Политико-правовое учение М.М.Сперанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 11:32, контрольная работа

Краткое описание

Неоднозначно оценивалась не только государственная деятельность Сперанского, его исторические свершения во благо Российского государства, но и сама его личность. До сих пор отсутствует научно обоснованное жизнеописание мыслителя, нет объективной оценки его вклада в развитие российской государственности, в формирование самобытной русской философии права.

Содержание

Введение 3
1.Этапы развития политико-правовой мысли в России 4
2.Политико-правовое наследие М.М.Сперанского 6
2.1. План государственных преобразований 7
2.2. Концепции конституционной монархии 9
2.3. Политическая и гражданская свобода 10
2.4. Организация местной власти 11
2.5 Реализация намеченных планов 13
3.Особенности политико-правовой мысли России. 15
Заключение 24
Библиографический список 25

Вложенные файлы: 1 файл

Сперанский контрольная.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Новое политическое устройство Сперанского предусматривало также организацию местной власти путем избрания на многостепенной основе ее представительных органов: губернских, уездных, волостных. По плану Сперанского устройство центрального управления связано с изданием указов «О придворных званиях» и «О экзаменах на чин», устанавливающих порядок производства в гражданские чины. Указы запрещали производить в чины служащих, не прошедших университетского курса по установленной программе, приложенной к указу. Они выражали требования к должностным лицам государственного аппарата иметь специальную подготовку. Соискатели на чин, по мнению Сперанского, должны обладать твердым и обстоятельным образованием и быть воспитанными в национальном духе. При выдвижении на высшие должности «учитываются не выслуга лет, а действительные заслуги и отличные познания».

 

2.2. Концепции  конституционной монархии

Сперанский - сторонник конституционной  монархии которая бы позволила «правление доселе самодержавное учредить на непременном законе».. В записке “О коренных законах государства” он прямо указывает, что будущим строем должны быть или “ограниченная монархия, или умеренная аристократия”, основанные на конституции.

Это означает:

1) что коренные законы государства  должны быть творением народа;

2) коренные законы государства полагают пределы самодержавной воли.

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться  на квалифицированный чиновничий аппарат. Законность форм существования власти Сперанский связывал с разделением  властей. Законодательная власть – двухпалатной Думе, которая на своих сессиях обсуждает и принимает законы; глава исполнительной власти – монарх, который имеет право участвовать в Думе. При этом монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их». Судебная власть представлена судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом.

Сперанский предлагал  провести правовое оформление сословности  с закреплением прав и свобод. Дворянство он наделял всеми политическими  и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землей. Среднему сословию (владельцам любой недвижимости) он представлял все гражданские права, а политические – в зависимости от имущественного ценза. Рабочий народ – только гражданскими правами. К крепостному праву Сперанский относился отрицательно. При этом резкой отмены ее опасался. Предлагал осуществить отмену крепостного права в несколько этапов.

 

2.3. Политическая  и гражданская свобода

Существо политических прав и свобод Сперанский определил как «подчинение всех и каждого законам», представление избирательного права, участие подданых в действиях законодательной и исполнительной власти. В записке «Еще нечто о свободе и рабстве» (1801 г.) Сперанский четко разграничивает понятия «свобода политическая» и «политическое рабство». Если первое означает политические условия, при которых «народ управляет законом, общей волею принятым и охраняемым», второе означает ситуацию, когда «воля одного или многих составляет законы всех».

Согласно концепции  великого реформатора, общие гражданские  права принадлежат всем подданным, права политические принадлежат  тем, кто имеет собственность. Во «Введении к уложению...» по этому  поводу он писал: «в составлении выборов  никто не может участвовать, кто не имеет недвижимой собственности или капиталов промышленности в известном количестве (т. е. по цензу)». Следовательно, по проекту Сперанского, значительная часть «среднего сословия» и полностью народ рабочий не могли иметь политических прав.

Реформаторский проект Сперанского, опережающий эпоху, не мог найти своего практического  воплощения. По оценке В. О. Ключевского, проект, основанный на самых «трудных причудливых комбинациях идей», отличающийся «удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал», при его осуществлении никак нельзя было подогнать к уровню действительных потребностей и наличных средств России».

Уже в 1811 г. Сперанский осознал  преждевременность проекта государственных  преобразований, понимая, что Россия не готова к нововведениям и модернизациям, точнее, русское общество оказалось неспособным к восприятию новых идей, исходящих из западноевропейского опыта.

