Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:51, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить состояние патриотического воспитания молодежи, на примере 3 курса ГМУ.
Исходя, из всего вышеизложенного можно определить следующие задачи:
- рассмотреть сущность термина «патриотизм» и «патриотическое воспитание»;
- провести анкетирование молодежи;
- выяснить роль государства в формировании патриотических чувств;
Введение…………………………………………………………..….2
Часть I.
1.Сущность патриотизма………………………………………..…3
2.Отношение к патриотизму в истории России………………….5
3.Проблема патриотизма современных граждан России…….….8
4.Операционализация………………………………………….…12
Часть II.
2.1Описание инструментария…………………..……………………14
2.2 Анкета…………………………………….……………………….14
Часть III.
3.1 Результаты исследования…………………………………….…..19
Заключение………………………………………………..……..…..23
Список использованной литературы……………….…………….26
А) Однозначно да;
Б) Нет;
В) Затрудняюсь ответить;
7. Кого из ваших современников вы можете назвать патриотом?
______________________________
8. Что, по Вашему мнению в большей степени поднимает патриотический дух молодежи?
А) Победа в Великой Отечественной
Войне;
Б) Успехи Отечественных
ученых;
В) Успехи спортсменов;
Г) Полет в космос Ю. Гагарина;
Д) Победа в Отечественной войне 1812 года;
9. Назовите Ваши источники
информации о явлениях патриотического
характера.
А) Интернет;
Б) Телевидение;
В) Документальные фильмы;
Г) Художественные фильмы;
Д) Художественная литература;
Е) Журналы;
Ж) Семья;
З) Радио;
И) Друзья;
К) Молодежные движения;
Л) Музыка;
М) Другое;
10. Если бы у Вас была
возможность, вы бы уехали из России?
А) Я бы посмотрел(а) мир и вернулся(ась);
Б) Навсегда;
В) Мне и в России хорошо;
11. Испытываете ли вы гордость за свою страну?
А) Не испытываю чувства гордости, но не стал(а) бы менять страну;
Б) Отношусь к ней безразлично;
В) Я испытываю гордость за свою страну;
12. Как бы вы себя охарактеризовали?
А) Гражданин России;
Б) Житель своего региона, города, села;
В) Представитель национальности;
Г) Представитель профессии;
Д) Гражданин мира;
13. Считаете ли вы себя политически-активным человеком?
А) Да;
Б) Нет;
В) Затрудняюсь ответить;
14. Каким образом вы участвуете в общественно-политической жизни страны?
А) Отслеживаю информацию о событиях в стране с помощью СМИ;
Б) Голосую на выборах;
В) Участвую в митингах;
Г) Ничего из вышеперечисленного;
15. Хотели бы вы стать членом какой-либо политической партии?
А) Да;
Б) Нет;
В) Затрудняюсь ответить;
Часть III.
3.1 Результаты исследования.
Прежде всего, говоря о патриотизме, нельзя не упомянуть о важности изучения истории нашей Родины. Прежде всего, потому, что патриотизм тесно связан с осознанием исторического прошлого народа. Настоящее и будущее нашей Родины неотделимо от ее прошлого. Патриотизм ― это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас ― с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее.Патриотизм не заложен в человеке на генетическом уровне. Это, прежде всего, социальное качество индивида, которое не передается по наследству, а формируется на протяжении всей жизни.
На вопрос «Вы считаете
себя патриотом?» утвердительно
ответили 73 % опрошенных, отрицательно
ответили 20 % респондентов. Затруднились
с ответом 7 % студентов. Данные показатели
свидетельствуют о
При этом на вопрос «Считаете ли Вы необходимыми уроки патриотического воспитания для молодежи?» утвердительно ответило 46 % респондентов. Отрицательно ответили на данный вопрос 42 % респондентов, 8 % затруднились с ответом. Наибольшее количество молодых людей, считающих необходимым проведение уроков патриотического воспитания, полагают, что их надо проводить в школах ― 85 %. Кроме того, 26 % и 33 % опрошенных указали на необходимость такого рода уроков в училищах и вузах соответственно.
