Политическая деятельность Сергея Юльевича Витте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить политическую деятельность С.Ю. Витте и ее историческое значение.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности становления С.Ю. Витте как государственного деятеля.
2. Проанализировать деятельность С.Ю. Витте по осуществлению программы модернизации России.
3. Раскрыть роль С.Ю. Витте как политика, рассмотрев итоги его дипломатической и политической деятельности.
4. Изучить деятельность С.Ю. Витте на посту председателя Совета министров (октябрь 1905 г. апрель 1906 г.).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Участие С.Ю.Витте в государственной политике социально-экономической модернизации Российской империи 6
1.1. Становление С.Ю. Витте как государственного деятеля 6
1.2. Деятельность С.Ю. Витте по осуществлению программы модернизации России 9
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Военно-политическая деятельность С.Ю.Витте 23
2.1. Дипломатическая и политическая деятельность С.Ю. Витте 23
2.2. Деятельность на посту председателя Совета министров (октябрь 1905 г. апрель 1906 г.). 32
Выводы по второй главе 38
Заключение 39
Список источников и использованной литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Политическая деятельность С.Ю. Витте.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Менее успешной была деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики, хотя полностью возлагать вину за это на него, очевидно, нельзя. При всем своем неприятии дворянских претензий к правительству он предпринял немало усилий но обеспечению помещиков средствами для модернизации их имений. Продолжая линию своих предшественников, он активировал деятельность кредитных учреждений по выдаче ссуд землевладельцам и сельским хозяевам. За 1895-1905 годы объем долгосрочных ссуд, выданных ипотечными банками под залог земли, превысил миллиард рублей. К выдаче краткосрочных кредитов (соловексельных, подтоварных и т. п.) помимо Государственного банка были привлечены частные кредитные учреждения (акционерные банки, общества взаимного кредита). Условиями кредита и строгим контролем за их выполнением Витте пытался форсировать капиталистическую перестройку помещичьих хозяйств. Однако этот процесс в силу сохранения крепостнических пережитков, последствий мирового аграрного кризиса, ряда тяжелых неурожаев и т. д. шел крайне медленно.

В крестьянском вопросе Витте долгое время оставался ярым сторонником консерваторов славянофильской закваски, полностью разделяя законодательные меры Александра III по сохранению патриархально-попечительных начал в российской деревне. Так, в 1893 году он выступал горячим сторонником указа о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель. По его мнению, «общинное землевладение наиболее способно обеспечить крестьянство от нищеты и бездомности». Вместе с тем он считал, что положение крестьянства не так уж и тягостно.

Однако, но прошло и пяти лет, как Витте понял, что тяжелое экономическое положение деревни ведет к падению платежеспособности крестьян и что это, в свою очередь, подрывает государственный бюджет и внутренний рынок промышленности. Выход из обострявшегося кризиса он видел в ликвидации правовой обособленности крестьян, их имущественной и гражданской неполноправности. В октябре 1898 года он обращается к Николаю II с запиской, в которой уговаривает царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины. Проведение реформы сулило, по его расчетам, блестящие перспективы — 3-4 миллиарда рублей ежегодных поступлений бюджетных доходов, что укрепило бы мощь России.

Но предложение  главы финансового ведомства создать специальную комиссию по этому вопросу тогда не было принято. Лишь разразившийся финансовый и промышленный кризис, неурожаи 1899 и 1901 годов, крупные крестьянские выступления 1902 года заставили Николая II создать ряд комиссий и совещаний для пересмотра крестьянского законодательства и выработки мер по подъему сельского хозяйства.

Витте возглавил  один из важнейших таких межведомственных органов — Особое совещание о  нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902—1905 годы), сыгравшее заметную роль в разработке нового курса аграрно-крестьянской политики правительства. И опять свою программу ему пришлось разрабатывать и отстаивать в ожесточенной борьбе с реакционно-консервативными помещичьими и бюрократическими кругами, настроения которых выражала Редакционная комиссия по пересмотру крестьянского законодательства, возглавлявшаяся тем же В. К. Плеве, ставшим к тому времени министром внутренних дел. Борьба между ними шла с переменным успехом, носила подчас ожесточенный характер. Разработанная Витте программа по крестьянскому вопросу сыграла немаловажную роль в процессе выработки правительством нового курса аграрной политики, предвосхитив в основных чертах последующее столыпинское законодательство[23].

В практической своей деятельности С.Ю. Витте добился отмены наиболее архаичных статей крестьянского законодательства, таких, как круговая порука, телесные наказания крестьян по приговору волостных судов. Не без его участия были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите. Так в аграрной программе Витте причудливо переплетались буржуазные начала и феодальные пережитки.

