Православная церковь в 15-16 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Многоконфессиональная структура белорусского общества складывалась на протяжении более чем тысячелетней истории народа, она стала важным фактором, который оказал большое влияние на формирование культуры, ментальности, государственных традиций современной Беларуси. Опыт нашего государства, в котором органично существуют более 25 различных конфессий и религиозных направлений, уникален. 58,9% белорусов считают себя верующими. Из них 82% – православные, 12% католики, 6% – представители иных конфессий. Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1545 приходов, 11 епархий, 5 духовных учебных заведений, 32 монастыря, 14 братств, 10 сестричеств. Действуют 1334 православных храма, 150 строятся. В приходах работает 1577 священнослужителей [17]. Актуальность данного исследования, таким образом, более чем очевидна.

Содержание

Введение..............................................................................................................................4

1.Православие на Беларуси в XV веке........................................................................................................................................8
1.1 Кревская уния и ее последствия...................................................................................8

1.2 Положение Православной церкви в XV веке............................................................13

2 Православие и католичество: путь к унии.....................................................................................................................................19

2.1 Положение Православной Церкви в XVI веке..........................................................19

2.2 Распространение католичества...................................................................................23

3 Брестская уния 1596 г....................................................................................................26

3.1 Церковная уния: от идеи к осуществлению............................................................. 26

3.2 Заключение унии......................................................................................................... 30

Заключение........................................................................................................................ 34
Список использованных источников.........................................................................................................................38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Дулову А. Н..docx

— 83.36 Кб (Скачать файл)

Прозелитизм Рима становился все настойчивее и дошел до того, что папа Александр VI освободил Великого князя Литовского от необходимости выполнять обязательства данные тестю, Великому князю Московскому Ивану III «никогда не принуждать к римской вере» жену Елену. В случае отказа Елены принять римскую веру папа уполномочил виленского епископа Войцеха Табора не только разлучить ее с мужем и удалить из дома, но и конфисковать ее имущество. В 1501 г. виленский епископ получил от папы право «светского меча», т.е. права преследовать и даже казнить противников католицизма.

Результатом государственной политики второй половины XV – начала XVI вв., направленной на укрепление позиций католицизма, стал быстрый рост числа католических епископий. К 1500 г. их число на Беларуси достигло 90, а к 1550 г. – 152 [19].

Опасность, исходящая от католицизма, хорошо осознавалась митрополитом Ионой Глезной (1488-1494), бывшим полоцким епископом. Ее проявлением следует считать и спешное избрание на митрополичей престол архимандрита Виленского Свято-Троицкого монастыря Макария (1494–1497).

При Александре была предпринята и новая попытка введения церковной унии. После трагической кончины митрополита Макария на Киевскую митрополию был назначен смоленский епископ Иосиф Болгаринович (1497–1501), приверженец унии. Он обратился к Папе Александру VI c письмом, в котором признал Флорентийскую унию, символ католической веры и отдавал себя и свою церковь под покровительство Папы.

Однако гонения на Православие, начавшиеся при Александре VI, вызвали «отъезд» русских православных князей на службу к Великому князю Московскому, что привело к войне с Великим княжеством Московским (1500–1503). И только неудача в военных действиях и внешнеполитические осложнения ВКЛ заставили Александра оградить права Западнорусской церкви. Православные получили возможность свободно исповедовать свою веру.

При короле Александре Казимировиче были построены следующие монастыри и церкви: Никольская в с. Порудомине (Виленская обл.), 1493 г.; Спасский в Кобрине, 1497 г.; Супральский монастырь с иконою Богоматери, построенный в Городке в 1498 г. и перенесенный в 1500 г. в Супрасль; Рождество-Богородичная церковь в Минском замке с чудотворной иконой Богоматери и Троицкий в Дрогичине, около 1500 г.; Ильинская церковь в селе Саковщине (Ошмянский р-н), Никитская церковь в Здитове, (Гродненская обл.) и Збироговская церковь (Гродненская обл.), в 1502 г.; соборная Дмитриевская церковь в Пинске, Рождество-Богородичные в Вильно и Бельске, построенные в 1507 г. и др. [19]

