Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 05:04, контрольная работа
Данный реферат написан на основе обзора литературы, посвященной исследованию даосизма. Сейчас существует, как мне показалось, довольно ограниченное количество литературы, посвященной этой теме. Работу значительно облегчил тот факт, что часть этой литературы можно найти в интернете. При написании реферата я пытался использовать различные источники (список литературы в конце реферата), хотя подавляющее большинство информации было получено из книги Е. А. Торчинова "Даосизм".
1. Введение 1
2. Основные положения даосизма. Дао-дэ-цзин 2
3. Учение о бессмертии 7
4. Даосизм и народные верования 7
5. Даосизм - религия или философия? Ранний и поздний даосизм 8
6. Даосизм и алхимия 12
7. "Инь", "янь" в алхимии 13
8. Даосизм и буддизм 14
9. Алхимия в Индии и Европе 15
10. Космогония и космология 15
11. Происхождение даосизма 17
12. Даосизм в различные исторические периоды 19
13. Общая характеристика даосского учения 20
14. Заключение 21
15. Список литературы 23
Цари после смерти становились слугами Небесного Верховного императора, простым людям отказывали в бессмертии. Позже Цзы-чань (Цзо-чжуани) писал уже о бессмертии и аристократов, и простых людей.
Классический взгляд о существовании душ: "хунь" (разумная душа) -отвечает за жизнедеятельность и "по" (животная душа) - ментальность. Хунь (их 3) после смерти превращаются в "шэнь" (дух), существуют так, затем растворяется в небесной пневме. "По" (8) превращаются в демона, призрака ("гуй"), потом отправляются в подземный мир к желтым источникам. Тело - единственная нить, связывающая души воедино. В этом виде "ци" вошло в даосизм. Чтобы сделать бессмертным дух - требуется сделать бессмертным тело.
4.Даосизм и народные верования
Японские исследователи (в отличие от западных) считали, что даосизм и национальные китайские верования - это одно и то же. Отечественный ученый Сивин считал даосизм высокоорганизованнным, ограниченным культом , пантеоном и традицией преемственности. Народные верования не попадают в собственно даосизм (выступал за четкое их разграничение).
Ортодоксальные даосские школы никогда не были оппозиционны к правительству. Образование же автономного государства "Небесных наставников" объяснялось географической изолированностью Сычуани, а не династийными устремлениями Чжан Лу (Зайдель). Сам "Лао-цзы" для "Небесных наставников" был лишь небесным божеством, а не вдохновителем к восстаниям во имя всеобщего благоденствия.
Даосизм и народные верования - понятия далеко не тождественные, но постоянно взаимодействующие. Из всех китайских религий только даосизм наиболее тесно связан с народными верованиями, поскольку во многом вышел из их недр, что подтверждает справедливость квалификации даосизма, как национальной религии Китая. В позднем средневековье даосизм вступал в отношения с другими учениями Китая.
5.Даосизм - религия или философия? Ранний и поздний даосизм
Проблема единства даосизма является одной из наиболее сложных. Это связано с отношением раннего (философского) и позднего (религиозного) даосизма. Эти направления принципиально различны, автономны и несинхронны. Даосизм - религия средневекового Китая, возникшая в начале нашей эры. Американский исследователь Скиппер К. М.считает, ранний и поздний даосизм континуальными (различными фазами единой традиции). В философских текстах присутствует религиозный пласт.
Для японских ученых даосизм - единая традиция, развертывающаяся на различных уровнях (философском и религиозном).
Г. Крилл считал, что подлинен лишь философский даосизм периодов Чжань-го и Ранней Хань, а появившаяся позже даосская религия никак с ним не связана.
Большой авторитет даологии
М. Стрикмэн ститает, что собственно
даосизмом является религиозный
даосизм. Предложил не делить вообще
даосизм на религиозный и философский,
понимая под даосизмом
Учение "Лао-цзы" и "Чжуань-цзы" Стрикмэн считает протодаосскими, так как они не пользовались самоназванием даосизм, которое сначало означало просто "учение Пути" и прилагалось в период Чжань-го к самым различным учениям: дао являлось универсальнным для китайской культуры в целом.
До периода Поздней Хань существовали различные традиции (автономные учения), слившиеся в единый поток даосизма.
Таким образом, "Лао-цзы"
и "Чжуань-цзы" приобрели статус
даосских тoлько после появления
в начале нашей эры самого даоса,
т. е. религии, в которой их участие
стало выполнять функции
Даосизм древних текстов
был плюралистичен и не мог
быть рассмотрен, как систематизированное
единое целое. Даосизм нашей эры
не возникал., а организованно оформлялся.
К. М. Скиппер: "преемственность традиций
(Новое откровение "Лао-цзы" для
Чжан Даолиня) предполагало наличие
предшествующего старого
А. Ф. Райт (американский исследователь китайской культуры) не только перечислил основные черты китайской культуры, но и выделил субтрадиции, пытаясь указать на их связь.
Эти характеристики:
1.
В даосе
все явления сплетены в сеть
взаимовлияющих сил. Возникает
идея потока - всеобщего изменения,
становления. Примитивизм - индивидуализм
и общество улучшатся, если
вернуться к первозданной
2.
Вера в
возможность совершенства
Субтрадиции:
1.
Спекулятивная
философия направлена на
2.
Внутренняя
(направлена на обретение
3.
Применение
идей даосизма в политической
и социальной жизни. Эта линия
привела к появлению
4.
Общинный
религиозный даосизм.
5.
Монастырский
даосизм (буддизированный)
Сюнь Дишань считал, что для китайской культуры знание конфуцианства дает меньше, чем даосизм. Жизнь и идеалы китайцев пронизаны даосскими идеями.
