Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 16:55, автореферат
Цель диссертационного исследования: дать комплексный исторический анализ проблемы становления и развития пионерского движения в 1920-е гг. на территории Верхнего Поволжья, выявить его специфические и типичные черты.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- выявить допионерские детские организации Верхнего
Поволжья, опыт которых использовался при создании первых пионерских отрядов;
рассмотреть процесс возникновения пионерского движения в Верхнем Поволжье в 1922-1923 гг
определить основные этапы развития пионерского движения на территории Верхнего Поволжья в 1920-е гг.
- проанализировать основные партийные и комсомольские решения о пионерской организации, выявить, как директивы центра выполнялись на местном уровне
- исследовать кадровое обеспечение пионерской организации
- рассмотреть материально-техническое обеспечение пионерской организации
- рассмотреть основные направления деятельности пионеров на территории Верхнего Поволжья
- проследить динамику численности пионеров Верхнего Поволжья в 1920-е гг. и факторы, влияющие на неё
система подготовки вожатых, приведены биографические данные руководителей Центрального Бюро. Однако при наличии подробного анализа развития пионерской организации на всесоюзном уровне, автор не ставил своей задачей его продолжение на местном материале.
Более свободное обсуждение проблем истории пионерии на всесоюзном уровне являлось стимулом и для исследователей в регионах. Ю.В. Кудряшов не только подробно исследовал интересующую нас тему1, но также стал основателем такого направления в изучении детского движения, как истории скаутов2. Из новейших работ следует выделить докторскую диссертацию В.А.Кудинова, который рассматривает скаутское и пионерское движение во всероссийском масштабе3.Отметим также работы А.А.Слезина4, С.П.Логинова5, Р.В. Ковшова6.
Новейшие работы, посвященные пионерскому
движению
Верхнего Поволжья в 1920-е годы, немногочисленны.
Определённый
вклад в изучение проблемы внесла диссертация
А. Н. Кошокина7 как
первая попытка рассмотреть историю Ив
губернской пионерской организации вне идеологических рамок. Сделав попытку охватить все проблемы строительства пионерской организации в Иваново-Вознесенской губернии в 1920-е гг., А. Н. Кошокин допустил и значительное число ошибок, некритично опираясь на материалы некоторых публикаций8. Предшественники
1 Кудряшов Ю. В. Общественно-
коммунистическое движение в 1917-1932 гг.:
дис. … канд. ист. наук. М., 1992.
2 Кудряшов Ю. В. Российское скаутское движение. Архангельск, 2005.
3 Кудинов
В.А. Общественные движения и организации
детей и молодежи в России в
XX веке: дис. …докт. ист. наук. Кострома,
1994.
4 Слезин
А.А. Роль комсомола в формировании политической
культуры советского
общества (1921-1929 гг. На материалах Центрального
Черноземья): дис. …докт. ист.
наук. Тамбов, 2000. Он же. Молодежь и власть:
Из истории молодежного движения в
Центральном Черноземье 1921 – 1929. Тамбов,
2002.
5 Логинов
С.П. Возникновение и развитие детско-юношеских
общественных
организаций в российской провинции начала
XX века: Дис. ... канд. ист. наук: Курск,
2010.
6 Ковшов
Р.В. Преемственность в развитии российского
детского движения в ХХ
веке. Автореф. дис. …. канд. пед. наук. Спб.,
2012.
7 Кошокин А. Н. Пионерское движение в Иваново-Вознесенской губернии в 1922
8 Красногалстучный марш: Сб. документов и воспоминаний о пионерах текстильного
7 Кошокин А. Н.
Пионерское движение в
Ива
1929 гг.: дис. … канд. ист. наук. Иваново,
2003.
8
8 Красногалстучный м
края. Ярославль, 1974
пионерской организации на территории Верхнего Поволжья рассмотрены в диссертации Н. Н. Бобкова1.
Подводя
итоги историографического обзора, мы
приходим к
выводу, что выбранная тема исследования
на сегодняшний день
недостаточно изучалась как самостоятельный
объект. Либо она
рассматривалась в контексте общих вопросов,
либо напротив,
исследованию подвергался определённый
ее аспект. Значительную
часть историографии составляют
пропагандистского характера, п
перечислением
основных событий и работы пионерской
организации.
Научные же труды по теме немногочисленны,
нередко они содержат
умолчания или фактические ошибки. Всё
это указывает на
необходимость дополнительных и
пионерского движения на территории Верхнего Поволжья в 1920-е гг.
