Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 23:46, курсовая работа
Греческое слово " diaspora ", что означает рассеяние, впервые была применена к евреям , которые со времени вавилонского пленения оказались вне своей первоначальной родины - Иудея и Самария - и рассеялись по миру. Постепенно этот термин стали употреблять и по другим религиозных и этнических сообществ (например, по армян), которые по разным причинам - экономическим, религиозным, политическим - вынуждены были покинуть историческую родину и основать свои новые поселения в иноэтнической среде, перейдя на положение национально-культурных меньшинств. Существует несколько подходов к толкованию понятия " диаспора ".
Введение
Раздел I. История теоретико-методологического основания исследования
История концептуально-теоретического изучения вопроса
Методология исследования
Раздел II. Особенности возникновения польской диаспоры на Украине
2.1. Этноним и этногенез
2.2. Расселение на территории Украины
2.3. Характеристика социально-культурной и политической жизни польской диаспоры на Украине
Раздел III. Структура общественно-политических отношений польской диаспоры на Украине
3.1. Взаимопомощь польских организаций (на территории Украины) с польскими организациями (на территории Польши)
3.2. Взаимосвязь польских организаций с украинскими организациями
Вывод
Список литературы
План
Введение
Раздел I. История теоретико-методологического основания исследования
Раздел II. Особенности возникновения польской диаспоры на Украине
2.1. Этноним и этногенез
2.2. Расселение на территории Украины
2.3. Характеристика социально-
Раздел III. Структура общественно-политических отношений польской диаспоры на Украине
3.1. Взаимопомощь польских
3.2. Взаимосвязь польских
Вывод
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы. Воссоздания целостной картины генезиса польского этноса, невозможно без исследования польской диаспоры - его неотъемлемой части. В частности, говорится о важности и необходимости исследования вопросов, связанных с влиянием польской диаспоры на формирование украинского народа и государства в целом. По данным переписи населения Украины 2001 г. количество лиц польской национальности составляет 144,1 тыс. человек (0,2% населения).
Цель курсовой работы – проанализировать процесс формирования польской диаспоры на Украине и исследовать их социально-культурное развитие. В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:
- Исследовать теоретическую базу относительно понятия «диаспора», выяснить какая типология диаспор существует в научной сфере, какие функции они выполняют;
- Проанализировать явление польской диаспоры на Украине как один из исторических и социально-культурных феноменов мирового сообщества;
- Установить причины, рассмотреть исторические условия и особенности формирования польской диаспоры на Украине;
- Исследовать этапы и источники формирования польских поселений на Украине;
- Выяснить общие черты и особенности, присущие этническому самовыражению польских поселенцев на Украине, а также раскрыть его формы и средства;
- Установить к какому типу относится польская диаспора на Украине, какие функции она выполняет;
- Рассмотреть современное состояние польской диаспоры на Украине и исследовать ее социально-политический потенциал, выяснить, какие условия необходимы для оптимального функционирования этой диаспоры.
Объектом исследования являются польские поселения на Украине как организованные польские общины на территориях, входящие в состав Украины, а предметом - исторические и социально-культурные аспекты их развития.
Хронологические рамки работы охватывают период с начала X в. к началу XXI в., то есть от первых польских поселений на Украине и почти до наших дней. Четкая определенность и направленность исторического процесса, связанного с образованием и неравномерным развитием польских поселений на Украине, их географическая компактность и типологическое сходство позволили исследовать организовано-общественную жизнь украинских поляков в течение этого длительного периода.
Методологической основой исследования является принцип историзма. При написании курсовой работы для исследования причин, условий, этапов переселения поляков на Украину, применялся проблемно-исторический подход, использовано социологические методы сбора и обработки эмпирических данных, методы анализа и синтеза в работе применяются относительно исследования понятия «диаспора » и определения типа, к которому относится польская диаспора на Украине, также используются методы аналогии, сравнения и обобщения, а также междисциплинарные - метод контент-анализа, статистический.
Научная новизна исследования заключается в том, что процесс освоения поляками проблемы их интеграции к новому обществу, особенности этнонационального самовыражения, современное состояние и перспективы этнокультурного развития украинских поляков впервые в украинской историографии рассматривается в целостном виде с использованием исторических, социологических и междисциплинарных методов.
Структура курсовой работы соответствует цели и задачам исследования. Курсовая состоит из введения, трех разделов, вывода, приложений и списка использованной литературы. В первом разделе «История теоретико-методологического основания исследования» исследовано разнообразие научных подходов к определению феномена диаспоры, установлено типологию мировых диаспор, выяснено, какие функции может выполнять диаспора. Во втором разделе «Особенности возникновения польской диаспоры на Украине» выяснены причины и исторические условия переселения поляков на Украину, а также особенности формирования польской диаспоры на Украине, ее социально-экономическое и этнокультурное развитие. Третий раздел «Структура общественно-политических отношений польской диаспоры на Украине» содержит информацию о национально-культурном состоянии польской диаспоры на Украине на современном этапе, об отношениях этой диаспоры со страной проживания (Украина) и со страной выхода (Польша).
