Предмет, метод и периодизация истории политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 07:41, лекция

Краткое описание

1. Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической науки.
2. Методология истории политических и правовых учений.
3. Периодизация истории политических и правовых учений.

Вложенные файлы: 1 файл

История.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 «Предмет, метод и периодизация истории  политических и правовых учений  »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П Л А Н

 

  1. Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной   юридической науки.
  2. Методология истории политических и правовых учений.
  3. Периодизация истории политических и правовых учений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной   юридической науки.

 

Рассматривая первый  вопрос необходимо отметить, что история политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин, которая наравне с историей и теорией государства и права занимает одно из ведущих мест в системе юридических наук. Значение и роль истории политических и правовых учений обусловлено ее местом в обществоведении вообще и в системе юридических наук в частности.  В первую очередь необходимо выяснить вопрос о связи предмета истории политических и правовых учений с предметами истории государства и права и теории государства и права.

История политических и правовых учений имеет свой собственный предмет, отличный от предмета истории государства и права и теории государства и права. Однако, изучая историю политических и правовых учений, курсанты не могут обойтись без знаний, даваемых историей государства и права, в той части, в какой необходимо выявить воздействие исторической государственно-правовой практики на формирование политических теорий, а также там, где встает вопрос о подтверждении или опровержении каких-либо идей действительности.

С другой стороны, история  государства и права при рассмотрении явлений и процессов своего предмета, и в особенности при объяснении их причин, обращается к истории политических и правовых учений.

Политические учения могут оказывать значительное влияние на государственно-правовую жизнь даже и тогда, когда они не соответствуют материальным условиям. Поскольку история политических и правовых учений, не обходит своим вниманием ни одного поворота исторической действительности, она прослеживает и воплощение в соответствующих государственно-правовых институтах консервативных либо реакционных политических идей.

Закономерности развития государственно-правовой жизни и  закономерности развития политической идеологии во многом имеют под собой единые основания, однако полностью они не совпадают. Поэтому, в частности, невозможно скрыть факт влияния того или иного учения на соответствующие институты без использования выводов истории политических и правовых учений.

Стержневая  связь истории политических и  правовых учений  с историей государства  и права объясняется еще и тем, что та и другая наука обращены к прошлому, а в ряде случаев оперирует одними и теми же источниками. Но нужно понимать, что история политических и правовых учений участвуют в выявлении закономерностей, обусловливающих исторический процесс развития государственно-правовых систем в широком смысле.

Весьма тесно соединены  также предметы истории политических и правовых учений и теории государства  и права. Политико-правовая мысль  прошлого, в той или иной мере отражающая действительные процессы государственно-правовой жизни и прогрессивная по своему характеру, составила основу формирования современной политической идеологии, а также общего учения о государстве и праве, существующего в настоящее время. Таким образом, можно сказать, что современная общая теория права и государства своим происхождением и развитием обязана как истории государства и права, так и истории политических и правовых учений. Потому выводы этих наук в данном случае имеют для теории права и государства предопределяющее значение.

Но при изучении истории  политических и правовых учений нельзя обойтись и без использования категорий, выработанных общей теорией государства и права. Обратное влияние последней на историю политических и правовых учений является безусловным, их тесная связь бесспорна. Тем не менее, каждая из наук имеет свой предмет исследования, и задача курсантов - выявить специфику предмета истории политических и правовых учений.

При изучении истории  политических и правовых учений следует  учитывать, что отправной методологической позицией являются положения об обусловленности политических идей и учений материальными условиями жизни общества, и их взаимосвязи с социально-политическими основаниями, об активном обратном воздействии политических и правовых идей на экономический базис общества.

Отметим, что объектом исследования истории политических и правовых учений выступает теоретически оформленная часть политико-правового сознания различных обществ, типов государств. Как и любая другая наука историко-теоретического характера, история политических и правовых учений анализирует, прежде всего, динамику, развитие теоретической мысли. Она заниматься изучением закономерностей возникновения, развития и исчезновения (ухода в прошлое) политических и правовых идей, учений и идеалов.

За время многовековой истории государства и права  возникло очень много политико-правовых доктрин, созданных различными мыслителями  концепции и формы их изложения  разнообразны. Поэтому при изучении курса важно уметь отделить главное от второстепенного, обратить внимание на основу политико-правовой доктрины, ее структуру, связь с конкретной исторической обстановкой, с мировоззрением эпохи, с интересами той или иной социальной группы, а также на соотношение с предшествующими и современными ей политико-правовыми учениями, показать ее роль в развитии политической и правовой идеологии. Особое внимание следует уделить оценке идей связанных с обоснованием или критикой общечеловеческих ценностей.

Следовательно, при изучении политико-правовых доктрин в центре внимания должны быть такие проблемы, которые и составляют предмет истории политических и правовых учений.

Следует обратить внимание, на то что при изучении конкретного политико-правового учения необходимо выяснить, когда и в какой стране возникла  данная политико-правовая доктрина, кто ее главные представители, какова связь данной доктрины с конкретной исторической обстановкой, с интересами социальных групп, с противоречиями эпохи, выяснить  теоретическое обоснование доктрины, идеи, лежащие в её основе, теоретическое содержание доктрины, вопросы о происхождении, сущности, задачах и формах   государства, о содержании,  основные принципы и источники права, теоретическое содержание доктрины, историческую судьбу политико-правовой теории (оказала ли она влияние на политико-правовую практику или дальнейшее развитие политической и правовой мысли).

