Особенности и условия развития науки и культуры Беларуси в 70-80-е гг. XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

В годы пятой пятилетки (1951 —1955 годы) завершился переход ко всеобщему 7-летнему и расширено среднее образование. По мере роста количества молодых людей, оканчивающих среднюю школу, к середине 50-х годов остро встала проблема подготовки молодежи не только к обучению в высшей школе, но и к общественно-полезному труду в народном хозяйстве. Это потребовало реформы общеобразовательной школы, которая стала проводиться с конца 50-х годов. Реформа предусматривала введение всеобщего 8-летнего обучения, преобразование средних школ с 10-летним обучением в средние 11-летние (с 1964 года вновь совершили на 10-летнии срок обучения). Расширялась сеть вечерних и заочных школ. Изменялись учебные пианы, программы, учебники. Больше внимания стадо уделяться трудовому воспитанию, подготовке школьников к жизни и работе на производстве.

Вложенные файлы: 1 файл

история готовая.docx

— 59.17 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет транспорта»

 

 

Кафедра «Философии, истории, политологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

СУРС

по интегрированному модулю «История»

Вариант № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:       Проверил:

Студентка группы ПЭ-11     доц. Скрябина Л.С.

Исаченко Е.И.

 

 

 

 

 

 

Гомель 2013г.

  1. Написать  реферат на тему: «Особенности  и условия развития науки и  культуры Беларуси в 70-80-е гг.XX в.»

В годы пятой пятилетки (1951 —1955 годы) завершился переход  ко всеобщему 7-летнему  и  расширено среднее образование. По мере роста количества молодых людей, оканчивающих среднюю школу, к середине 50-х годов остро встала проблема подготовки молодежи не только к обучению в высшей школе, но и к общественно-полезному труду в народном хозяйстве. Это потребовало реформы общеобразовательной школы, которая стала проводиться  с конца 50-х годов. Реформа предусматривала введение всеобщего 8-летнего обучения, преобразование средних школ с  10-летним обучением в средние 11-летние (с 1964 года вновь совершили  на 10-летнии срок обучения). Расширялась сеть вечерних и заочных школ. Изменялись учебные пианы, программы, учебники. Больше внимания стадо уделяться трудовому воспитанию, подготовке школьников к жизни и работе на производстве.

 Получили развитие специальные школы и внешкольные учреждения (музыкальные, спортивные. Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, натуралистов и другие). Увеличилось количество детских садов и ясель.

В 70-е годы, в связи с требованиями научно-технической революции, встала необходимость перейти к всеобщему среднему образованию, совершенствовать всю воспитательную работу в школах.  Эта работа велась в целом успешно. Большое внимание уделялось  школьному строительству. Вводилось много новых школ, мастерских, столовых, школьных интернатов и других объектов. Характерной чертой среднего образования с 1977 г. является его всеобщий, обязательный характер. Быстро росло количество средних специальных учебных заведений.

В средине 70-х годов в школах осуществлен переход на кабинетную систему обучения. Много школ строилось и финансировалось за счет средств колхозов. Получили распространение учебно-производственные комбинаты. Они ориентировали учеников выбор профессии.

На развитие образования,  отрицательно сказывалось слабое финансирование. В свою очередь это сказывалось на материально-технической  базе школ. На низком уровне велось преподавание  общественных дисциплин. История и другие гуманитарные предметы были насыщены идеологическими штампами, которые мешали объективному  восприятию исторического процесса. Сужение сферы употребления белорусского языка, «изъятие» из преподавания языков национальных меньшинств, способствовало формированию у школьников национального нигилизма, пренебрежительного отношения к национальной истории, культуре.

По мере развития экономики увеличивалась потребность в профессиональных кадрах. Их подготовку осуществляли профессионально-технические училища, средние специальные учебные учреждения, вузы. В 1960 году насчитывалось 102 техникума и училища, в 1985 - 139.  В 1966 году подготовка велась по 170 профессиям и специальностям, в 1975 — более чем по 260. ПТУ и техникумы готовили специалистов для промышленности, строительств транспорта, связи, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других отраслей народного хозяйства. Совершенствовалась система высшего образования. Если в  1960 году насчитывалось 24, то в 1985 — 33 высших учебных заведения, в том числе 3 университета — в Минске, Гродно и Гомеле. Общее число выпускников вузов возросло с 10 тысяч в 1960  году до 32 тысяч в 1985 году. Вузы вели подготовку высококвалифицированных специалистов для всех отраслей народного хозяйства, образования, культуры.

Во второй половине 1950-х — 1980-е гг. стали работать и новые вузы: Минский радиотехнический институт (1964), Витебский технологический институт легкой промышленности (1965), Брестский политехнический институт и др. В 1969 г. на базе Гомельского педагогического института был создан Гомельский государственный университет, а в 1977 г. Гродненский педагогический институт им. Я. Купалы был преобразован в Гродненский государственный университет. Центром университетского образования оставался Белорусский государственный университет. В 1980-е гг. на его факультетах училось около 15 тыс. студентов, работали 1,5 тыс. профессоров и преподавателей.

