Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:20, курсовая работа
Распад Советского Союза повлек за собой значительные перемены в геополитической реальности. На постсоветском и постсоциалистическом пространстве образовался ряд новых государств, многие из которых не имели вовсе, или имели крайне непродолжительную историю суверенного существования. Произошла смена парадигмы общественного развития, в истории международных отношений начался новый этап.
Введение…………………………………………………………………..2
Раздел I. Общие проблемы между странами Прибалтики и Россией...11
Раздел II. Прибалтика- угроза для безопасности России……………23
Раздел III. Положение русских в Прибалтике…………………………32
Заключение…..…………………………………………………………..45
Список литературы…….………………………………………………47
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение…………………………………………………………
Раздел I. Общие проблемы между странами Прибалтики и Россией...11
Раздел II. Прибалтика- угроза для безопасности России……………23
Раздел III. Положение русских в Прибалтике…………………………32
Заключение…..……………………………………………
Список литературы…….……………………………………………
Введение.
Распад Советского Союза повлек за собой значительные перемены в геополитической реальности. На постсоветском и постсоциалистическом пространстве образовался ряд новых государств, многие из которых не имели вовсе, или имели крайне непродолжительную историю суверенного существования. Произошла смена парадигмы общественного развития, в истории международных отношений начался новый этап.
Характерной чертой этого этапа стал изменившийся состав субъектов – участников международных отношений, фактически впервые выступивших в такой роли и заявивших о себе на международной арене. Исторический путь этих государств, успехи и неудачи в рамках их суверенного существования был различен. Страны Балтии – Латвия, Литва и Эстония – уверенно встали на путь европейской интеграции, провозгласив «Возвращение на Запад» - Return to the West главной стратегической целью всех направлений своей политики.
На данную тему отсутствуют обобщающие работы, в которых была бы представлена актуальная проблематика современной историографии по истории стран Балтии и их взаимоотношений с Россией в контексте общей международной политики новейшего времени. Это и определяет актуальность выбранной темы.
Цель работы: дать историографический обзор истории взаимоотношений России и Прибалтики в период на 1991- 2001 г.
Задачи исследования:
Объект исследования: историография по вопросу взаимоотношений России со странами Прибалтики после распада СССР.
Предмет исследования: наиболее важные и актуальные работы отечественных исследователей по истории взаимоотношений России со странами Прибалтики после распада СССР.
Методологической основой данной работы является применение сравнительного и описательного методов.
Исследования по истории стран Балтии и их взаимоотношений с Россией в контексте общей международной политики новейшего времени выбраны в связи с тем, что Латвия, Литва и Эстония, став членами ЕС и НАТО, обрели в Европе новый статус и взаимоотношения с ними стали для России важным аспектом международной политики, в том числе и как с соседями, на территории которых проживает значительное число этнически русского населения.
Хронологические рамки: Первое десятилетие независимого существования Прибалтийских республик: 1991-2001 гг. 1991 год- первый этап, связан с распадом СССР и началом нового этапа в истории международных отношений, конечный этап: 2001 год, связан с окончанием первого десятилетия независимого существования Прибалтики, когда можно было подводить первые итоги самостоятельной политики Латвии, Литвы, Эстонии.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех разделов: I раздел – Общие проблемы между странами Прибалтики и Россией, II раздел – Прибалтика- угроза для безопасности России, III раздел- Положение русских в Прибалтике , заключения, списка используемой литературы.
Прежде чем перейти к изучению историографии заявленной темы, рассмотрим историю взаимоотношений России и Прибалтики после распада СССР.
Для начала отметим основные особенности Прибалтики в борьбе за независимость. Распад Советского Союза- это результат многочисленных факторов. Причиной является не высокая эффективность национальной политики, которая проводилась Советским руководством. В 80-90 е годы произошло ослабление центральной власти, что не могло оставаться незамеченным в национальных республиках. Нарастание национальных движений в дальнейшем принимали форму сепаратизма.
Первый комплекс факторов связанный с международными отношениями, получил развитие в рамках холодной войны. Стремление национальных республик к независимому существованию совпали с главным вектором политики США и НАТО, направленным на всемерное ослабление своего геополитического соперника – СССР.
