Общественный строй стран Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:20, контрольная работа

Краткое описание

Термин «Древний Восток» применяется условно к большой географической зоне, включающей Египет, Месопотамию, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. К числу таких условий следует отнести оптимальную экологическую среду: субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы – образуют районы с плодородной почвой.

Содержание

Общественный строй стран Древнего Востока
1. Социальная структура Древнего Египта
2. Правовой статус основных групп населения в Месопотамии
3. Сословно-классовое деление в Древнем Китае
4. Правовое положение отдельных групп населения в Древней Индии
5. Задача
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

Общественный строй стран Древнего Востока.docx

— 75.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

Общественный строй стран  Древнего Востока                  

  1. Социальная структура Древнего Египта                               
  2. Правовой статус основных групп населения в Месопотамии
  3. Сословно-классовое деление в Древнем Китае
  4. Правовое положение отдельных групп населения в Древней Индии
  5. Задача

Список источников

 

3

7

12

16

 

21

25

26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественный  строй стран Древнего Востока

 

Термин «Древний Восток» применяется условно к большой географической зоне, включающей Египет, Месопотамию, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. К числу таких условий следует отнести оптимальную экологическую среду: субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны рек  – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы  – образуют районы с плодородной почвой.

Однако продуктивное земледелие, позволявшее накапливать избыточный продукт, становилось возможным  только при создании единой ирригационной  системы. Необходимость коллективного  освоения земель во многом предопределила не только формы хозяйственной деятельности, но и политической организации. Потребность  в консолидации усилий общин усложнила  управленческие функции и привела  к формированию надобщинных структур. В IV – III тыс. до н.э. древневосточная родоплеменная организация трансформируется в протогосударство.

Протогосударства Древнего Востока возникали как группа общинных поселений, объединенных вокруг царско-храмовых хозяйств. Административные функции в первых государственных образованиях выполняли либо жрецы (как в Древнем Египте и Древней Месопотамии), либо племенные вожди (как в Древней Индии и Древнем Китае). Постепенно протогосударства утрачивали черты родоплеменной, клановой организации. Они объединялись (чаще по воле сильнейшего) в крупные централизованные государства во главе с обожествляемым монархом, наделенным авторитарной властью. В древнем мире мощным интегрирующим фактором выступали военные завоевания. Зачастую именно завоеватели ускоряли процесс создания централизованного государства: прекращали межплеменные столкновения, борьбу родоплеменной знати за власть и занимали место правящей элиты. Так, вторжение индоариев во II тыс. до н.э. положило начало древнеиндийской цивилизации в долине Ганга. В Древнем Китае возникновение раннего государства связано с завоеванием военно-политического союза Шан-Инь на рубеже XII – XI вв. до н.э. племенем Чжоу, которое сумело подчинить разноплеменное население и наладить эффективную административную систему. Итогом завоевательной политики Саргона Аккадского (2316- -2261 гг. до н.э.) стало объединение всей Месопотамии в крупнейшую державу – Шумеро-Аккадское царство. Совершенствование системы государственного управления, активная завоевательная политика неизбежно приводили к превращению древневосточных государств в империи. [5; стр.54]

Важным обстоятельством  в процессе институциализации государств Древнего Востока стало появление феномена власти – собственности. Особенностью древневосточных цивилизаций являлось отсутствие полной частной собственности на землю и множественность владельческих прав на нее. Верховным собственником земли считалось государство в лице правителя, что нашло отражение в праве государства распоряжаться ею, контролировать земледелие и взимать с общинников ренту – налог. В странах Древнего Востока сложился мощный государственный сектор  – царские и храмовые хозяйства. Часть земель передавалась аристократии, должностным лицам, воинам с правом распоряжения ими вплоть до продажи. Однако частное землевладение было обусловлено выполнением повинностей в пользу государства. Коллективным наследственным владельцем большинства земель выступала община, которая распределяла наделы между общинниками.

Таким образом, земля и  право на доходы от нее распределялись в соответствии с объемом власти и административным статусом между  правителем, чиновничьим аппаратом, общиной в лице старейшин и  непосредственных владельцев. Это привело  к тому, что административный аппарат  одновременно занял положение и  социальной элиты.

Для стран Древнего Востока  характерна ранняя централизация государственной  власти, что привело к формированию особой формы государства – так называемой «восточной деспотии». Она представляет собой неограниченную монархию со специфической системой административных и правовых отношений.

Столь обширные полномочия деспота вытекали из административно-хозяйственных  функций, которые изначально являлись основными для древневосточных  государств. Государство в лице правителя  организовывало общественные работы, связанные с сооружением системы  искусственного орошения, со строительством дворцово-храмовых комплексов и обработкой царского земельного фонда. В конечном итоге государство регулировало земледелие, ремесло и торговлю.[5;стр.56]

Степень концентрации власти в руках деспота была различной  и зависела от сложившихся в том  или ином регионе условий. Так, наибольшей властью обладали египетские фараоны  и китайские ваны (императоры). Деспотия в Древней Месопотамии и Древней Индии была весьма ограничена. Например, для Месопотамии характерно существование крупных городов-государств (Ур, Ларса, Лагаш, Урук, Киш, Вавилон). На короткий срок городу-гегемону удавалось объединить несколько городов-государств под своей властью. Наиболее полной царская власть была в эпоху Древневавилонского Царства, когда царю Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.) удалось создать подлинную империю. Однако особенностью древневавилонской деспотии было сохранение автономии общины (действовали общинные органы управления, выполнявшие административно-финансовые и судебные функции). [4;стр.123]

Восточная деспотия может  быть также охарактеризована как  теократическая монархия. В условиях сохранения общинно-родовых пережитков религия сыграла важную роль в  поддержании единства общества. Для  возвышения власти монарха над местными лидерами создается институт сакрализации власти. Правитель считается ставленником или потомком богов, выступая в качестве посредника между миром людей  и сверхъестественных сил. Именно обожествление личности монарха определяло неограниченный характер его власти и укрепляло принадлежавшие ему полномочия. Деспот толковал и исполнял волю богов, являлся главой и организатором религиозного культа. Это давало ему право вмешиваться в дела общин, родов, семей.