РАЗДЕЛ I
ИСТОРИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Греческое слово " diaspora ", что означает рассеяние, впервые была применена к евреям , которые со времени вавилонского пленения оказались вне своей первоначальной родины - Иудея и Самария - и рассеялись по миру. Постепенно этот термин стали употреблять и по другим религиозных и этнических сообществ (например, по армян), которые по разным причинам - экономическим, религиозным, политическим - вынуждены были покинуть историческую родину и основать свои новые поселения в иноэтнической среде, перейдя на положение национально-культурных меньшинств. Существует несколько подходов к толкованию понятия " диаспора ".
Рассматривая термин " диаспора ", нужно исходить из того, что одним из его главных признаков является пребывание этнической общности людей за пределами страны(территории) их происхождения в иноэтническом окружении. Этот отрыв от своей исторической Родины и формирует тот первоначальный, отличительный признак, без которой нет смысла говорить о сущности данного феномена. Диаспора это не просто " кусок " одного народа, который живет среди другого народа - это такая этническая общность , которая имеет основные или важные характеристики национальной самобытности своего народа, сохраняет их, поддерживает и содействует их развитию: языка, культуры, сознания. В этом случае нельзя назвать диаспорой группу людей, которые хотя и представляют один народ, но вступили на путь ассимиляции, на путь исчезновения их как ветви данного народа.
Диаспора имеет некоторые организационные формы своего функционирования, начиная с такой как землячество, и заканчивая наличием общественных, национально-культурных и политических движений. Иначе, говоря, нельзя отнести к диаспоре любую группу людей определенной национальности, если у них нет внутреннего импульса, потребности к самосохранению. Стоит отметить такой отличительный признак диаспоры как осуществление ею социальной защиты конкретных людей. Анализируя эти признаки, стоит обратить внимание на то, что нередко большие этнические группы, живущие в иноэтническом окружении, не создают своих диаспор, ограничиваясь организациями землячества или групп по интересам. Нечто подобное было и с украинцами в СССР, когда они были в значительной части и политическими, и хозяйственными руководителями, занимали достойное, не унижая их национальное самосознание, место в социальной структуре общества.
Таким образом, диаспора - это устойчивая совокупность людей одного этнического происхождения, живущая в иноэтническом окружении за пределами своей исторической Родины (или вне ареала расселения своего народа), имеющая социальные институты для развития и функционирования данного общества. Особенно важный признак диаспоры - это внутренняя способность к самоорганизации, которая дает возможность диаспоре функционировать долгое время, оставаясь при этом относительно самодостаточным организмом. Такую трактовку этого понятия предлагают нам Ж. Т. Тощенко и Т. И. Чаптикова.
Диаспора - это культурно-отличное сообщество на основе представления о совместной родине и коллективных связей, строящихся на этой основе, групповой солидарности и демонстрируя отношение к родине. Если нет подобных характеристик, значит, нет, и диаспоры. Иными словами, диаспора - это стиль жизненного поведения, а не жесткая демографическая и тем более этническая реальность. Этим явление диаспоры отличается от другой рутинной миграции. Такое определение понятия «диаспора» формулирует В.А. Тишков.
Диаспора - это пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны своего происхождения. Диаспора образовалась в результате насильственного выселения, угрозы геноцида, действия экономических и географических факторов. Такое определение можем найти в Украинской Советской Энциклопедии.
Рассмотрим также новое понятие - « диаспора катаклизма », введенное в научный оборот профессором социологии Калифорнийского университета Р. Брубейкер. Появление таких диаспор он связывает с дезинтеграцией и развалом крупных государственных образований, которые приводят к изменению политических границ. Главной идеей , которая положена Р. Брубейкер в основу выделения " диаспор катаклизма ", является не перемещение людей через границы, а перемещение самых границ . "Диаспоры катаклизма " возникают мгновенно, в результате резкого изменения политического строя, вопреки желанию людей. Они более компактны по сравнению с трудовыми диаспорами, которые имеют тенденцию быть рассеянными в пространстве и слабо укоренившимися в принимающих государствах.
Типология диаспор.
Разнообразие диаспор делает чрезвычайно трудным осуществление их классификации. Но, применяя разнообразные основы, можно попытаться осуществить эту задумку. Прежде всего, диаспоры нужно рассмотреть с точки зрения того, кого представляет диаспора, какие страны или народы относятся к их исторической Родине или их исторического прошлого. Справедливо делить диаспоры на внутренние - проживающие в пределах одного государства, но в иноэтнической среде; внешние - за пределами государства - Родины этноса.
