Методические основы исследования проблем ядерной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:43, реферат

Краткое описание

В современных условиях беспрецедентного роста масштабов влияния системы международных отношений на жизнь отдельных государств и регионов, значительно усиливает роль Казахстана, в том числе, благодаря его геополитическому положению. Во-вторых политика безопасности Республики Казахстан связана со стратегическими сырьевыми ресурсами региона Центральной Азии. Казахстан сегодня играет заметную роль как привлекательный источник сырья. Бассейн Каспийского моря содержит значительные запасы нефти и газа, которые, по мнению специалистов, могут стать альтернативной ресурсам Ближнего Востока и Персидского залива. На территории Казахстана находится по разным оценкам от 15 до 30% запасов мирового урана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Ядерная безопасность в рамках национальной безопасности
1.2 Основы ядерной безопасности в период холодной войны и Казахстан
1.3 Новое понимание безопасности – доктрина доверия
1.4 Национальная безопасность, сущность и приоритеты Республики Казахстан
2. СТАНОВЛЕНИЕ СУВЕРЕННОГО КАЗАХСТАНА И ЕГО МЕСТО В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Ядерное наследство СССР и Казахстана
2.2 Ядерная политика Республики Казахстан
2.3 Ядерные полигоны на территории республики Казахстан
2.4 От сдерживания к универсализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Статья готов ).docx

— 49.06 Кб (Скачать файл)

В то время в Советском  Союзе, в условиях государственной  секретности в условиях не говорилось о существовании испытательного полигона. Даже мнения выдающихся ученых-академиков А.Сахарова и И.Курчатова, работавших над атомной программой, высказанные  в самой лояльной форме, пресекались  в резкой и грубой форме руководителями высоких государственных инстанций. В подтверждении можно привести рассказ Андрея Дмитриевича Сахарова из интервью 1990 года казахстанскому журналу  «Арай», когда в 1958 году Н. Хрущев принял решение провести серию испытаний  атомных бомб, ученый-ядерщик посчитал, что с этим согласиться нельзя. И упросил Курчатова поехать  к Хрущеву, уговорить его отменить свое решение. Тот не только не согласился, но, как говорит Сахаров, прогнал  Курчатова. Сахаров далее рассказывает, что он и раньше писал Хрущеву  о вреде испытаний атомного оружия для людей и окружающей среды и рекомендовал приостановить дальнейшие испытания. На это Хрущев заметил в кругу своих помощников: «Самая верная политика-это политика с позиции силы. Если я буду слушать таких слюнтяев, как Сахаров, то я буду настоящим простофилей»[40, с.12].

Медикам запрещалось  ставить правильный диагноз заболеваний, связанных с воздействием радиации. Поэтому людей «лечили» от всех заболеваний, кроме тех, которые вызывала радиация [3, с.37].

Пришли восьмидесятые  годы, и казахстанское общество начало понимать, что с полигоном надо что-то делать. И наступил момент активных действий, наступил момент истины. Народ  республики решительно выступил против ядерных испытаний, так родилась МАД «Невада-Семипалатинск» [18, c.8].

И лишь в конце  восьмидесятых годов, с началом  активности движения, сообщения о  ядерном полигоне стали появляться в печати. Парламентарии на сессиях, медики открыто обсуждали влияние  радиации на здоровье в результате облучения. Под мощным напором общественности, поддержанной Верховным Советом  республики, союзное правительство  вынуждено было установить мораторий  на взрывы не на основе правительственных  соглашений на высшем уровне, а благодаря  активным действиям общественности. Огромная заслуга лидера МАД «Невада-Семипалатинск» О. Сулейменов заключается в том, что он впервые с трибуны верховного Совета СССР заявил всему миру о  существовании СИЯП, обратился к  правительству СССР, ВПК СССР с  требованием о необходимости  прекращения ядерных испытаний  на территории Казахстана.

В августе 1991 года вышел  Указ Президента РК Н. Назарбаева о  закрытии Семипалатинского полигона. В нем отмечалось, что на территории данной области с 1949 года осуществлялись испытания ядерного оружия. За это  время здесь было произведено  около 500 ядерных взрывов, которые  нанесли урон здоровью и жизни  тысячам людей.