Религиозный даосизм не отделим от культуры традиционного Китая и ее особенностей. Даосизм постепенно расространился в Японию, Корею, Вьетнам, Камбоджу. Но во Вьетнаме присутствовали только элементы даосизма в недаосских культах, там не было даосского духовентства. В Камбодже были даосские монастыри, но в них не было даосских божеств. В Японии были приняты учения о бессмертии, алхимия, гимнастика. Но в эту страну не прибыл ни один даосский священник, не было построено ни одного храма.
Универсальные потенции даосизма
оставались нереализованнымию Причины
этого заключались в
Даосизм - одна из национальных религий Китая. Если конфуцианство скорее этико-политическое учение, то даосизм - собственно национальная религия.
Даосская идея совершенного
правления развивалась
Часто даосизм впитывал в
себя многочисленные конфуцианские
идеи, многие социально-политические взгляды
являлись даосско-конфуцианским
Д. Легг, Л. Виллер писали, что
даосизм VI-IV вв. до н. э. начался с
философии "Лао-цзы", развивался у
"Чжуан-цзы" и пришел в упадок
у "Ле-цзы". Ко времени Поздней
Хань (I-II вв. н. э.) он окончательно выродился,
превратившись в смесь
Вставал вопрос: что является религией, что философией? Легг признавал чистоту только "Дао-дэ-цзина" (без суеверий, религии). Но с другой стороны, странен факт вырождения философии в религию с теологией весьма не высокого уровня, тогда как обычно религия при развитии содержит теоретический фундамент в виде жесткой догматики и спекуляций, часто граничащих с религиозной философией. Религия и философия - разные, но часто взаимодействующие формы. Игнорирования роли мифологии и религии в древнедаосской философии были не научного характера.
А. Масперо - первый ученый, отказавшийся от противопоставления раннего и позднего даосизма. Указывал на то, что религиозная практика, традиционно считавшаяся позднедаосской, реально предшествовала философии "Лао-цзы" и "Чжуан-цзы". С другой стороны все памятники философского даосизма пронизаны указаниями на существование даосской религиозной практики и методов обретения Дао.
Для Масперо даосизм - религия личностная, в отличие от общинных форм религии, ничего не говорящих о спасении (например, конфуцианство). Истоки даосизма лежат в незапамятной древности, а школы "Лао-цзы" и "Чжуан-цзы" - являются не исходным даосизмом, а лишь теченииями или направлениями в общем потоке становящейся даосской традиции, школой с философской тенденцией.
Интересное обоснование
общности раннедаосских и позднедаосских
концепций дал В. Нидэм. Он показал,
что поиски бессмертия не противоречат
таким фундаментальным даосским
понятиям, как "ву-вэй" ("недеяние")
и "цзы жань" ("самоестественность").
Если "ву вэй" - непротиводействие
природе, то ведь и поиски бессмертия
можно рассматривать как
Многие позднедаосские понятия восходят к глубокой древности. Например, почитавшееся в VI в. божество "Тянь Хуан" ("Небесный августейший") восходит к Чжоу Ли, где оно выступает, как воздающее награды и наказания воплощение небесной воли ("тянь чжи").
Попытки противопоставить ранний и поздний даосизм логически несовместимы, ибо религия вообще не может быть адекватно представлена в качестве логически упорядоченной системы последовательных положений. И в раннем, и в позднем даосизме интерес к проблеме спасения был одинаково интенсивен (Н. Ж. Жирардо). Он создал схему становления даосизма от его зарождения до появления организованных направлений при Поздней Хань:
1.
Период древних
протодаосских религиозных
2.
Период рационализации
мировоззрения. Подведение
3.
Сближение
различных школ и направлений,
включение новых течений.
4.
Первые организованные даосские направления и школы: ортодоксальные и еретические.
В дальнейшем под даосизмом будет пониматься национальная китайская религия, обладающая собственной спецификой и отличная как от других организованных религий, получивших распространение в Китае, так и от народных верований и культов, с которыми она, однако, тесно связана, возникшая в середине I тыс. до н. э. на основе религиозных верований шаманского типа и окончательно сформировавшаяся в первые века нашей эры.
6.Даосизм и алхимия
Алхимия - в социальной значимости для китайского народа может быть отнесена к неортодоксальным наукам, так как не входила в число официально одобренных и ценных с точки зрения господствующего конфуцианства наук.
Алхимия - наука о бессмертии. Делится на внутреннюю (поиск эликсира бессмертия) и внешнюю (эликсир находится в самом теле, рассматривающемся, как микрокосм).
Н. Сивин писал, что: внешняя алхимия более близка к физике, чем к химии, так как алхимики стремились моделировать космический процесс, а не исследовать химические реакции. Считал алхимию не просто наукой, а традиционной формой науки. Ряд руководств по алхимии ближе к современному лабораторному руководству, чем некоторые другие в древней литературе. Алхимия направлена на достижение практической пользы. Китайская алхимия - область традиционной китайской науки, предметом которой является достижение бессмертия. Она оперирует веществами, добытыми путем моделирования космического процесса в сжатые временные интервалы.
Внутренняя алхимия по
сути является йогическим психическим
тренингом, направленным на трансформацию
психосоматических
В процессе алхимического действа алхимик имеет дело прежде всего с космологическими существами, скрытыми под грубою корою вещества. Не обыденные свинец и ртуть были субстанциями, а силы "инь-янь", первозданный хаос, 5 первоэлементов.
Информация о работе Основные положения даосизма. Дао-дэ-цзин