Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 18:08, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы — изучение налоговой реформы в период царствования Петра I в XVIIIв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1. Выявить причины возникновения реформ Петра I; 2. Раскрыть основное содержание налоговой реформы; 3. Определить значение налоговой реформы Петра I для России. Также следует показать, как изменилась страна в своем политическом и экономическом облике.

Содержание

Введение

1. Причины возникновения реформ ……………………………….. 3-6 стр.

2. Налоговая реформа Петра I ……………………………………… 6-19 стр.

2.1 Реформа косвенных налогов ……………………………………. 6-12 стр.

2.2 Реформа прямых налогов ……………………………………….. 13-16 стр.

2.3 Реформа финансового аппарата ………………………………… 16-19 стр.

3. Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России …. 19-23 стр.

Заключение …………………………………………………………… 24- 25 стр.

Список использованной литературы ………………………………. 26-28 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Нологовая реформа Петра I .docx

— 49.10 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Реформа прямых налогов

 

Разовые сборы с населения, чрезвычайные подворные обложения и другие чрезвычайные меры не могли служить твердой опорой государственного бюджета. Петр понимает, что нужно искать иные пути. Возникает мысль о необходимости проведения такой податной реформы, которая бы обеспечила твердое основание государственных доходов. В кабинете Императора сосредотачивались многообразные проекты, предложения, донесения относительно реорганизации податной системы. Существовавшее до этого времени подворное обложение не могло быть положено в основу новой системы, так как перепись 1710г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Правительство понимает, что дальше строить бюджет на подворном обложении было невозможно. Тогда впервые возникает идея «поголовщины», т.е. поголовного или подушного обложения. [8]

 

Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Специальным указом в 1718г. было приказано взять ото всех правдивые «сказки» — устные сведения относительно количества душ мужского пола в данном поместье. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ.[9]

 

В 1722г. Петр, приняв приблизительно количество предполагаемых плательщиков в 5 млн. человек, определил размер подушной подати в 80 копеек с каждой души мужского пола путем деления суммы содержания войска, определенного в 4 млн. руб., на количество плательщиков. Позднее, уже весной 1724г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, налог был определен в 74 копеек с души. Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 копеек с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских подушная подать была определена в 1 р. 20 копеек с души.[10]

 

Таблица 3. Распределение налога по губерниям

Губерния

По 74 коп.

По 40 коп.

По 1р. 20 коп.

ИТОГО

Московская

1 163 509

4 791

59 633

1 227 933

С.-Петербургская

654 474

429

46 544

701 447

Нижегородская

344 545

13 831

9 664

368 040

Казанская и Астраханская

429 578

125 607

13 700

568 885

Архангелогородская

223 788

58 368

16 270

298 426

Смоленская

195 090

337

9 895

205 322

Сибирская

284 692

93 590

23 888

402 170

Азовская

320 242

66 156

2 132

388 530

Киевская

380 853

51 447

21 585

453 685

ВСЕГО

3 996 771

414 556

203 311

4 614 638


 

Согласно государственной росписи 1724г. (см. приложение 1) окладной доход государства был определен в 8,5 млн. руб., по фактическому исполнению он составил сумму в 8 172 433 руб., а с остатком 1723г. – 10 355 597 руб. Подушная подать по окладу составляла сумму в 4 614 638 руб., или 54,1% поступлений этого года, а вместе с ясачными – 4 731 051 руб., или 55,5%.

 

Таблица 4. Сравнительный анализ налоговых поступлений за 1680г., 1701г. и 1724г.

Наименование

1680 г.

%

1701г.

%

1724г.

