Православная церковь в 15-16 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Многоконфессиональная структура белорусского общества складывалась на протяжении более чем тысячелетней истории народа, она стала важным фактором, который оказал большое влияние на формирование культуры, ментальности, государственных традиций современной Беларуси. Опыт нашего государства, в котором органично существуют более 25 различных конфессий и религиозных направлений, уникален. 58,9% белорусов считают себя верующими. Из них 82% – православные, 12% католики, 6% – представители иных конфессий. Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1545 приходов, 11 епархий, 5 духовных учебных заведений, 32 монастыря, 14 братств, 10 сестричеств. Действуют 1334 православных храма, 150 строятся. В приходах работает 1577 священнослужителей [17]. Актуальность данного исследования, таким образом, более чем очевидна.

Содержание

Введение..............................................................................................................................4

1.Православие на Беларуси в XV веке........................................................................................................................................8
1.1 Кревская уния и ее последствия...................................................................................8

1.2 Положение Православной церкви в XV веке............................................................13

2 Православие и католичество: путь к унии.....................................................................................................................................19

2.1 Положение Православной Церкви в XVI веке..........................................................19

2.2 Распространение католичества...................................................................................23

3 Брестская уния 1596 г....................................................................................................26

3.1 Церковная уния: от идеи к осуществлению............................................................. 26

3.2 Заключение унии......................................................................................................... 30

Заключение........................................................................................................................ 34
Список использованных источников.........................................................................................................................38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Дулову А. Н..docx

— 83.36 Кб (Скачать файл)

После возвращения послов стало известно, что они сделали уступок в Риме более, чем были уполномочены. Хотя православным было разрешено папой употребление Символа веры без римской вставки об исхождении Святого Духа «и от Сына», но послы согласились со смыслом этой вставки, признали католическое учение о чистилище, индульгенциях, причастие под одним видом хлеба. И это понятно: ведь признание главного – учения о власти папы в Церкви – естественно влечет за собой признание всех остальных особенностей католического учения, провозглашенных через папу. Сами обряды православные были допущены с оговоркой: «если только эти обряды и церемонии не противоречат истине и учению католической веры». Так был совершен обман, скоро приведший к насилию [21].

6 октября 1596 г. в Бресте открылся церковный  собор. Однако он сразу разделился  на униатский и православный. Первый проходил во главе с  митрополитом Михаилом Рагозой  и согласившимися на унию епископами, с участием представителей католического  духовенства и королевских послов. Другой собор возглавил посол  Константинопольского патриарха  экзарх Никифор с двумя несогласными  на унию западно-русскими епископами  с участием большого числа  духовенства и мирян.

За нарушение архиерейской присяги о послушании своему главе, патриарху Константинопольскому, а также за отступление от православной веры митрополит Михаил Рагоза и единомышленные с ним епископы были лишены православным собором своего сана, а пропагандируемая ими уния была отвергнута.

Униатский же собор объявил соединение с Римской церковью состоявшимся, а собор православного духовенства и мирян незаконным.

Оба собора обратились за утверждением к королю. Сигизмунд III признал решения униатского собора. Теперь только Униатская церковь считалась законной. На православных, не принявших унию, начались жестокие гонения. Первым пострадал по ложному обвинению экзарх Никифор. Он был схвачен и заточен в Мальборкском замке, где был уморен до смерти.

Таким образом, династический союз двух государств, Польши и Великого княжества Литовского, когда два государства возглавлял один общий правитель, подготовил их слияние в одно целое. Когда королем Речи Посполитой стал Сигизмунд III (годы его правления 1587-1632), ревностный католик и воспитанник иезуитов, для заключения церковной унии создалась благоприятная обстановка.

В 1591 г. четыре западно-русских епископа присылают королю Сигизмунду III свое согласие на унию с Римом. По этому поводу 6 октября 1596 г. в Бресте открылся церковный собор, который разделился на униатский и православный. Сигизмунд III признал решения униатского собора, после чего Униатская церковь стала законной.

