Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:20, контрольная работа
Термин «Древний Восток» применяется условно к большой географической зоне, включающей Египет, Месопотамию, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. К числу таких условий следует отнести оптимальную экологическую среду: субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы – образуют районы с плодородной почвой.
Общественный строй стран Древнего Востока
1. Социальная структура Древнего Египта
2. Правовой статус основных групп населения в Месопотамии
3. Сословно-классовое деление в Древнем Китае
4. Правовое положение отдельных групп населения в Древней Индии
5. Задача
Список источников
Содержание
Общественный строй стран Древнего Востока
Список источников
|
3 7 12 16
21 25 26 |
Общественный строй стран Древнего Востока
Термин «Древний Восток» применяется условно к большой географической зоне, включающей Египет, Месопотамию, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. К числу таких условий следует отнести оптимальную экологическую среду: субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы – образуют районы с плодородной почвой.
Однако продуктивное земледелие,
позволявшее накапливать
Протогосударства Древнего Востока возникали как группа общинных поселений, объединенных вокруг царско-храмовых хозяйств. Административные функции в первых государственных образованиях выполняли либо жрецы (как в Древнем Египте и Древней Месопотамии), либо племенные вожди (как в Древней Индии и Древнем Китае). Постепенно протогосударства утрачивали черты родоплеменной, клановой организации. Они объединялись (чаще по воле сильнейшего) в крупные централизованные государства во главе с обожествляемым монархом, наделенным авторитарной властью. В древнем мире мощным интегрирующим фактором выступали военные завоевания. Зачастую именно завоеватели ускоряли процесс создания централизованного государства: прекращали межплеменные столкновения, борьбу родоплеменной знати за власть и занимали место правящей элиты. Так, вторжение индоариев во II тыс. до н.э. положило начало древнеиндийской цивилизации в долине Ганга. В Древнем Китае возникновение раннего государства связано с завоеванием военно-политического союза Шан-Инь на рубеже XII – XI вв. до н.э. племенем Чжоу, которое сумело подчинить разноплеменное население и наладить эффективную административную систему. Итогом завоевательной политики Саргона Аккадского (2316- -2261 гг. до н.э.) стало объединение всей Месопотамии в крупнейшую державу – Шумеро-Аккадское царство. Совершенствование системы государственного управления, активная завоевательная политика неизбежно приводили к превращению древневосточных государств в империи. [5; стр.54]
Важным обстоятельством в процессе институциализации государств Древнего Востока стало появление феномена власти – собственности. Особенностью древневосточных цивилизаций являлось отсутствие полной частной собственности на землю и множественность владельческих прав на нее. Верховным собственником земли считалось государство в лице правителя, что нашло отражение в праве государства распоряжаться ею, контролировать земледелие и взимать с общинников ренту – налог. В странах Древнего Востока сложился мощный государственный сектор – царские и храмовые хозяйства. Часть земель передавалась аристократии, должностным лицам, воинам с правом распоряжения ими вплоть до продажи. Однако частное землевладение было обусловлено выполнением повинностей в пользу государства. Коллективным наследственным владельцем большинства земель выступала община, которая распределяла наделы между общинниками.
Таким образом, земля и право на доходы от нее распределялись в соответствии с объемом власти и административным статусом между правителем, чиновничьим аппаратом, общиной в лице старейшин и непосредственных владельцев. Это привело к тому, что административный аппарат одновременно занял положение и социальной элиты.
Для стран Древнего Востока характерна ранняя централизация государственной власти, что привело к формированию особой формы государства – так называемой «восточной деспотии». Она представляет собой неограниченную монархию со специфической системой административных и правовых отношений.
