Начало нового периода русской истории XVII в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:02, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотреть начало «нового периода» русской истории XVII в. Для этого необходимо решить следующие задачи: дать общую характеристику социально-экономического развития, общественных отношений России XVII в.; какие изменения произошли в социально-политической сфере; рассмотреть социальную структуру общества XVII в.; ознакомиться с содержанием «Соборного Уложения» 1649 г. и определить основные этапы закрепощения крестьян; описать появление первых мануфактур, расширение домашних промыслов, специализацию районов страны как основы формирования единого, всероссийского рынка;

Содержание

Введение
1. Закрепощение крестьян в России. Соборное уложение 1649г.
2. Социально-экономическое развитие России
2.1. Социально-сословная структура российского общества XVII в.
2.2. Экономическое развитие. Начало формирования всероссийского рынка
2.2.1. Территория и население
2.2.2. Сельское хозяйство
2.2.3. Промышленность
2.2.4. Развитие торговли. Начало формирования всероссийского рынка
3. Изменения в социально-политической сфере
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

история 17 в 2.docx

— 359.76 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Закрепощение  крестьян в России. Соборное уложение 1649г.

2. Социально-экономическое  развитие России

2.1. Социально-сословная  структура российского общества  XVII в.

2.2. Экономическое  развитие. Начало формирования всероссийского  рынка

2.2.1. Территория  и население

2.2.2. Сельское хозяйство

2.2.3. Промышленность

2.2.4. Развитие торговли. Начало формирования всероссийского  рынка

3. Изменения в  социально-политической сфере

Заключение

Список литературы

 

Введение

После смуты и  польско-шведской интервенции страна оказалась в состоянии полного  расстройства. Многие русские города и села были опустошены. Больше всего  пострадали центр, юг, запад Московского  государства.

Преодоление "великого московского  разорения", восстановительный процесс  после смуты занял примерно три  десятилетия и завершился к середине столетия. Генеральная линия русской  истории проходила по пути дальнейшего  укрепления крепостнических порядков и сословного строя.

К концу 20-х —  началу 30-х годов крестьяне начали возвращаться в свои родные места. Осваивались  запущенные и залежные земли, возрождались города. В них увеличивалась численность  ремесленного и торгового посадского люда.

В XVII столетии Россия вступила в новый этап своего развития. Он характеризуется фактическим  слиянием всех областей, земель, княжеств в одно целое. Слияние это вызвано  было усиливающимся обменом между  областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших  местных рынков в один всероссийский  рынок.

Эта тема меня привлекла  из-за насыщенности социально-экономических событий, произошедших в этот «бунташный век». Целью моей работы является рассмотреть начало «нового периода» русской истории XVII в. Для этого необходимо решить следующие задачи: дать общую характеристику социально-экономического развития, общественных отношений России XVII в.; какие изменения произошли в социально-политической сфере; рассмотреть социальную структуру общества XVII в.; ознакомиться с содержанием «Соборного Уложения» 1649 г. и определить основные этапы закрепощения крестьян; описать появление первых мануфактур, расширение домашних промыслов, специализацию районов страны как основы формирования единого, всероссийского рынка;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Закрепощение крестьян в России. Соборное уложение 1649г.

В то время как в Западной Европе сельское население постепенно освобождалось от личной зависимости, в России на протяжении второй половины XVI-XVII вв. происходил обратный процесс - крестьяне превращались в крепостных, т.е. прикрепленных к земле и личности своего феодала.

Крепостное право совокупность юридических норм, обеспечивающих наиболее полную форму крестьянской зависимости от землевладельцев. Крепостное право включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т.н. прикрепление крестьян к земле, беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определенного феодала, лишение крестьян права приобретать недвижимость.

Предпосылки закрепощения крестьян:

  • Природная среда, в природно-климатических условиях обширной России, при ее геополитическом положении изъятие все большей части продукта, производившегося крестьянами, необходимой для развития общества (укрепления государства, обеспечения возникшего чиновного аппарата, выплаты жалованья стрельцам и пушкарям и т.д.), требовало создания наиболее жесткого механизма внеэкономического принуждения.
  • Противостояние крестьянской общины и общинного сознания поместному землевладению. У крестьян сложилась двойственная идея собственности, где различались верховное обладание и практическое хозяйственное использование. Эта идея нашла свое воплощение в формуле - "земля Божья и - крестьянская. Высшая власть над землей принадлежит Богу и власти от Бога - православному князю (царю), боярину и т.д., но крестьянин ее обрабатывает, организует на ней хозяйство, управляет им - он ее хозяин.