Цель диссертационного исследования: дать комплексный исторический анализ проблемы становления и развития пионерского движения в 1920-е гг. на территории Верхнего Поволжья, выявить его специфические и типичные черты.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- выявить допионерские
детские организации Верхнего
Поволжья, опыт которых использовался
при создании первых
пионерских отрядов
рассмотреть процесс возникновения пионерского движения в Верхнем Поволжье в 1922-1923 гг.
определить основные этапы развития пионерского движения на территории Верхнего Поволжья в 1920-е гг.
- проанализировать
основные партийные и комсомольские
решения о пионерской организации, выявить,
как директивы центра
выполнялись на местном уровне
- исследовать кадровое обеспечение пионерской организации
- рассмотреть материально-
пионерской организации
- рассмотреть
основные направления деятельности пионеров
на территории Верхнего Поволжья
- проследить
динамику численности пионеров Верхнего
Поволжья в 1920-е гг. и факторы, влияющие
на неё
1 Бобков Н.Н. Детские и молодежные объединения и организации в жизни российской провинции в 1917-1923 гг. : дис. ... канд. ист. наук: Кострома, 2004.
9
Научно-теоретическая база исследования основана на
обобщении обширного
материала источников по проблеме в свете
материалистической диалектики и системного
подхода, что позволяет
нам рассмотреть проблему во всей её многогранности
и через призму
зарождения и борьбы новых и старых направлений.
Это определило
методологическую основу диссер
принципы объективности
и историзма. Из общенаучных методов в
диссертации применяются анализ, синтез,
дедукция, индукция,
обобщение, диалектический метод. Используются
и специальные
исторические методы: проблемно
системный, историко-сравнительный. Для анализа статистических материалов применялись количественные методы.
Источниковая база диссертации опирается на
директивы и
нормативно-законодательные мат
документы, статистические исто
пионерского движения, методиче
периодической печати, а также воспоминания участников детского движения 1920-х гг.
К директивам и нормативно-законодательным документам относятся решения партии и правительства, материалы партийных съездов, опубликованные в 1960-е-1970-е годы в сборниках документов по истории пионерии1, или же непосредственно в материалах партийных и комсомольских съездов. Особую важность для нашего исследования представляют циркуляры ЦК ВЛКСМ, ЦК ВКП(б), резолюции съездов и конференций различного уровня. К этой же группе источников можно отнести и директивы других органов, затрагивающих вопросы пионерской работы: комсомольских, профсоюзных, советских, народного образования. Эти источники не только создавали нормативно-правовую базу пионерской работы, но и фиксировали текущую ситуацию в пионерской организации, указывали на проблемы и давали пути их решения.
1 Смена комсомола. Документы, воспоминания, материалы по истории Всесоюзной пионерской организации имени Ленина (1917-1962). М., 1964; Наследникам революции: документы партии о комсомоле и молодёжи. М., 1969. Товарищ комсомол. Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ (1918-1968). М., 1969; Документы ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ о Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина. М., 1970. Зори советской пионерии. Очерки по истории пионерской организации (1917-1941). М., 1972; Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина: Документы и материалы. М., 1981.
10
К делопроизводственным документам относятся материалы комсомольских съездов на региональном и местном уровне, циркуляры, инструкции по пионерской работе партийных и комсомольских органов, различные протоколы, планы, отчёты о работе, учетные карточки, анкеты вожатых, переписка комсомольских и пионерских органов на местном уровне1. Делопроизводственные документы содержат информацию практически по всему спектру затронутых проблем: о кадрах и численности пионерской организации, о её деятельности, отношениях с партией, комсомолом, профсоюзами.
В диссертации используются статистические материалы пионерских бюро и органов ВЛКСМ, а также партийных структур, органов образования, профсоюзов и местной власти. Статистические источники дают нам информацию о численности пионеров, количестве отрядов, социальному составу пионеров и вожатых, кадровой обеспеченности пионерских отрядов, а профсоюзная статистика дополнительно отражает материальное положение организации.
Другим видом источников являются работы теоретиков и организаторов детского коммунистического движения, таких как Н. Н. Миронов, О. С. Тарханов, Н. К. Крупская2. Ценность работ теоретиков и организаторов в том, что в них изложена концепция развития детского коммунистического движения, показаны основные трудности, с которыми оно сталкивалось.