В 70-е годы расширялась подготовка инженерно-технических кадров, в том числе специалистов по автоматике, вычислительным приборам и машинам, автоматизированным системам управления и другим. В вузах велась большая научно-исследовательская работа. При многих из них были открыты научно-исследовательские институты, секторы, отраслевые лаборатории, вычислительные центры. Многие исследования ученых вузов получили признание и были использованы в производстве.

Однако среднее и высшее профессиональное образование могло бы иметь значительно большие достижения. В ряде случаев имели место отставание курсов и программ от достижения научно-технического прогресса, требований времени. Сдерживалось движение вперед недостаточное финансирование, слабая материально-техническая база. Каждый второй преподаватель вуза имел ученой степени или звания.

Значительные шаги вперед в своем развитии проделала белорусская наука. Ведущим научным центром оставалась Академия наук БССР и ее отраслевые институты. Их деятельность была направлена на укрепление связи науки с производством, на решение крупномасштабных экономических и социальных заданий стоящих перед республикой. В организации научных исследований, подготовке кадров большую помощь АН БССР оказали организации Москвы, Ленинграда, других союзных республик. В Белоруссию приехали многие видные ученые А.К.Красин — специалист в области атомной энергетики, А.Н.Севченко — физик,  Н.В.Турбин — генетик и другие. Количество ученых БССР с 1970 по 1985 годы увеличилось на 65% и составило более 42 тысяч человек,  в том числе 13 тысяч кандидатов и более 1 тысячи профессоров наук.

В ряду актуальных направлений научных исследований занимала энергетика. В 1962 году был создан атомный реактор. 1965 году – Институт ядерной энергетики АН БССР. Важные исследования проводились в области физики, физико-математических и технических наук, кибернетики. В связи с осуществлением научно-технической революции проводились научные исследования в области использования в народном хозяйстве средств вычислительной техники, автоматизации производства. Крупные сдвиги произошли в развитии отечественной биологии, генетики. Ученые вузов принимали участие в разработке актуальных теоретических и практических проблем. Так, значительные научные исследования проводились в Белорусском государственном университете, политехническом и лесотехническом институтах, восстанавливалась научная деятельность сельскохозяйственных вузов. Белорусские ученые проводили также исследования в области биологии, химии, генетики и др.

Принимались меры по улучшению планирования и руководства научными исследованиями. Укоренялся программно-целевой метод финансирования науки, который обеспечивал концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях. Было завершено строительство научного городка для Института ядерной энергетики АН БССР (г. п. Сосны), Института онкологии и медицинской радиологии (г. п. Боровляны). Началось строительство Академгородка. Академические научно- исследовательские подразделения были созданы и в областных центрах Беларуси. Только за годы девятой - одиннадцатой пятилеток в республике было создано свыше 30 научных заведений. В 1985 г. научные исследования и разработки проводило около 200 академических и отраслевых институтов, вузов и проектно-конструкторских организаций.

Однако гуманитарные науки в наибольшей степени зависели от общественно-политической жизни, были очень политизированы и идеологизированы.

Определенные успехи имели общественные науки. Ученые проводили фундаментальные исследования в области истории, культуры, экономики. И все же общественные  науки, как никакие другие, находились под влиянием

идеологических партийных догм, что предопределило их значительное отставание. Вместо всестороннего научного раскрытия процессов общественно-политического развития истории, обществоведы следовали за решениями КПСС — КПБ, «подвели» исторический процесс под идеологические установки. Развивались связи белорусских ученых со многими научными центрами союзных республик и зарубежных стран. Проводились совместные научные исследования, семинары, симпозиумы, происходил обмен опытом, научными достижениями.

Многие достижения белорусских ученых имели не только республиканское и союзное, но и международное значение. В их числе -  академики Н.Ф.Ермоленко, Б.В.Ерофеев, В.С.Комаров (в области химии), академики Г.И.Горецкий, К.И.Лукашев (в области геологии), И.А.Булыгин, Д.М.Голуб (в области физиологии) и другие.

Характерная черта этого времени — активизация фундаментальных исследований (в области физики, математики, биологии и т.д.). Основа фундаментальных исследований была заложена в период (1952—1969), когда АН БССР возглавлял известный белорусский биолог В.Ф. Купревич. Его работу в этом направлении продолжил знаменитый исследователь в области спектроскопии, люминесценции, квантовой электроники Н.А. Борисевич (президент АН БССР с 1969 по 1985 г.). В 1960—80-е гг. республика превратилась в страну с огромным научным потенциалом, однако внедрение научных разработок происходило необычайно медленно. Последнее объясняется тем, что для предприятий более выгодным было выполнение плана по валовым показателям при незначительных нововведениях, связанных с реализацией научных разработок. Середина 1950-х гг. характеризовалась активизацией литературного процесса. Многие известные писатели и поэты (Сергей Граховский, Станислав Шушкевич и др.) вернулись из сталинских тюрем и лагерей. Критическое переосмысление острых проблем истории и современности вызвало к жизни и новое поколение литераторов, которое формировалось под влиянием хрущевской «оттепели» (Н. Гилевич, Р. Бородулин, В. Быков, А. Кулаковский, В. Короткевич и др.).

