Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:43, реферат
В современных условиях беспрецедентного роста масштабов влияния системы международных отношений на жизнь отдельных государств и регионов, значительно усиливает роль Казахстана, в том числе, благодаря его геополитическому положению. Во-вторых политика безопасности Республики Казахстан связана со стратегическими сырьевыми ресурсами региона Центральной Азии. Казахстан сегодня играет заметную роль как привлекательный источник сырья. Бассейн Каспийского моря содержит значительные запасы нефти и газа, которые, по мнению специалистов, могут стать альтернативной ресурсам Ближнего Востока и Персидского залива. На территории Казахстана находится по разным оценкам от 15 до 30% запасов мирового урана.
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Ядерная безопасность в рамках национальной безопасности
1.2 Основы ядерной безопасности в период холодной войны и Казахстан
1.3 Новое понимание безопасности – доктрина доверия
1.4 Национальная безопасность, сущность и приоритеты Республики Казахстан
2. СТАНОВЛЕНИЕ СУВЕРЕННОГО КАЗАХСТАНА И ЕГО МЕСТО В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Ядерное наследство СССР и Казахстана
2.2 Ядерная политика Республики Казахстан
2.3 Ядерные полигоны на территории республики Казахстан
2.4 От сдерживания к универсализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В то время в Советском
Союзе, в условиях государственной
секретности в условиях не говорилось
о существовании испытательного
полигона. Даже мнения выдающихся ученых-академиков
А.Сахарова и И.Курчатова, работавших
над атомной программой, высказанные
в самой лояльной форме, пресекались
в резкой и грубой форме руководителями
высоких государственных
Медикам запрещалось ставить правильный диагноз заболеваний, связанных с воздействием радиации. Поэтому людей «лечили» от всех заболеваний, кроме тех, которые вызывала радиация [3, с.37].
Пришли восьмидесятые годы, и казахстанское общество начало понимать, что с полигоном надо что-то делать. И наступил момент активных действий, наступил момент истины. Народ республики решительно выступил против ядерных испытаний, так родилась МАД «Невада-Семипалатинск» [18, c.8].
И лишь в конце восьмидесятых годов, с началом активности движения, сообщения о ядерном полигоне стали появляться в печати. Парламентарии на сессиях, медики открыто обсуждали влияние радиации на здоровье в результате облучения. Под мощным напором общественности, поддержанной Верховным Советом республики, союзное правительство вынуждено было установить мораторий на взрывы не на основе правительственных соглашений на высшем уровне, а благодаря активным действиям общественности. Огромная заслуга лидера МАД «Невада-Семипалатинск» О. Сулейменов заключается в том, что он впервые с трибуны верховного Совета СССР заявил всему миру о существовании СИЯП, обратился к правительству СССР, ВПК СССР с требованием о необходимости прекращения ядерных испытаний на территории Казахстана.
В августе 1991 года вышел Указ Президента РК Н. Назарбаева о закрытии Семипалатинского полигона. В нем отмечалось, что на территории данной области с 1949 года осуществлялись испытания ядерного оружия. За это время здесь было произведено около 500 ядерных взрывов, которые нанесли урон здоровью и жизни тысячам людей.
Намерение Казахстана
закрыть Семипалатинский
Как отметил Нурсултан Абишевич, за каждой из этих вех сотни тысяч человеческих судеб. Выстрадавших на себе безъядерный выбор целой страны. Это сотни часов раздумий, долгие месяцы переговоров, двусторонних и многосторонних встреч. Это почти 10 лет кропотливого труда политиков, военных и ученых. Об этом можно и нужно рассказывать современникам, и лучше, если это узнают из первых уст, заметил глава государства, говоря о своей новой книге «Эпицентр мира». Глава государства признался, что эту книгу-откровение он рассматривает как бессрочное приглашение к доверительному диалогу и сотрудничеству между всеми, кто хоть в малой степени задумывался о том жестоком «подарке», который ушедший век оставил новому столетию. «Сегодня, вспоминая события, связанные с обретением Казахстаном безъядерного статуса, отметил Президент, задумываешься о масштабности проблемы выбора: быть или не быть ядерным государством?» [14, 115].