Стоит отметить специфичность диаспор, представляющие диаспоры, не имеющих своей государственности и живущих дисперсно (цыгане, ассирийцы, уйгуры и др.). Особое место в данной классификации занимают этносы, большая часть которых проживает в диаспоре (евреи, армяне).
Диаспоры также можно классифицировать и по тем основным видам деятельности, которую они осуществляют. Распространенная деятельность, которая связана с духовной культурой народа, с осуществлением культурно-просветительских функций, которые направлены на пропаганду национальной литературы, искусства, на распространение и поддержание родного языка, для создания благоприятных условий и развития национального самосознания членов диаспоры. Анализ реально существующих диаспор показывает, что 60-70 % из них ориентированы на решение национально-культурных проблем. Распространились религиозные организации национальных диаспор, особенно в том случае, если религия, которую исповедует данный народ не совпадает с основной формой религиозной ориентации народа, среди которого проживает диаспора. Некоторые диаспоры имеют организации, занятые экономической деятельностью, что, как правило, связано с созданием определенных производств по выпуску национальных товаров и услуг, по развитию народных промыслов и ремесел. В последнее время значение национальных диаспор возросло еще и потому, что они стали более активно и целенаправленно создавать организации, которые осуществляют социальные функции - функции социальной защиты, охраны прав, получения гарантий и обеспеченности людей согласно провозглашенной ООН Декларацией прав человека. Особой формой деятельности для некоторых диаспор является осуществление ими некоторых политических функций, когда основное внимание созданных ими организаций сосредоточена на поддержании ими целей независимости (абхазская диаспора в России), на достижение национального примирения (таджикский диаспора в России), на противостояние политическим процессам в своих республиках (узбекский, азербайджанский, туркменский диаспоры в России), также формируются общественные движения и политические партии в диаспорах, диаспоры одного места выхода объединяются в сеть в рамках различных государств.
Диаспоры можно рассмотреть и с точки зрения их сплоченности: они охватывают и пытаются охватить главные сферы жизни своих членов (как татарская), или сосредотачиваются на отдельных процессах.
Диаспоры могут рассматриваться с точки зрения позитивности и деструктивности. В целом это положительное явление, но иногда они сосредотачиваются на националистических, экстремистских идеях и ценностях. Они могут выступать в виде лоббистов специфических национальных интересов. Не исключается и криминальный аспект в их деятельности, так как мы имеем такое специфическое явление как этническая преступность. Именно эти деструктивные явления и ставят вопрос об источниках и причинах их возникновения и существования, анализ которых показывает невозможность их объяснения, исходя только из истории и реальной жизни данного народа: как правило, эти причины имеют обширный характер и, так или иначе, зависят от широкого круга проблем.
По времени создания диаспоры делятся на старые, относительно молодые и совсем молодые, такие типы выделяют С. А. Арутюнов и С. Я. Козлов. В группу старых они включают те, которые существовали со времен древности или Средневековья : это еврейские, армянские , греческие диаспоры в странах Европы и Западной Азии, китайские и индийские в странах юго-восточной Азии. Относительно молодыми авторы считают турецкие, польские, алжирские, марокканские, корейские, японские диаспор ; совсем молодыми - диаспоры , сформированные гастарбайтеров (выходцами из Палестины, Индии, Пакистана, Кореи) в нефтяных государствах Персидского залива и Аравийского полуострова с начала 1970- х годов. При классификации диаспор, исходя из характера их взаимодействия с мультиэтническим государством, в котором они сформировались , Дж. Армстронг - профессор Висконсинского университета, выделяет два типа диаспор: «мобилизованные» и «пролетарские». «Мобилизованные» диаспоры имеют долгую и тяжелую историю , они формировались веками. Эти диаспоры способны к социальной адаптации и поэтому глубоко укоренились в принявших их общество. Как подчеркивает Дж. Армстронг , «хотя с точки зрения положения, которое они занимают в обществе эти диаспоры не превышают другие этнические группы мультиэтнических государств, тем не менее по сравнению с ними они имеют целый ряд материальных и культурных преимуществ». К категории «мобилизованных» диаспор относятся, перво-наперво, еврейская диаспора (Дж. Армстронг называет ее архетипической, то есть истинной, изначальной диаспорой) и армянская. «Пролетарски » диаспоры - это молодые сообщества, которые недавно возникли.
Существуют еще и такие типы диаспор:
- диаспоры с глубокими историческими корнями (сюда относятся армянская, еврейская и китайская);