В диссертации привлекается мат
сборников, посвященных пионерской работе в губерниях Верхнего Поволжья3. В сборниках затрагиваются проблемы политического,
1 Государственный
архив Владимирской области. Ф.П-1, П-311, П-319, Р-1045.
Государственный архив Ивановской области.
Ф.П-2, П-288, П-290, П-291, П-293, П-
342, Р-33, Р-765, Р-1189, Р-1728. Государственный
архив Ярославской области. Ф.Р-
178. Российский государственный архив
социально-политической истории. Ф.1-м.
Центр документации новейшей истории
Костромской области. Ф.3125. Центр
документации новейшей истории Ярославской
области. Ф.1, 495, 496, 568, 2708.
Шуйский государственный архив. Ф.126.
2 Миронов
Н. Н. Друзья и враги юных ленинцев. Харьков,
1925. Тарханов О. С.
Большевистский Комсомол. М., 1926. Крупская
Н. К. Педагогические сочинения: в 10
т. Т.5. М., 1959.
3 Об очередных
задачах пионер-движения. Кострома, 1926.
Наш опыт - наши
достижения. Иваново-Вознесенск, 1927. Материалы
летней работы пионеров. Ковров,
1927. Лето и пионеры. Ярославль, 1928. Внимание
кадрам пионерского движения.
Иваново-Вознесенск, 1930.
Задачи пионердвижения (материалы 1-го областного
11
кадрового, материально-технического обеспечения, деятельности пионерских отрядов. Таким образом, к достоинствам этих работ относится в первую очередь ценный фактический материал по данным вопросам, хотя не следует забывать и о субъективных обстоятельствах их создания и предназначения – демонстрации достижений, отчетности и пр. Кроме того, эти сборники показывают ситуацию, сложившуюся в детском движении к определённому времени, свидетельствуют о текущих задачах комсомола по пионерскому строительству.
В работе
широко используются материалы периодической
печати. Рассматривая предшественников пионерской
организации,
мы используем прессу периода 1917-1922 гг.1 Информацию о
деятельности пионерской органи
центральной2, губернской и местной3 прессы 1922-1929 гг. Ценность региональной периодики состоит в том, что она показывает, как на местах власти практически относились к пионерской организации, текущую ситуацию в детском движении. Кроме того, в статьях и заметках показывается непосредственная деятельность пионерских отрядов, их успехи и трудности. В периодических изданиях слышен голос рядовых участников детского движения.
В работе широко использованы личные воспоминания
руководящего состава пионерской организации и рядовых пионеров 1920-х гг.
Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первой работой, в которой пионерская организация исследована на уровне всего региона Верхнего Поволжья, без умолчаний или преувеличений, одинаково характерных для работ советского времени. Впервые подробно и в комплексе рассмотрен
совещания пионерских работников Ивановской области 05.-07.02.1930). Иваново-Вознесенск, 1930. Котляров Н. За новый подъем пионерского движения. Москва-Иваново, 1931.
1 Голос
молодежи, орган Костромского губкома
РКСМ; Рабочая молодёжь, орган
Иваново-Вознесенского губкома
Вознесенского губкома РКСМ и т.д.
2 Правда, орган ЦК ВКП(б); Труд,
ежедневная газета ВЦСПС; Комсомольская
правда,
орган ЦК ВЛКСМ, Вожатый, ежемесячный
пионерский журнал.
3 Красная
молодёжь, орган Владимирского губкома
ВЛКСМ; Ленинец, орган
Ивановского обкома ВЛКСМ; Призыв, газета
Владимирского губкома РКП(б),
Губисполкома и губпрофсовета; Смена,
орган Костромского губкома ВЛКСМ; Юный
Текстильщик, орган Иваново-Вознесенского
губкома ВЛКСМ и т.д.
12
процесс
возникновения пионерского движения в
губерниях Верхнего
Поволжья в 1922-1923 гг., выделены основные
этапы развития
пионерского движения на территории региона
в 1920-е гг., выявлена
роль политического,
материально-технического
и кадрового
обеспечения пионерского движения на территории Верхнего
Поволжья, рассмотрены основные направления деятельности
пионеров на территории Верхнего Поволжья, исследованы колебания численности пионерской организации Верхнего Поволжья в 1920-е гг., как показатель заинтересованности масс детей в участии в детском движении. Использовано большое количество архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот.
Основные положения, выносимые на защиту:
Информация о работе Пионерское движение в 1922-1929 гг. (на материалах губерний Верхнего Поволжья)