Повседневная жизнь дворян в эпоху Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:28, доклад

Краткое описание

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули все сферы жизни общества. Государство нуждалось в светской культуре. Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов. Рассматриваемая нами эпоха — век перелома. Это хорошо видно и в истории дворянства, в их повседневной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

вид.doc

— 1.86 Мб (Скачать файл)

Калинина А. С.  
 
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ДВОРЯН В ЭПОХУ ПЕТРА I 
 
Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули все сферы жизни общества. Государство нуждалось в светской культуре. Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов. Рассматриваемая нами эпоха — век перелома. Это хорошо видно и в истории дворянства, в их повседневной жизни.  
 
Дворянство на протяжении нескольких веков являлось высшим правящим сословием Российского государства. В России дворянство возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия. При Петре I завершилось становление дворянства, которое пополнялось выходцами из других слоев в результате их продвижения по государственной службе.  
 
XVIII век - это отдельный этап в жизни русского дворянства, непохожий ни на предыдущий XVII век, ни на последующие XIX и XX. Это время коренных изменений в дворянской среде в связи с реформами Петра I. Но и одновременно, это время, когда старый уклад жизни людей еще сохранялся в сильной форме. Все это вместе дает очень сложный и уникальный склад характера дворянина XVIII столетия. 
 
Актуальность темы: В последнее время наблюдается повышенный интерес исследователей к изучению микромира человека, его повседневной жизни. Актуальным представляется вопрос исследования реалий повседневности. В первой четверти XVIII века усилиями Петра I рождалась великая Российская империя, осуществлялась европеизация культуры. И мне очень интересно проследить, как менялась жизнь русского дворянства с реформами Петра I. 
 
Среди достаточно большого количества литературы, посвященной и данной теме тоже, нужно выделить наиболее значимые и важные для нас. В первую очередь из дореволюционных работ нужно отметить работы С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Н.М. Карамзина.  
 
Преобразования быта во времена Петра I глубоко проанализированы С. М. Соловьевым. Он впервые отметил, что начало преобразованиям было положено во второй половине XVII века. Рассмотрев предпосылки преобразований в области культуры, С. М. Соловьев отметил, что они сформировались в первую очередь в сфере материальной культуры, в вещном мире человека, «русский народ, вступая на поприще европейской деятельности естественно, должен был одеться и в европейское платье, ибо вопрос не шел о знамении народности, вопрос состоял в том: к семье каких народов принадлежать европейских или азиатских, и соответственно носить в одежде знамение этой семьи». И в 3 главе 18 т. своей «История России с древнейших времен» он отстаивает правильность реформ Петра I. «…вывод посредством цивилизации народа, слабого, бедного, почти неизвестного, на историческую сцену…»1
 
Известный историк В. О. Ключевский, продолжая мысль С. М. Соловьева, отмечает, что преобразования быта в той форме, в какой они были проведены, были вызваны не столько необходимостью, сколько выражением субъективных чувств и взглядов царя. «Он надеялся …через дворянство водворить в России европейскую науку, просвещение как необходимое условие…»2. В свою очередь Н. М. Карамзин отмечал: основное содержание реформы заключалось в том, что «пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, хотел сделать Россию Голландиею». «Но сия страсть к новым для нас обычаям преступила в нем границы благоразумия… Русская одежда, борода не мешали заведению школ»3.  
 
И я согласна, реформы Петра I носят противоречивый характер. Преобразования проходили насильственным путем, влекли за собой огромные жертвы. Но с другой стороны, впервые после крещения Руси, Петр I осуществил энергичную попытку приблизить страну к европейской цивилизации. Она «превратилась в великую державу с эффективной экономикой, современным морским флотом, высоко - развитой культурой. Продвижение было быстрым и решительным»4
 
Следует подчеркнуть, что историография, описывающая повседневную жизнь общества в первой четверти XVIII века довольно обширна. В основном она посвящена быту и нравам петровской эпохи в работах историко-культурологической направленности. Первый опыт всестороннего описания русского быта был предпринят А.В.Терещенко в многотомной монографии «Быт русского народа» (Т. 1-7. СПб., 1848.).  
 