Брестская уния расколола Православную Церковь в Речи Посполитой. Положение оставшихся верными Православию стало неимоверно тяжелым. Особенно это сказалось на жителях белорусской земли. Насильственные меры только усиливали вражду между православными и униатами. Брестская уния с тех пор стала одним из самых серьезных препятствий на пути истинного церковного единения Запада и Востока.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, к XIV веку христианство довольно широко распространилось в княжестве, но большинство жителей Литвы оставались язычниками. Среди литовцев потомки Ольгерда решительнее других обращались к Православию. Положение изменилось только со вступлением на польский трон Ягайлы, так же сына Ольгерда.

 С конца XIV века часть литовской знати, во главе с Ягайло принявшая католичество, начинает проводить политику ущемления в правах православных верующих. Так, по условиям Кревской унии 1385 года, например, запрещались браки между литовцами латинской веры и православными белорусами. Согласно же Городельскому привелею 1413 года только католикам предоставлялись права занимать в государстве высшие должности и пользоваться имущественными льготами.

После заключения Кревской унии литовские князья все чаще и настойчивее стали вмешиваться в дела Православной Церкви. Приняв сторону католиков, Витовт и его преемники на великокняжеском троне, внешне соблюдая веротерпимость, оказывали постоянное давление на местных епископов, подталкивая их к церковной унии с Римом. Это делалось ради преодоления в княжестве конфессиональных различий, вносивших разделение в единое государство. Для князей-католиков существовала реальная угроза отделения восточных земель Белоруссии от Литвы к Москве. Чтобы устранить эту опасность и родилась идея церковной унии. Ее осуществлению благоприятствовала политическая ситуация того времени, складывавшаяся на юго-востоке Европы. Император Иоанн Палеолог и Патриарх Константинопольский Иосиф в 1439 году пошли на заключение Флорентийской унии.

Мир между обеими державами – московской и литовской – способствовал тому, что специальной грамотой от 1451 года польский король и одновременно литовский князь Казимир Ягеллончик дозволил митрополиту Ионе возглавить православные епархии в своих землях, исключая Галицию. Ситуация изменилась, однако, с наступлением 1458 года, когда ввиду ухудшения политических отношений с Москвой литовский князь Казимир лишил митрополита Иону права духовно окормлять западнорусские епархии и принял на его место униатского митрополита Григория (Болгарина), присланного из Рима. Григорий не нашел поддержки среди православной паствы Белоруссии и Украины. Спустя 10 лет после незаконного занятия митрополичьей кафедры он отрекся от унии и перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриарха.

 Земли, подвластные литовским князьям, в церковном отношении на долгие столетия обособились от власти московских митрополитов. Для Православной Церкви Великого княжества Литовского наступили тяжелые испытания. Будучи оторвана от соседней, более сильной митрополии, с течением времени она лишилась возможности развиваться самостоятельно и попала под весьма пагубное по своим последствиям католическое влияние.

На протяжении всего XVI столетия польские короли, внешне и на словах сохраняя терпимость, нередко оказывали грубое, недопустимое давление на Церковь. Оно особенно сильно проявилось в злоупотреблении с их стороны правом патроната (то есть опеки над Церковью), например в раздаче православным магнатам и шляхте церковных должностей за военные и гражданские заслуги, а то и просто за деньги. Это делалось с целью ослабления и разложения Православной Церкви в Белоруссии изнутри. И в этом отношении, к сожалению, был достигнут немалый успех. Противодействовать проявившемуся упадку нравов духовенства пробовал митрополит Иосиф (Солтан), созвавший в 1509 году Виленский Собор. Принятые на этом соборе решения немного улучшили положение, но в целом не выправили его.

 Общий характер отношения литовских князей к Православной Церкви в Белоруссии отличался недоброжелательностью и стремлением к ее ослаблению. Однако, несмотря на то, что православные находились в более ущемленном положении сравнительно с католиками, пользовавшимися покровительством властей, в XVI столетии Православие значительно преобладало в княжестве.

Самые тяжелые испытания выпали на долю Православия в Великом княжестве Литовском со времени присоединения этого государства к Польше (1569 г.) и особенно после принятия Брестской унии 1596 года. Если до этого Православная Церковь не подвергалась открытым массовым гонениям, то с конца XVI столетия отношение к ней властей новообразованной Речи Посполитой резко ужесточается, приобретает воинственный, беспощадный характер.