Распространение поместного землевладения, а особенно стремление служилых людей взять под свой непосредственный контроль часть общинной земли (т.е. создать барскую запашку, которая гарантировала бы удовлетворение их потребностей, особенно в военном снаряжении, а главное - давала возможность эту землю непосредственно передать в качестве наследства своему сыну и тем самым закрепить за своим родом практически на вотчинном праве) встречало сопротивление общины, которое возможно было преодолеть, только полностью подчинив себе крестьян.

  • Государство остро нуждалось в гарантированном поступлении налогов. При слабости центрального аппарата управления сбор налогов оно передавало в руки помещиков. Но для этого необходимо было переписать крестьян и прикрепить их к личности феодала.
  • Действие указанных предпосылок стало особенно активно проявляться под влиянием бедствий и разрушений, вызванных опричниной и Ливонской войной. В результате бегства населения из разоренного центра на окраины резко обострилась проблема обеспечения служилого сословия помещиков и вотчинников рабочей силой, а государства - налогоплательщиками.
  • Духовные факторы. Закрепощение облегчалось деморализованностью населения, вызванной ужасами опричнины, а также крестьянскими представлениями о помещике, как царском человеке, присланном свыше для защиты от внешних враждебных сил.

Основные этапы  закрепощения крестьян.

В своем становлении крепостное право прошло несколько этапов:

Первый этап относится к концу XV-XVI вв., когда началось наступление землевладельцев и государства на крестьян. Из-за роста повинностей и притеснений со стороны властей крестьяне всё чаще уходили от своих владельцев. Бегство от господ стало в России самой распространённой формой проявления недовольства. Государственная власть не обладала ещё той силой, которая могла бы прикрепить крестьянина к земле. Рост поместного и вотчинного землевладения феодалов сопровождался вовлечением новых масс крестьян в отношении личной зависимости от

хозяев. В период политической раздробленности крестьяне могли покидать своих хозяев и переходить к другому землевладельцу. Судебник Ивана III, составленный в 1497 г. всем своим содержанием был направлен на защиту интересов землевладельцев, их собственности и власти над зависимым населением а также феодального государства. 57 статья законодательства вводила новое правило, по которому крестьяне могли уходить от своих владельцев только один раз в году - за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после него, с обязательной выплатой пожилого - оплаты за проживание на земле барина. Это было первое общегосударственное ограничение крестьянской свободы, но ещё не закрепощение. Срок - конец ноября, время, когда собран урожай, был удобным для обеих сторон: крестьян и землевладельцев. В Судебнике 1550 г. были подтверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день, увеличивалось "пожилое", усиливалась власть господина над крестьянами: на хозяина возлагалась ответственность за преступления крестьян. В условиях разорения страны после Ливонской войны и опричнины бегства крестьян на окраины страны усилилось. Это вызывало недовольство землевладельцев, потому что земля без крестьян, которые ее обрабатывают, не представляет большой ценности. Так как они были опорой царя, Иван Грозный в 1581 г. вводит крепостническое законодательство – заповедные годы, когда отменялся Юрьев день и запрещался переход крестьян, что означало важный шаг на пути к оформлению крепостного права в России.

Второй этап закрепощения крестьян в стране происходил с конца XVI в. до 1649 г., когда было издано Соборное Уложение царя Алексея Михайловича. Оно знаменовало коренное изменение положения крестьян. Они лишались права перехода от одного владельца к другому. Теперь крестьяне прикреплялись к земле, а не к владельцу. При Борисе Годунове появился царский указ от 24 ноября 1597 г., который повелевал разыскивать и возвращать прежним владельцам всех беглых и насильно вывезенных крестьян в течение пятилетнего срока. Василий Шуйский, надеясь на поддержку дворянства, издал крепостническое законодательство, предусматривавшее увеличение срока урочных лет. Поиск беглых стал должностной обязанностью местной администрации, которая за каждого пришлого человека должна "спрашивать накрепко, чей он и откуда, и когда бежал". Для крестьянина главной становилась проблема не выхода, а поиска владельца и нового места жительства. Систему крепостной зависимости оформило Соборное уложение 1649 г. Оно закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями и другими владельцами, а также установило зависимость частновладельческих крестьян и от государства. Соборное Уложение отменило "урочные лета", утвердило право на бессрочный розыск и возвращение беглых, закрепило наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного.