В бытовых очерках Е. И. Карновича «Исторические рассказы и бытовые очерки» содержатся сведения о порядке проведения петровских ассамблей, маскарадов и балов. 
 
Следует также отметить труды М. М. Богословского «Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII века».  
 
Говоря о литературе по данной теме необходимо сказать о работах, посвященных дворянской культуре. Это, конечно, труд советского литературоведа и культуролога Лотмана Ю.М. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства». Автор отмечает, что в XVIII веке принадлежность к дворянству означала «обязательность правил поведения, принципов чести, даже покроя одежды»5. И, затрагивая проблему появления дворянства как сословия, ученый говорит о том, что дворянство XVIII века было целиком и полностью порождением петровских реформ. Книга погружает читателя в мир повседневной жизни русского дворянства XVIII — начала XIX века. Мы видим людей далекой эпохи в детской и в бальном зале, за карточным столом, можем детально рассмотреть прическу, покрой платья, манеру держаться. Вместе с тем повседневная жизнь для автора категория историко-психологическая, знаковая система, то есть своего рода текст.  
 
«История повседневности» является и в настоящее время в отечественной историографии одной из актуальных и активно разрабатываемых проблем. 
 
После реформ Петра I коренные изменения произошли в стране, в жизни отдельного сословия - дворянства, которое кардинально отличается от дворянства XVII века. Поэтому целью данной работы будет показать, что собой представляло дворянство после реформ Петра, его образ жизни в XVIII веке.  
 
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: мы рассмотрим повседневную, нравственную и культурную жизнь дворянства, его воспитание и образование, духовную сферу его жизни.  
 
Хронологические рамки исследования охватывают период реформ Петра I (1700-1725 года).  
 
Территориальные рамки исследования очерчены Москвой и Петербургом. Такое ограничение исследования объясняется объективными причинами: Петербург в первой четверти XVIII века был центром культурных перемен. В большинстве случаев, все светские мероприятия и официальные праздники проводились в северной столице. Вместе с тем, Москва оставалась центром Российской империи и не теряла своего политического и культурного значения. 
 
Мы остановимся на ключевых моментах повседневной жизни дворян – это просвещение, досуг, быт, одежда. 
 
^ Просвещение. Этикет. 
 
 
Восемнадцатый век в России был ознаменован реформами Петра I. Россия стала подниматься по лестнице европейской культуры, по которой, во многом насильственно, тащила ее безудержная и яростная воля Петра. Царь стремился приобщить русскую нацию к просвещению.  
 
Продолжилось, начатое раннее, формирование нового типа личности дворянина и дворянки, которое стало результатом заимствования европейских образовательных систем. Во времена Петра I создание светской школы и дворянское образование было делом исключительно государственным. 
 
В XVIII веке в «нормативном» воспитании и образовании ориентиром служили Петра образование стало необходимой и обязательной частью становления и иностранные языки и хорошие европейские манеры. После реформ формирования нового русского дворянина.  
 
«Внешний лоск офицеров и чиновников заботил царя, но он прекрасно сознавал, что умением вести себя в обществе, не чавкать за столом, …ни соорудить крепость или корабль, ни успешно выполнять роль колесика в часовом механизме, под которым подразумевалась вся иерархия вновь созданных учреждений. Для этого необходимы были знания и умение претворять эти знания на практике»6. Для этого были открыты начальные школы, училища, стали выпускаться учебники, некоторые дворяне направлялись учиться за границу. Дворянам вообще запрещено было жениться без образования.  
 
В 1701 году создана Навигацкая школа, на базе которой в 1715 году возникла Морская академия, была основана Артиллерийская. В 1712 году в Москве начала работать Инженерная школа, медицинский персонал проходил обучение в Медицинском училище, открытом в 1707 году. Для нужд дипломатической службы при Посольском приказе была открыта школа для обучения иностранным языкам. В 1721 году была учреждена специальная школа, где учащиеся изучали арифметику, делопроизводство, умение составлять деловые бумаги и письма и т. д. Наконец, в 1725 году открылась Академия наук. 
 
В области просвещения прослеживаются два новшества. Одно из них, основное, состоит в том, что сеть школ во много крат расширилась. Важно, однако, что именно в годы преобразований было положено начало профессиональным учебным заведениям. 
 