По мнению С.Ю. Витте, перед Европой в целом и перед Россией в частности стоял выбор - самодержавие или социализм. И по его убеждению, наилучшей из них в этом плане является самодержавие, но «самодержавие, сознающее свое бытие в охране интересов масс, сознающее, что оно зиждется на интересах общего или социализма, существующего ныне лишь в теории». Буржуазный парламентарный строй он считал нежизнеспособным, видел в нем лишь переходную стадию развития к более совершенному общественному строю — монархическому или социалистическому.

В основе этого  утопического по существу воззрения лежал тезис об абсолютной свободе верховной власти,- которая может действовать во благо всех классов, слоев и групп населения. Примером в этом плане для Витте был Бисмарк, который, перехватив ряд важнейших социальных требований у социалистов и проведя соответствующие реформы, добился относительного социального мира в стране и укрепления ее внешнеполитических позиций. В то же время он был противником любых общественных самоуправляющихся организаций, не вписывавшихся в самодержавно-бюрократическую структуру. Его идеалом была сильная верховная власть, построенная на принципах просвещенного абсолютизма, равно пекущаяся о «благоденствии» всех подданных и опирающаяся в своей деятельности на крепкий бюрократический аппарат.

Он утверждал, что в настоящее время «Россия не представляет еще окончательно сложившегося государства и целостность ее может поддерживаться только сильной самодержавной властью».

Характеризуя деятельность министра финансов, П. Б. Струве писал: «Экономический гений Витте следует искать не в плохих трактатах по политической экономии, написанных чужими руками, а в государственном творчестве, свободном от пут доктрин и с какой-то державной легкостью разрешавшем трудности, перед которыми останавливались мудрецы и знатоки» [9, С. 5-6].

Таким образом, едва ли не самым сложным можно считать период службы С. Ю. Витте в качестве министра финансов, поскольку деятельность эта была многоаспектной — как из-за обширного профиля ведомства, так и из-за широты круга интересов самого Витте. Наряду с бюджетными проблемами он занимался торгово-промышленной политикой, аграрным вопросом, рабочим вопросом, строительством Сибирской магистрали и т. п. За каждой из этих сфер стояла крупная и сложная проблема, связанная с необходимостью каких-то реформ.

 

Выводы по первой главе

 

С.Ю. Витте начинал свою деятельность в сфере частного предпринимательства и отстаивал его интересы, до тех пор, пока не оказался на государственной службе. С этого времени использование государственных хозяйств и капиталов стало основой экономической системы Витте. Он превратил Государственный банк в орудие Министерства финансов и, наряду с Особенной канцелярией по кредитной части, в орган контроля над банковскими структурами империи, поощрил выкуп в казну частных железнодорожных обществ, ввел государственную монополию на продажу спиртных напитков. В результате проведенных реформ Витте сумел не только обеспечить аккумуляцию внутренних резервов и приток иностранных капиталов (под его руководством в экономику России поступило более 3 млрд. рублей прямых иностранных инвестиций),

Главным стержнем курса на ускоренную индустриализацию России С.Ю. Витте считал финансовую реформу рубля - придание ему золотого паритета. В 1895-1897 годах такая реформа  была осуществлена.

Витте использовал  протекционизм, то есть защиту российских производителей от иностранных конкурентов. Однако защита не означала закрытие рынка. «Создание своей собственной промышленности, - подчеркивал министр финансов, - эта и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольный камень нашей протекционной системы». Ограничивая ввоз иностранных товаров в Россию высокими таможенными пошлинами, правительство поощряло экспорт различными налоговыми льготами и премиями.

Итоги денежной политики С. Ю. Витте были неоднозначными. Промышленное производство возросло в среднем в 2-3 раза. Но цель Витте - сравняться с этими странами - достигнута не была. Несмотря на все его искусство в манипуляции кредитами, государственный долг вырос почти в полтора раза, с 4,6 до 6,6 млрд. руб.

 

Глава 2. Военно-политическая деятельность С.Ю.Витте

2.1. Дипломатическая и политическая деятельность С.Ю. Витте

 

Министр финансов Витте не мог не вмешиваться в  дела внешней политики. Китай, Монголию, Корею и Персию он считал российскими сферами влияния. В то время мало кто из высших сановников разбирался в делах Дальнего Востока. Даже министр иностранных дел князь Лобанов-Ростовский не мог ответить на вопрос, где находится Маньчжурия и что такое Мукден.

Впервые Витте побывал в Китае в начале 1890-х, когда у него возникла мысль пустить ветку Транссибирской магистрали напрямую через Маньчжурию к Владивостоку. Это позволило бы России в будущем установить протекторат над Китаем.

«Когда имеешь дело с китайцами, - писал позже Витте, - прежде всего не надо спешить, так как это считается у них дурным тоном» [1]. Обольщение важного гостя длилось несколько недель. За курением кальяна Витте осведомлялся, как здоровье богдыхана, его супруги и детей, как чувствует себя сам господин Ли, его близкие и дальние родственники. Потом наступал черед Ли Хунчжана спрашивать о самочувствии членов царской семьи. В конце концов Витте удалось всучить хитрому китайцу взятку в полмиллиона золотых рублей. (Витте вообще поставил подкуп китайских чиновников на широкую ногу, учредив для этого специальный фонд.)