Третий этап закрепощения крестьян относится ко второй половине XVII - XVIII вв., когда шло укрепление и дальнейшее развитие крепостного права. В этот период усиливается наступление землевладельцев на права личности и рост повинности крестьян. В правление Петра I увеличивались размеры крестьянских повинностей, усиливалась крепостническая эксплуатация. При Екатерине II помещик мог продать, обменять, передать крестьян по наследству. Крестьяне не имели права жаловаться на помещика. Росли барщина и оброк.

Последствия закрепощения крестьян в России:

Крепостничество привело  к утверждению крайне неэффективной формы феодальных отношений, консервировавшей отсталость русского общества. Крепостническая эксплуатация лишала непосредственных производителей заинтересованности в результатах своего труда, подрывала как крестьянское, так, в итоге, и помещичье хозяйство.

Крепостное право усугубило  социальный раскол русского общества, вызвало массовые народные выступления, потрясшие Россию в XVII и XVIII вв.

Крепостничество легло в  основу деспотической формы власти, предопределило бесправие не только низов, но и верхов общества. Помещики верно служили царю и потому, что стали заложниками крепостнической системы, т.к. их безопасность и владение крестьянами - крещеной собственностью могла гарантировать только сильная центральная власть.

Крепостничество обрекало народ  на патриархальность и невежество, препятствовало проникновению культурных ценностей в народную среду. Оно отразилось и на моральном облике народа, породило в нем некоторые рабские привычки, а также резкие переходы от крайнего смирения до всеразрушающего бунта.

В то же время, среди историков  распространена точка зрения, что  в природных, общественных и культурных условиях России иной формы организации  производства и общества, вероятно, не существовало. Крепостничество стало  своеобразным компенсатором суровых  природных условий, распыленности  и малочисленности населения  и других неблагоприятных факторов, которые приходилось преодолевать за счет подобного рода мобилизации  человеческих ресурсов.

Соборное уложение 1649 г.

Соборное уложение 1649 г - универсальный кодекс феодального права, не имевший 
аналогов в предшествующем законодательстве, он устанавливал нормы во всех 
сферах жизни общества — социальной, экономической, административной, 
семейной, духовной, военной и т. д. Одновременно Уложение определяло меры 
наказания за нарушение этих норм. Универсальность обеспечила ему долгую 
жизнь: хотя некоторые статьи его и были отменены, но оно действовало до 
1826 г., когда его нормы использовали во время суда над декабристами. 
Уложение состоит из 25 глав, в каждой из которых сгруппированы статьи 
по какой-либо теме. Общее количество статей — 967.

Памятник открывается  главой «О богохульниках и церковных  мятежниках». 
В ней светская власть берет под защиту соблюдение чистоты веры, подвергая 
богохульников жесточайшей каре — сожжению на костре. Статьи главы грозят 
наказанием молящимся за нарушение порядка и благочинности в храмах. В 
церкви надлежало «стоять и молиться, а не земная мыслити», запрещались 
разговоры, подача челобитных и действия, мешавшие отправлению службы. В то 
же время Уложение ущемляло интересы церкви, ликвидируя ее прежние 
привилегии и усиливая ее подчинение светской власти. Обе тенденции 
отражены в двух специальных главах («О суде патриарших приказных и 
дворовых всяких людей и крестьян» и «О монастырском приказе» — главы XII и 
XIII), а также в некоторых статьях XI и XIX глав.

 Церковь в конце XVI в. владела третью земельного фонда страны. 
Экономическое могущество духовных феодалов подкреплялось их некоторыми 
иммунитетными правами, например автономным управлением. Уложение сохранило 
автономию в управлении лишь патриаршими владениями, а население всех 
остальных вотчин передавало в юрисдикцию специально созданному 
Монастырскому приказу, являвшемуся светским учреждением.