Другая особенность просвещения состояла в том, что оно приобрело светский характер.  
 
Но молодежь должна еще уметь правильно себя вести в обществе. Этому она должна научиться не только в учебных заведениях и в ассамблеях, но и штудируя специальные наставления. Одно из них под маловразумительным названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» пользовалось особенно широкой популярностью. При Петре оно печаталось трижды, что свидетельствует об огромном спросе на него. Неизвестный составитель этого сочинения воспользовался несколькими иностранными произведениями, из них он перевел те части, которые считал полезными русскому читателю. 
 
«Юности честное зерцало» излагало правила поведения молодых людей в семье, в гостях, в общественных местах и на службе. Оно внушало юношам скромность, трудолюбие, послушание. В семье надлежало «отца и матерь в великой чести содержать», «младые отроки должны всегда между собою говорить иностранные языки». Интересны рекомендации, как вести себя в общественных местах и за столом. «Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать». Правила поведения за столом: «Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцем»7
 
Последние страницы «Юности честного зерцала» посвящены девицам. Девице их надлежало иметь значительно больше: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, верность, чистоплотность. У девицы ценилось умение краснеть, что являлось признаком нравственной чистоты. «В разговорах уметь слушать, быть вежливым...»8
 
Сеть школ способствовала распространению грамотности. Но образование могли получить далеко не все. Оно охватывало своей сетью в первую очередь детей дворян и духовенства. Расширение сети школ и профессиональных учебных заведений вызвало поток учебной литературы. Появились учебники по разнообразным отраслям знаний. 
 
^ Одежда в быту дворян. 
 
ХVIII век ознаменовался переворотом в одежде дворянства. Русское дворянство в своем европейском костюме проявляло старорусские традиции — пристрастие к драгоценностям, мехам, красным каблукам. Костюмы барокко создавали праздничную атмосферу повседневной жизни. 
 
1700 год стал своего рода отправной точкой на пути европеизации одежды и быта русских. Известный историк XIX века Владимир Михневич очень точно передал колорит XVIII века: «Волшебник-режиссер одним мгновением до неузнаваемости меняет сцену, костюмы и как бы переносит нас на ковре-самолете из Азии в Европу, из сумрачных кремлевских палат в сверкающие модой и роскошью версальские. На исторические подмостки врывается шумная, пестрая толпа раззолоченных, последнего парижского фасона, кургузых кафтанов и камзолов, пышно вздутых фижм, завитых, напудренных париков и щегольских треуголок… Не сон ли это?»9
 
«Петр I почел за нужное изменить застарелые понятия о платьях и бороде: он начал с себя. Его пример долженствовал бы произвести перемену между знатными и всеми гражданами, однако почти все упорствовали»10. Итак, в декабре 1700 года в Москве под барабанный бой был объявлен царский указ об упразднении старомодного русского платья «О ношении всякого чина людям Немецкого платья и обуви»11. Петр I задался целью искоренить традиционную одежду. Платья нового, европейского образца были выставлены для обозрения у Кремлевской стены. Предписано было мужчинам носить венгерское и немецкое платье с 1 декабря 1700 года, а женам и дочерям с 1 января 1701 года, чтобы «они были с ними (мужьями и отцами) в том платье равные, а не разные»12. Как видно, женской половине городского населения был дан несколько больший срок для обновления гардероба. Было очевидным, что новую моду принимают с большим трудом. В Москве даже были выбраны целовальники, которые стояли у всех городских ворот и с противников указа «брали поначалу деньгами, а также платье (старомодное) резали и драли. За ношение длинного кафтана взыскивался штраф — 2 гривны. Если москвич не мог уплатить требуемую сумму, то его ставили на колени и обрезали кафтан вровень с землею»13. « В это же время повелено было в лавках русскаго платья не продавать и портным такого не шить, под опасением наказания»14. Изменение одежды шло в сочетании с изменением и всего внешнего вида. В январе 1705 года последовал Указ «О бритье бород и усов всякого чина людям»15.  
 
Даже в дворянской среде новые моды первое время вызывали недовольство и сопротивление.  
 