22 мая 1896 года  было заключено тайное русско-китайское  соглашение. Россия получала право  на строительство Китайско-Восточной  железной дороги и множество торговых льгот вплоть до разрешения на эксплуатацию угольных месторождений. Правда, спустя некоторое время Ли Хунчжан был с треском отправлен в отставку, а его ближайший помощник казнен. Не пощадили даже китайского посла в Санкт-Петербурге, почтенного доктора философии Сюн Кинчшена: его отозвали в Пекин и там публично повесили. Но все это мелочи: Витте добился, чего хотел - концессии на железную дорогу и множество торговых льгот вплоть до разрешения на эксплуатацию угольных месторождений.

В 1900-м, подавляя «боксерское» восстание, русские войска (вместе с немцами и англичанами) вошли в Пекин. Во дворце, в спальне богдыханши, был найден тот самый тайный договор за подписью Витте.

Анализ архивных документов современными историками показывает, что все наиболее важные проблемы и аспекты военной политики России того времени, вопросы перевооружения армии и флота, строительства стратегически важных железных и шоссейных дорог, крепостей и военных заводов вырабатывались и решались при непосредственном участии С.Ю. Витте. Он решительно возражал против агрессивной дальневосточной политики царизма. Был против колоссальных затрат, необходимых для укрепления Порт-Артура и проекта морского министерства усилить Тихоокеанский флот, предлагал ограничить сухопутные силы на Дальнем Востоке до уровня, необходимого для обороны, и вывести поэтапно русские войска из Манчжурии. С.Ю. Витте был против колониальной политики на Дальнем Востоке, не раз предупреждая царя, что это может привести к войне с Японией, к которой, по его мнению, Россия была не готова.

Он оказывал постоянное содействие созданию благоприятных внешнеполитических условий для развития экономического и оборонного могущества России. В программе модернизации экономики министр финансов особое место уделял развитию кредитно-денежных отношений с западными инвесторами, которые вносили в российскую индустрию не только капиталы, ускоряющие ее развитие, но и западно-европейскую технологию. Это укрепляло не только дружеские связи между отдельными предприятиями, но и между Россией и государствами Запада, особенно с Францией.

Не менее  важное значение С.Ю. Витте уделял торгово-финансовым контактам с южными и дальневосточными соседями Российской империи, считая, что они призваны сыграть роль «моста» между Востоком и Западом. От их стабильности, по мнению министра финансов, зависела и стабильность социально-политической обстановки в России. Однако не всегда царь и его окружение прислушивались к советам С.Ю. Витте, что было связано с некоторой неприязнью к нему.

Охлаждение  к Витте и даже враждебность к нему императорской четы, вполне возможно, было усугублено его поведением во время серьезной болезни Николая II осенью 1900 года, когда в придворной среде даже возник вопрос о его преемнике. Тогда Витте высказался за брата царя — Михаила, чем кровно обидел императрицу, в пользу которой были расположены некоторые сановники. К тому же рост его влияния серьезно обеспокоил царское окружение. Зять императора великий князь Александр Михайлович внушал своему августейшему шурину, что Витте «обезличивает не только другие министерства, но и само самодержавие» [16, С.8-47].

Сыграли свою роль и усилия В.К. Плеве, всеми способами пытавшегося скомпрометировать своего соперника. Плеве - реакционный министр внутренних дел был главным оппонентом Витте в царском правительстве и проводил вызывающе агрессивную политику в отношении Китая, Кореи и Японии.

Плеве посылал Николаю перлюстрированные письма, и которых так или иначе фигурировала фамилия министра финансов. В одном из них, найденном в бумагах Плеве после его смерти, сообщалось, что Витте состоит и тесном общении с русскими и заграничными революционными кругами и чуть ли не руководит ими. В другом выражалось удивление тем, что правительство, зная о враждебном отношении первого министра к царю, о его близости к заведомым врагам существующего государственного строя, «терпит такое безобразие». На обоих письмах имелись пометы императора, свидетельствовавшие о том, что он ознакомился с их содержанием.

Все это наряду с нараставшими расхождениями по ряду важных аспектов внутренней и внешней политики, особенно по поводу дальневосточных дел, русско-японских отношений, а также в связи с установившейся в правых кругах репутацией «красного», «социалиста», «опасного масона» привело в августе 1903 года к отставке Витте с поста министра финансов. Учитывая, однако, его высокую международную репутацию, необходимость иметь под рукой компетентного советника по сложнейшим проблемам, Николай II обставил свое решение внешне вполне благопристойно: Витте получил крупное единовременное вознаграждение (около 400 тысяч рублей) и был назначен председателем Комитета министров. Должность эта была почетная, но фактически маловлиятельная, так как Комитет занимался в основном мелкими текущими делами.

Информация о работе Политическая деятельность Сергея Юльевича Витте