Польская диаспора Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Греческое слово " diaspora ", что означает рассеяние, впервые была применена к евреям , которые со времени вавилонского пленения оказались вне своей первоначальной родины - Иудея и Самария - и рассеялись по миру. Постепенно этот термин стали употреблять и по другим религиозных и этнических сообществ (например, по армян), которые по разным причинам - экономическим, религиозным, политическим - вынуждены были покинуть историческую родину и основать свои новые поселения в иноэтнической среде, перейдя на положение национально-культурных меньшинств. Существует несколько подходов к толкованию понятия " диаспора ".

Содержание

Введение
Раздел I. История теоретико-методологического основания исследования
История концептуально-теоретического изучения вопроса
Методология исследования
Раздел II. Особенности возникновения польской диаспоры на Украине
2.1. Этноним и этногенез
2.2. Расселение на территории Украины
2.3. Характеристика социально-культурной и политической жизни польской диаспоры на Украине
Раздел III. Структура общественно-политических отношений польской диаспоры на Украине
3.1. Взаимопомощь польских организаций (на территории Украины) с польскими организациями (на территории Польши)
3.2. Взаимосвязь польских организаций с украинскими организациями
Вывод
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 73.35 Кб (Скачать файл)

- «дремлющие» диаспоры (американцы в Европе и в Азии и скандинавы в США);

- «молодые» диаспоры (их формируют греки, поляки и турки);

- «диаспоры, которые зарождаются», то есть, которые находятся только на начальной стадии своего становления (их только начинают формировать корейцы, филиппинцы, а также русские в бывших советских республиках);

- «бездомные», т.е. не имеют «своего» государства (в эту категорию попадают диаспоры курдов, палестинцев и цыган);

- «этнонациональные» - самый распространенный тип диаспор. Их характерная особенность в том, что они чувствуют за спиной невидимое присутствие «своего» государства;

- диаспоры «рассеяны» и диаспоры, которые живут компактно. Такую классификацию предложил Г. Шеффер - профессор Иерусалимского университета.

Диаспоры можно классифицировать на основе восьми критериев.

I. Общность исторической судьбы. По этому критерию выделяются два типа: 1) диаспорные образования, члены которых проживают на территории своего бывшего государства, но за пределами обособленной государства выхода (например , армянские или азербайджанские диаспоры в России, российские (и «русскоязычные») сообщества в государствах (средней Азии) 2) диаспорные образования, члены которых ранее не были связаны с территорией нового жительства единственным правовым, языковым полем и никогда не являлись частью единого государства (сюда относится большинство ныне существующих диаспор - например, армяне в США или во Франции, турки в Германии и др.).

II. Юридический статус. Этот критерий также позволяет разделить все диаспоры на два типа: 1) сообщества , члены которых имеют официальный юридический статус, который необходим для легального пребывания на территории принимающего региона (сюда относится статус гражданина страны поселения, статус беженца и т.д.); 2) сообщества, члены которых находятся на территории принимающей страны преимущественно нелегально и не имеют официальных документов, регламентирующих их пребывания (данное разделение весьма условн , поскольку практически каждое диаспорное сообщество включает в себя как людей с признанным юридическим статусом, так и нелегалов).

III. Обстоятельства создания  диаспор. Здесь возможны два случая. Первый связан с миграцией. Группы  людей пересекают государственные  границы и перемещаются с одного  региона в другой, в результате  возникают новые диаспорные сообщества или пополняются уже имеющиеся. Второй случай предполагает перемещение самих границ: та или иная группа остается на месте и, оказавшись «вдруг» в состоянии этнического меньшинства, вынужденно формирует диаспорное сообщество (ярким примером могут служить русские в бывших республиках Советского Союза).

IV. Характер мотивации к переселению. Согласно этому критерию диаспорные образования подразделяются на: 1) те, которые возникли в результате добровольного перемещения людей, которым, например, двигают экономические мотивы (такими является большинство «новых» диаспорных сообществ в странах ЕС, например, турки или поляки в Германии); 2) те, которые сформировались в результате «выдавливания» членов данной этнической группы с начальной территории вследствие разного рода социальных, политических изменений или природных катаклизмов (в эту категорию попадает большинство классических диаспор, возникших в результате принуждения к переселению, а также русская эмиграция первой и второй волны).

