Падение Перуна. Становление христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 04:36, лекция

Краткое описание

Судя по договорам Руси с Византией, главными богами варяго-русской дружины были Перун и Белес. В какой мере эти боги были восприняты остальными племенами, вошедшими в состав Руси в IX—X веках? Ответа на этот вопрос практически не искали, поскольку исходили из тождества религиозных воззрений славян с варяго-русами, а для норманистов непереходимые трудности создавали сами имена богов: они явно не из скандинавского пантеона. Проблема, между тем, существует, и решение ее важно для уяс¬нения степени единства и прочности суммарного язычества, противостоящего на Руси.
Как было сказано выше, культ Перуна насаждался все-таки силой, по крайней мере в Киеве (в Прибалтике и Новгороде у него, похоже, было больше приверженцев). Правда, и христианская община в Киеве в середине X века косвенно Перуна почитала.

Вложенные файлы: 1 файл

КУЗЬМИН.ПАДЕНИЕ ПЕРУНА.1988.doc

— 7.37 Мб (Скачать файл)

П о и п э А. В. Русские митрополии Константинопольской патриархии в XI столетии. — «Византийский временник», тт. XXVIII и XXIX. М„ 1968.

Рогов А. И. Культурные связи восточных и западных славян в раннефеодальный период. — В кн.: Исследования по истории славянских и балканских народов. М., 1972.

Рогов А. И. Чешское наследие в культуре Древней Руси. —

В кн.: История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI съезд славистов. М., 1968.

Розов Н. Н. Из истории русско-чешских литературных связей. ТОДРЛ, т. XXIII. Л., 1968.

Рыбаков Б. А. Языческое мировоззрение русского средневековья. — «Вопросы истории», 1974, № 1.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1980.

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII— XIII веков. М„ 1982.

Сапунов Б. В. Некоторые соображения о древнерусской книжности в XI—XIII вв. ТОДРЛ, т. XI. М.—Л., 1955.

Сказания о начале славянской письменности. Подг. Б. Н. Флоря. М., 1981.

Сказания о начале Чешского государства в древнерусской письменности. Подг. А. И. Рогов. М., 1970.

Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1912.

Соболевский А. И. Несколько редких молитв из русского сборника XIII в. ИОРЯС. Спб., 1905, т. X, кн. 4.

Соболевский А. И. Церковнославянские тексты моравского происхождения. Варшава, 1900.

С о ко льский В. О влиянии германского и кельтического права на систему кар и покаяний западной церкви. — «Журнал министерства народного просвещения», ч. 223. Спб., 1882.

Суворов Н. С. Следы западно-католического церковного права в памятниках древнерусского права. Ярославль, 1888.

Суворов Н. С. К вопросу о западном влиянии на древнерусское право. Ярославль, 1893.

Сычев Н. П. Искусство средневековой Руси. Л., 1928.

Тихомиров М. Н. Древняя Русь. М., 1975.

Тихомиров М. Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969.

Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979.

Флоровский А. В. Чехи и восточные славяне. Прага, 1938, т. I.

Фризе Хр. Ф. История польской церкви. Варшава, 1895, т. I.

Ч е л ь ц о в М. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в XI—XII веках. Спб., 1879.

Хамм Й. Сумерки глаголической письменности. В кн.: Тържествена сессия на 1100 годишнината на славянската пис- меность. София, 1965.

Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира Спб., 1906.

Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. Спб., 1908.

Шахматов А. А. Заметки к древней истории русской церковной жизни. — «Научный исторический журнал». Спб., 1914, т. II. Вып. 1, № 4.

Шайтан М. Э. Германия и Киев в XI в. — В кн.: Летопись занятий постоянной археографической комиссии. Вып 1. Л., 1927.

Шайтан М. Э. Ирландские эмигранты в средние века. — В кн.: Средневековый быт. Л., 1925.

Я г и ч В. История сербскохорватской литературы. Казань, 1871.

Я г и ч В. Глаголическое письмо. — В кн.: Энциклопедия славянской филологии. Вып. 3. Спб., 1911.

Янин В. JI. Летописные рассказы о крещении новгородцев. — В кн.: Русский город. Вып. 7. М., 1984.

Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI—XIV вв. М., 1972.

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

ИБ № 6172

 

 

 

Аполлон Григорьевич  Кузьмин

ПАДЕНИЕ ПЕРУНА

Заведующий редакцией С. Дмитриев Гедактор М. Ганичева

Художественный редактор В. Тихомиров Технический редактор В. Пилкова Корректоры Т. Пескова, Т. Контиезская

Сдано в набор 24.12.87. Подписано  в печати 1803.88. А03019. Формат 84X1087)2. Бумага типографская № 2. Гарнитура «Школьная». Печать высокая. Условн. печ. л. 12,6. Условн. кр- отт. 13,02. Учетно-изд. л. 12.7. Тираж 150 000 экз. (1-й завод — 75 000 экз.) Цена 50 коп. Заказ 2578.