 

 

 

Намерение Казахстана закрыть Семипалатинский полигон  встретило жесточайший прессинг. Кто помнит тревожную атмосферу  тех дней, тот, очевидно, поймет всю  цену этого беспрецедентного шага, значение которого далеко выходит за рамки нашей страны… В 1992 году Казахстан, уже как независимое  государство, подписал Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1, в котором зафиксировал свои обязательства о нераспространении  ядерного оружия. В 1993 году одним из первых в СНГ присоединился к  Договору о нераспространении ядерного оружия. В декабре же 1994 года ядерными державами мира был подписан меморандум о гарантиях безопасности нашей  стране. В этом же году завершился вывод  с территории республики всего ядерного оружия. В 1995 году уничтожен последний  ядерный заряд на бывшем Семипалатинском  полигоне. Был также закрыт Актауский  ядерный реактор на быстрых нейтронах  и приняты все необходимые  меры по обеспечению безопасности имевшегося там ядерного топлива [17, с.2].

Как отметил Нурсултан  Абишевич, за каждой из этих вех сотни  тысяч человеческих судеб. Выстрадавших на себе безъядерный выбор целой  страны. Это сотни часов раздумий, долгие месяцы переговоров, двусторонних и многосторонних встреч. Это почти 10 лет кропотливого труда политиков, военных и ученых. Об этом можно и нужно рассказывать современникам, и лучше, если это узнают из первых уст, заметил глава государства, говоря о своей новой книге «Эпицентр мира». Глава государства признался, что эту книгу-откровение он рассматривает как бессрочное приглашение к доверительному диалогу и сотрудничеству между всеми, кто хоть в малой степени задумывался о том жестоком «подарке», который ушедший век оставил новому столетию. «Сегодня, вспоминая события, связанные с обретением Казахстаном безъядерного статуса, отметил Президент, задумываешься о масштабности проблемы выбора: быть или не быть ядерным государством?» [14, 115].

Военная машина распавшегося СССР оставила после себя в Казахстане 1216 боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет и зарядов  для тяжелых бомбардировщиков. Комплекс ядерных стратегических сил состоял  из самых современных средств  массового поражения и доставки ядерных зарядов, включая стратегические многоцелевые бомбардировщики Ту-95 МС и межконтинентальные баллистические ракеты СС-18. Это был четвертый  в мире ядерный арсенал.

Помимо готового к боевому использованию ядерного оружия, Казахстан обладал целой  индустрией его производства и испытаний, включая научно-исследовательскую  базу для создания и модернизации ядерного оружия.

Важнейшим стратегическим объектом был Семипалатинский полигон, где в течение полувека было произведено 456 ядерных и термоядерных взрывов. Суммарная мощность ядерных зарядов  в 2,5 тысячи раз превысила мощность атомной бомбы сброшенной на Хиросиму [8, с.12]. Казахстан также обладал  и обладает огромными ресурсами  для производства активных компонентов  ядерного оружия. На долю страны приходится 25% всех мировых запасов урана. На территории государства находятся  и крупные предприятия атомной  промышленности по переработке и  обогащению природного урана. Таким  образом, после распада СССР Казахстан  стал владельцем почти всей необходимой  научно-исследовательской, добывающей и производственной инфраструктуры для создания собственного ядерного оружия. Обладая таким потенциалом  могущества и влияния, заметил Н. Назарбаев, было невероятно трудно принять  решение об отказе от него. Перспектива  стать региональной сверхдержавой  для части нашего общества казалась очень заманчивой. Приводились реальные аргументы в пользу сохранения ядерного статуса. Собственный ядерный зонт представлялся залогом безопасности страны, гарантией сдерживания потенциальных  амбиций вероятного противника. Причем, по мнению сторонников этого довода, сохранение ядерных сил должно было компенсировать количественные и качественные пробелы в обычных видах вооружений, существовавшие в то время в Казахстане. Среди аргументов присутствовал  и тезис о том, что ядерное  оружие придаст Казахстану статус региональной сверхдержавы. Кроме того, отмечалась важность сохранение ядерного комплекса  для развития научно-технического потенциала, фундаментальной и прикладной науки. Другими словами, «ядерное искушение» имело под собой солидные обоснования  и достаточно многочисленную группу сторонников. Но Казахстан стал безъядерным  государством по собственной воле. При этом, как заявил Президент, делая  этот исторический шаг, страна руководствовалась  рядом принципиальных моментов. Это  было решение, отвечающее интересам, прежде всего самих казахстанцев. Почти 5 десятилетий ядерных испытаний, проводимых в Казахстане, принесли невосполнимые потери здоровью народа и окружающей среде. Локальная зона экологического бедствия вокруг территории только Семипалатинского полигона занимает более 300 тысяч квадратных километров. Это примерно территория Германии или  Италии. Специалисты считают, что  общее число казахстанцев, подвергнувшихся в той или иной мере облучению, насчитывают сотни тысяч человек. Последствия ядерных испытаний подтачивают и наше будущее - здоровье наших детей. Еще не одно поколение казахстанцев будет испытывать на своем здоровье тяжелые последствия ядерных испытаний. Страдают не только люди, но и сама земля. Испытания привели к разрушению ландшафта. На месте ядерных взрывов образовались целые озера, наполненные зараженной радиацией водой. Но терпение народа, как отметил Нурсултан Назарбаев, не беспредельно. В 1989 году в Казахстане образовалось широкое народное движение «Невада - Семей», объединившее людей самых разных национальностей, возрастов и профессий, выступивших за закрытие Семипалатинского ядерного полигона, за прекращение испытаний на других полигонах мира [9, с.13].