%

I. Прямые налоги

1. Старые подворные

390 259

26,6

465 587

15,8

-

-

2. Новый подушный

-

-

-

-

4 614 638

54,1

3. Ясак

103 610

7,1

118 650

4

116 413

1,4

Итого:

493 869

33,7

584 237

19,8

4 731 051

55,5

II.Промысловые сборы, оброки  и откупыгосуд.имуществ

146 150

10

130 183

4,4

474 562

5,6

III.Косвенные налоги

650 223

44,4

1 195 974

40,4

2 128 622

24,9

IV.Регалии

1. Монетная операция

40 000

791 728

216 808

 

2. Соляной доход

-

-

662 118

3. Почтовый доход

-

-

16 261

Итого:

40 000

2,7

791 728

26,8

895 187

10,5

V. Пошлины

33 735

2,3

118 699

4

150 065

1,8

VI. Иные сборы

100 000

6,8

134 944

4,6

147 073

1,7

ВСЕГО:

1 463 977

2 955 765

8 526 560

 

 

 

 

Сопоставляя данные росписи 1724г. с росписями 1680 и 1701 гг., можно видеть, насколько увеличился окладный доход государства (рис.1,2,3,4). В 1680г. он составлял 1 463 977 руб., в 1701г – 2 955 765 руб., а в 1724г. – 8 526 560 руб. (рис. 4). Однако, при оценке этих цифр необходимо прежде всего принять в расчет, что возрастание ценности государственного дохода не вполне соответствует возрастанию его цифровой величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти наполовину: рубль конца XVII века равнялся 17 рублям начала XX века, а рубль первых десятилетий XVIII века только 9-ти, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.

 

Что касается составных частей государственного дохода, - главный тон переменам в их процентных отношениях давало в 1701г. чрезвычайное увеличение регального дохода, а именно, прибыли от монетной операции. В 1724г. абсолютная цифра этого дохода увеличивается благодаря соляной продаже, но процентное отношение его к другим доходам падает; и абсолютно пропорционально первое место в бюджете занимает только что введенная подушная подать: теперь она превышает половину всех поступлений, тогда как непосредственно перед введением подушной статьи прямые сборы не составляли и трети (31%) их. [13]

 

2.3 Реформа финансового  аппарата

 

До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.

 

Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (в конце 1699 г. переименованная в Ратушу) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов. В ее ведении находились также торговые и гражданские дела. Во главе Бурмистерской палаты стоял бурмистр. Бурмистерская палата (Ратуша) избиралась из торговых людей и соблюдала интересы купечества, которое привлекалось Петром I к развитию отечественной промышленности.

 

Существенные изменения в системе сбора налогов начинают происходить с изменением административно-территориального деления России и создания должности губернаторов. На них возлагались функции по контролю за сбором налогов. 18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть...» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям.[14]

 

Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается «управительный» (впоследствии Правительствующий) Сенат — постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. Указом от 17 марта 1711 г. Правительствующему Сенату поручается устройство государственных доходов с предписанием «денег как возможно собирать... и...учинить фискалов во всяких делах». В этом же году учреждаются должности фискалов — государственных служащих, обязанностями которых было «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, «вообще безгласные преступления явно противогосударственного и противообщественного характера». Сфера деятельности фискалов первоначально ограничивалась контролем за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц. Фискалы были освобождены от обязанности по уплате податей, от подсудности местным властям и от ответственности за неправедные доносы. Должности фискалов просуществовали до 1729 г.[7, 47].

 

В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии — центральные правительственные учреждения в России, ведавшие государственными доходами и расходами. В 1717—1718 гг. были установлены штаты и назначены президенты следующих финансовых коллегий: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегии, Коммерц-коллегии и Ревизион-коллегии. В 1718—1720 гг. были определены функции, утверждены структура и штаты финансовых коллегий, а также Генеральный регламент, который устанавливал обязанности должностных лиц коллегии (издан 28 февраля 1720 г.). Каждая коллегия состояла из присутствия (президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь) и штата чиновников и канцеляристов. Финансовые коллегии подчинялись императору и Сенату. При коллегии состоял фискал (позже прокурор), контролировавший деятельность финансовой коллегии. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах, ведала государственными доходами, следила за окладными и неокладными приходами. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Под окладными понимались налоги и сборы, при которых налоговые обязательства налогоплательщика исчислялись по действующим ставкам на единицу обложения. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен. Сбором доходов от монетной и горной регалий ведала Берг-коллегия. Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами. В 1810 г. была подчинена Министерству финансов, с 1823 г. упразднена. Ревизион-коллегия, учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств, была в 1722 г. присоединена к Сенату, а в 1725 г. восстановлена. Камер-, Штатс-, Ревизион-коллегии были упразднены в связи с реорганизацией губернских органов управления. В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет. Финансовые преобразования позволили государству за 15 лет увеличить свои доходы более чем в 3 раза (в 1710 г. — 3,1 млн руб., а в 1725 г. — 10,2 млн. руб.), при этом во второй половине царствования Петра I регулярно достигалось превышение доходов над расходами.[15]

 

                               

 

3. Оценка налоговой реформы  Петра I и ее значение для России

 

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая большое значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма.