Второй - явился проявлением определенной экономической политики Центра. Курс на опережающий хозяйственный рост национальных окраин позволил республикам Прибалтики за послевоенные десятилетия создать относительно передовую в СССР систему хозяйства. Это послужило базой для националистических, сепаратистских настроений, развившихся от требований республиканского и регионального хозрасчета и переговоров о заключении нового союзного договора к открытому противостоянию с Центром в борьбе за свой государственный суверенитет.
Третий комплекс факторов связан с национальными противоречиями, переросшими в рамках Латвии и Эстонии, где число выходцев из России, Украины и Белоруссии было достаточно велико: от 30% в общем составе населения до 50% и более в крупных городах, в противоречия социально-культурного, а затем и политико-идеологического характера. В Литве численность русскоязычного населения составляла менее 6%, и там национальные противоречия не приобрели такого острого характера1.
Сойдясь практически в одно
время в сочетании с общим
кризисом СССР второй половины
80-х годов ХХ в., эти предпосылки
предоставили прибалтийским
С началом перестройки в странах Прибалтики начались массовые антисоветские выступления: движение Саюдис2 в Литве (началось в июне 1988 года), «поющие революции» в Эстонии, создание «Народного фронта» Латвии, затем к НФ присоединилась и Эстония3. Необходимо отменить, что обретение независимости сопровождалось и кровавыми событиями: 11 января 1991 года советскими частями были заняты Дом печати в Вильнюсе, телевизионные центры и узлы в городах, другие общественные здания (т. н. «партийная собственность»).
Особенностью отделения Латвии и Эстонии является то, что, в отличие от Литвы и Грузии, до полного распада СССР в результате действий ГКЧП они объявляли не независимость, а «мягкий» «переходный процесс» к ней, а также то, что, в целях обретения контроля на своей территории в условиях сравнительно небольшого относительного большинства титульного населения, республиканское гражданство было предоставлено только лицам, проживавшим в этих республиках на момент их присоединения к СССР, и их потомкам.
Эстония, Латвия и Литва в 1991 году отделили свое будущее от судьбы Советского Союза. Эти страны поставили перед собой амбициозные экономические цели. Так Эстония намеревалась стать «северным Гонконгом», а Латвия – «северной Швейцарией». Конечно, поначалу было ощущение, что так произойдет.
Латвийская Республика стала членом ООН 17 сентября 1991 года. 10 февраля 1995 она становится членом Совета Европы . После обретения независимости Латвия начала проводить в жизнь программу деиндустриализации (закрытие завода-гиганта по производству электротехники ВЭФ, завода по производству микроавтобусов РАФ), это привело к увеличению роста безработицы, особенно среди рабочего класса и российских иммигрантов, приехавших в страну в годы советской оккупации. Эстония- является самой северной из трех рассматриваемых стран, она испытала интенсивную кампанию индустриализации в советский период. Произошла схожая с Латвией ситуация: масса иммигрантов, в основном неквалифицированных рабочих, привлеченных рабочими местами, отразилась на демографической ситуации. Этнические эстонцы составляли 90% в 1945 году, а в 1989 году их часть снизилась до 60% в пользу русских, которые составляют 29,7% населения.4
Важное место во взаимоотношениях России и Прибалтики занимает конфликт из-за русскоязычного населения. Первые же законодательные акты получивших независимость балтийских стран вступили в противоречие с Договором об основах межгосударственных отношений января 1991 г.
Международный аспект связан с тем, что вопрос о правах и статусе русскоязычного национального меньшинства остается одним из наиболее актуальных источников напряженности во взаимоотношениях этих стран с Россией, а также с необходимостью корректировать свою национально-правовую политику в соответствии со стандартами ЕС.
Правовой - тесно связан с предыдущим. Столкнувшись с необходимостью приспосабливать законодательство к европейским нормам в отношении прав человека, Латвия и Эстония воспользовались тем, что европейское законодательство в большей степени ориентируется на защиту прав личности, индивида, а не социальных, национальных и иных групп населения. В результате возникли правовые ниши, наличие которых позволило балтийским законодателям сохранить ряд дискриминационных норм.
Внутриполитический - связан с тем, что для стран Балтии вопрос об отношении к России и русскоязычной части населения является важным аспектом внутренней политики, что включает в себя:
- фактор гражданского общества;
- интеграционный фактор.