Выражая волю народа, заручившись его поддержкой, сказал он, мы приняли решение навечно  запретить испытания ядерного оружия на территории Казахстана, а затем  объявили о безъядерном статусе  страны.

 

Будущим исследователям нашего времени не может не броситься  в глаза, что первым криком души новорожденной  Республики Казахстан было «Закрыть полигон!», и вся биография обновленного Казахстана – это небывалый прецедент  преобразования ядерных материалов и технологий из оружия взаимной острастки  и запугивания, террора, нестабильности, шантажа и насилия в орудие мира, безопасности, сотрудничества, добрососедства и диалога.

Как уже было сказано, сообразуясь с волей народа Казахстана, осознавая ответственность перед  будущим нации и отвечая интересам  государственности и независимости, 29 августа 1991 года президент подписал Указ № 409 «О закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона».

Закрытие Семипалатинского полигона являлось первым и уникальным в атомной истории прецедентом, когда государство добровольно  и в одностороннем порядке  свернуло весь комплекс работ на своей  территории по экспериментальным взрывам  ядерных и термоядерных зарядов.

В постановлении  № 708 Правительства Республики Казахстан  был определен список районов  экологического бедствия, граничащих с Семипалатинским ядерным полигоном.

Закрытие полигона – это не просто уничтожение всей его губительной инфраструктуры и запрет на испытания, это долгие годы реабилитации зараженных земель, рекультивация почвы и окружающей среды, восстановление биопотенциала  и помощь больными психологически надломленным людям, полвека, живущим рядом с  атомной смертью. Это долгий и  трудный процесс.

21 декабря 1991 года  в Алматы было принято «Соглашение  о совместных мерах в отношении  ядерного оружия», а также 30 декабря 1991 года в Минске - «Соглашение  между государствами – участниками  Содружества Независимых Государств  по стратегическим силам». Алматинское  соглашение предусматривает невозможность  применения ядерного оружия в  одностороннем порядке без согласования  с главами государств – участниками  Алматинского соглашения.

По словам президента РК Н. Назарбаева, самыми важными шагами в становлении ядерной безопасности РК стали подписание 22 мая 1992 года Лиссабонского  протокола, реализация программы Нанна-Лугара и присоединение к ДНЯО. С 1993 по 2000 годы была успешно реализована программа Совместного Сокрашения Угрозы, известная также как программа Нанна-Лугара, ставившей целью содействие странам бывшего СССР по вопросам транспортировки, хранения, ликвидации ядерного оружия и предотвращения его возможного распространения.

Усиления контроля и ужесточения режима нераспространения, рассматривается необходимость разработки мер эффективного реагирования и противодействия при попадании ЯО или ядерных устройств в руки «мафиозных» структур [45, с.101].

 

20 ноября 1992 года  в Алматы Президент принял  американскую делегацию, в которую  входили сенаторы Конгресса США  и специалисты в области политических  и военных проблем. Возглавляли  делегацию председатель комитета  Сената по вооруженным делам  Сэм Нанн и член комитета  Сената по международным связям  Ричард Лугар. 

Касательно практических проблем разоружения, было оглашено решение Сената о выделении около 800 миллионов долларов для финансирования перевозок, демонтажа и ликвидации ядерного оружия, находящегося на территории стран Содружества Независимых  Государств [6, с.12].

В этот же знаменательный год решением Верховного Совета нашей  республики мы первыми из стран СНГ  ратифицировали Договор о нераспространении  ядерного оружия (ДНЯО), который был  подписан годом ранее, 30 декабря 1991 года.

вступление в  Договор о нераспространении  на правах неядерной державы стало  юридическим подтверждением нашего безъядерного статуса [17, с.188].