Таким образом, Кревская уния 1385 г. являлась актом государственно-правового объединения двух государств. Однако фактически самостоятельность Великого княжества Литовского еще не была утрачена. В Городельском привилее 1387 г. говорилось о государственно-политической независимости ВКЛ. Однако Кревская уния на века предопределила геополитическую ситуацию в этом регионе: одно из крупнейших европейских государственных образований, полиэтническое Великое княжество Литовское с православным населением на большей части территории подпадало под власть польского короля. Уния положила начало тесной и во многом драматической связи исторических судеб белорусов, украинцев, поляков и литовцев на последующие четыреста лет. Она способствовала постоянному расширению влияния Польши на Великое княжество Литовское. После Кревской унии начался тот процесс, который привел в конце XVII в. к запрещению белорусского языка в официальном делопроизводстве и замене его именно польским. Вместе с тем в конце XIV – первой половине XV в. Кревская уния играла прогрессивную роль, объединяя силы обеих сторон в борьбе с агрессией крестоносцев, представлявшей смертельную опасность для ВКЛ и Польши. Важнейшим результатом такого объединения была победа над Орденом, достигнутая на полях под Грюнвальдом в 1410 г.

Соединение Литовского княжества с Польской Короной получило новое подтверждение в Городельском привилее 1413 г., который положил препятствие обрусению Великого княжества Литовского. Литовский государь теперь не только сам исповедовала католичество, но и обязывался его распространять среди своих подданных.

Рукоположением в сан митрополита Киевского Григория Болгарина (1458) начинается новый период в истории Православной Церкви Беларуси. С этого времени ведет свое начало автономная Киевская митрополия, в состав которой вошли все православные епископии ВКЛ, в том числе и белорусские.

52-летнее  правление Казимира IV было вполне  благоприятным для существования западнорусской церкви, несмотря на попытки вмешательства со стороны римской курии, которое выразилась не только в попытках навязать церковную унию, но и в разворачивании широкой миссионерской деятельности бернардинов.

Положение Православия изменилось резко к худшему при преемнике Казимира – Александре Казимировиче, результатом государственной политики которого, направленной на укрепление позиций католицизма во второй половины XV – начала XVI вв., стал быстрый рост числа католических епископий. При нем была предпринята и новая попытка введения церковной унии. 
2 ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЧЕСТВО: ПУТЬ К БРЕСТСКОЙ УНИИ

 

2.1 Положение Православной Церкви в XVI веке

 

Миролюбивая по отношению к Православию политика продолжалась при Сигизмунде I Старом (1506–1548) и Сигизмунде II Августе (1548–1572). В 1563 г. шляхта «веры христианской» была уравнена в правах. Отмена постановлений Городельского сейма еще раз была подтверждена в 1568 г. Магдебургское право давалось горожанам «обудву законам».

 Именно  в это благоприятное для Православия  время развертывается большая  духовно-просветительская работа  таких известных поборников Православия  как Георгий (Франциск) Скорина, Иосиф и Иван Солтаны, А. и Г.Ходкевичи, кн. Острожские, Олельковичи и др. Ведется широкое строительство православных церквей и монастырей. Их число при Сигизмунде I превысило 80. При Сигизмунде II Августе на территории ВКЛ упоминается уже свыше 95 православных монастырей и храмов. В самом Вильне Сигизмунд I разрешил гетману ВКЛ К.И. Осторожскому перестроить Пречистенский собор, в котором в 1513 г. была погребена королева Елена Ивановна, пожертвовавшая сюда образ Одигитрии, а также Св.-Троицкую и Св. Николаевскую церкви (1514 г.). Из православных монастырей при Сигизмунде I возводятся: Сурдегский с благодатною иконою Богородицы, 1510 г.; Браславский женский монастырь, основанный около 1513 г. королевой Еленой Ивановной; Полоцкий Пятницкий монастырь; Тороканский монастырь (Гродненской обл.), Варваринский Пинский женский монастырь, около 1520 г. и др. Православные храмы воздвигаются не только в «русских» частях ВКЛ, но и на территории Литвы и Жемайтии (Сурдеги, Кейданы) [19].