Идея церковной унии была с особой тщательностью разработана и продумана иезуитами, приглашенными в Литву в 1569 г. Воспринятая православными иерархами митрополитом Михаилом (Рогозой), епископами Ипатием (Потеем) и Кириллом (Терлецким), она приобрела на первых порах крайне немногочисленных среди народа «греческой веры» сторонников, и после утверждения Папой Римским была вынесена на обсуждение церковного собора в Бресте. Изменивших Православию епископов и их приверженцев взял под личную опеку польский король Сигизмунд III Ваза (1587–1632). На Брестском Соборе новообращенные униаты пренебрегли каноническими правилами и, не спросив совета ни у Константинопольского Патриарха, ни у своей паствы, объявили о переходе Православной Церкви Речи Посполитой в униатство. Оставшиеся же верными Православию лица духовного звания, западнорусские магнаты и шляхта одновременно с заседавшим в Бресте униатским Собором провели свой православный собор, на котором отступники от святоотеческой веры были отлучены от Церкви и признаны низложенными.

 Так в Белоруссии, не знавшей до этого массовых религиозных конфликтов, запылало пламя взаимной вражды, приведшей к тысячам безвинных жертв, разорвавшей народ на два противоборствующих лагеря.

Предавшие свой народ иерархи готовили унию втайне, не советуясь ни с паствой, ни с видными православными магнатами, письмом одного из которых, К.К. Острожского, отправленное им незадолго до открытого провозглашения унии одному из епископов, изменивших Церкви – Ипатию (Потею) мы и закончим наше исследование: «... дело единения церквей само по себе дело доброе и желанное... великое и важное... Это дело Вселенской Церкви. Нужно наперед снестись с Патриархами и патриаршими церквами... Надо было дело вести чисто и свято, чтобы единение церквей было истинным единением веры и любви, с сохранением православного учения Вселенской Церкви»…

