Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить политическую деятельность С.Ю. Витте и ее историческое значение.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности становления С.Ю. Витте как государственного деятеля.
2. Проанализировать деятельность С.Ю. Витте по осуществлению программы модернизации России.
3. Раскрыть роль С.Ю. Витте как политика, рассмотрев итоги его дипломатической и политической деятельности.
4. Изучить деятельность С.Ю. Витте на посту председателя Совета министров (октябрь 1905 г. апрель 1906 г.).
Введение 3
Глава 1. Участие С.Ю.Витте в государственной политике социально-экономической модернизации Российской империи 6
1.1. Становление С.Ю. Витте как государственного деятеля 6
1.2. Деятельность С.Ю. Витте по осуществлению программы модернизации России 9
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Военно-политическая деятельность С.Ю.Витте 23
2.1. Дипломатическая и политическая деятельность С.Ю. Витте 23
2.2. Деятельность на посту председателя Совета министров (октябрь 1905 г. апрель 1906 г.). 32
Выводы по второй главе 38
Заключение 39
Список источников и использованной литературы 43
К 1904 г. на Востоке ухудшились отношения между Россией и Японией. Японское правительство, как и Россия, вынашивало экспансионистские планы в отношении Китая и Кореи. Витте настойчиво убеждал Николая II в губительности для экономики и престижа страны войны с Японией. Однако царь не прислушался к здравым советам Витте.
Война с Японией истощала силы России. Отстраненный от власти Витте в бессилии наблюдал за развитием конфликта, приведшего в январе 1904 г. к военному столкновению. Русская армия терпела одно поражение за другим, но Витте более всего тревожили выступления внутри страны. Стремительно нарастало недовольство населения, прорывавшееся в стачках и бунтах.
28 февраля 1905
года он пишет Николаю II письмо,
в котором доказывает
После Кровавого воскресенья 9 января 1905 г. Витте, полемизируя с главным идеологом консерваторов, оберпрокурором Синода К.П. Победоносцовым, предрекал: «Такие жертвы и ужасы даром не проходят, и если правительство не возьмет в свои руки течение мыслей населения, то мы все погибнем, ибо, в конце концов, восторжествует русская, особливого рода коммуна». В письме к главнокомандующему русскими войсками в Манчжурии генералу Куропаткину он подчеркивал, что в ближайшие 20-25 лет России придется отказаться от активной внешней политики и заняться исключительно внутренними делами: «Мы не будем играть мировой роли - ну, с этим нужно помириться...Главное, внутреннее положение, если мы не успокоим смуту, то можем потерять большинство приобретений, сделанных в ХIХ столетии» [8, С.80].
Неудачи в русско-японской войне подтвердили верность идей С.Ю. Витте о путях, по которым должна идти была Россия в начале XX века в вопросах укрепления обороны своих границ. Гибель тихоокеанской эскадры в Цусимском проливе заставила правящие круги России принять предложение президента США Т. Рузвельта о посредничестве. Летом 1905 года С.Ю. Витте был направлен императором в США для заключения Портсмутского мирного договора с Японией.
Еще до прибытия в Портсмут Витте встретился с главами правительств и финансовыми кругами Берлина, Парижа и Нью-Йорка, чтобы прозондировать почву в отношении возможности заключения нового международного займа. Стало ясно, что великие державы за заключение мира любой ценой и только на этих условиях готовы были предоставить России необходимые средства. Полученная информация позволила ему окончательно выработать тактику, которой он затем придерживался на переговорах. Заключалась она, по его словам, в следующем: «1) ничем не показывать, что мы желаем мира, вести себя так, чтобы внести впечатление, что если государь согласился на переговоры, то только ввиду общего желания почти всех стран, чтобы война была прекращена; 2) держать себя так, как подобает представителю России, т. е. представителю величайшей империи, у которой приключилась маленькая неприятность; 3) имея в виду громадную роль прессы в Америке, держать себя особливо предупредительно и доступно ко всем ее представителям; 4) чтобы привлечь к себе население в Америке, которое крайне демократично, держать себя с ним совершенно просто, без всякого чванства и совершенно демократично; 5) ввиду значительного влияния евреев, в особенности в Ныо-Йорке, и американской прессы вообще не относиться к ним враждебно, что, впрочем, совершенно соответствовало моим взглядам на еврейский вопрос вообще» .