В 1509 г. в «богоспасаемом городе» Вильно состоялся собор западнорусской церкви, целью которого было установление церковного порядка и ограждение духовенства от влияния мирской власти. На соборе присутствовали 7 епископов, 7 архимандритов, 6 игуменов, 7 лиц белого духовенства. Председателем на Соборе был митрополит Иосиф II Солтан (1507–1522). Несомненными ревнителями Православия были и его последователи: Иосиф III (1522–1534) и Макарий II (1534–1555).

Однако уже в это относительно благоприятное для православия время в политике последних ягеллонов вызревает тактика, которая постепенно привела западнорусскую церковную иерархию к кризису.

Это было вызвано особенностью положения Православной церкви и православного общества на территории новообразованной митрополии в целом. Православная церковь ВКЛ была подчинена власти короля Польского и Великого князя Литовского. Католик по вероисповеданию, он имел над церковными учреждениями право «опеки», которое зачастую передавалось в руки феодалов, в том числе католиков и даже католических прелатов. В руках этих «правителей» находилось назначение епископов, настоятелей монастырей. Зачастую они отдавали кафедры и обители людям, оказавшим им важные услуги, не заботясь о том, насколько те подготовлены к исполнению пастырских обязанностей.

Опираясь на могущество своих светских покровителей, епископы часто выходили из повиновения митрополиту. Они не являлись на соборы, а священники без воли своих епископов переходили в чужие епархии и там утверждались патронами церквей.

Все эти нарушения вносили расстройство во внутреннюю жизнь православной церкви, подтачивали ее нравственные устои и делали бессильной в противостоянии новому наступлению католичества.

В то же время в границах Литовской митрополии правящие круги содействовали созданию римо-католических епископств. Католическое духовенство наделялось такими правами и привилегиями, которых православное духовенство не имело.

Поддерживалась и деятельность костела, направленная на обращение православных в католицизм. С этой целью поощрялось основание на «русских» землях католических монастырей, главной задачей которых был прозелитизм. В то же время деятельность православной церкви постепенно ограничивалась.

В неполноправное положение было поставлено и православное население. Православная знать в ВКЛ (до 1563 г.) не имела права занимать высшие государственные должности; православных мещан не допускали в состав городских магистратов, не принимали в цехи; православные крестьяне должны были платить десятину на содержание католических священников.

По мнению Ф. Кривоноса на протяжении всего XVI столетия польские короли, «внешне и на словах сохраняя терпимость, нередко оказывали грубое, недопустимое давление на Церковь» [12]. Оно особенно сильно проявилось в злоупотреблении с их стороны правом патроната (то есть опеки над Церковью, о которой говорилось выше), например в раздаче православным магнатам и шляхте церковных должностей за военные и гражданские заслуги, а то и просто за деньги. Это делалось с целью ослабления и разложения Православной Церкви в Белоруссии изнутри. По словам А.В. Карташева, «такое извращенное патронатское право подрывало в корне нормальный церковный строй, унижало и разлагало духовные силы клира и мирян» [11, с. 541].

 В этом отношении был достигнут немалый успех. «Даже монастыри, которые в Древней Руси всегда были центром просвещения, в Литве, за исключением двух-трех (Супрасльского, Виленских: Свято-Троицкого и Свято-Духова), также... находились в запустении» [12]. Противодействовать проявившемуся упадку нравов духовенства пробовал митрополит Иосиф (Солтан), созвавший в 1509 году Виленский Собор. Принятые на этом соборе решения немного улучшили положение, но в целом не выправили его.

 Утесняя православных, литовские князья (они же польские короли) временами, особенно при изменениях в худшую для них сторону политической ситуации внутри страны и на ее восточных рубежах, даровали своим православным подданным всевозможные привилегии. Так было при Казимире Ягеллончике (1448–1492), его преемнике Александре Казимировиче (1492–1506), Сигизмунде Августе (1548–1572).