Наиболее популярными ответами на вопрос «В чем, по Вашему мнению, проявляется патриотизм» стали ответы: «уважение традиций» ― 74 %, «конструктивная критика власти и недостатков в стране» ― 34 %, «создание семьи и воспитание детей» ― 29 % и «работа по специальности с максимальной отдачей» ― 19 %.
Достаточно печальны ответы
студентов на вопрос «Кого из Ваших
современников Вы можете назвать
патриотом?». Большинство ― 48 % ничего
не ответило на данный вопрос, а порядка
9 % указали на то, что таких людей
в России нет. Данные показатели могут
свидетельствовать о нехватке выдающихся
личностей в современной
Но, к счастью, молодое
поколение помнит и знает о
самом трудном времени
Так, наиболее популярным событием, поднимающим патриотический дух молодежи, остается победа в Великой Отечественной войне. Этот вариант ответа указал 81 % учащихся. Также 57 % отметило успехи наших ученых, 54 % ― успехи спортсменов, 52 % ― полет в космос Ю. Гагарина, 36 % ― победу в Отечественной войне 1812 года, 16 % ― победа над интервентами в 1612 году.
Возрастные особенности
определили формирование специфической
молодежной субкультуры, которая весьма
податлива к влиянию средств
массовой информации. Данные опросов
свидетельствуют о достаточно высокой
степени информированности
При ответе на вопрос «Назовите
Ваши источники информации о явления патриотического
характера», занимая первое место, лидирует
Интернет ― 89 %, далее следует телевидение
― 42 %, документальные фильмы ― 42 %, художественные
фильмы ― 41 %, художественная литература
― 36 %, журналы ― 32 %, семья ― 29 %, радио ―
20 %, друзья ― 20 %, молодежные движения ―
13 %, музыка ― 18 %, другое ― 6 %.
Одним из самых близких понятий к понятию патриотизм является понятие гражданственности. Гражданственность, прежде всего, подразумевает под собой политическую и социальную активность индивида, его включенность в жизнь общества. А также способность, желание и готовность выступать в роли гражданина и полноправного участника политических и социальных процессов страны.
Гражданская самоидентификация
подразумевает под собой два
основных понятийных поля. Первое поле
― политическое. В данном случае
― это самоидентификация
В данном ключе довольно
показательны ответы на вопрос «Как бы
Вы себя охарактеризовали?»
Данные опроса свидетельствуют, с одной стороны, о формирующейся идентичности, связанной с национальными ценностями (опирающимися на страну в целом, на самоидентификацию с отдельным регионом или городом). С другой стороны, третье место (пусть и с большим отрывом от первой позиции) идентификации по национальному признаку может указывать на наличие кризисных явлении в современном российском обществе, особенно распространенных в молодежной среде.
Каждый член общества, так или иначе, позиционирует себя в политической среде: разделяет те или иные политические взгляды, участвует или не участвует в выборах, в политических акциях, либо, как минимум, проявляет свою позицию в форме политической лояльности или протеста. Политическая (или гражданская) позиция, политическая активность выступают, таким образом, как необходимый элемент поведения молодежи.
Исследование показало, что меньше половины опрошенных студентов считают себя политически активными людьми. На вопрос «Считаете ли Вы себя социально и политически активным человеком?» «да» ответило всего 20,25 % респондентов, «нет» 58 % респондентов, затруднились с ответом 21,75 % респондентов.
