Методика работы с исторической картой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение роли и значения исторической и контурной карт в процессе обучения истории в школе, в понимании учащимися того, что географическая среда оказывает влияние на ход исторического процесса.
В связи с поставленной целью необходимо решение следующих

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Методика работы с исторической картой.
§ 1. Общая характеристика исторических карт…………………………………
§ 2. Применение учебных карт на уроках истории……………………………..
Глава 2. Использование контурных карт на уроках истории.
§ 1. Роль контурных карт в формировании навыков работы с исторической картой……………………………………………………………………………..
§ 2. Их применение на уроках истории………………………………………...
Глава 3. Историческая карта при изучении темы: «Египет – дар Нила»…………………………………………………………………………….. Заключение……………………………………………………………………...
Библиографический список…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

    2. Карта в историческом атласе. Исторический атлас—это собрание расположенных по хронологическому принципу карт и карт-врезок, как обзорных, так и детализированных. В некоторых исторических атласах наряду с картами содержатся картинки, таблицы, диаграммы, текстовая и хронологическая информация.

    3. Карта в учебнике является  дополнением к тексту учебника, поэтому она содержит обычно  не слишком обильную информацию  и призвана иллюстрировать текст. 

    4. Карта-диапозитив, представленная на  экране, может заменить настенную  карту. Если учитель демонстрирует карты в определённой последовательности, то возникает своеобразный динамичный «картофильм». Такой способ демонстрации часто применяется в музеях и на выставках.

    5. Самодельная карта, или карта-схема,  призвана восполнить пробелы  в наборе картографических пособий и соответствует способностям и знаниям отдельных учеников.

    Таким образом, существует большое разнообразие исторических карт, которые могут  быть использованы при изучении различных  тем. Применение этих карт—залог более  глубокого и основательного усвоения учащимися исторических знаний. 
 

        § 2. Применение учебных карт на уроках истории.

    Карта—своеобразное  наглядное пособие. Задача учителя  заключается в том, что он должен способствовать развитию пространственных представлений ребят через постоянную работу с ней [9, с.68].

    Впервые с картой учащиеся сталкиваются ещё  в начальной школе на уроках природоведения. Они получают начальное представление  об условных обозначениях рек, морей, гор, рельефа местности, они учатся показывать населённые пункты и границы государства и т.д.

    В средней школе эти знания укрепляются  и расширяются. Учащиеся с трудом осознают, что историческая карта—условное, графическое, построенное на географической основе изображение исторических событий. Они ещё плохо знают физическую карту, поэтому приходится одновременно с изучением исторических событий развивать и пространственные представления учеников [9]. Учитель определяет, умеют ли ребята работать с легендой карты, ориентироваться в различных объектах. В процессе обучения чтению исторической карты учитель привлекает настенную карту и её уменьшенные копии в виде раздаточного материала. Он также восстанавливает знания ребят о масштабе (соотношение длины линии на карте к длине соответствующей линии в действительности), который обозначается в виде дроби, числитель которой равен единице, а знаменатель—числу, отражающему степень уменьшения длин линий.

    При переходе от одной карты к другой необходимо обеспечить преемственность. Если на картах обозначены разные регионы, то определяются пространственные взаимоотношения между ними, затем выявляются временные отношения между картами – разновременность или синхронность изображаемых событий. Для установления межкурсовых связей на уроках разумно применять синхронные карты по истории Беларуси и всемирной истории. Это помогает ученикам находить нужные историко-географические объекты независимо от размера карты, её масштаба и охвата территории [13, с.106].

    Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны, одновременно применяют историческую и географическую карты или общую и тематическую. На них помещён один и тот же объект, но в различном масштабе. При этом обучение может идти как от единичного к общему, так и от общего к единичному. В первом случае учитель обращается к исторической карте (единичное), потом по конфигурации суши и морей, контурам береговой линии, направлениям рек учащиеся находят эту же территорию на физической карте (общее). Они приходят к выводу, что на исторической карте изображена меньшая часть земной поверхности.

    Во  втором случае учитель демонстрирует, к примеру, карту «Древние государства  мира» (общее), затем выделяет на ней  местоположение Древнего Египта в виде треугольника (частное).

    Развитию  пространственных представлений ребят  способствует и применение карты и учебной картины в комплексе. Картина в этом случае как бы раскрывает условные обозначения карты, создавая представление о реальной местности и пространстве [13, с.107].

    М.Т.Студеникин перечисляет следующие правила  работы с картой:

    1. Если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то её нельзя заменять картой другого исторического периода, иначе у ребят будут формироваться ошибочные исторические представления.

    2. Перед показом по исторической  карте учитель даёт словесное  описание географического местоположения пункта, места события, опираясь на известные ребятам ориентиры. При описании границ  он называет не только физико-географические ориентиры, но и соседние государства и народы [12, с.37].

    3. Реки нужно показывать по течению  от истока до устья, города—точкой, границы государства—непрерывной линией. Показ объекта сопровождается указанием сторон горизонта, названием географических ориентиров и признаков.

    4. Необходимо одновременно работать  с настенной и настольной картами.  Работая с настольной картой, ученики сначала воспроизводят действия учителя, затем по словесному описанию находят объект на настольной, а потом и на настенной карте [13].

    Постепенно  ученики приобретают умение читать историческую карту, т.е. видеть за её условными  обозначениями явления общественной жизни, устанавливать синхронные связи тех или иных процессов, выявлять результаты их развития.