На протяжении последних  нескольких лет, экспортируя ядерную  и неядерную продукцию на внешний  рынок, Казахстан и впредь намерен  придерживаться общей стратегии  членов «ядерного клуба» и развивать  усилия, направленные на укрепление международной  безопасности [28, с.135].

для принятия нового универсального Договора о вертикальном и горизонтальном нераспространении  ядерного оружия необходимо найти разумные компромиссы для привлечения  всех стран мира (как официальных  и неофициальных ядерных стран, а также неядерных государств) к процессу его подготовки [17, с.201].

2.2 Ядерная политика Республики  Казахстан

 

Серьезным аспектом экологической безопасности страны является и проблема радиоактивных  отходов (РАО). Впервые после закрытия семипалатинского испытательного полигона обсуждение вопросов в области радиоэкологии и радиационной безопасности было внесено на уровень, охватывающий широкие слои общественности и населения.

Споры о том, ввозить  или не ввозить РАО в Казахстан, разделили общество на два лагеря, затронули такие сферы национальной безопасности страны, как экономику  и экологию. Дебаты по вопросам импорта  и захоронения РАО в Казахстане отразили сложившиеся политические отношения в стране, которые, по мнению американского политолога М.Оллкотт, определяются термином «управляемая демократия».

В своем выступлении  на международной конференции прошедшей  в Алмате 30 августа 2001 года глава нашего государства Нурсултан Назарбаев отметил, что проведение конференции – факт международного признания и доверия к усилиям нашей страны, ровно десять лет назад закрывшей по воле народа один из крупнейших ядерных полигонов, а также давшей миру прецедент добровольного отказа от ядерного оружия.

Президент назвал свое видение причин этой тенденции [27, с.228]. Во–первых, по его словам выстроенная  в XX веке международная система ядерной  безопасности, ориентированная на двухполюсный мир, дала сбой в новой геополитической  ситуации и не смогла предотвратить  процесс «расползания» ядерного оружия. Баланс сил нарушился, ядерное  окружение перестало быть прерогативой «большой» пятерки. Вопреки общепринятому  и, казалось, незыблемому режиму нераспространения  количество обладателей ядерным  оружием возросло. Возник новый мировой  геополитический полюс – «третий  ядерный мир».

Сегодня пугающей реальностью  становится контрабанда ядерных  материалов, а также попытки ряда террористических группировок обзавестись  компонентами, технологией и специалистами  по производству ядерных боеприпасов  и средств их доставки. А какими серьезными последствиями для всего  человечества чревато попадание  ядерного оружия в руки террористов, объяснять, наверное, никому не надо [21, с.23].

 

 

 

Отказавшись от ядерного оружия, Казахстан не просто приобрел международный авторитет. Страна получила прочные гарантии территориальной  целостности и уважения суверенитета от ядерных держав – США, России, Великобритании, Франции и Китая. И сегодня, подчеркнул Н. Назарбаев, безъядерный статус Казахстана –  это основа мира и безопасности по всему периметру наших границ. Это реальная возможность плодотворного  сотрудничества Казахстана с другими  странами. И это сотрудничество, продолжил он, мы хотели бы расширить  и в области ликвидации последствий  ядерных испытаний на нашей территории [71,с.7].

Сегодня Казахстан  в основном самостоятельной решает проблемы ликвидации последствий ядерных  испытаний, фактически оставались один на один с проблемами полигона. Израсходованы сотни миллионов тенге на выплату компенсаций лицам, пострадавшим от ядерных испытаний на проведение лечебно – профилактических мероприятий среди населения, на восстановление экологии регионов, прилагающих к полигону. А вот общий объем безвозмездной помощи, полученной Казахстаном для решения проблем радиоактивного загрязнения своей территории, составил за эти годы всего 20 млн. долларов. В тоже время только стоимость работ по дезактивации и рекультивации зараженных площадей составляет более 1 млрд. долларов. В одиночку нести такие расходы по решению проблемы, имеющей глобальное значение, Казахстану достаточно трудно. И, пользуясь тем, что на конференции собрались авторитетные представители многих стран, внесшие большой вклад в дело укрепления мира и обеспечения ядерной безопасности, в становление безъядерного статуса нашей страны, глава государства, обращаясь к ним выразил надежду на их поддержку в вопросе ликвидации последствий ядерных испытаний в Казахстане. Отказавшись от ядерного статуса. Казахстан, тем не менее, не стал сторонним наблюдателем процесса обеспечения ядерной безопасности.

Информация о работе Методические основы исследования проблем ядерной безопасности