 Наибольший протест церковных иерархов вызывали три статьи XVII главы, 
запрещавшие передавать вотчины в монастыри при пострижении в монахи и в 
епархии на помин души. Уложение таким образом перекрывало источники роста 
церковного и монастырского землевладения. Удар по экономическому 
благосостоянию епархий и монастырей наносили статьи XIX главы, 
ликвидировавшие на посадах белые слободы и институт закладчиков. Именно по 
этим причинам Уложение вызвало резкое осуждение патриарха Никона.

 К важнейшим в законодательном акте относятся главы, определяющие 
сословную структуру общества. Глава XI «Суд о крестьянах» удовлетворила 
требование дворян о праве на бессрочный сыск беглых. Тем самым отменялись 
урочные лета и крестьяне с их потомством становились навечно 
собственностью помещиков, дворцового ведомства и духовных владельцев. 
Статьи главы предусматривали размер штрафа (10 руб. в год) за прием и 
держание беглых, процедуру передачи их законным владельцам, судьбу 
прижитых в бегах детей, а также имущества, устанавливали порядок выдачи 
замуж за крестьян, принадлежавших другим помещикам, наставляли, как 
поступать в случаях, когда беглый крестьянин изменил имя, и т. д.

 Если глава XI навечно прикрепляла крестьян к землевладельцу, то глава 
XIX распространяла крепостнические отношения на посадское население — она 
навечно прикрепляла посадского человека к посаду. Одна из главных норм 
главы — ликвидация белых слобод, принадлежащих крупным светским и духовным 
феодалам, население которых было освобождено от выполнения посадских 
повинностей. Сословная привилегия посадского населения — монополия на 
занятия торгами и промыслами. Крестьянам, доставившим в город продукты 
своего хозяйства, разрешалось продавать их только с возов и стругов. Глава 
определяла порядок комплектования посада торгово-промысловым населением: 
возвращали на посад по «старине», т. е. лиц, ранее в нем живших, по 
родству и по роду занятий. Уложение обязывало посадских заниматься торгами 
и промыслами, ибо то и другое являлось источником финансовых поступлений в 
казну. 
Правам и обязанностям дворян (служилых людей по отечеству) посвящены 
две специальные главы (XVI и XVII), о них прямо или косвенно речь шла и во 
многих других главах (например в XI, XII и др.). Главы «О поместных 
землях» и «О вотчинах» до мельчайших подробностей излагают порядок 
обеспечения служилого человека землей в форме поместий и вотчин, 
определяют размер пожалования поместьем в зависимости от принадлежности к 
той или иной прослойке служилого сословия: боярину отводилось 200 
четвертей, в то время как провинциальному дворянину — 70. В главах четко 
прослеживается стирание граней между поместьем и вотчиной. Главное отличие 
между ними состояло в том, что последняя являлась наследственным 
владением, в то время как первая — пожизненным. Прекращение службы 
теоретически влекло за собой изъятие поместья. Поэтому каждый владелец 
поместья стремился превратить ее в вотчину. Уложение удовлетворяло это 
желание: оно разрывало непосредственные связи и зависимость службы от 
владения поместьем — поместья оставлялись «в пожить» дворянам, лишенным 
возможности продолжать службу по старости или состоянию здоровья. 
Определение доли поместной земли, причитавшейся вдовам, сыновьям, не 
достигшим возраста, с которого начиналось несение службы, а также дочерям, 
следует тоже считать показателем стирания различий между поместьем и 
вотчиной. 
Значение Уложения в истории России выходит за рамки оформления 
крепостного права, выразившегося в отмене урочных лет сыска беглых и 
ликвидации белых слобод. Едва ли не самый важный результат этого 
законодательного акта состоял в оформлении сословной структуры общества, в 
определении прав и обязанностей каждого из четырех сословий: духовенства, 
дворян, посадских и крестьян. В наибольшем выигрыше оказались дворяне, что 
они прекрасно понимали. Не случайно дворяне требовали от правительства 
неукоснительного исполнения норм, зарегистрированных в «Крепостном 
уставе», как они называли Уложение 1649 г.: «И чтоб в твоей государевой 
державе все люди Божии и твои государевы, каждо от великих и четырех 
чинов, освященный и служивый, и торговый и земледелательный, в своем 
уставе и в твоем царском повелении твердо и непоколебимо стояли, и ни един 
бы ни от единого ничим ни обидим был, и кийждо людие по заповеди Божии от 
своих прямых трудов питалися».

Информация о работе Начало нового периода русской истории XVII в.