Не привитые общественному  сознанию либеральные идеи, ставшие  властителем дум лишь незначительной части элиты российского общества, были не способны очистить российскую политическую систему от «примесов тирании» и трансформировать систему самодержавного управления в умеренную форму «истинного правления» (ограниченной монархии).

 

2.4. Организация местной власти

Новое политическое устройство Сперанского предусматривало также  организацию местной власти путем  избрания на многостепенной основе ее представительных органов: губернских, уездных, волостных. По плану Сперанского  устройство центрального управления связано с изданием указов «О придворных званиях» и «О экзаменах на чин», устанавливающих порядок производства в гражданские чины. Указы запрещали производить в чины служащих, не прошедших университетского курса по установленной программе, приложенной к указу. Они выражали требования к должностным лицам государственного аппарата иметь специальную подготовку. Соискатели на чин, по мнению Сперанского, должны обладать твердым и обстоятельным образованием и быть воспитанными в национальном духе. При выдвижении на высшие должности «учитываются не выслуга лет, а действительные заслуги и отличные познания».

В 1810 г. Сперанский назначается  императором Государственным секретарем созданного им Государственного совета. По замыслу реформатора. Государственный совет распространяет новые законы по всем отраслям управления, объединяя их деятельность, «сообщая им одинаковое направление». В нем, поясняет Сперанский во «Введении к уложению государственных законов», «все действия части законодательной, судебной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются».

Государственный совет  состоит частично из лиц, назначенных  императором, а частично избранных  по избирательному праву. Он заседает под председательством монарха и обладает правом законодательной инициативы, но законы утверждаются исключительно Государственной думой. В случае противопоставления закона, принятого Думой, воле императора, он становится недействительным.

Сперанский впервые  вводит различие между законами и нормативными актами, уставами, в которых определена деятельность административных органов. Он поставил вопрос о строгом разделении дел административных и судебных, которые смешивались в прежнем устройстве Сената.

В законодательных актах он различает два элемента: законодательную норму, устанавливающую известные отношения в государстве, и законодательный авторитет, сообщающий этим нормам силу законов. Согласно его концепции, авторитет принадлежит верховной власти, а выработка норм есть дело Сената.

2.5 Реализация намеченных планов

Программа Сперанского  не была в полном объеме принята  Николаем I. Решивостановиться на «Своде законов существующих с исключением всего недействующего, но без всяких изменений в существе их», император образовал 31 января 1826 г. II отделение в составе Собственной канцелярии, взяв его под личный надзор. И вполне естественным было бы назначение на должность начальника отделения автора предложений. Но царь знал о былых увлечениях Сперанского «конституционными идеями», а также о планах декабристов в случае успеха восстания включить Сперанского в состав Временного правительства. Поэтому во главе нового учреждения был поставлен проф. М. А. Болугьянский — член бывшей Комиссии составления законов, учитель «законоведения» императора в бытность его великим князем. Сперанский, официально оставаясь членом (с 1832 г.— председателем) департамента законов Государственного совета, фактически возглавил юридическую часть система- тизационпых работ.

24 апреля 1826 г. объявлением «Наставления II отделению о порядке его трудов» Сперанский положил начало реализации своей программы. Основные ее этапы были осуществлены при жизни автора: проведены комплекс организационных мер по определению в штат отделения наиболее знающих и опытных «законоведцев», сбор законодательной информации, создана юридическая библиотека. Сперанский выступал не только как руководитель и координатор работ: каждая из более чем 42 тыс. статей Свода законов была им просмотрена, а большинство и лично отредактированы. Каждый день работы отделения завершался докладами стареиших чиновников отдельных подразделений (редакций), проверкой Сперанским сделанной работы. По его инициативе было организовано обучение юристов, подготовка для них преподавателей и др.

Объем проделанной  работы при непосредственном участии  Сперанского внушителен, К 1830 г. в архивах было собрано и проанализировано 53 230 законодательных актов. После изъятия повторяющихся в 45 томов первого Полпого собрания законов Российской империи вошло 3920 нормативных актов, 1303 штатных расписания и 48 тарифов за 1649—1825 гг. С 1830 г. началось издание второго Полного собрания законов. В ежегодно издаваемые тома включалось текущее законодательство. Всего издано 55 томов в 125 книгах, которые содержали 62 тыс. актов. 1832 год ознаменован завершением работ над Сводом законов Российской империи. В 15 томах были консолидированы акты по основным отраслям законодательства. Свод включал 36 тыс. статей и 6 тыс. приложений. После смерти Сперанского Свод полностью переиздавался в 1842 и 1857 гг. В последующие годы переиздавались лишь отдельные, существенно изменившиеся тома. Предложенная Сперанским система законодательства и Свод законов в своей основе оставались неизменными вплоть до 1917 г.