Кроме того, у подавляющего
большинства респондентов участие
в общественно-политической жизни
сводится к отслеживанию информации
о событиях в стране и за рубежом
с помощью СМИ ― 69 %. Почти вдвое
меньше голосуют на выборах ― 38 %, 8 %
― участвуют в митингах, 3 % отметили
членство в политической партии, и 15
% указали, что их участие в общественно-
На вопрос о желании стать членом какой-либо политической партии всего 8 % молодых людей ответили положительно, 72 % ответили отрицательно, 20 % не ответили на этот вопрос. Отметим, что отсутствие желания участвовать в партии или политическом движении, прежде всего, мотивируется тем, что молодежь сама может выражать свою гражданскую позицию ― 35,5 %, 8,5 % ― не считают себя патриотами, 22,5 % указали вариант «другое» без уточнения выбора, 31 % ― затруднились ответить на данный вопрос.
Приведенные нами данные указывают
на тот факт, что в российском
обществе царит недоверие к политическим
партиям. Молодые люди в своем
большинстве не участвуют и в
общественных процессах, бойкотируют
выборы и политическую жизнь страны
в целом. Сегодня во главе угла
стоят другие ценности: ориентирование
на личный успех, профессиональный и
карьерный рост, материальное благополучие
и создание семьи.
Заключение.
Гипотеза подтвердилась. Как показывают опросы общественного мнения , проведенные в молодежной среде на тему патриотизма, ситуация в стране за последние 10―12 лет практически не изменилась. К сожалению, такие понятия как «патриотизм» и «гражданственность» так и не приобрели свой смысл среди поколения, рожденного в начале 90-х.
Некоторые исследователи отмечают, что радикальная трансформация ценностных ориентаций российской молодежи в последние 20 лет идет преимущественно в направлении вытеснения общественно значимых ценностей сугубо индивидуалистическими. Кроме того, как отмечают ученые, данная трансформация в целом характеризуется утверждением технократической парадигмы и вытеснением принципов гуманистической.
События последнего десятилетия XX века оказали негативное влияние на сознание населения страны. На протяжении этих лет снижался уровень российской культуры, искусства и образования, как одних из самых важных инструментов воспитания чувства патриотизма и гражданского долга. Вместо этого постепенно происходило насаждение западной культуры, направленной не на воспитание новых высоких целей и идеалов, а скорее, на разрушение уже имеющихся.
Основная проблема заключается в том, что сегодняшняя молодежь ― поколение начала 90-х годов, родилась уже в совершенно новом государстве, не успев застать времена Советского Союза, когда были сформированы определенные нормы и ценности, обычаи и устои. Россия начала 90-х ― это государство, претерпевавшее изменения во всех сферах общественной, социальной и политической жизни, государство, еще не нашедшее для себя путь развития.
Таким образом, новое поколение начинало свою жизнь в государстве не имеющим определенной идеологии, а образовавшийся вакуум начал быстро разрушать национальное самосознание русского человека. Прежде всего, здесь мы говорим о феномене «массовой культуры» с ее культом насилия и эгоизма, который препятствовал (и продолжает препятствовать) зарождению патриотической идеи в обществе.
В результате отсутствия какой-либо
политики в сфере воспитания и
образования, а шире именно в сфере
гражданско-патриотического
Основной причиной создавшегося положения явилось практически свертывание патриотического и гражданского воспитания молодежи и в первую очередь учащихся и студентов образовательных учреждений
В современной обстановке мы все чаще сталкиваемся с так называемым понятием «реактивного патриотизма». Данный вид патриотизма является защитной реакцией, возникающей в сознании людей, в ответ на пропагандируемые в последние годы тезисы о том, что «Россия никогда не станет цивилизованной страной», «Россию ждет крах» и т. п. Распад Советского Союза, поражение в холодной войне, падение авторитета нашей страны ― все это послужило причиной возникновения в сознании людей определенных образов врагов, предателей и т. п. Именно «реактивный патриотизм» сегодня очень распространен в молодежной среде, он порождает некий комплекс неполноценности, называемый по-другому «НomoSoveticus». Такая подмена понятий, прежде всего, опасна проявлениями национализма и ксенофобии. По определению, патриотизм ― это любовь к своей Родине, любовь к своей религии, любовь к своему народу, своей истории, своей культуре, а не движение «против».