Военная машина распавшегося СССР оставила после себя в Казахстане 1216 боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет и зарядов для тяжелых бомбардировщиков. Комплекс ядерных стратегических сил состоял из самых современных средств массового поражения и доставки ядерных зарядов, включая стратегические многоцелевые бомбардировщики Ту-95 МС и межконтинентальные баллистические ракеты СС-18. Это был четвертый в мире ядерный арсенал.
Помимо готового
к боевому использованию
Важнейшим стратегическим
объектом был Семипалатинский полигон,
где в течение полувека было произведено
456 ядерных и термоядерных взрывов.
Суммарная мощность ядерных зарядов
в 2,5 тысячи раз превысила мощность
атомной бомбы сброшенной на Хиросиму
[8, с.12]. Казахстан также обладал
и обладает огромными ресурсами
для производства активных компонентов
ядерного оружия. На долю страны приходится
25% всех мировых запасов урана. На
территории государства находятся
и крупные предприятия атомной
промышленности по переработке и
обогащению природного урана. Таким
образом, после распада СССР Казахстан
стал владельцем почти всей необходимой
научно-исследовательской, добывающей
и производственной инфраструктуры
для создания собственного ядерного
оружия. Обладая таким потенциалом
могущества и влияния, заметил Н.
Назарбаев, было невероятно трудно принять
решение об отказе от него. Перспектива
стать региональной сверхдержавой
для части нашего общества казалась
очень заманчивой. Приводились реальные
аргументы в пользу сохранения ядерного
статуса. Собственный ядерный зонт
представлялся залогом
Выражая волю народа, заручившись его поддержкой, сказал он, мы приняли решение навечно запретить испытания ядерного оружия на территории Казахстана, а затем объявили о безъядерном статусе страны.
Будущим исследователям нашего времени не может не броситься в глаза, что первым криком души новорожденной Республики Казахстан было «Закрыть полигон!», и вся биография обновленного Казахстана – это небывалый прецедент преобразования ядерных материалов и технологий из оружия взаимной острастки и запугивания, террора, нестабильности, шантажа и насилия в орудие мира, безопасности, сотрудничества, добрососедства и диалога.
Как уже было сказано,
сообразуясь с волей народа Казахстана,
осознавая ответственность
Закрытие Семипалатинского полигона являлось первым и уникальным в атомной истории прецедентом, когда государство добровольно и в одностороннем порядке свернуло весь комплекс работ на своей территории по экспериментальным взрывам ядерных и термоядерных зарядов.
В постановлении
№ 708 Правительства Республики Казахстан
был определен список районов
экологического бедствия, граничащих
с Семипалатинским ядерным
Закрытие полигона
– это не просто уничтожение всей
его губительной инфраструктуры
и запрет на испытания, это долгие
годы реабилитации зараженных земель,
рекультивация почвы и
21 декабря 1991 года
в Алматы было принято «
По словам президента
РК Н. Назарбаева, самыми важными шагами
в становлении ядерной
Усиления контроля и ужесточения режима нераспространения, рассматривается необходимость разработки мер эффективного реагирования и противодействия при попадании ЯО или ядерных устройств в руки «мафиозных» структур [45, с.101].
20 ноября 1992 года
в Алматы Президент принял
американскую делегацию, в
Касательно практических проблем разоружения, было оглашено решение Сената о выделении около 800 миллионов долларов для финансирования перевозок, демонтажа и ликвидации ядерного оружия, находящегося на территории стран Содружества Независимых Государств [6, с.12].
В этот же знаменательный год решением Верховного Совета нашей республики мы первыми из стран СНГ ратифицировали Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который был подписан годом ранее, 30 декабря 1991 года.