Переход к новой одежде оказался делом непростым. В среде небогатого дворянства переход к новому костюму был тяжелым из-за имущественного положения, сменить весь гардероб за короткое время не удавалось. Общий вид костюмов, преображенных модой нового времени, был таков: мужская одежда состояла из башмаков, рубашки, камзола, кафтана, коротких штанов (кюлотов), чулок. Для женщины необходимо было носить корсаж, пышные юбки, распашное платье. Для полноты впечатления представьте себе обильно пудренные прически у женщин и парики у мужчин. Постепенно одеваться богато, следуя новой моде, стало считаться признаком высокого достоинства.  
 
Повседневная жизнь петровской эпохи разительно отличалась от предшествующей. Если раньше моднику достаточно было облачиться в богатые одежды да украшения, то теперь новый покрой платья требовал обучения иным манерам и иному поведению. Модникам надлежало не столько явить взорам современников дорогое платье, сколько показать личные достоинства, свое умение галантно, с достоинством поклониться, элегантно стоять, непринужденно поддерживать беседу. 
 
В более сложном положении оказались дамы. Им предстояло для начала побороть стыдливость— платье оголяло шею и руки, и уже потом научиться грациозно двигаться, выучить языки. 
 
Наука этикета постигалась с трудом, в 1716 году ганноверский резидент Христиан Фридрих Вебер писал: «Я видел много женщин поразительной красоты, но они не совсем еще отвыкли от своих старых манер, потому что в отсутствие двора (в Москве) за этим нет строгого наблюдения. Знатные одеваются по-немецки, но поверх надевают свои старые одежды, а в остальном держатся еще старых порядков, например, в приветствиях они по-прежнему низко кланяются головой до самой земли»16. «В 1715 году, петр Великий посмеялся над старыми нарядами русскими и в декабре назначил уличный маскарад. В котором, начиная от самого именитейшаго лица и до простого смертнаго, все были одеты в курьезныя старинныя платья. Так, в числе дамских персон была Батурлина в нагольной шубе и летнике; князь- игуменья Ржевская – в шубе и телогрейке…Так смеялся преобразователь России над старыми нарядами»17
 
Переменить платье легче, чем отвыкнуть от старых привычек. И если костюм русского модника уже ничем не уступал по своему изяществу европейским образцам, то манеры оставляли желать лучшего. Вебер говорил, что женщины в общении с посторонними и иностранцами «до сих пор еще дики и своенравны, что одному известному немецкому кавалеру пришлось дознать собственным опытом. Когда ... он пожелал было поцеловать у одной девицы руку и награжден был за это полновесною оплеухою»18
 
С течением времени одежда нового фасона становится неотъемлемой принадлежностью большей части дворянства.  
 
 
Досуг. 
 
Именно с дворянства начинается подлинная история досуга. Для дворянина практически все время, свободное от служебных дел, превращалось в досуг. Основные формы этого досуга были изначально в XVIII веке заимствованы. Петровская эпоха ознаменовалась новыми традициями зрелищ. Важнейшим новшеством были фейерверки. Маскарады проводились либо в форме костюмированных шествий, либо в виде демонстрации карнавальных костюмов в публичном месте, театральные представления прославляли царя.  
 
День дворянина начинался очень рано. Если он служил, то направлялся на службу, а если нет, то на прогулку. «Местом прогулок в Петербурге был Невский проспект, а в Москве — Тверской бульвар. Здесь играла музыка и бродили толпы гуляющих. В Москве были и другие места для прогулок. Дворяне часто направлялись в Ботанический сад, заложенный по указу Петра I как Аптекарский огород, полюбоваться редкими цветами, травами, кустарниками и деревьями»19
 
Во время прогулок дворяне демонстрировали свои модные наряды, общались и заводили светские знакомства. Прогулки продолжались до обеда. 
 
Обед был важным этапом в распорядке дня. Обедали либо дома, но обязательно с гостями, либо сами направлялись на званый обед. Обедали долго, в соответствии с традициями дворянского этикета, которые строго соблюдались. После обеда непременно полагался отдых, а затем дворянина ждали новые развлечения. 
 