Сперанский  возглавлял также работы по систематизации военного законодательства. Свод военных постановлений, изданный в 1839 г., состоял из 5 частей (12 томов) и содержал более 23 тыс. статей и 700 приложений. Под руководством Сперанского готовился Свод местных узаконений губерний остзейских, первые две части которых в 1845 г. увидели свет. В 1837 г. Сперанский выступил инициатором кодификацип уголовного законодательства, завершившейся изданием в 1845 г. первого в истории России Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.

Издание Полного  собрания и Свода законов Российской пмперпп свидетельствовало о серьезных достижениях в развитии отечественной юридической науки и практики. Упорядочение законодательства оказало огромное влияние на становление законодательного процесса в России, выработку основ юридической техники, развитие теоретической и практической юриспруденции, создание системы подготовки юристов.

 

 

 

 

 

 

 

3.ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ  МЫСЛИ РОССИИ.

 

Особенности развития политических идей в России сказались на характере и содержании тех проблем, которые осмысливались в них. Выбор актуальных для решения вопросов и определение средств их осуществления были обусловлены особым видением мира, сложившимся в рамках русской культуры. Оно было связано прежде всего с православием: божественный характер власти в православии органично сочетался с уникальной российской традицией - соборностью, порожденной специфическим бытием древнерусского общества. Основой социальной организации общества выступала община. Соборность предполагала коллективный поиск истины, полновластие большинства, исключала существование автономной личности. Тем самым соборность подпитывала авторитарный характер власти князя, поскольку большинству для подавления оппозиции необходима сильная власть. Следовательно, сила власти и государства не только определялись их божественным характером, но и основывалась на согласии между правящими и подданными.

Согласно традиции православия, государству и власти князя приписывались  высокие моральные добродетели - добро, истина, милосердие, ответственность за подданных, праведность. Все, кто стремился разрушить государство, олицетворяли силы зла, были слугами Антихриста. Таковыми считались бояре-изменники. Всевластие князя, царя на долгие годы, века стало определяющим принципом политического устройства российского общества. Политическая мысль также стремилась к обоснованию праведности неограниченной власти монарха.

В силу географического  положения, а именно расположенности  России между Западом и Востоком, русская политическая мысль развивалась в значительной мере путем заимствования идей, испытывая влияние и западной, и восточной мысли. После принятия христианства более заметным было влияние Византии, а начиная с XVII века усилилось влияние Запада, что выразилось в появлении идейно-политического движения -западников, заимствовавших либеральные ценности европейкой цивилизации.

Однако это вовсе  не означало, что Россия не пыталась найти собственный путь развития, собственную идею. Символом, который  выражал самобытность народа, была русская идея. Она стала одной из центральных идей политических теорий, что нашло отражение в формировании щирокого движения славянофилов.

Примечательно, что политическая мысль России развивалась параллельно  с развитием государства. Российское государство относилось к идеократтескому типу. В государствах этого типа объединение индивидов осуществляется на основе общей для всех идеи, которую и берет на вооружение власть. На разных этапах российской истории такими идеями выступали: "Москва - третий Рим", "православие, самодержавие, народность", идея "светлого будущего" и т. д.

То обстоятельство, что  русская политическая мысль развивалась  внутри религиозной, обусловило ее определенное отставание от западных политических учений. Это выразилось в более  позднем осознании значимости идей парламентаризма, демократии, гражданского общества и др.

До XVIII в. русская политическая мысль в целом развивалась  в религиозной форме; с XVIII в. в  ней преобладают секулярная (светская) и просветительская тенденции, связанные с эпохой «европеизации» России, начатой Петром I (политические учения Ф. Про-коповича, М.М. Щербатова, С.Е. Десницкого и др.).

Политическое развитие России запоздало по сравнению с  западноевропейским. Если в Англии с 1265 г. существовал парламент, во Франции с 1302 г. — Генеральные штаты (органы представительной власти), в Швейцарии в XVI в. состоялся первый в истории референдум, а в период буржуазных революций XVI—XVIII вв. в европейских государствах появляются гражданские и политические права, возникают политические партии и обосновывается политическая идеология либерализма, то Россия с XV в. до Февральской революции 1917 г. оставалась самодержавным авторитарно-бюрократическим государством.

Информация о работе Политико-правовое учение М.М.Сперанского