Методика работы с исторической картой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение роли и значения исторической и контурной карт в процессе обучения истории в школе, в понимании учащимися того, что географическая среда оказывает влияние на ход исторического процесса.
В связи с поставленной целью необходимо решение следующих

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Методика работы с исторической картой.
§ 1. Общая характеристика исторических карт…………………………………
§ 2. Применение учебных карт на уроках истории……………………………..
Глава 2. Использование контурных карт на уроках истории.
§ 1. Роль контурных карт в формировании навыков работы с исторической картой……………………………………………………………………………..
§ 2. Их применение на уроках истории………………………………………...
Глава 3. Историческая карта при изучении темы: «Египет – дар Нила»…………………………………………………………………………….. Заключение……………………………………………………………………...
Библиографический список…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

    Большую роль в организации работы учащихся с контурными картами имеет устное слово учителя. Нельзя надеяться  на то, что ребята сами познакомятся с правилами заполнения карт, напечатанными  на обложке, поэтому следует многократно  объяснить им, как следует заполнять карты.

    При заполнении контурных карт необходимо выполнять общепринятые требования: карта должна быть заполнена аккуратно, писать надо разборчиво, без ошибок, на свободных местах, чтобы не мешать чтению информации. Работа с контурной  картой всегда носит оттенок творчества, который чаще всего проявляется в оформлении карты: в подборе цветных карандашей, в определении размеров надписей, нанесённых на карту, в величине различных условных обозначений, в интенсивности проведённых по карте линий. Всё это свидетельствует не только о художественном вкусе учащихся, но и об их умении отделить главное от второстепенного. Многие задания требуют от учащихся творческого решения, осмысленного отношения к изученным сведениям по исторической географии [5, с.51].

    Пятиклассники не сразу привыкают к новой для них практической работе. Впервые заполняя контурную карту, они постоянно обращаются к учителю, задают ему и друг другу вопросы, переговариваются. Ребята ещё не умеют правильно рассчитать время: либо торопятся и до звонка сдают наспех заполненную карту, либо справляются лишь с половиной задания. Первая работа по заполнению карты может быть лишь начата в классе, а закончена учащимися дома. В дальнейшем учитель чередует классные и домашние задания по карте.

    При подготовке задания по контурной карте учитель выбирает для работы на уроке один из двух путей:

    - задание подробно разъясняется, в процессе беседы с классом  раскрывается весь ход его  выполнения, внимание учащихся заостряется  на возможных ошибках;

    - задание не разъясняется учителем, от учащихся требуется выполнить его полностью самостоятельно, проявить сообразительность и творческие способности.

    При этом учитывается уровень подготовленности класса: чем лучше подготовлен  класс и чем выше достигнутые  им успехи, тем меньше пояснений к заданиям даёт учитель, постепенно усложняя характер работы. Необходимо отметить, что второй вариант редко используется в 5 классе, он лишь возможен как форма контроля и обычно лишь в том случае, если задание не слишком сложное.

    В большинстве же случаев нужно разъяснить задание по карте, нацелив ребят на его выполнение. Учитель может сделать объяснение задания отдельным элементом урока, когда он останавливается лишь на том, что может вызвать затруднения. Подготовка учащихся может быть проведена и в иной, скрытой форме. Объяснение не планируется отдельным элементом урока, учитель просто включает необходимый материал в изложение, сознательно заостряя на нём внимание класса. Но этот приём возможен лишь тогда, когда содержание задания по контурной карте является частью содержания одного урока [9, с.57].

    Данные  формы выполнения заданий по карте  хороши, если учащиеся обладают опытом заполнения карт. Когда же работа с  контурной картой находится на начальной  стадии, задание целесообразно полностью  разобрать на уроке.

    Г.И.Годер  в своей статье обращает особое внимание на типичные ошибки и пути их преодоления, а также на основные формы работы с контурной картой.