Столь обширные полномочия
деспота вытекали из административно-хозяйственных
функций, которые изначально являлись
основными для древневосточных
государств. Государство в лице правителя
организовывало общественные работы,
связанные с сооружением
Степень концентрации власти в руках деспота была различной и зависела от сложившихся в том или ином регионе условий. Так, наибольшей властью обладали египетские фараоны и китайские ваны (императоры). Деспотия в Древней Месопотамии и Древней Индии была весьма ограничена. Например, для Месопотамии характерно существование крупных городов-государств (Ур, Ларса, Лагаш, Урук, Киш, Вавилон). На короткий срок городу-гегемону удавалось объединить несколько городов-государств под своей властью. Наиболее полной царская власть была в эпоху Древневавилонского Царства, когда царю Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.) удалось создать подлинную империю. Однако особенностью древневавилонской деспотии было сохранение автономии общины (действовали общинные органы управления, выполнявшие административно-финансовые и судебные функции). [4;стр.123]
Восточная деспотия может
быть также охарактеризована как
теократическая монархия. В условиях
сохранения общинно-родовых пережитков
религия сыграла важную роль в
поддержании единства общества. Для
возвышения власти монарха над местными
лидерами создается институт сакрализации
власти. Правитель считается
Например, египетский фараон
считался сыном Бога Солнца (Ра), воплощением
Бога Неба и Света (Гора). Его личность
была священной, его имя запрещалось
произносить, т.к. это могло нанести
правителю вред. Уход фараона из
жизни обставлялся как
В Индии и Китае обожествление власти монарха имело философское обоснование и отличалось рационализмом, который выражался в приоритете административных потребностей над религией. Так, в Древней Индии считалось, что царь мог реализовать свои обожествленные начала, но мог и уклониться от своих обязанностей и привести народ к гибели. В Древнем Китае после «чжоуского завоевания» для легитимизации власти новых правителей была сформулирована концепция «Мандата Неба». Предполагалось, что верховное божество – Небо – вручило права на управление Поднебесному, добродетельному и мудрому правителю, получавшему титул «сына Неба». Характерный для религиозной системы древних китайцев рационализм усилился с появлением конфуцианства. Сравнение государства с большой семьей добавило правителю авторитет «отца и матери» перед своими подданными. Государь должен был заботиться о подданных, как отец о своих детях, а те обязаны были проявить сыновнюю почтительность, служить своему отцу верно и преданно.
Характерными методами отбора бюрократии было назначение правителем на чиновничьи посты родственников, приближенных по собственному усмотрению или же по рекомендации влиятельных лиц, а также предоставление должности по праву знатности.
Классическим образцом подготовки
чиновников стал Древний Китай, где
в основу формирования правящей элиты
был положен принцип
Нормой политической культуры стала обязанность служащего при необходимости наставлять правителя, предостерегать его от ошибки. Китайский министр Шан-Ян ввел новую систему из 20-ти чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалование. В основу бюрократического контроля была положена система взаимной слежки и круговой поруки. Чиновники отвечали за проступки своих коллег: им вменялось в обязанность донести на провинившегося.[4;стр.127]
Таким образом, коллективные формы производства, незыблемость социальной структуры, огромная роль религии предопределили традиционность древневосточных обществ, а также особую роль государственных институтов. Государство, подчинив себе общество, стало важным системным элементом.
Социальная структура Древнего Египта
Государство Древнего Египта сложилось
в северо-восточной части
Интенсивно развивающееся поливное земледелие способствует социальному расслоению, выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э. Во второй половине этого тысячелетия складываются первые государственные образования — номы, возникшие вследствие объединения вокруг храмов сельских общин для совместного ведения ирригационных работ. Территориальное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Южном) Египте единых царей с Признаками деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тысячелетия до н.э. завоевывают весь Египет. Предопределял раннюю централизацию древнеегипетского государства и сам характер хозяйства, связанный с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила и необходимостью руководства из центра трудом многих людей по преодолению их последствий.
История Древнего Египта делится на ряд периодов:
период Раннего царства (3100—28 00 гг. до н.э.), или период царствования первых трех династий египетских фараонов;
период Древнего, или Старого, царства (около 2800—2280 гг. до н.э.), в который включается время царствования III—IV династии;
период Среднего царства (около 2250—1700 гг. до н.э.) — время царствования XI—ХП династий;
период Нового царства (около 1575—1087 гг. до н.э.) —время царствования XVIII—XX династий египетских фараонов. Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были временем хозяйственного и политического упадка Египта. Египет Нового царства — первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его Состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок) становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской империи в 36 г. до н.э. [1;стр.78]
Что же касается социальной структуры Древнего Египта, то здесь была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина — мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие “слуга царя” - полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта. Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству.
Процессы социального
Информация о работе Общественный строй стран Древнего Востока