Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:28, доклад
Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули все сферы жизни общества. Государство нуждалось в светской культуре. Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов. Рассматриваемая нами эпоха — век перелома. Это хорошо видно и в истории дворянства, в их повседневной жизни.
Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и в известной мере являются необходимым условием их существования. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их удельный вес и значение в каждой из этих областей различны; наиболее важное место они занимают в религии.
Многообразие существующих
в мире культур в значитительной
мере обусловлено многообразием
соответствующих культурных традиций.
Благодаря современным
Традиции образуют «коллективную память» обществ и социальных групп; обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии. Социальная и групповая дифференциация оказывает существ, влияние на интерпретацию и использование общенационального культурного наследия. Кроме того, отдельные группы, классы, слои обладают своими собственными традициями.
Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность традиционных образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде; оно всегда осуществляет их собств. интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое.
Общества и социальные
группы, принимая одни элементы социально-культурного наследия
Таким образом, социально-культурная
деятельность подразумевает социально-
Глава 2. Исследование культурных традиций русского дворянства
2.1 Система образования и воспитания в дворянской среде
В терминологии юридических документов XVIII века дворянство - благородное, «авантажное» (от французского «avatage» - благоприятное положение), т.е. наделенное особыми правами сословие. На деле дворянство было главным служилым сословием, которое обеспечивало работу государственного аппарата. Вот почему абсолютистская монархия была заинтересована в единстве и силе опорного сословия самодержавия.
Русское дворянство в XVIII -- первой половине XIX века, было порождением петровской реформы. Среди разнообразных последствий реформ Петра I создание дворянства в функции государственно и культурно доминирующего сословия занимает не последнее место. Материалом, из которого это сословие составилось, было допетровское дворянство Московской Руси.
Дворянство Московской Руси представляло собой «служилый класс», то есть состояло из профессиональных слуг государства, главным образом военных. Их ратный труд оплачивался тем, что за службу их «помещали» на землю, иначе -- «верстали» деревнями и крестьянами. Но ни то ни другое не было их личной и наследственной собственностью. Переставая служить, дворянин должен был вернуть пожалованные ему земли в казну. Если он «уходил за ранами или увечием», в службу должен был пойти его сын или муж дочери; если он оказывался убит, вдова через определенный срок должна была выйти замуж за человека, способного «тянуть службу», или поставить сына. Земля должна была служить. Правда, за особые заслуги ее могли пожаловать в наследственное владение, и тогда «воинник» становился «вотчинником». Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII -- начало XIX века). -- СПБ.: Искусство -- СПБ, 1994. - с. 19
По словам историка дворянства Н. Павлова-Сильванского, Петр I придал дворянству не только сословную организацию, но и способствовал становлению единого мировоззрения. На самом деле процесс формирования мировоззрения сословия был гораздо более длительным, и основной его этап приходится на 40-60-е годы XVIII века, т.е. на время правления дочери Петра - Елизаветы. В ее правление дворянство получило ряд важных политических и гражданских прав, которыми были четко очерчены границы сословия, под их влиянием окончательно сложились основные черты дворянского мировоззрения.
Правительство предоставляло служилому сословию права благородного и «авантажного». Идея личного достоинства дворянина вызревала в России не одно десятилетие. По сравнению с другими сословиями дворянство находилось в привилегированном положении.
В системе ценностей
дворянина главное место
Огромная заслуга Петра I в том, что он привил дворянству мысль о необходимости образования. Если сначала образование мыслилось как одна из служебных повинностей дворянского сословия, то к концу правления Петра необходимость образования для дворянина уже широко признавалась всеми слоями дворянства, за исключением самых консервативных.
Как известно, культура выполняет функцию трансляции социального опыта.
Воспитание и образование дворянина -- огромный комплекс знаний, мировоззренческих установок, норм и моделей поведения, достойный быть объектом самостоятельного глубокого научного исследования.
Язык -- один из главных
признаков и одно из необходимых
условий существования
Второй важный символический элемент воспитания дворянина -- обучение танцам. Каждый дворянин мужского и женского пола обязательно учился танцам. Обучение им начиналось рано и напоминало суровую тренировку, которая давала прекрасные результаты. Такая тренировка позволяла быть не только ловким во время танцев, но и давала свободу, непринужденность и уверенность в движениях, постановке фигуры, а это определенным образом сказывалось и на психике человека: в сфере светского общения, полного условностей и правил, дворянин чувствовал себя уверенно и свободно, как опытный актер на сцене. Особенно важны были эти качества на балу -- одной из наиболее «театральных» форм дворянского быта. Ахметов А. Ф. Российское научное сообщество в конце XX века. Сборник научных статей, посвященных памяти А. М. Танатарова. - М.: Химия, 2000. - с. 317
Сословные учебные заведения
стали тем социальным институтом,
который формировал дворянина как
личность. Привитые личные качества и
стереотипы поведения субъективно
реализовывались затем в
2.2 Этикет дворянства
Если для Петра и его сподвижников жизнь и работа были неразделимы, то в середине века ситуация меняется: служба и светская жизнь начинают резко разделяться. Елизавета Петровна умела веселиться и сделать досуг праздником. Не затрагивая сферу службы, она стремилась совершенствовать досуг. Вместе с понятием досуга, «праздного времени» появляются одобренные обществом способы его заполнения, такие как литература, театр, музицирование. Участие в светской жизни и развитие норм этикета требуют развития светских навыков. Под воздействием потребностей общества меняется и система образования. Это время создало целую систему сословно-рыцарских академий, закрытых учебных заведений, в которых дворян готовили не только к служебной, но и к общественной жизни. Вне зависимости от сферы деятельности - статской, военной или морской - дворянин обязан обладать определенными качествами, помогающими общаться с себе подобными; эти качества и умения отличают дворянина от представителей других сословий.