 

Петр I хорошо понимал, что налоги - основной источник богатства государства, поэтому одним из правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Именно поэтому во времена Петра было введено огромное количество экзотических налогов, такие как налог на бороды, налоги с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов и многие другие. Однако лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти налоги донимали не столько своей тяжестью, сколько своим количеством (их было больше 30).[16]

 

Именно тогда царь предпринял рискованное решение и задумал введение нового налога – подушной подати.

 

Податная реформа стала важным событием в истории России XVIII в., оказавшим значительное влияние па развитие страны. Останавливаясь на финансовом значении реформы, необходимо подчеркнуть, что она явилась естественным продолжением фискальной политики самодержавия предшествующей поры. В основе этой политики лежал принцип усиления тяжести налогообложения путем увеличения числа и объема налогов, расширения контингента налогоплательщиков. Следствием преемственности фискальной политики при осуществлении реформы и было увеличение тяжести обложения и вовлечения в тягло новых групп населения. С другой стороны, податная реформа стала новым этапом финансовой истории страны. В результате ее осуществления произошло существенное изменение всей системы прямых налогов страны. Важнейшей чертой нового обложения явилось то, что был введен единый денежный налог — подушная подать, который заменил десятки мелких подворных сборов и повинностей. Подушная подать в размере 70 копеек взималась на протяжении нескольких десятилетий. Появление постоянного, прямого налога позволило стабилизировать и унифицировать финансы в целом, потому что теперь правительство в своих расчетах могло опираться на более реальные нежели прежде бюджетные данные. Это в свою очередь позволило обеспечить постоянными средствами нужды регулярной армии, значительная часть которых в годы Северной войны удовлетворялась путем взимания экстраординарных налогов и контрибуции. Унификация налогообложения в ходе реформы коснулась не только корпуса налогов и повинностей, единицы обложения, но и системы сбора налогов. Сбор был изъят из ведения местных властей и передан в руки земских комиссаров — выборных от помещиков, чьи крестьяне являлись плательщиками, а также полковых командиров. Несомненно, это преобразование в сочетании с размещением полков в уездах (откуда они получали средства на свое содержание) делало налоговую систему более гибкой и оперативной, что сокращало путь денег из карманов плательщиков в полковые кассы. Податная реформа позволила расширить сферу действия налогообложения путем привлечения к несению налогов значительно большего, чем прежде, числа потенциальных плательщиков. Это было достигнуто не только за счет включения в тягло новых групп населения, но и за счет изменения единицы обложения. Двор как единица подворного обложения теперь не играл никакой роли в системе налогообложения. Плательщики, практиковавшие на протяжении ряда лет различные способы утайки дворов, подверглись в ходе реформы своеобразному фискальному «налету» и попали в подушное тягло. Весь порядок проведения податной реформы был направлен на максимальный охват тяглом населения. Особенно это относилось к организации свидетельства душ, осуществленного военными ревизорами, главнейшей целью которых было выявление утайки душ. В целом податная реформа стала невиданной по масштабам и строгости проверкой всего наличного населения страны. Именно здесь финансовый и социальный аспекты реформы соприкоснулись. Реализация принципов налогообложения являлась во многом реализацией принципов социальной политики. Социально-классовый аспект податной реформы отчетливо проявился в деятельности ревизоров по свидетельству населения и в законодательстве, регламентировавшем эту деятельность. Жестокое преследование беглых и их держателей, освобождение дворянства от податных обязанностей, поголовное превращение почти всех категорий населения в плательщиков подушной подати и многие другие шаги правительства Петра — все это ярко характеризует классовый характер податной реформы, организаторы которой наряду с интересами государства заботились об интересах господствующего класса.[17]

Информация о работе Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России