Например, египетский фараон считался сыном Бога Солнца (Ра), воплощением  Бога Неба и Света (Гора). Его личность была священной, его имя запрещалось  произносить, т.к. это могло нанести  правителю вред. Уход фараона из жизни обставлялся как величайшее событие для людей и богов. Поэтому строительство загробного жилища фараона – пирамиды – рассматривалось как важнейшая общественная обязанность египтян. Так, пирамида фараона Хеопса возводилась в течение 20 лет при участии 100 тыс. человек. Шумеро-аккадские цари также придали своей власти сакральный характер: покровителем царя считался царь богов Энлиль. Царь Нарам-Суэн (Нарамсин) даже велел именовать себя «Богом Аккада».[5;стр.68]

В Индии и Китае обожествление  власти монарха имело философское  обоснование и отличалось рационализмом, который выражался в приоритете административных потребностей над  религией. Так, в Древней Индии  считалось, что царь мог реализовать  свои обожествленные начала, но мог  и уклониться от своих обязанностей и привести народ к гибели. В  Древнем Китае после «чжоуского завоевания» для легитимизации власти новых правителей была сформулирована концепция «Мандата Неба». Предполагалось, что верховное божество – Небо – вручило права на управление Поднебесному, добродетельному и мудрому правителю, получавшему титул «сына Неба». Характерный для религиозной системы древних китайцев рационализм усилился с появлением конфуцианства. Сравнение государства с большой семьей добавило правителю авторитет «отца и матери» перед своими подданными. Государь должен был заботиться о подданных, как отец о своих детях, а те обязаны были проявить сыновнюю почтительность, служить своему отцу верно и преданно.

Характерными методами отбора бюрократии было назначение правителем на чиновничьи посты родственников, приближенных по собственному усмотрению или же по рекомендации влиятельных  лиц, а также предоставление должности  по праву знатности.

Классическим образцом подготовки чиновников стал Древний Китай, где  в основу формирования правящей элиты  был положен принцип меритократии (принцип индивидуальной заслуги). Конфуций предложил систему этического воспитания чиновников. Чиновник должен был, обладая  особыми качествами и достоинствами, накапливать знания – средство создания гармоничного благополучного государства.

Нормой политической культуры стала обязанность служащего  при необходимости наставлять правителя, предостерегать его от ошибки. Китайский  министр Шан-Ян ввел новую систему из 20-ти чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалование. В основу бюрократического контроля была положена система взаимной слежки и круговой поруки. Чиновники отвечали за проступки своих коллег: им вменялось в обязанность донести на провинившегося.[4;стр.127]

Таким образом, коллективные формы производства, незыблемость социальной структуры, огромная роль религии предопределили традиционность древневосточных обществ, а также особую роль государственных  институтов. Государство, подчинив себе общество, стало важным системным  элементом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная структура  Древнего Египта

 

Государство Древнего Египта сложилось  в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему  течению реки Нила. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с  ежегодными разливами Нила, с очень  ранним строительством здесь ирригационных  сооружений, на которых и стал впервые  использоваться труд рабов-военнопленных. Естественные границы Египта служили  защите страны от набегов извне, созданию этнически однородного населения - древних египтян 

Интенсивно развивающееся поливное земледелие способствует социальному расслоению, выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э. Во второй половине этого тысячелетия складываются первые государственные образования — номы, возникшие вследствие объединения вокруг храмов сельских общин для совместного ведения ирригационных работ. Территориальное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Южном) Египте единых царей с Признаками деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тысячелетия до н.э. завоевывают весь Египет. Предопределял раннюю централизацию древнеегипетского государства и сам характер хозяйства, связанный с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила и необходимостью руководства из центра трудом многих людей по преодолению их последствий.

История Древнего Египта делится на ряд периодов:

период Раннего царства (3100—28 00 гг. до н.э.), или период царствования первых трех династий египетских фараонов;

период Древнего, или Старого, царства (около 2800—2280 гг. до н.э.), в который  включается время царствования III—IV династии;

период Среднего царства (около 2250—1700 гг. до н.э.) — время царствования XI—ХП династий;

период Нового царства (около 1575—1087 гг. до н.э.) —время царствования XVIII—XX династий египетских фараонов. Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были временем хозяйственного и политического упадка Египта. Египет Нового царства — первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его Состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок) становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской империи в 36 г. до н.э. [1;стр.78]

Что же касается социальной структуры  Древнего Египта, то здесь была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина — мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие “слуга царя” - полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта. Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству.

Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия  до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили  родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи “людей, скота, золота”, на основе которых и устанавливались налоги.

Информация о работе Общественный строй стран Древнего Востока