Проникновение европейской культуры в Россию коренным образом изменило положение женщины-дворянки. «Вельможи стали жить открытым домом; их супруги и дочери вышли из непроницаемых теремов своих; балы, ужины соединили один пол с другим в шумных залах»20. Сначала принудительно, а затем по собственному желанию она приобщалась к светской жизни и овладевала соответствующими умениями дворянского этикета: читала книги, занималась туалетом, учила иностранные языки, осваивала музыку, танцы, искусство беседы. В то же время у нее была семья с хорошими добрыми традициями приоритета ценностей и христианской верой. Главной повседневной заботой дворянки петровского времени оставались дети.  
 
Повседневный быт столичных дворянок был предопределен общепринятыми нормами. Столичные дворянки, если позволяли средства, старались поменьше задумываться о состоянии финансов и всей «домашней экономики». Куда больше они волновались по поводу обустройства своего дома, готовностью его к приему гостей, а также состоянием своих нарядов, которые должны были соответствовать новейшим веяниям моды. Даже иностранцев поражала в русских дворянках «та легкость, с которой (ими) тратились деньги на одежду и обустройство жилища»21
 
Петербург требовал большего соблюдения этикетно-временных правил и распорядка дня; в Москве же, как отмечала В. Н. Головина «образ жизни (был) простой и нестеснительный, без малейшего этикета», собственно жизнь города начиналась «в 9 часов вечера», когда все «дома оказывались открыты», а «утро и день можно (было) проводить как угодно»22
 
Тем не менее и утро и день у большинства дворянок в городах проходили «на людях». Утро горожанки начиналось с макияжа: «С утра мы румянились слегка, чтобы не слишком было красно лицо...» После утреннего туалета и довольно легкого завтрака (например, «из фрукт, простокваши») наступал черед раздумьям о наряде: даже в обычный день дворянка в городе не могла позволить себе небрежность в одежде, туфли «без каблуков, отсутствие прически, что иные «младые женщины», уложив волосы к какому-либо долгожданному празднику, «принуждены были до дня выезду сидя спать, чтобы не испортить убор»23. И хотя, по словам англичанки леди Рондо, русские мужчины того времени смотрели «на женщин лишь как на забавные и хорошенькие игрушки, способные развлечь»24, — сами женщины нередко тонко понимали возможности и пределы собственной власти над ними. Разговоры оставались для горожанок XVIII века главным средством обмена информацией и заполняли у многих большую часть дня.  
 
В конце 1718 года Петр I принудительно ввел новые формы досуга – ассамблеи. Ассамблея, разъяснял царь в указе, слово французское, оно значит некоторое число людей, собравшихся вместе или для своего увеселения, или для рассуждения и разговоров дружеских. На ассамблеи приглашалось избранное общество. Начинались они в четыре-пять часов дня и продолжались до 10 вечера. Хозяева, к которым съезжались гости на ассамблеи, должны были предоставить им помещение, а также легкое угощение: сладости, табак и трубки, напитки для утоления жажды. Специальные столики выставлялись для игры в шашки и шахматы. Кстати, Петр любил шахматы и играл в них превосходно. 
 
Ассамблея - место непринужденных встреч, где верхи общества проходили школу светского воспитания. Но и непринужденность, и неподдельное веселье, и умение вести светский разговор или вставить уместную реплику, и, наконец, танцевать были достигнуты далеко не сразу. На первых балах петровского времени царила удручающая скука, танцевали, словно отбывали неприятнейшую повинность. Современник срисовал такую ассамблею с натуры: «Дамы всегда сидят отдельно от мужчин, так что с ними не только нельзя разговаривать, но не удается почти сказать и слова; когда не танцуют, все сидят, как немые, и только смотрят друг на друга»25
 
Постепенно дворяне обучались манерам и модным танцам, и петровские ассамблеи стали уже в радость. На ассамблеях были два рода танцев: церемониальные и английские. «Сначала на ассамблеях можно было услышать только духовые и ударные инструменты: трубы, фаготы и литавры, а в 1721 году герцог Голштинский привез с собой в Россию струнный оркестр»26
 
Чаще всего ассамблеи устраивались в зимние месяцы, реже — летом. Иногда хозяином ассамблеи являлся сам царь. Гости приглашались в Летний сад или загородную резиденцию — Петергоф. 
 