Следует подчеркнуть, что с сер. 50-х годов начинается современный период развития белорусской литературы. Он имел свои особенности: главной задачей стало воспитание гуманистического отношения к человеку, стремление утвердить величие человека- труженика. В литературу пришло новое поколение писателей. Новыми подходами были отмечены произведения, посвященные Великой Отечественной войне, возрождалась тема исторического прошлого белорусского народа, которая фактически была запрещена после 20-х годов. В 1957 г. были установлены литературные премии им. Я. Коласа за лучшие произведения прозы и литературной критики и им. Я. Купалы за лучшие произведения поэзии и драматургии. В 1965 г. этим премиям был придан статус Государственной премии БССР в области литературы, музыки и искусства.

Хочется отметить, что кон. 50-х - нач. 60-х годов ознаменован появлением плеяды талантливых писателей, которые вошли  в историю под названием «шестидесятники» Наилучшие успехи белорусская литература достигла в военной тематике, в книге И. Чигринова «Плач перапелкi», в роману И. Науменко «Сасна пры дарозе», «Вецер у соснах», «Сорак трэцi»,  в повестях и рассказах Б. Сачанки, В. Домашевича и др.

В 60-е годы выходят повести В. Быкова, посвященные военной тематике: «Здрада», «Трэцяя ракета», «Альпiйская балада», «Пастка». Гуманизм и антимилитаризм, показ человека на войне и его судьбы - основа произведений В. Быкова. Его имя становится широ ко известно в СССР и за его пределами. Писать на военную тематику он продолжал и в 70-е годы: «Сотнiкау», «Абелiск», «Воучая зграя» «Пайсцi i не вярнуцца» и др.

В первой половине 60-х годов в белорусской прозе появляются романы «Людзi на балоце» И. Мележа, «Птушкi i гнёзды» Я. Бриля, «Сэрца на далонi» И. Шамякина, «Сасна пры дарозе» И. Науменко «Каласы пад сярпом тваiм» В. Короткевича и др.

В рассматриваемый период было написано много литературных произведений и на тему современности. Писатели внимательно присматривались к жизни города и села, интеллигенции и людей науки. Так, деревня и город живут сложной жизнью на страницах романов «Крынiца» и «Атланты i карыятыды» И. Шемякина; роман Л. Гаврилика «Не магу без цябе» посвящен жизни белорусских нефтяников; комедия К. Крапивы «Брама неумяручасцi - об ученых, о том, может ли человечество открыть секрет бессмертия, и что произойдет с ним, когда оно это получит.

Необходимо подчеркнуть еще «дну особенность белорусской литературы: в этот период она стремится поставить современность в контекст прошлого и будущего. Сталинские репрессии 30-х годов, жизнь сегодняшней деревни и её проблемы, смысл человеческой жизни белорусские писатели показывали в очень тяжелых условиях идеологического диктата со стороны политической власти, который усилился со вт. пол. 60-х годов.

Но несмотря на ограничения свободы творческой деятельности, в  развитии литературы были достигнуты значительные успехи. В 70-х - нач. 80-х годов в белорусскую литературу пришло новое поколение: Г. Данилович, Л. Дайнеко, А. Жук, В. Ипатова, В. Казько и др. Белорусские писатели по-философски оценивали общественно-социальный процесс сегодняшнего дня и всматривались в будущее.

Многие направления литературной деятельности сохранили свое значение, но их содержание, направленность значительно изменились. Так, в военной прозе главной темой становится тема человека на войне. Психологическая насыщенность характеризует произведения В. Быкова («Альпийская баллада», «Журавлиный крик», «Третья ракета» и др.), И. Науменки, И. Чигринова. Документальной правдивостью и эмоциональностью впечатляют книги А. Адамовича («Хатынская повесть», «Война под крышами» и др.), С. Алексиевич («У войны не женское лицо»); И. Мележа («Военные дневники»). Историческая тема в белорусской прозе нашла свое яркое воплощение в произведениях В. Короткевича. Его известные романы «Дикая охота короля Стаха», «Черный замок Ольшанский» и другие лучше многих монографий способствовали росту интереса к белорусской истории. Традиции, заложенные В. Короткевичем, продолжили К. Тарасов, О. Ипатова, К. Дайнеко и др.

В жанре поэзии заявили о себе интересными произведениями П. Бровка, П. Панченко, П. Глебка, Н. Гилевич, Р. Бородулин, О. Лойко и многие другие.

Новыми выдающимися произведениями К.Крапивы, A.Макаенка, А.Дударева пополнилась и белорусская драматургия. Постановка пьесы молодого белорусского драматурга А. Дударева «Рядовые» в Белорусском государственном академическом театре имени Я.Купалы была отмечена Государственной премией СССР 1985 г.

Информация о работе Особенности и условия развития науки и культуры Беларуси в 70-80-е гг. XX в