Этой программы
он придерживался последовательно
в течение всего времени
Портсмутский мир был подписан 23 августа. Он стал вершиной дипломатического искусства Витте и крупным успехом царского правительства. Понимая двойственность своего положения в управлении государством в 1904 - 1905 гг. С.Ю. Витте делал все возможное, чтобы последствия войны с Японией для России были как можно менее тяжелыми. За Портсмутский мир царь пожаловал Витте титул графа (за глаза его величали графом Полусахалинским), он был награжден орденом Александра Невского; на средства казны ему купили виллу в Биаррице.
Понимая, что над самодержавием нависла смертельная опасность, С.Ю. Витте по возвращению из Америки принялся его спасать. В этой деятельности наиболее полно проявился двойственный характер С.Ю. Витте. С одной стороны, он стремился к реформированию как экономической, так и политической сфер жизни России. А с другой стороны, являясь одним из почитателей самодержавия, он делал все, чтобы сохранить его, для чего использовал не только обещание конституционных свобод, но и шел на самые жестокие меры по подавлению революционного движения масс.
Портсмутский мир, давший передышку самодержавию, значительно упрочил влияние Витте. Один из сановников сообщал: «Забавно видеть смятение разных здешних сфер по случаю скорого возвращения «Иуды», увенчанного лаврами миротворца. Его менее, чем когда-либо любят и более, чем когда-либо, опасаются, и в настоящую минуту придумываются и обсуждаются всякие меры к его «обезвреживанию». Витте любил повторять: «Не будь неограниченного самодержавия, не было бы Российской Великой империи» и утверждал, что демократические формы неприемлемы для России в силу ее разноязычности и разноплеменности. Но как прагматик он понимал, что при сложившихся обстоятельствах самодержавие должно уступить.
Вернувшись из-за границы, Витте занялся разработкой программы реформ, заказав, по своему обыкновению, материалы сразу нескольким исполнителям, причем не юристам, а журналистам. Сотрудник консервативного «Нового времени» М. О. Меньшиков не мудрствуя лукаво взял в библиотеке брошюру приват-доцента Ф. Ф. Кокошкина о европейских конституциях и в один вечер набросал для Витте план коренного преобразования России. Другой журналист И. И. Колышко вспоминал, что Витте дал ему точные инструкции: «Напишите два доклада: для царя и для публики. У царя надо отшибить страх от конституции. Но осторожно обводите его, как пугливого коня возле куста. Ну, а для публики - чтобы всем было ясно, что конституцию я дам, но не сразу. Постепенно. Поняли?» [17].
9 октября 1905
г. Витте представил Николаю
II записку, в которой
Поскольку в традициях российской власти было оттягивать преобразования до последнего, обстановка в столице была накалена до предела и при дворе уже обсуждался вопрос об эвакуации царской семьи на немецком крейсере. Манифест готовился в условиях цейтнота, в глубокой тайне и типично бюрократическими методами. К работе не привлекли ни одного из общественных деятелей. Два помощника Витте - Н. И. Вуич и князь А.Д. Оболенский подготовили несколько вариантов манифеста. Николай II колебался до последней минуты, раздумывая над тем, пойти ли на уступки или усилить репрессии. Однако ни один из сановников не решился взять на себя ответственность за наведения порядка вооруженной рукой. Министр императорского двора В. Ф. Фредерикс с горечью подвел итог: «Все от диктаторства и власти уклоняются, боятся, все потеряли голову, поневоле приходится сдаваться графу Витте». Вечером 17 октября Николай II подписал манифест в редакции Витте. В своем дневнике он сделал запись: «После такого дня голова стала тяжелой и мысли путаться. Господи, помоги нам, усмири Россию!».
Манифест 17 октября даровал верноподданным «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». На правительство возлагалась обязанность «привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности соответствующей краткости остающегося до созыва думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав». Манифест также провозглашал: «Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей».