Правилам этикета Петр обучал придворных с таким же усердием, как офицеров военному артикулу. Он составил инструкцию, которой должны были руководствоваться в Петергофе. Она примечательна как свидетельство того, какие элементарные правила поведения внушал царь своим придворным: «Кому дана будет карта с нумером постели, то тут спать имеет не перенося постели, ниже другому дать, или от другой постели что взять». Или еще более выразительный пункт: «Не разувся, с сапогами или башмаками, не ложиться на постели»27
 
Ассамблеи- самое характерное новшество, своего рода символ эпохи в том смысле, что оно не имело предшественников.  
 
^ Кодекс бытового поведения. 
 
«В петровское время были заложены важные основы в преобразовании дворянской семьи: запрещение насильственной выдачи замуж, допущение свободы брачного выбора, нарушение замкнутости православной семьи путем разрешения браков с иноземцами, образованность жениха и невесты, повышение возраста молодых. За шесть недель до свадьбы должно было совершиться обручение, после которого жених и невеста могли свободно видеться, и если не понравятся друг другу, то имели право отказаться от брака»28. Несмотря на сохранение традиционных обрядов, свадьба превращалась постепенно в торжество европейского образца с модными нарядами, танцами и заграничными путешествиями. Новшеством данного времени стали разводы дворянских семей. В основе же самой семьи, сохраняющей во многом патриархальный характер, лежали долг и семейное согласие. Документом, служащим юридической защитой супругов, стал брачный контракт. Важным явлением стало приобретение женщиной-дворянкой исключительного права на приданое. Дворянская семья стала строиться на новых принципах. В семье возросла роль женщины, которая стала женой- другом. Власть мужа стала носить более утонченный и просвещенный характер.  
 
В домах дворянства впервые появились личные библиотеки и коллекции. Под влиянием европейской культуры в ХVIII веке постепенно формировались эстетические вкусы и новый этикет общения московского дворянства. Этот процесс сопровождался развитием самосознания первого сословия, которое в своей основе имело нравственные православные ориентиры. Этические нормы христианства во многом влияли на моральные принципы дворянского общества. Наиболее отчетливо это проявилось в благотворительной деятельности дворянства- создание приютов, больниц и иных богоугодных заведений. 
 
^ Дом. Кулинарные традиции. 
 
ХVIII век прошел в напряженной борьбе между русскими палатами и европейским домом — дворцом. Петровская эпоха ознаменовалась проникновением стиля, стали постепенно строить дома-дворцы. Городская и сельская усадьбы дворян имели ряд общих черт: расположение жилого дома в глубине двора, усадебный характер застройки, приверженность к дереву, замкнутости владений и регулярному парку. Европейские интерьеры домов знати оформлялись в красно-брусничных тонах и с зелеными изразцовыми печами по старой русской традиции. Визитной карточкой дворянского особняка стал портик с колоннами и облицовка деревянных деталей под камень. Пейзажные парки стали одной из предпосылок развития научного интереса дворянства к естественным отраслям знаний.  
 
В культуре застолья аристократии присутствовали французские, английские и немецкие тенденции проведения обеда. В целом же «русская экзотика» являлась определяющей тенденцией в гастрономических вкусах дворянства. В развитии застольной культуры победил русский обычай сервировки стола не только в Москве, но его признали к середине XIX века и в Европе. Дворяне в большинстве своем обеды превращали в театральные спектакли, роли которых были расписаны дворянским этикетом. Итак, XVIII век стал для России веком европейской кухни. Появилось большое количество новых блюд, которые существуют и сегодня. У западной Европы русские люди заимствовали более утонченный вкус, сервировку стола и умение красиво есть приготовленные блюда. 
 
Заключение. 
 
Повседневная культура дворянства ХVIII века, во время правления Петра I характеризуется столкновением и смешением в повседневной жизни двух тенденций — традиционной и европейской. Это был переломный период, прежде всего, в области изменений внешних, материальных факторов повседневной жизни дворянства. Смена внешнего облика была своего рода символичным проявлением выбора того или иного пути развития страны, выражением приверженности к определённому типу культуры, но за внешними атрибутами обыкновенно стояло важное внутреннее содержание. 
 