V. Характер пребывания  на территории региона поселения. По этому критерию диаспоры делятся на три типа: 1) сообщества, члены которых ориентированы на постоянное нахождение на новой территории, то есть на оседлость и получения гражданства страны поселения; 2) сообщества, члены которых склонны рассматривать регион нового поселения как транзитную область, откуда должно выходить продолжение миграции или возвращение в страну выхода; 3) сообщества, члены которых настроены на непрерывную миграцию между страной выхода и регионом нового поселения (сюда следует отнести, например, значительную часть азербайджанцев в России, которые ориентированы на маятниковую миграцию ).

VI. Наличие « базы» в регионе нового поселения. Здесь выделяются два типа: 1) диаспорные образования, члены которых долгое время проживают (или проживали) на территории региона поселения, исторически связанные с местом нового проживания и уже имеют опыт взаимодействия с его культурой и обществом. Такие диаспоры отличаются наличием сетей коммуникации, обладают высоким уровнем организации и экономическим капиталом (типичными примерами являются еврейские или армянские диаспоры); 2) диаспорные сообщества, возникшие относительно недавно и не имеющих опыта взаимодействия с культурой и обществом принимающего региона (сюда относятся «новые» , или «современные» диаспоры - такие, например, как турки в Германии или афганцы в России).

VII. «Культурное сходство» с принимающим населением. Данный критерий предполагает разделение на три типа: 1) сообщества с близкой культурной дистанцией (например, украинские общины в России, азербайджанские общины в Турции, афганские сообщества в Иране); 2) сообщества со средней культурной дистанцией (например, русские общины в Германии или армянские общины в России); 3) сообщества с далекой культурной дистанцией по отношению к населению принимающего региона (например, афганские сообщества в России или турецкие общины в Германии).

VIII. Наличие государственных  образований на территории страны  выхода. Данный критерий предполагает  разделение диаспоры сообществ  на три типа: 1) диаспорные сообщества, члены которых имеют свое государство, историческую родину, куда они могут вернуться добровольно или быть высланы властями региона нового поселения; 2) «безгосударственные» диаспоры, члены которых не имеют официально признанного государства, на поддержку которой могли бы рассчитывать (сюда относятся, например, цыгане, палестинцы, до 1947 г. - евреи).

Эту подробную классификацию предложил В. Д. Попков - доктор юридических наук, профессор РГГУ.

1.2. Методология  исследования

Методологической основой исследования является принцип историзма. При написании курсовой работы для исследования причин, условий, этапов переселения поляков на Украину, применялся проблемно-исторический подход, использовано социологические методы сбора и обработки эмпирических данных, методы анализа и синтеза в работе применяются относительно исследования понятия «диаспора » и определения типа, к которому относится польская диаспора на Украине, также используются методы аналогии, сравнения и обобщения, а также междисциплинарные - метод контент-анализа, статистический.

Принцип историзма – способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Следование данному принципу означает рассмотрение исторических явлений в саморазвитии, то есть помогает установить причины их зарождения, выявить качественные изменения на  различных этапах, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития. Это дает возможность изучить любое явление с момента возникновения и проследить весь процесс его развития в исторической ретроспективе. Такое определение предлагает нам Т. П. Заиконникова – кандидат филологических наук.

РАЗДЕЛ II

ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЛЬСКОЙ ДИАСПОРЫ НА УКРАИНЕ

 

2.1. Этноним и  этногенез

Рассмотрим для начала само понятия «этноним» и «этногенез».

Этноним (от греч. έθνος — племя, народ и όνυμα — имя, название) — названия нации, народа, племени, племенных союзов, родов и тому подобное.

Этногенез (от ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение»), этническая история — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.