Таким образом, самодержавная власть ограничивалась выборным представительным учреждением и впервые за много веков население получало политические свободы. Буквально на следующий день после появления манифеста возник вопрос, можно ли рассматривать его в качестве конституции. Поначалу Николай II признавал, что дарует конституцию и писал Д. Ф. Трепову: «Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей и в конце концов свершилось неизбежное!» [3]. Но после того как миновал период паники и растерянности, в царском окружении возобладало мнение, что государь всего лишь внес незначительные изменения в порядок принятия законов и что манифест никоим образом не превратил российского самодержца в конституционного монарха. В самом скором времени большинство из торжественных обещаний подверглись пересмотру и произвольному истолкованию. По-скольку военно-административный аппарат оставался в полном распоряжении прежней власти, многие из обещанных свобод оказались фикцией. Тем не менее манифест 17 октября оказал огромное влияние на внутреннюю политику. Основные положения манифеста уже нельзя было отменить. Россия вступила в новый фазис своего политического развития.
Одновременно с обнародованием манифеста 17 октября Витте был назначен первым в истории России председателем Совета министров. Тут необходимо сделать уточнение. Формально Совет министров в виде нерегулярно созываемого совещания высших сановников под председательством царя существовал и раньше, фактически же в октябре 1905 г. учреждалась совершенно новый орган власти - так называемое объединенное правительство. Витте добился согласия Николая II на привлечение в правительство общественных деятелей и вступил в переговоры с делегацией только что сформировавшейся кадетской партии Ф.А.Головиным, Ф.Ф.Кокошкиным и князем Г. Е. Львовым. Он говорил, что готов поддержать кадетов, «но при одном непременном условии, чтобы она отрезала революционный хвост».
Однако либералы не собирались отказываться от союзников слева и называли в качестве предварительных условий участия в правительстве созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Витте доказывал, что столь кардинальная мера невозможна в обстановке кровавых столкновений одной части населения с другой, но делегация была непреклонна. Впоследствии один из лидеров кадетов В.А. Маклаков высказывал горькое сожаление по поводу того, что из-за близорукости его товарищей по партии был упущен уникальный шанс мирной эволюции режима: «Понимала ли делегация, что она сделала? Помню гордость, с которой Кокошкин осипшим от повторения голосом рассказывал о победе земцев над Витте...Но было нечто более грустное, чем гордость Кокошкина. Это одобрение, которое его рассказ встречал в нашей общественности. Она радовалась, что земская делегация огорошила Витте» [7, С.439].
После отказа кадетов Витте обратился к общественным деятелем более умеренного толка - Д. Н .Шипову, А. И. Гучкову, М. А. Стаховичу, которые занимались созданием партии «Союза 17 октября». Однако октябристы также уклонились от участия в правительстве. Витте дал волю досаде и раздражению на партнеров по переговорам. Он обвинял их в негибкости, отсутствии чувства ответственности, политической незрелости и даже элементарной трусости: «в то время общественные деятели побаивались бомб и браунингов, которые были в большом ходу против власти, и это было одним из внутренних мотивов, который шептал каждому в глубине души: «Лучше подальше от опасности». В итоге Витте составил так называемый «деловой кабинет» из привычной бюрократической среды. Военный министр А.Ф. Редигер писал: «самый состав кабинета графа Витте был крайне пестрым; наряду с членами либерального и даже левого направления, как Кутлер, граф Толстой, князь Оболенский (Алексей), в нем заседал совсем консервативный Дурново; консерваторами были также Бирилев и я...Объединение правительства было чисто внешним, а о единстве взглядов не могло быть и речи» [5, С.90].
Привлечение столь
различных по духу деятелей объяснялось
тем, что кабинету Витте предстояло
решить одновременно две задачи: подавить
революцию и осуществить
Самой серьезной из реформ, которые Витте пытался провести за время своего премьерства, был аграрный проект, подготовленный главноуправляющим земледелием и землеустройством Н. Н. Кутлером. Проект предусматривал возможность принудительного выкупа крестьянами частновладельческих земель. При обсуждении проекта министры заявили, что принудительное отчуждение затрагивает священный принцип частной собственности. В ответ Витте разразился саркастической тирадой: «какие-то римляне когда-то сказали, что право собственности неприкосновенно, а мы целых две тысячи лет повторяем, как попугаи; все, по моему прикосновенно, когда это нужно для пользы общей» [24, л.149]. Но стоило проекту выйти за стены Совета министров, как на него ополчились помещики. Испугались даже иностранные землевладельцы, а император Вильгельм I, назвал эту идею «чистейшим марксизмом». Витте пришлось пойти на попятную, откреститься от проекта и согласится на увольнение его автора.
Информация о работе Политическая деятельность Сергея Юльевича Витте