вступление в Договор о нераспространении на правах неядерной державы стало юридическим подтверждением нашего безъядерного статуса [17, с.188].
На протяжении последних нескольких лет, экспортируя ядерную и неядерную продукцию на внешний рынок, Казахстан и впредь намерен придерживаться общей стратегии членов «ядерного клуба» и развивать усилия, направленные на укрепление международной безопасности [28, с.135].
для принятия нового универсального Договора о вертикальном и горизонтальном нераспространении ядерного оружия необходимо найти разумные компромиссы для привлечения всех стран мира (как официальных и неофициальных ядерных стран, а также неядерных государств) к процессу его подготовки [17, с.201].
2.2 Ядерная политика Республики Казахстан
Серьезным аспектом экологической безопасности страны является и проблема радиоактивных отходов (РАО). Впервые после закрытия семипалатинского испытательного полигона обсуждение вопросов в области радиоэкологии и радиационной безопасности было внесено на уровень, охватывающий широкие слои общественности и населения.
Споры о том, ввозить
или не ввозить РАО в Казахстан,
разделили общество на два лагеря,
затронули такие сферы
В своем выступлении
на международной конференции
Президент назвал свое
видение причин этой тенденции [27, с.228].
Во–первых, по его словам выстроенная
в XX веке международная система ядерной
безопасности, ориентированная на двухполюсный
мир, дала сбой в новой геополитической
ситуации и не смогла предотвратить
процесс «расползания» ядерного
оружия. Баланс сил нарушился, ядерное
окружение перестало быть прерогативой
«большой» пятерки. Вопреки общепринятому
и, казалось, незыблемому режиму нераспространения
количество обладателей ядерным
оружием возросло. Возник новый мировой
геополитический полюс – «
Сегодня пугающей реальностью становится контрабанда ядерных материалов, а также попытки ряда террористических группировок обзавестись компонентами, технологией и специалистами по производству ядерных боеприпасов и средств их доставки. А какими серьезными последствиями для всего человечества чревато попадание ядерного оружия в руки террористов, объяснять, наверное, никому не надо [21, с.23].
Отказавшись от ядерного оружия, Казахстан не просто приобрел международный авторитет. Страна получила прочные гарантии территориальной целостности и уважения суверенитета от ядерных держав – США, России, Великобритании, Франции и Китая. И сегодня, подчеркнул Н. Назарбаев, безъядерный статус Казахстана – это основа мира и безопасности по всему периметру наших границ. Это реальная возможность плодотворного сотрудничества Казахстана с другими странами. И это сотрудничество, продолжил он, мы хотели бы расширить и в области ликвидации последствий ядерных испытаний на нашей территории [71,с.7].
Сегодня Казахстан в основном самостоятельной решает проблемы ликвидации последствий ядерных испытаний, фактически оставались один на один с проблемами полигона. Израсходованы сотни миллионов тенге на выплату компенсаций лицам, пострадавшим от ядерных испытаний на проведение лечебно – профилактических мероприятий среди населения, на восстановление экологии регионов, прилагающих к полигону. А вот общий объем безвозмездной помощи, полученной Казахстаном для решения проблем радиоактивного загрязнения своей территории, составил за эти годы всего 20 млн. долларов. В тоже время только стоимость работ по дезактивации и рекультивации зараженных площадей составляет более 1 млрд. долларов. В одиночку нести такие расходы по решению проблемы, имеющей глобальное значение, Казахстану достаточно трудно. И, пользуясь тем, что на конференции собрались авторитетные представители многих стран, внесшие большой вклад в дело укрепления мира и обеспечения ядерной безопасности, в становление безъядерного статуса нашей страны, глава государства, обращаясь к ним выразил надежду на их поддержку в вопросе ликвидации последствий ядерных испытаний в Казахстане. Отказавшись от ядерного статуса. Казахстан, тем не менее, не стал сторонним наблюдателем процесса обеспечения ядерной безопасности.
Информация о работе Методические основы исследования проблем ядерной безопасности