    Ошибки  в работе с картой, по мнению автора, вызваны тем, что данному виду работы было уделено недостаточно внимания, или ученик нанёс необходимые обозначения по памяти, не обращаясь к настольной карте. Поэтому необходимо приучить пятиклассников не доверять памяти, особенно если название встречается впервые. Типичны ошибки, когда ученик, обладающий историческими знаниями, не может воспользоваться ими при выполнении конкретного задания. При разборе таких ошибок будет разумным вызвать другого ученика для проведения рецензии работы своего одноклассника.

    Для ряда учеников характерна и другая ошибка: вместо того, чтобы выполнить требуемое задание, они бездумно, механически перерисовывают карту учебника. Контурная карта вне связи с предложенным заданием заполняется названиями городов, условными обозначениями, раскрашивается цветными карандашами. Эта ошибка объясняется леностью ученика, его нежеланием вникнуть в задание, неумением осмыслить его.

    Хорошие результаты дают различные виды работы по карте:

    1. Карта заполняется в конце  урока, работа по ней является  одним из способов закрепления.

    2. Проверочная работа по ранее изученному материалу с использованием справочных пособий.

    3. Проверочная работа с вариативным  заданием выполняется по памяти.

    4. Историко-географический диктант  по контурной карте (подписать  названия рек, в долинах которых  образовались государства, подписать названия крупнейших городов, обозначить местоположение египетских пирамид и т.д.).

    Итак, виды использования контурных карт определяются конкретными условиями  преподавания. Заполнение каждой контурной  карты осуществляется учащимися  по указанию учителя в один, два и более приёмов, причём целесообразно оценивать в отдельности каждый этап работы. В результате работы с контурными картами у учащихся заметно возрастает интерес к исторической карте. Они всё чаще обращаются к ней при ответах, значительно продвигаются в использовании её легенды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическая  часть 

Тема: «Египет – дар  Нила».

5 класс

Цель  урока: ознакомить учащихся с природно-климатическими условиями Древнего Египта, а также рассмотреть роль реки Нил в экономическом и социальном положении Египта.

Задачи:

Образовательная: организовать работу учащихся по изучению географического положения Древнего Египта, его природно-экономическими условиями и их влиянием на повседневную жизнь египтян.

Развивающая: содействовать развитию умений работы с картой, учебным материалом, а также умений анализировать, сравнивать, выделять главное и делать выводы.

Воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся интереса к истории древних цивилизаций, их культуры и ценностей, дошедших до наших дней.

Средства  обучения:  учебник «История Древнего Мира» под ред. В.С. Кошелева, оформленная доска, контурные карты, атласы, настенная карта «Древний Восток.  Египет и передняя Азия».

На  доске: число, тема, задания к проверочному заданию, понятия по новой теме, дом. задание.

Тип урока: комбинированный. 
 
 
 
 
 
 

Ход урока

Орг. момент:

- Здравствуйте! Садитесь! Кто сегодня отсутствует?

Проверка  д/з:

Мы с  вами изучили небольшой раздел «Жизнь первобытных людей», и прежде чем  начать новую тему, я хочу проверить  ваши знания. Сейчас мы с вами выполним небольшую проверочную работу.  Достаньте листик бумаги и подпишите его. Задания будут следующие:

1). Как назывался человек, который был похож по внешнему виду на современных людей:

А) «человек умелый»

Б) «человек разумный»

В) «человекообразная  обезьяна»

Г) «человек прямоходящий»

2). Какая новая форма человеческого коллектива пришла на смену первобытного стада:

А) родовая  община

Б) семейная община

В) племя

Г) совет  старейшин

3). Какие находки археологов доказывают, что у древних людей существовала религия (несколько вариантов ответа):

А) фигурки  идолов и божков

Б) пещерная живопись

В) орудия труда

Г) древние  захоронения

 4). Соотнесите даты и события:

Даты:

А) около 100 тыс. лет тому назад

Б) около 13 тыс. лет тому назад

В) около 40 тыс. лет тому назад

Г) около 40-35 тыс. лет назад

Д) около 11 тыс. лет тому назад

Е) около 8 тыс. лет тому назад

Ж) около 5 тыс. лет тому назад

События:

1)  потепление  на Земле и изобретение лука;

2) возникновение  земледелия и скотоводства;

3) появление «человека разумного»;

4) похолодание  на земле и начало ледникового  периода;

5) начало  обработки металлов;

6) возникновение  искусства и религии;

7) переход  от первобытности к государству  и цивилизации.