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Афанасий (Мартос А.В.) Беларусь в исторической государственной и церковной жизни / Афанасий (Мартос А.В.). – Минск: Изд-во Белорусского экзархата, 2000. – 351 c.
  2. Батюшков, П.Н. Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края /       П.Н. Батюшков. – Минск: Изд. центр БГУ, 2004. – 408 с.
  3. Бортнік, І.А. Гісторыя Беларусі: вучэб.-метад. комплекс для студэнтаў негістарычных спецыяльнасцей / І.А. Бортнік, В.У. Якубаў. – Наваполацк: ПДУ, 2011. – 356 с.
  4. Гайдук, М.Р. Паратунак: гiст. эсэ: Для сярэд. і ст. школьнага ўзросту / М.Р. Гайдук. – Мінск: Юнацтва, 1993. – 367 с.
  5. Гісторыя Беларусі: У 2 ч. Ч. 1 . Са старажытных часоў да канца XVIII ст.: Курс лекцый / І.П. Крэнь, І.І. Коўкель, С.В. Марозава, С.Я. Сяльверстава, І.А. Фёдараў. – Мінск: РІВШ БДУ, 2000. – 656 с.
  6. Гісторыя Беларусі: У 6 т. Т. 2. Беларусь у перыяд Вялікага Княства Літоўскага / Ю. Бохан [і інш.]; рэдкал: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск: Экаперспектыва, 2008. – 688 с.
  7. Данилов, В. История Брестской унии / Свящ. В.П. Данилов // В.П. Данилов. – Гродно. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://veritas.katolik.ru/books/hist_unii.htm – Дата доступа: 16.05.2013
  8. История Беларуси (с древнейших времен до конца XIX в.) / Д.И. Зелинский, В.Н. Пинчук // Учреждение образования федерации профсоюзов Беларуси. Международный институт трудовых и социальных отношений. Минск, 2004 – Режим доступа: http://www.cenunst.bsu.by/journal/2004.2/01.pdf. – Дата доступа: 18.05.2013.
  9. История Беларуси. С древнейших времен до нашего времени / И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик. – 7-е изд., доп. – Минск: Аверсэв, 2008. – 622 с.
  10. Ігнатоўскі, У.М. Кароткі нарыс гісторыі Беларусі / У.М. Ігнатоўскі. – 5-е выд. – Мінск: Беларусь, 1992. – 190 с.
  11. Карташев, А.В. Очерки по истории русской церкви / А.В. Карташев. – М.: Терра, 1992. Том I. – 1992. – 686 с.
  12. Кривонос, Ф. Православная церковь в истории Белоруссии / Ф. Кривонос // Московский патриархат, Белорусская православная церковь. Минская Духовная Семинария. – Жировичи, 1999. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nashaucheba.ru/v14162/?download=file – Дата доступа: 20.05.2013.
  13. Макарий (Булгаков). История русской церкви / митроп. Макарий (Булгаков). – Москва: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского Монастыря Кн. 4, ч. 1: История русской церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589): отдел второй: Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448–1589). – 1996. – 590 с.
  14. Макарий (Булгаков). История русской церкви / митроп. Макарий (Булгаков). – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского Монастыря Кн. 4, ч. 2: История русской церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240-1589): отдел второй: Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448–1589). – 1996. – 439 с.
  15. Макарий (Булгаков). История русской церкви / митроп. Макарий (Булгаков). – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского Монастыря Кн. 5: Период разделения русской церкви на две митрополии: история Западнорусской, или Литовской, митрополии (1458–1596). – 1996. – 559 с.
  16. Нарысы гісторыі Беларусі: У 2 ч. Ч. 1 / М.П. Касцюк, У.Ф. Ісаенка, Г.В. Штыхаў [і інш.] – Мінск: Беларусь, 1994. – 527 с.
  17. Религия и конфессии в Республике Беларусь // Министерство иностранных дел Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: mfa.gov.by/upload/pdf/religion_rus.pdf‎ – Дата доступа: 18.05.2013.
  18. Сагановіч, Г. Нарыс гісторыі Беларусі са старажытнасці да канца ХVІІІ ст. / Г. Сагановіч. – Мн.: Навука і тэхніка, 2001. – 62 с.
  19. Теплова, В.А. Церковная история Беларуси в трудах отечественных историков XIX-начала XX века / В.А. Теплова // Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sobor.by/teplova.htm – Дата доступа: 16.05.2013
  20. Филарет (Гумилевский Д.Г.). История русской церкви. В 5 тт. / архиеп. Филарет (Гумилевский Д.Г.). – Москва: Директ-Медиа, 2008. – 840 с.
  21. Хотеев, А. «Брестская уния 1596 года» / свящ. А. Хотеев // Сайт прихода Иконы Всех скорбящих Радость. Центр просвещения и милосердия Белорусского экзархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sobor.by/hoteev-unia.php – Дата доступа: 19.05.2013.
  22. Хотеев, А. Городельский привилей 1413 г. / свящ. А. Хотеев // Сайт прихода Иконы Всех скорбящих Радость. Центр просвещения и милосердия Белорусского экзархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sobor.by/hoteev-priviley.php – Дата доступа: 19.05.2013.
  23. Хотеев, А. Православная церковь Беларуси конец XV – начало XX в / В.А. Теплова // Сайт прихода Иконы Всех скорбящих Радость. Центр просвещения и милосердия Белорусского экзархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sobor.by/bcerk.htm – Дата доступа: 19.05.2013.
  24. Чигринов, П.Г. Белорусская история: науч.-попул. очерк / П.Г. Чигринов. – Минск: Современная школа, 2010. – 928 с.
  25. Чистович, И. Очерк истории западно-русской церкви: в 2 ч. / И. Чистович. – СПб.: Тип. Департамента Уделов, 1882–1884. – Ч.1. – 1882. – 221 с.
  26. Шымуковiч, С.Ф. Гiсторыя Беларусi: курс лекцый: у 2-х ч. Частка 1 / С.Ф. Шымуковiч. – 4-е выд. стэр. – Мінск: Акад. кiрав. пры Прэзiдэнце Рэсп. Беларусь, 2007. – 235 с.

 

 

 

 

1 Эти условия дали основание ряду ученых считать, что польской стороной уже в XV в. распространялся сфабрикованный документ, выдававшийся за оригинал Кревского соглашения.

2 Некоторые историки (136, 152) считают, что Ягайло не только предал своего дядю Кейстута в грязном кревском деле, но и сдал ВКЛ ради польской короны.

 

 


Информация о работе Православная церковь в 15-16 вв