Таким образом, мы видим, что XVIII век - это время, когда дворянину с одной стороны присущи еще черты истинно русского, глубоко религиозного человека, а с другой - начался процесс европеизации, неизбежный, после бурной эпохи Петра I, но одновременно не совсем понятный русскому человеку. 
 
Подводя итоги моей работы, можно сказать, что XVIII век – это время, когда происходит оформление совершенно нового дворянского сословия, в русском дворянстве мы видим тип русского человека, еще не до конца оформившийся, но уже абсолютно новый, который никогда уже не вернется в прошлое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
  • 1.1 Социально-культурная деятельность
  • 1.2 Роль традиции в культуре
  • Глава 2. Исследование культурных традиций русского дворянства
  • 2.1 Система образования и воспитания в дворянской среде
  • 2.2 Этикет дворянства
  • 2.3 Досуговые занятия дворянства в эпоху Петра I
  • 2.4 Развитие культурных традиций послепетровское время
  • Заключение
  • Список используемых источников
  • Приложение

Введение

Тема курсовой работы «Культурные традиции русского дворянства».

Своеобразие русского дворянства XVIII-первой половины XIX вв. в значительной степени определялось реформами Петра I в первой четверти XVIII в. Среди разнообразных последствий реформ Петра I создание дворянства в функции государственно и культурно доминирующего сословия занимает не последнее место. «Материалом» для нового сословия должно было стать дворянство Московской Руси.

Уходя своими корнями  в русскую этническую культуру, культура русского дворянства в XVIII в., благодаря  «европеизации» России, начатой Петром I и продолженной его преемниками, быстро трансформировалась в культуру по сути европейскую; в дальнейшем дворянская культура превратилась в своеобразную зону взаимовлияний и взаимопроникновений дворянской элитарной и русской народной субкультур, поэтому в русской дворянской культуре, в различные исторические эпохи, превалировал то один, то другой компонент.

18 век явился поворотным  моментом в жизнедеятельности  высшего российского сословия - дворянства. Основой этого были петровские  реформы. Наиболее активно на  петровские нововведения реагировании  представители служилого, нового  дворянства и выходцы из среды потомственных бояр, разделявшие взгляды Петра Первого на будущее развитие России.

Ударив по старым патриархальным порядкам, петровские преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения  в сфере досуга, сначала на голладско-немецкую, а затем французскую.

Большие преобразования в области моды наложили отпечаток  на представления о красоте.

Русская культура периода  второй четверти XVIII-первой половины XIX вв., как и вообще любая культура, не была монолитной. В ней можно два больших субкультурных блока: народную культуру -- исконную культуру народов, населявших Российскую империю, а также дворянскую -- элитарную культуру. Особенность данной исторической эпохи заключается в том, что в XVIII в. наметился, а затем стал увеличиваться разрыв между народной и дворянской культурой. Поэтому дворянская культура вполне заслуженно может выступать предметом специального исследования. 
Дворянская субкультура обладала всеми признаками, характеризующими культуру вообще: она имела носителей и хранителей своей социокультурной самобытности -- дворянство Российской империи, особые язык, менталитет, традиции и обычаи.

Целью курсовой работы является исследование культурных традиций русского дворянства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические  основы социально-культурной деятельности.

2. Рассмотреть роль  традиции в культуре.

3. Исследовать особенности  культуры и быта русского дворянства.

4. Выявить основные  культурные традиции русского дворянства.

Объект исследования - социально-культурная деятельность.

Предмет исследования - культурные традиции русских дворян.

Теоретической базой  курсовой работы послужили труды  отечественных авторов в области  культуры и истории, таких как Лотман Ю. М., Ахметов А. Ф., Комиссаренко С. С., Жарков А. Д. и др., также были использованы материалы периодических изданий и информация с Интернет-серверов.

Структура курсовой работы: ведение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности

1.1 Социально-культурная  деятельность

Культура как результат  представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова -- включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности.

В процессуальном плане  культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления) -- создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.

Деятельностью обычно называют целенаправленные действия человека в  материальной или духовной сфере, связанные с внесением в эти сферы необходимых человеку изменений. Другими словами, деятельность понимается как активность человека, направленная на получение определенного результата.