Польский этнос сложился на основе консолидации славянских племен: западных полян, слензан, вислян, мазовшан, поморян, а самоназвание "поляки", как и название государства «Польша», утвердилась во времена княжения Мешко I (963-992 гг.) и Болеслава I Храброго (967 - 1025 гг.). Коронация Болеслава II ( 1026 ) дала государству поляков название «Польское Королевство». После Гнезно и Познани, с середины XI в. столицей государства стал Краков, а с XVI в. - Варшава. Параллельно с названием «поляки»  бытовало название «ляхи», «лехиты».

Сам этноним «поляки» полагается, что произошел от таких племен как поляне, поморяне, малополяне и есть наименованием современных жителей Польши.

Так же вполне возможно, что этноним «ляхи» - предполагает тоже наших недалеких соседей. Очевидно, что наименование лях (чешское Lech) было дано полякам их соседями; это подтверждается также тем, что как литовцы, так и венгры сохранили это старое название (Lenkas, lengyel), а в турецком и иранском языках сохранялось название Лехистан для обозначения Польши. Таким образом, историческое значение наименования «ляхи» ясно: так называли поляков их соседи, причем, скорее всего восточные. Западные соседи поляков – лютичи, ободриты и сербы – этого названия не знали; в противном случае следы его сохранились бы в многочисленных известиях западных источников. Однако такое толкование исторического термина лях еще не объясняет его первоначального значения и связи с наименованием поляк, которое, как мы видели, обозначало жителя полей. Такие крупные лингвисты, как, например, В. Ягич, А. Соболевский, В. Негринг, Е. Бернекер, выводят наименование «лях» от слова «lęda», и если такое объяснение, что весьма правдоподобно, является верным, то в названиях полян и ляхов мы можем видеть обозначения двух групп населения, живущих в различных экономических условиях: жители полей – это хлебопашцы, а жители нераспаханной земли – ляды – это люди, которые занимались не земледелием, а охотились и пасли скот. Таким образом, ляхи первоначально были охотниками и пастухами, а поляне – хлебопашцами. Областью же ляхов была та часть Польши, которая не являлась землей полян, то есть Повисленье, Мазовщина и Малополыпа, где наименование ляхи удержалось до сих пор. Отсюда понятно, почему русские славяне и славяне, обитавшие в Венгрии, звали поляков ляхами, в то время как сербы, лютичи и ободриты, знавшие в качестве соседей только полян, называли и весь народ этим вторым именем.

2.2. Расселение  на территории Украины

Первые поляки появились на территории современной Украины уже в X веке, когда Польше принадлежали так  называемые «Червенские города» (впоследствии завоеванные Русью). После очередного завоевания Червенских городов в 1030—1031 годах киевский князь Ярослав Мудрый расселил польских военнопленных на оборонной линии вдоль реки Рось.

Переселение более крупных групп поляков на территорию современной Украины началось в XIV веке, после включения Галиции в состав Польши. Массовые переселения приходятся на XVІІ-XVІІІ ст. и были обусловлены поражением Польши в войне с Турцией и усилением угнетения польских крестьян, которые искали лучшей судьбы на «восточных кресах». Польское население направлялось на Правобережье (Волынь, Подолье, частично Западную Киевщину), а также — в Восточную Галицию. В середине XVІ ст. на Украину переселялись крестьяне восточных воеводств Польши — Люблинского, Жешувского, Краковского, в XVІІ — XVІІІ ст., после Люблинской унии увеличилось число переселенцев из центральных районов Польши, Мазовии и частично Мазурского Поозерья. Поляки принимали участие и в военно-земледельческой колонизации степных районов, основав здесь ряд поселений. Ещё больше поселений основали поляки на Западной Украине, причём некоторые из них стали крупными населёнными пунктами, среди них Станислав (ныне — Ивано-Франковск), Тернополь, Кристинополь (ныне — Червоноград), Жолква, Рава-Русская и другие.