Тем не менее, общий характер отношения литовских князей к Православной Церкви в Белоруссии отличался недоброжелательностью и стремлением к ее ослаблению. Н.И. Костомаров в середине прошлого века писал по этому поводу: «Что значат те привилегии? Для чего они давались всеми королями? Разве не довольно было дать одной и навсегда? – Для того, что их никто не исполнял, для того, что вслед за привилегией по-прежнему теснили и гнали веру...» [12].

 Несмотря на то, что православные находились в более ущемленном положении сравнительно с католиками, пользовавшимися покровительством властей, в XVI столетии Православие значительно преобладало в княжестве. Официальным языком делопроизводства оставался западнорусский. Во многих городах, в том числе Новогрудке, Бресте, Минске, Вильно, православные храмы составляли огромное большинство. Но это был, к сожалению всего лишь численный перевес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Распространение католичества

 

Православная вера, как мы уже показали выше, к XV веку была господствующей в Вильне и во всей Беларуси. Насадителем же римско-католической латинской веры в Беларуси был Ягайло, который по договору с поляками в Креве в 1385 году сам принял эту веру и сделал ее государственной в Великом Княжестве Литовском, о чем мы уже говорили выше.

Заботясь об укреплении и распространении своей новой религии, Ягайло издал запрещение римо-католикам вступать в браки с православными обоего пола, «пока наперед русин или русинка не признают покорности римской церкви». В случае нарушения этого запрещения повелевалось принуждать к принятию католической веры телесными наказаниями того из супругов, который исповедовал православие [25, с. 50–51]. Это распоряжение поставило католиков в привилегированное положение в православной стране, каковой тогда была Беларусь.

Начиная с Ягайлы, польские короли стремились обратить православных в католическую веру. Для этой цели они пытались использовать высшую православную иерархию к общему соблазну православных верующих.

Большую помощь в деле развития католической миссии в Беларуси предприняли иезуиты. Они прибыли в Польшу в 1569 году по приглашению польского кардинала Гозия. В Вильне они открыли коллегиум и гимназию для обучения юношества. Виленский католический епископ Протасевич издал послание с призывом к родителям отдавать своих детей в иезуитские школы. Призыв имел успех, и школы наполнились учениками. В 1586 году в них обучалось уже более 700 учеников. Преподавание велось на латинском языке. При школах иезуиты содержали общежитие для бедных учеников.

Из Вильны иезуиты распространили свою деятельность на всю Беларусь и Украину. Польский король Стефан Баторий, отвоевавший гор. Полоцк 27 сентября 1579 г. в войне с Москвой, в благодарность Богу за одержанную победу, основал там для иезуитов костёл и коллегию и отдал им во владение все православные церкви и монастыри: восемь церквей и семь монастырей вместе с принадлежавшими им имениями. Для православных оставил только один кафедральный Софийский собор. В королевской грамоте от 20 января 1582 года была указана цель, почему король передал иезуитам православные церкви и монастыри в Полоцке. Цель была следующая: чтобы иезуиты содержали коллегиум для воспитания в католической вере юношество, распространяли католическую веру среди схизматиков, устраивали латинские, т.е. римо-католические приходы в Беларуси и, следовательно, искореняли православие здесь. [1]

Иезуитская деятельность распространилась далеко за пределы Беларуси. Король Стефан Баторий, бывший протестант, а после избрания на польский королевский престол сделался ревностным покровителем иезуитов. Он окружил себя ими, умножил их школы, наделял их имениями и возвел виленскую коллегию на степень академии. При его содействии иезуиты открыли свои коллегии в следующих городах Беларуси: Вильне, Полоцке, Витебске, Орше, Смоленске, Мстиславле, Минске, Слуцке, Несвиже, Слониме, Бресте, Дрогичине, Гродне и в городах Украины, Холмщины и Галичины. Многие православные родители отдавали своих детей в эти иезуитские школы.

Информация о работе Православная церковь в 15-16 вв