Типография ордена Трудового  Красного Знамени издательско- полиграфического объединения ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Адрес ИПО: 103030, Москва, Сущевская, 21.

ISBN 5-235-00053-6

1 Название «Русь» в источниках пишется различно: Рутения, Ругия, Руция, Росия, Руйа и т. д. Встречается название более чем в десятке мест в Европе.

2 Обряд «разувания» в знак покорности будущему супругу, видимо, не был всеобщим. Это примета русов или варяго-русов.

3 Это указание летописи специалисты понимают различно: «сыны и дщери» то ли приносятся в жертву, то ли участвуют в обряде. Но смысл осуждения именно в бесчеловечности вводимых обрядов.

4 По мнению Шахматова, этот свод нашел отражение в так называемом младшем изводе Новгородской Первой летописи. Новгородская Первая летопись известна в двух редакциях: старшая — это Синодальный список Х1П—XIV веков, младшая — ряд списков XV века. По мнению Шахматова, в XV веке в начальной части летописи «Повесть временных лет» была заменена более ранним Начальным сводом. Однако совпадения с текстом летописей, содержащих «Повесть временных лет», продолжаются не до 1095-го, а до 1115 года. В Новгородской Первой летописи нет ряда сюжетов, содержащихся в «Повести временных лет». Особенно существенно, что в ней нет большинства начальных статей, в частности, извлечения из какого-то «Сказани о славянской грамоте». На этом основании начальные стать связывают с творчеством составителя «Повести временных лет начала XII века. Между тем они явно составлены намного ран ше, по большей части во времена Владимира. В них заме связь с моравской письменной традицией, а племя поляне-р выводится с Дуная (из Норика). Новгородский летописец не и принять такой версии, потому что считал русь варяжск племенем, а новгородцев выводил «от рода варяжска».

5 Редакцией 1116 года считается текст, содержащийся в Ла рентьевской летописи 1377 года, а также сходной с ней Рада виловской и некоторых других летописей. Редакцию 1118 го; усматривают в Ипатьевской летописи (старший список перв) четверть XV века). Дата 1116 указана самим автором — Сэд вестром. Дата 1118 выводится по косвенным данным. В сам Ипатьевской летописи под этим годом рубеж не просматриваем

6 В летописи «развращение» римской церкви связывается именем папы Петра Гугнивого, якобы пришедшего в Рим по седьмого собора 787 года. Предание зародилось где-то в слав ских областях независимо от Константинополя и является звуком борьбы каких-то общин против наступления римск церкви.

7 Апокриф — сочинение на библейскую тему, отвергаемое церковью.

8 Около этого времени в Константинополе действительно 6i ло два императора, а патриарший стол пустовал. Но эти «Д1 царя» попали сюда, очевидно, из последующего текста Корсу окого сказания. В первоначальном рассказе же картина прв ставлена исходя из общих соображений.

9 Нестор-летописец известен по Печерскому патерику (XIII в.). Но ссылки на эту летопись показывают, что имеется в виду не «Повесть временных лет», а какая-то преимущественно церковная летопись, прославляющая монахов Печерского монастыря.

10 Летописец называет себя «учеником Феодосия». Нестор был учеником сменившего Феодосия игумена Стефана. Феодосия же он лично не знал.

11 Богомильство — распространившаяся на Балканах,?,! особенно в Болгарии X—XIV веков, ересь. Отличительный ее признак — двойственная природа мироздания, изначальная борьба добра и зла, бога и сатаны. При большом разнообразии от-| тенков, характеризовалась в целом мрачным взглядом на жизнь,! усугубляемым ухудшением материального положения в связи с развитием феодальных отношений и постоянного внешнего дав-; ления. Родственными течениями являются более ранние мани-' хейство и павликианство и позднейшие западноевропейские альбигойцы.

12 Вено — первоначально плата за невесту, позднее также приданое.

4 а. Кузьмин

13 Смысл притчи в том, что еврейский царь хвалился своим богатствами перед вавилонскими послами, прибывшими спр&. виться о здоровье. Пророк Исайя же предсказал, что именно Вавилон эти богатства вместе с народом и будут взяты.

14 Мрачный аскетизм может быть увязан с одним направлен ем, проповедовавшимся в Печерском монастыре.

15 К а н о н — церковное установление, обязательное для верующих.

16 Пантеизм — отождествление бога с природой («все — бог»).

17 Направление протестантизма, возглавляемое Ж. Кальвином (1509—1564).

18 От греческого «единая природа».

19 Иконоборцы выступали против почитания икон, усматривая -в этом проявление языческого идолопоклонства.

20 Несторий — константинопольский патриарх (428—431), признававший за Христом человеческую природу. Осужден собором 431 года.

7 А. Кузьмин

21 Самаритяне — потомки вавилонских колонистов в Палестине и религиозная секта, отколовшаяся от иудаизма.

22 Не с этим ли событием связаны дунайские мечтания Святослава?

23 Огромное количество подобных примеров воспроизводится в дьух книгах о язычестве Б. А. Рыбакова.


Информация о работе Падение Перуна. Становление христианства на Руси