При изучении курса необходимо учитывать конкретные исторические условия, в которых происходило  развитие данных доктрин, а также  государственно-правовое развитие государств, их социально-экономические, политические и духовные факторы, оказывающие влияние на это развитие.

В самом общем виде предметом такой самостоятельной  научной дисциплины, как история политических и правовых учений, являются политические и правовые учения прошлого, взятые в генезисе, историческом развитии и в связи с современностью. В рамках данной науки реализуются и освещаются вопросы специфического предмета - истории возникновения и развития теоретических знаний о государстве и праве, государственной власти, политики. В этом смысле история политических и правовых учений напоминает теорию государства и права, прослеженную с момента зарождения того или иного понятия до настоящего времени.

Исходя из содержания и особенностей данной науки, можно  сделать вывод о том, что история политических и правовых учений является общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право в трактовке различных ученых.

История политических и правовых учений является самостоятельной дисциплиной одновременно исторического и юридического профилей, что связано со специфичностью ее предмета изучения. В рамках истории политических и правовых учений исследуется процесс возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве в определенной конкретно-исторической обстановке и в хронологической последовательности. Другими словами, предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.

«Учениями»  в данной дисциплине считаются те теоретические концепции, идеи и положения, в которых находит свое выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений. Так, политические учения прошлого представлены в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов. Правовая мысль прошлого освещается в виде тех концепций права и законодательства, в которых рассматривается природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль их в общественной жизни.

За время  многовековой истории государства  и права возникло много политико-правовых доктрин, изложенных в виде разнообразных теоретических трактатов, проектов, конституций, философских сочинений, политических памфлетов и т. п. Вместе с тем все эти концепции выражают отношение определенных социальных групп и слоев населения к государству и праву (программная, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения). Таким образом, по мнению профессора О. Э. Лейста, политико-правовая доктрина включает в себя три основных компонента:

  • программные положения - оценки существующего государства и права, политические цели и задачи;1
  • логико-теоретическая, философская или иная (например, религиозная) основа (методологическая основа);

теоретические составляющие учения, то есть, выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др1.

Указанное многообразие политических и правовых учений определяется, во-первых, сложностью государственно-правовой реальности, которую эти учения отражают. Для периодов относительно стабильного развития общества характерно преобладание в политико-правовых доктринах апологетических, консервативных концепций, а на этапе социальных потрясений - прогрессивных доктрин, в которых решаются назревшие вопросы общественного развития. Во-вторых, ярко выраженным принципом сосуществования, то есть, в политической и правовой идеологии противостоящие учения не поглощаются новыми доктринами, а сосуществуют. Более того, большинство теорий и доктрин учитывает и воспринимает многие идеи, термины, аргументацию предшествующих теоретиков.

Разнообразие  политико-правовых доктрин зависит  также от ряда индивидуальных факторов:

  • от объема познаний мыслителя;
  • от идейных влияний и ориентиров, воздействующих на него;
  • особенностей его мышления;
  • жизненных условий создателя доктрины и т. д.

Важной причиной многочисленности, разнообразия и сложности  политических и правовых учений является желание каждого из идеологов отстоять идеалы своего класса, сословия или группы и опровергнуть идеологию противоположного класса, группы или сословия. Поэтому важно определить, чьи интересы выражены в том или ином учении, для чего необходимо исследовать исторические условия их создания, структуру общества, его противоречия, рассмотреть применяемые понятия и нормы в связи с особенностями состояния общества на конкретном этапе исторического развития.

Таким образом, история политических и правовых учений - это не чередование идей, воспроизведение их в различных сочетаниях и комбинациях, а отражение в терминах и понятиях развивающейся теории права и государства меняющихся исторических условий, интересов и идеалов различных классов и социальных групп.

История политических и правовых учений относится к  числу историко-юридических дисциплин. Цель изучения в учреждениях высшего образования МВД России истории политических и правовых учений состоит в формировании у обучаемых прочных знаний основных закономерностей и причин многообразия политико-правовой идеологии, содержания и истории формирования наиболее влиятельных и значительных теоретических концепций государства и права прошлых эпох и современности. Изучение этих теорий и их связи с современными проблемами права и государства чрезвычайно важно для подготовки высококвалифицированных правоведов.

Задачами учебного курса являются:

      •  систематизация политико-правовых знаний курсантов;
      •    формирование теоретического мышления и юридического сознания курсантов и слушателей;
      •     выработка умения сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины современности и прошлых эпох.

Место истории  политических и правовых учений в  системе юридических и гуманитарных дисциплин определяется тем, что история политических и правовых учений совместно с историей государства и права зарубежных стран, отечественной историей государства и права и теорией государства и права образуют группу теоретико-юридических дисциплин, составляющих теоретическое основание отраслевых юридических наук. Они формулируют значительную часть понятийного аппарата юриспруденции.

Информация о работе Предмет, метод и периодизация истории политических и правовых учений