5).  Дайте определение понятиям: «ремесло», «религия».

Работа  занимает приблизительно 15 минут.

Объяснение  нового материала:

     Тема  нашего урока – «Египет – дар  Нила». Сегодня на уроке мы узнаем о месторасположении Древнего Египта и найдём его на карте. Узнаем как  называли свою страну египтяне и почему. Выясним, когда началось заселение долины Нила, и с чем это было связано. А также познакомимся с занятиями древних египтян.

     Давайте с вами вспомним, как вы усвоили  карту с предыдущих занятий.

     - какие полушария вы знаете?

     - покажите восточное полушарие  на карте;

     - назовите страны света, расположенные  в восточном полушарии;

     - покажите на карте Африку;

     - какими морями, океанами она омывается?

     - какая большая река протекает  в северо-восточной части Африки?

     - покажите реку Нил;

     - посмотрите, где река Нил берёт  начало и куда впадает?

     Таким образом, мы все вместе выяснили, что  по северо-восточной части Африки протекает река Нил, одна из величайших рек мира. А страна, расположенная  в долине Нила, севернее порогов  и в дельте, в древности называлась Египтом.

     Откройте свои атласы и расскажите, что вы там видите? Какую территорию? Скажите, какие ещё реки и моря вы видите на этой карте? Скажите, а что общего между картой у вас в атласе и большой картой, которая висит на доске? (учащиеся отвечают, что это одна и та же территория). А какая разница в этих картах? (учащиеся говорят, что эти карты имеют разный размер). Скажите, а что вы знаете о масштабе карты?

     Хорошо, а теперь откройте свои учебники на странице 31 и скажите, что там  изображено? Правильно, это границы  египетского царства. Эта карта даёт нам представление о меньшей территории. Вы должны заметить, что на этой карте отсутствует Аравийский полуостров, который мы можем видеть на настенной карте. А что ещё отсутствует на этой карте? (Малая Азия). А теперь ответьте мне на такой вопрос: зачем нам нужны такие маленькие карты? (ученики высказывают своё мнение). Теперь, я надеюсь, вам понятно, что любая историческая карта является частью карты земного шара, и нужна нам, чтобы легче было ориентироваться по ней.

     Используя карту учебника, кто может выйти и показать границы египетского царства на настенной карте?

     Давайте все вместе посмотрим на карту, и  там увидим, что при впадении в  Средиземное море река Нил разделяется  на несколько рукавов, образуя широкую  плодородную долину в форме треугольника – дельты. Дельта также очень хорошо видна на карте в ваших учебниках.

       Теперь вы самостоятельно прочитаете  последний абзац первого параграфа  и ответите мне на такой  вопрос: как называли древние  египтяне свою страну и почему? (ученики читают и отвечают на поставленный вопрос).

     Кто мне может показать Северную Африку? (показывают). 10-8 тысяч лет назад  климат Северной Африки не был засушливым. Здесь выпадали частые дожди, была богатая  растительность, водились слоны, жирафы, антилопы, страусы, буйволы. Со стороны  пустыни Сахара (кто может показать на карте?) в Нил впадали полноводные притоки. Его долина была большим болотом, а река кишела рыбой и крокодилами.

     Постепенно  климат начал изменяться. Дожди стали  редкими, исчезла богатая растительность, а степи превращались в пустыни. Спасаясь от засухи, люди переселялись в долину Нила (показывая на карте). Им нелегко было осваивать новые земли. На берегу реки пришлось высекать кустарники, строить каналы и возводить длинные земляные насыпи (дамбы). Египтяне сооружали огромные водохранилища (Как вы думаете, с какой целью?). Конечно, вода в них надолго задерживалась после разлива и использовалась для орошения полей. Так начался переход к орошаемому земледелию.

Информация о работе Методика работы с исторической картой