
Подлинных высот мастерства достигли кобанские племена в металлургии и металлообработке. Добыча медных руд велась как открытым способом, с применением глубоких канав и ям, из верхних слоев месторождений, так и посредством подземных разработок, с использованием шахт и наклонных штолен. Добывалась руда бронзовыми и каменными кирками, молотами, клиньями, а также корзинами и мешками для выноса добытой руды.
При обработке руды ее вначале отделяли от пустой породы, дробили крупными каменными молотами, а затем сортировали. Для измельчения использовали объемные каменные ступы. Затем руда поступала в плавильные мастерские. Медеплавильни находились, как правило, вблизи рудников. Плавка производилась в печах, сооруженных в ямах из каменных плит. В печи закладывался древесный уголь. Через глиняные трубки мехами нагнетали воздух. Таким образом выплавлялась чистая медь. Для производства бронзы в сплавах с медью использовались мышьяк, сурьма, свинец, цинк. Более распространена была мышьяковистая бронза. Археологами найдено также много изделий, сделанных из оловянистой бронзы. По многим показателям (в литейных свойствах, легкоплавкости, твердости предметов, в красоте цвета) оловянистая бронза превосходит другие типы медных сплавов. Но если мышьяк и другие вещества, используемые в сплавах с медью для производства бронзы, добывались на Кавказе, то олово завозили из далека - с Западного Средиземноморья, куда оно попадало из Британии. 21
Главнейшей стадией создания бронзовых предметов было литье. Литейные мастерские часто располагались вблизи от первичных производств металла, иногда же они примыкали к поселениям. Для отливки изделий пользовались глиняными, каменными, иногда металлическими (медными) литейными формами. В металлической форме можно было получить отливки сложного профиля, точно передать мелкие детали. Сама медная форма была прочнее других, и ее можно было использовать многократно.
При отливке бронзовых предметов задумывалось и создавалось их украшение, часто в форме орнаментации. Литой орнамент обычно сводился к рельефным граням, выпуклостям, валикам, шнуровым линиям и т.д.
Большое распространение получило украшение изделий гравировкой уже после их отливки. Так, на поверхности вещей появлялись композиции геометрических фигур, порой довольно сложные, и изображения животных. Иногда рисунки на изделие наносились методом чеканки. Применялась и техника инкрустации - украшение изделий различными вставками из кости, дерева, стекловидной пасты. Для инкрустации также применялось железо. В начале I тыс. до н. э. железо было редким металлом — оно очень ценилось и встречается только на отдельных вещах в виде небольших вставок.
Из бронзы кобанцы изготовляли различные орудия труда (бронзовые насадки для мотыг, скребок, топоры), посуду (миски, чаши, маленькие «рюмочки» на низкой ножке, кубки, ритуальные сосуды для питья в форме рога, котлы), оружие (боевые топоры, кинжалы, наконечники стрел и копий, навершия булав, доспехи), принадлежности конского убора (удила, псалии, различные бляхи для конской сбруи, колокольчики с большими петлями для подвешивания), украшения (пояса и пряжки к ним, булавки, пуговицы, застежки, всевозможные подвески и браслеты, цепочки и т.д.), различные предметы и скульптуры культового предназначения (скульптурные подвески - фигурки стоящих зверей, птички, головы баранов и козлов, рога и т.д., пластинчатые изображения животных, изображения человеческой руки, различные навершия на деревянные шесты, крошечные копии различных предметов вооружения, скульптурные антропоморфные изображения и т.д.).
С конца X в. до н. э. кобанские племена начали осваивать железо. Начался этот процесс на южном склоне Кавказского хребта в конце X - начале IX в. до н. э. и несколько позднее уже на Северном Кавказе. VIII в. до н. э. датируется изготовление широкого ассортимента железных предметов, а с конца VII в. до н. э.- массовый переход к использованию железа. Продолжали существовать также косторезное и камнеделательное производства. Определенную роль в хозяйственной жизни кобанских племен занимал натуральный обмен. Меновой единицей часто выступал скот.
3.3 Религиозные верования племен кобанской культуры
Верховным богом кобанских племен считалось солнце - Малх. На территории их проживания сохранилось множество топонимов, происходящих от слова «малх»: река Малка (в Чечне), местности Малкана, Малхар, Малгобек (в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии), Малгобек (в Ингушетии), Малхиста. Этноним «махли-махал-махалон» переводится как «люди бога солнца». 22
Так же почитался священный бык, олицетворявший божество плодородия. На кобанских памятниках известны находки культовых глиняных фигурок быков. Кобанцы также поклонялись духам предков и различным божествам - покровителям земледелия, животноводства, охоты, различных стихий, ремесел, культы которых угадываются в элементах святилищ, в домашних жертвенниках с остатками костей животных, в предметах со следами имитации магии, в заупокойных тризнах и в огневом ритуале при погребениях.
В представлении кобанцев весь мир был населен добрыми и злыми духами, на которых можно воздействовать магическими действиями и заклинаниями. Божественные силы олицетворялись образами животных. Изображения божеств и духов в виде зооморфных статуэток играли роль охранительных амулетов. Звери были символами тех или иных божеств. Например, символом солнца являлся олень.
Культовые места располагались на возвышенностях, на вершинах гор, поднимавшихся над окрестностью. В святилищах археологами найдено множество фигурок в виде людей и зверей, являвшихся приношениями древних людей божеству, которому посвящено то или иное святилище или храм. Древние святилища представляли собой специальные площадки с каменным сооружением в центре. На их месте исследователи находят остатки костров и множество костей жертвенных животных.
Жизнь в мире мертвых кобанцам представлялась как продолжение жизни на земле. Поэтому многие вещи, которые окружали человека при жизни, сопровождали его и на тот свет их клали вместе с ним в могилу.
Людей чаще хоронили в так называемых каменных ящиках (ямы прямоугольной формы, обложенные и перекрытые каменными плитами). В каменный ящик покойника клали чаще всего на правый бок в скорченном положении, т.е. ему сгибали ноги и руки. Вместе с ним в погребальное сооружение помещались одеяния, оружие и конская сбруя, различные бытовые и ритуальные предметы, украшения, ставились сосуды с пищей. Иногда всадника хоронили с взнузданным верховым конем.
Заключение
Кобанская культура — археологическая культура на Кавказе в периоды бронзового и железного веков. Представители культуры проживали от верховий реки Кубань и до территорий современного Дагестана, область сосредоточения поселений находилась в центральной части региона, по обе стороны от Большого Кавказского хребта. Антропологические носители — автохтонные представители кавкасионского типа, вероятно, основные предки вайнахов и важный компонент в этногенезе балкарцев, карачаевцев, осетин.
Одна из основных и наиболее ярких археологических культур Северного Кавказа.
В ходе написания данной курсовой работы удалось выполнить поставленные мной цели и задачи заключающиеся в самом названии моей курсовой работы. Т.е. Проследить проникновение кобанских племен на территорию Северного Кавказа. Изучить материальные памятники, которые оставил нам этот народ. Изучить их верования традиции и обычаи. Так же проследить влияние кобанского населения на последующую историю Северного Кавказа.
Список использованной литературы:
Информация о работе Материальная и духовная культура племен кобанской культуры