Доля поляков среди населения Правобережной Украины составляла в середине XIX века до 6 %, при этом на Волыни до 10 %, Киевщине — 5, Подолье — 3 %. Местами их концентрации были уезды Новоград-Волынский (свыше 15 % населения), Староконстантиновский (15 %), Луцкий (14 %), Кременецкий (13,30 %) в Волынской губернии, Махновский уезд Киевской губернии (11 %), Балтский — Подольской губернии (6 %). Поляки жили также на австрийской Буковине (переселяясь сюда из Галиции) — около 1 %. Их удельный вес в Причерноморье вырос после реформ 1861 года до почти 2 %. Однако, основным регионом расселения поляков на Украине была Восточная Галиция. В 1800 г. В Восточной Галиции поляки представляли пятую часть всего населения, при этом их доля постепенно росла: во Львовском воеводстве в1817 г. они составляли 30,08 %, а в 1900 г.- 37,21 %; в Тернопольском — соответственно 27,37 и 31,15 %; в Перемышльском — 24,18 и 32,21 %, Саноцком — 36,63 и 37,21 %.

Поляки на Украине не были однородными в социальном плане: часть из них представляли «мазуры» (в прошлом бедные крестьяне), часть шляхта и горожане. В конце XVІІІ ст. на Правобережной Украине поляки составляли большинство правящего слоя, католического духовенства, служащих.

На начало 1930-х годов доля этнических поляков в составе Компартии Украины была приблизительно вдвое большей, чем среди всего населения Советской Украины, а генеральным секретарем ЦК КП(б)У был поляк Станислав Косиор. В рамках политики коренизации в 1926—1935 годах существовал польский национальный район имени Мархлевского, близ Житомира. Во второй половине тридцатых годов XX века автономный район был упразднён, значительная часть польского населения была выселена в Казахстан.

Во второй половине 1930-х и в 1940-х годах численность поляков на территории Украины значительно сократилась в результате депортации поляков в восточные районы СССР, этнических чисток, проводимых украинскими националистами (в частности, на Волыни), и репатриации польскими и советскими властями большинства галицийских и волынских поляков после окончательного закрепления западноукраинских земель за УССР. В дальнейшем переписи населения показали неуклонное сокращение численности польского населения на Украине: 1959—363 тыс., 1970—295 тыс., 1979—258 тыс. и 1989—219 тыс.

2.3. Характеристика  социально-культурной и политической  жизни польской диаспоры на  Украине

Сейчас поляки, остаются одной из крупнейших в Украине национальных меньшинств, действует 25 общероссийских и региональных польских обществ. Как уже говорилось, в разных регионах Украины проживает более 144 тыс. поляков, составляет 0,3 % ко всему населению. Более 65 % из них живут в традиционных регионах бытования поляков - в Житомирской, Хмельницкой, Львовской областях и в Киеве. 12,9 % поляков Украины считают родным языком польский, 15,6 % русский, а 71 % украинский. Обращает на себя внимание и то, что 99,6 тыс. поляков жителями городов, а 44,4 тыс. - сельской местности.

В Украине функционирует 5 польских школ, почти 300 классов, десятки воскресных школ и факультативных групп, в которых более 5 тыс. детей и подростков изучают польский язык, литературу, историю. В рамках заключенных между Украиной и Польшей договора, совместного заявления "К пониманию и единению" и Соглашения о сотрудничестве в области науки и образования активизируется сотрудничество культурно -просветительных учреждений, взаимообмен специалистами, духовными и культурными ценностями. Более 300 выпускников школ Украины получают высшее образование в Польше, кроме того, в Киевском и Львовском университетах, Дрогобычском педуниверситете созданы отделения и группы подготовки преподавателей и учителей польского языка. Только за последние 5 лет издано более 60 книг, справочников, словарей, учебников для польских студентов и учащихся. Стали традиционными ежегодные фестивали польской культуры в Житомире, Киеве, Львове, фестивали польского фольклора, функционируют более сотни любительских художественных коллективов, ансамблей, хоровых капелл. Большой популярностью пользуются польский фольклорный ансамбль "Яскулки" при киевском обществе "Согласие" и коллектив "Полесские соколы" при "Союзе поляков Житомирщины" , а также другие любительские коллективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ III

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОЛЬСКОЙ ДИАСПОРЫ НА УКРАИНЕ

Информация о работе Польская диаспора Украины