Начиная с петровского времени все нововведения, будь то стили, мода или правила этикета, проникали в дворянское общество благодаря влиянию двора и высшего света. Культурное первенство принадлежало аристократическому слою дворянства, но это было первенство заимствования. В середине XVIII века рост национальных настроений и самосознания высшего сословия требовал самовыражения. И наиболее способной к нему оказалась молодежь из дворянских корпусов. Причин было не- сколько. Во-первых, сама духовная атмосфера общества, ощущение свободы от засилья иноземцев, рост национальной гордости и определенная свобода высказываний способствовали творческим исканиям дворянской молодежи. Во-вторых, молодежная среда была наиболее гибкой в восприятии нового и более способной к самостоятельному творчеству благодаря своей социальной активности. Творческий поиск и культурный эксперимент поощрялись правительством и приветствовались обществом.
Частое пребывание при дворе не могло не заразить кадетов театроманией, столь свойственной данной культуре. Императрица Елизавета тяготела к утонченной культуре «рокайля». По сравнению с барокко рококо принесло не только жеманность и прихотливость. Оно освободилось от риторической напыщенности и отчасти реабилитировало естественные чувства, хотя сделано это было с налетом грусти и театральности. Процветавшее при дворе Людовика XV, жизненным принципом которого было «после нас - хоть потоп», рококо отражало дух времени, ощущение конца определенной эпохи. Французская аристократия была тем самым уходящим прошлым, и потому рококо процветало в придворной среде. Но эстетическая программа этого стиля была значительно шире.
Подобные настроения вряд ли были свойственны русской придворной аристократии, сравнительно молодой и не успевшей еще устать от жизни. Просто само перенесение западноевропейских обычаев выглядело чаще всего игрой, поэтому эстетическая программа рококо оказалась близка мироощущению дворянства, особенно той его части, которая более всего соприкасалась с императорским двором. Придворный церемониал и светские условности предписывали определенное ролевое поведение всем участникам придворного действа, от императрицы до пажа. Театр входит в моду. Игра становится нормой поведения, а декорации и костюмы переносятся в жизнь.
2.3 Досуговые занятия дворянства в эпоху Петра I
традиция этикет дворянский петр
Ориентация на западную культуру коренным образом изменило представления о светской жизни, модели поведении, в том числе о проведении свободного времени. Появляются новые формы проведения досуга дворян - «ассамблеи». Европейские ассамблеи -- торжественные вечера с танцами. Самое первое из многократных сообщений о них относится ко времени пребывания Петра I в Карлсбаде в сентябре 1711 года: «…была на квартире его Царского Величества ассамблея». Официально, царским указом, проведение ассамблей будет вменено в обязанность знатным петербуржцам лишь через семь лет после этой даты, но в действительности Петр I приучал к ним свое окружение, не теряя времени. Из новшеств светской жизни Санкт-Петербурга той поры нельзя не упомянуть театр. Зарождению театрального искусства в столице и приобщению к нему горожан всячески способствовала сестра Петра I Наталья Алексеевна. В 1714 году на пересечении Воскресенского пр. и Сергиевской улицы (ныне угол пр. Чернышевского и ул. Чайковского) появилось первое театральное здание с партером и ложами. Зозулина, Н. Время Петербургской танцемании // Петербургский театральный журнал. - 2003. - .№ 32. - с.19
Неотъемлемым элементом
Бал, с одной стороны, был противоположной государственной службе сферой, где господствовало непринужденное общение, светский отдых; бал был местом, где границы официальной иерархии несколько стушевывались, были не столь резкими, как в сфере официального поведения. На балу присутствовали и играли большую роль внеслужебные ценности: быть остроумным, ловким, находчивым, а также -- обязательно -- умение хорошо танцевать. Эти качества в огромной степени определяли личный успех, поэтому молодой поручик, прекрасно танцующий и вызывающий этим всеобщее восхищение, или умеющий развеселить дам, мог почувствовать себя выше пожилого генерала, играющего в преферанс. Кстати, с этой точки зрения на бал, как на синоним определенной вольницы и свободы, необходимо отметить, что он играл огромную роль в жизни светских дам: «Если мужчины могли проявить себя на служебном поприще, имели широкий круг общения, то возможности женщины не простирались дальше гостиной и бальной залы. Да и сердечные проблемы чаще решались при звуках вальса и мазурки».
Информация о работе Повседневная жизнь дворян в эпоху Петра I