    Роль  карты как источника знаний ещё  больше возрастает в старших классах. Так, зная территорию восстания, ребята могут определить состав восставших; сравнивая карты различных периодов, могут установить основные территориальные изменения и т.д.

    Ряд авторов высказывают мнение о  том, что мало только научить школьников читать историческую карту, надо ещё  воспитать в них прочную привычку, настоящую потребность обращаться к карте, если в этом есть необходимость. Достичь этого можно только в том случае, если школьник с первых уроков в 5 классе и до выпуска из школы будет самостоятельно решать сначала простейшие, а затем всё более сложные историко-географические задачи при умелом руководстве учителя [14, с.62].

    Д.Н.Никифоров  считает, что огромную роль в повышении  активности учащихся на уроке, мобилизации  их внимания, организации их самостоятельной  работы играет также педагогический рисунок, который создаётся на глазах ребят и делает их непосредственными участниками рассказа, зафиксированного на доске [8, с.49].

    В результате работы с исторической картой учащиеся должны приобрести следующие  знания и умения:

    - они должны знать, что название  карты отражает тему и её основное содержание;

    - что историческая карта отражает  действительность в определённый  хронологический период;

    - понимать, что на ней могут  быть показаны разновременные  события;

    - карты имеют масштаб;

    - условные обозначения расшифровываются по легенде карты;

    - ребята должны уметь узнавать  и называть изображённое на  карте географическое пространство;

    - определять последовательность  и время отображённых на карте  событий;

    - сопоставлять обозначенные на  карте явления;

    - сравнивать размеры территорий;

    - выделять изменения в территории, новые черты в хозяйстве;

    - применять карту при анализе  причин и следствий событий;

    - анализировать социально-экономическое  и политическое развитие народов  мира;

    - сопоставлять и систематизировать  данные нескольких исторических карт;

    - сопоставлять разномасштабные карты  и планы;

    - читать карты и картосхемы  [13, с.111].

    Таким образом, чтобы научиться читать историческую карту, необходимо проделать  огромную работу, направленную на усвоение учащимися понимания того, что без карты невозможно не только осознать, но и проанализировать ход исторических событий. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Использование контурных карт на уроках истории.

    § 1. Роль контурных  карт в формировании навыков работы с  исторической картой.

    Большое значение в формировании навыков  работы с исторической картой отводится  контурной карте, так как она  даёт возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой. Но работа с контурной картой приводит к положительному результату лишь тогда, когда ведётся целенаправленно и систематически [13, с.112].

    Контурные карты могут применяться на различных этапах урока: они используются для закрепления нового материала на уроке, для отработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них, для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий. Одна и та же контурная карта может использоваться при изучении нескольких тем, при этом оценивается каждый этап заполнения карты учениками.

    Г.И.Годер, говоря о ценности работы с контурной  картой, выделяет две стороны этого  вопроса:

    1. Контурная карта—важное средство практического обучения истории древнего мира, ценное своими поисковыми задачами.

    2. Систематическое использование  карты в работе значительно  усиливает «обратную связь», помогая  учителю руководить познавательной  деятельностью учащихся [5, с.50].

    С одной стороны, необходимо подчеркнуть огромный интерес пятиклассников к практическим действиям. Ребята охотно рисуют, лепят, создают макеты. Древнее оружие и орудия труда, воины и военные корабли, сцены сражений, пирамиды и саркофаги—всё это результаты их деятельности. Работа с контурной картой, не заменяя собой художественное творчество, в значительной степени способствует развитию их практических умений.

    Но  выполнить задания по контурной  карте ученики могут, лишь имея под рукой историческую карту. Большая часть заданий требует от ученика обозначить тот или иной географический объект на контурной карте. Пятиклассники сопоставляют настольную и контурную карты и учатся при этом узнавать очертания морей и участков суши независимо от масштаба карты и того, какой район земной поверхности на ней представлен. Так организовывается самостоятельная поисковая деятельность ребят, постепенное ознакомление и изучение исторической карты с опорой на контурную.

    С другой стороны, полученная в результате проверки задания информация позволяет  судить как о работе класса в целом, так и об успехах каждого ученика. Контурная карта служит своеобразным средством самоконтроля преподавателя, выявляет его недоработку. Систематическая работа с контурной картой помогает учителю почувствовать индивидуальность каждого ученика, его сильные и слабые стороны, направить познавательные возможности ребят в нужное русло.

    Таким образом, можно сделать вывод  о том, что контурная карта  не только способствует формированию пространственных представлений учеников, но и развивает навыки работы с исторической картой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    § 2. Их применение на уроках истории.

    Полезные  советы по работе с контурной картой можно найти в пособии М.Т.Студеникина [13]. Он делает ссылку на статью Г.И.Годера «Оптимизация процесса обучения истории древнего мира в средней общеобразовательной школе» По мнению автора статьи, начиная знакомство с контурной картой, учитель, прежде всего обращает внимание на хронологические рамки периода, который она отражает, а также на то, будет ли работа по карте посильна для ребят. Обучение проходит в несколько приёмов. Сначала ученики заполняют контурные карты при помощи настольных карт, затем – настенной и по памяти.

    Обучение  начинается с самых простых заданий по заполнению карт: обвести границы государств, написать их название, указать даты основных событий. Затем ученики сравнивают настольную и контурную карты, учатся распознавать очертания участков суши и морей и т.д. [13, с.112].

Информация о работе Методика работы с исторической картой