Как система коммуникаций культура вырабатывает особые знаки, имеющие для человека не только внешнее выражение, но и смысловую сторону, доступную лишь человеку той или иной эпохи, страны, общества. Знаковая система культуры адаптирует человека в мире культуры. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.-- М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. - с. 54

Культурная деятельность -- это создание, потребление и  сохранение созданного трудом народа материального и духовного. Всякая культурная деятельность имеет социальный аспект. Провести различия между социальным и культурным очень не просто, все дело в акцентах, дозировке. В социальной деятельности доминирующим является организационно-управленческий аспект, материальное обеспечение культуры. В культурной деятельности определяющим является содержание идей, символов веры, социальных теорий, норм, ценностей, образцов, примеров, т. е. всего того, что входит в понятие культура. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1998. - с.9

Социально-культурная деятельность - это процесс, осуществляемый в образовательной  среде, все компоненты которого наполнены  человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к  творческому самовыражению в  мире культурных ценностей.

Осмысление понятия  «социально-культурная деятельность»  возможно лишь на стыке таких фундаментальных  наук, как философия, социология, история, педагогика, психология, экономика, право  и др. деятельность -- основа человеческого  бытия, специальная форма проявления активности человека. Это многогранный процесс, характеризующий определенный тип отношения к миру и тип бытия в мире.

В общесоциологическом  аспекте понятия «деятельность» характеризует и активность социального  субъекта. Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями «социальная активность» и «социальная деятельность». Однако это не синонимы, хотя понятия взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют общие качественные характеристики. деятельность -- это процесс реализации социальной активности, поскольку «сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его деятельности».

Что касается понятия  «социальная активность», то наиболее справедливым является определение  Н. С. Мансурова, считающего, что социальная активность -- это «проявление существенных свойств личности в общественной жизни, то есть в тех социальных условиях, в которых протекает ее бытие» Такая трактовка понятия многогранна. Ее «непривязанность» к общественным формациям обогащает и возвышает философское обобщение, делает его современным, приближает к пониманию общечеловеческих норм, явлений, ценностей.

Социальная активность как проявление сущностных свойств  личности выражается через деятельность, непосредственно связана с ней. Социальная активность значительно шире социальной деятельности. Наряду с последней она включает в себя еще и предшествующий деятельности процесс -- образование источника напряженности, осознание необходимости действия, формирование соответствующей установки, выбор оптимального поведения. Сама же деятельность приобретает конкретную предметную направленность, в ходе ее определяются цель, программа действий, их последовательность, управление (самоуправление) самим процессом деятельности. В специальной литературе последних лет деятельности определяется человеческими характеристиками, поскольку является специфической формой именно человеческой деятельности.

Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные  черты. Прежде всего, она осуществляется в свободное (досуговое) время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов. Социально-культурная деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. -М.: МГУК, 1995. - с.6

1.2 Роль традиции в культуре

Одним из самых убедительных источников получения и передачи знания является традиция, так как  именно в ней аккумулируется мудрость веков. Но значит ли это, что тех, кто пренебрегает традиционными представлениями и выводами, можно считать либо психически неполноценными, либо глупцами, что если традиция хорошо зарекомендовала себя в прошлом, то ее основные положения следует принять в неизменном виде. Отвечая на этот вопрос, следует учитывать, что традиция сохраняет как совокупную мудрость, так и совокупную глупость, накопленную прошлыми поколениями. Ее можно представить себе в виде чердака общества, в который втиснуты все виды полезных образцов и все виды заблуждений, бесполезных и отживших реликтов. Великое дело научного познания состоит в том, чтобы помочь избежать повторения ошибок предков.

Традиция - это сохранение, бережное обновление и передача от поколений к поколениям отобранных общественным мнением образцов культуры и прежде всего способов деятельность, поведения. Традиции являются одним из главных механизмов накопления, сохранения и развития культуры. Григорьев, В. М. Народные игры и традиции в России. - М.: Всерос.Центр художественного творчества проф.образования, 1994. - с. 4

Традиции -- социальное и  культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся  в определенных обществах и социальных группах в течение длительного  времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве традиции выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д.

Информация о работе Повседневная жизнь дворян в эпоху Петра I