Кроме того, проблема имеет культурно-психологический и историко-идеологический аспекты, которые вытекают из различий в области ценностей и предпочтений, а также из зачастую противоположных оценок одних и тех же исторических событий5.
Проблемы наших соотечественники за рубежом, не могут оставаться незамеченными для России. Решение проблем в странах Балтии, возможно при заключении и выполнении двусторонних соглашений, а так же путем принятия соответствующих мер, которые должны быть согласованны с органами государственной власти страны, с которой заключается договоренность. Так же при составлении договора, должна быть учтена специфика ситуации в отдельно взятой стране.
В начале 1990-х гг. была создана правовая база, она способствовала ущемлению прав русскоязычных общин. Огромное число русских вообще было лишено права на гражданство в Прибалтике. На рубеже 1990-2000-х гг. произошли определенные положительные сдвиги в законодательстве Латвии, Литвы и Эстонии. Это было связано со вступлением Прибалтики в Евросоюз6.
Сложное положение наших соотечественников в большей мере определялась не продуманной политикой России в отношении проблем соотечественников в ближнем зарубежье. Размытость государственной концепции по поддержке соотечественников в 1990-е гг. сильно затруднила положение русскоязычной общины.
Переоценка курса государственной политики в отношении соотечественников произошла на рубеже 1990-х - 2000-х гг. Президента РФ В.В. Путин стал выражать обеспокоенность по поводу положения русских в Прибалтике. Именно теперь стали предприниматься конкретные шаги в решении проблемы, так в ноябре 2002 г. были утверждены и подписаны Правительством Российской Федерации «Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002-2005 гг.»7 Теперь, при подготовке договоров с Прибалтикой, Российские органы власти стали увязывать их заключение со статусом русского языка и положением соотечественников в этих странах.
Сейчас достаточно понятно, что политика вытеснения и принудительной ассимиляции русских, которая проводилась властями стран Прибалтики, не дала успехов. Стереть русские общины так и не получилось. Конечно, определенная часть русскоязычного населения покинуло Прибалтику. но это в основном те, для кого Прибалтика не является родиной. Так же отметим, что Россия была исконно многонациональной страной, и вопросы национальных меньшинств решались соответственно, Прибалтика же не желает быть многонациональной, поэтому ведется соответствующая политика в этом вопросе.
В заключении нужно сказать, существующие противоречия между Россией и странами Балтии носят как системно-политический, так и конъюнктурно-идеологический характер. Обе стороны находятся в самом начале пути урегулирования взаимоотношений. Этот процесс займет еще долгое время. Важнейшим блоком российско-балтийских противоречий стал вопрос о дискриминации русскоязычного населения в Латвии и Эстонии и о поддержке Россией своих «соотечественников» за рубежом. Тщательный анализ проблемы позволил сделать следующие выводы и заключения: политика первых балтийских правительств, направленная на вытеснение русскоязычного населения и создание мононациональных государств, показала свою непродуктивность. Комплексный анализ современного состояния и перспектив развития отношений стран Балтии и России позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на сохраняющиеся элементы неприязни к России, в целом период межгосударственных отношений, балансирующих на грани «холодной войны» близится к завершению и обе стороны стоят на пороге нового этапа сотрудничества. Любые факторы, направленные на обострение отношений, носят преходящий характер и в конечном счете будут вынуждены уступить тенденциям глобального мирового экономического развития.
РАЗДЕЛ I.
Анализ общих проблем стран Прибалтики и России.
В 1991 году перестал существовать Советский Союз. Прибалтийские страны в числе первых вышли из состава СССР. После краха системы взаимоотношения России с Литвой, Латвией и Эстонией развивались весьма сложно. Накопилось очень много обид, недопониманий и претензий, что препятствовало развитию нормальных отношений в различных сферах ( культурной, политической, социальной). Все это, естественно, породило различные попытки анализа всех тех процессов, которые происходили в Прибалтийском регионе. Все эти оценки не были свободны от субьективизма, попытки переложить ответственность на чужие плечи, не желание признать свои ошибки не способствовало появлению объективного анализа проблемы.
Информация о работе Общие проблемы между странами Прибалтики и Россией