Принципы, приоритеты и направления внешней политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:28, реферат

Краткое описание

Становление белорусской государственности имеет многовековую историю. Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и Российской империи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Основные принципы, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь……………………………………………………………………………5
2. Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности государства……………………………………………………………………….5
3. Членство Беларуси в международных организациях………………………8
4. Беларусь и Евросоюз………………………………………………………….9
5. Белоруссия и страны постсоветского пространства……………………….10
6. Белоруссия и страны Азии, Африки, Латинской Америки……………….12
7. Белоруссия и США……………………………………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

идеология.docx

— 52.51 Кб (Скачать файл)

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИНЦИПЫ, ПРИОРИТЕТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ  ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Основные  принципы, цели и задачи внешней  политики Республики Беларусь……………………………………………………………………………5

2. Приоритеты  и направления внешнеполитической  деятельности государства……………………………………………………………………….5

3. Членство Беларуси в международных организациях………………………8

4. Беларусь и Евросоюз………………………………………………………….9

5. Белоруссия и страны постсоветского пространства……………………….10

6. Белоруссия и страны Азии, Африки, Латинской Америки……………….12

7. Белоруссия и США……………………………………………………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             ВВЕДЕНИЕ

 

    Становление  белорусской государственности имеет  многовековую  историю. Геополитическое положение таково, что белорусские  земли  расположены  между Центральной  и  Восточной  Европой.  Наличие сильных   соседей   трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за  национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась  в составе Речи Посполитой и Российской империи.

  В 1919 году был создан Комиссариат по иностранным делам БССР (с  1920  года - Народный  комиссариат).  После  образования  СССР  (декабрь  1922 года)  внешняя политика  республики  постепенно   стала   определяться   и   осуществляться верховными  органами  Союза,   несмотря   на   сохранение   за   республикой международной правосубъектности.

  В феврале 1944  г.  был принят  Закон СССР  о праве каждой  союзной

республики   "вступать   в   непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и  обмениваться  дипломатическими и консульскими представителями". В 1945 г. БССР стала одним из членов — учредителей ООН.

  Однако полного государственного суверенитета в составе СССР  республика не  имела.  Международные  договоры  заключались  в   Москве,   и   Беларусь руководствовалась внешней политикой СССР. О белорусах, о  нашей  республике, находящейся в центре Европы, даже соседи знали мало.

Новым   этапом   в   становлении   и   дальнейшем    развитии    белорусской

государственности стали 90-е года  XX в. В июле 1990 года Верховный  Совет  БССР принял Декларацию о государственном суверенитете  республики,  а  в  августе 1991  года придал  Декларации,  до   принятия   новой   Конституции,   статус конституционного закона.

  В  Декларации  наша  республика  объявлялась  суверенным  государством,

полноправным   и   независимым   членом    мирового    сообщества.    Полный государственный   суверенитет,   как   известно,   означает    верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах  её территории, правомочность ее законов, независимость  республики  во  внешних отношениях.

Беларусь вышла из состава  Союза, денонсировала Договор 1922 года об образовании СССР,  вступила  в  Содружество Независимых Государств (СНГ), которое пришло на смену СССР.

  В настоящее время подходы к социально-экономическому развитию государства, основывающиеся на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социально-ориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с соседними государствами и территориальный передел, а миролюбие, многовекторное сотрудничество, Союз с Россией - вот ее принципы.

  Несмотря на имеющиеся сложности во взаимоотношениях со странами НАТО, руководство страны считает, что с ним можно и нужно налаживать нормальные отношения, конструктивно решать имеющиеся европейские и мировые проблемы, особенно в области борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, транснациональной преступностью.

  Планомерность и постепенность государственной политики заключается в том, чтобы свести к минимуму негативные последствия расширения Евросоюза, восстановить полноценный политический диалог, обеспечить дальнейшее наращивание усилий по развитию всего комплекса отношений.     Одним из приоритетных принципов внешней политики белорусского государства является планомерное строительство Союзного государства России и Беларуси.

  Республика Беларусь неизменно проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление Содружества Независимых Государств, что обусловлено общностью наших совместных интересов. Отношение со странами, членами Содружества Независимых Государств, выявили как сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Страны Содружества - важнейший торгово-экономический партнер Республики Беларусь. Беларусь выступает за скорейшее формирование Единого экономического пространства в рамках Содружества.

  Задача укрепления экономики Беларуси как фундамента благосостояния народа выдвинула в число важнейших приоритетов внешней политики экономическую дипломатию. Задача неуклонного наращивания экспортного потенциала страны была в числе важнейших приоритетов социально-экономического развития Беларуси на период 2001-2005 годов. Важным направлением внешнеэкономической деятельности стало привлечение в Беларусь иностранных инвестиций. Возросший объем международных связей, задачи интеграции белорусской экономики в систему современных мирохозяйственных связей и эффективного использования имеющегося отечественного научно-технического потенциала, настоятельно требуют обновления основных производственных фондов, внедрения новейших зарубежных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные  принципы, цели и задачи внешней  политики                                   Республики Беларусь

 

  Внешняя политика Республики Беларусь основывается на семи принципах, закреплённых в законе «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14.11.2005:

  • соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;
  • соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;
  • повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации;
  • развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;
  • добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях;
  • приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений;
  • отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь.

 

 

2. Приоритеты и направления внешнеполитической  деятельности государства

 

  Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов. Среди таких приоритетных направлений, прежде всего, – государства-соседи: (Россия, Украина, члены Европейского союза), участники Содружества Независимых     Государств, страны мирового Юга, а также многосторонняя дипломатия.

  Республика Беларусь заинтересована в максимальной реализации потенциала стратегического партнерства в отношениях с Российской Федерацией. Обширная двусторонняя повестка дня обусловлена географическими, геополитическими, историческими и иными факторами, взаимной дополняемостью экономик двух государств, тесными кооперационными связями между предприятиями.

 Ключевые  внешнеэкономические задачи на  российском направлении – наращивание  объемов белорусского экспорта, эффективное использование потенциала  прямых связей между регионами  двух стран, углубление кооперации, расширение белорусской товаропроводящей  сети, привлечение инвестиций.

  Выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с Россией, Беларусь неукоснительно придерживается принципа безусловного сохранения суверенитета и территориальной целостности сторон, четкого и ответственного выполнения ими своих международных обязательств.

  Приоритетом внешней политики Беларуси на европейском векторе  внешней политики является интенсификация партнерства со странами Евросоюза в сферах взаимного интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды.

  Беларусь – надежный партнер Евросоюза не только с точки зрения поддержания социально-экономической стабильности в регионе, но и по стратегически важным вопросам общеевропейского значения: обеспечения военно-политической, энергетической и экологической безопасности, борьбы с преступностью, наркотрафиком, нелегальной миграцией.

   Республика Беларусь заинтересована в интенсификации многопланового партнерства со странами СНГ на двустороннем уровне и в рамках интеграционных объединений – Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Единого экономического пространства/Таможенного союза, Организации Договора о коллективной безопасности.

  Мы поддерживаем процессы развития интеграционного потенциала СНГ, в первую очередь, в экономической сфере, поступательного формирования режима свободной торговли, активизации сотрудничества участников Содружества в области борьбы с организованной преступностью, терроризмом, в военной сфере.

   В рамках Евразийского экономического сообщества Беларусь заинтересована в наращивании взаимовыгодного партнерства с государствами-членами ЕврАзЭС с акцентом на сферы энергетики, транспорта, транзита; максимальном использовании преимуществ от участия в Едином экономическом пространстве/Таможенном союзе.

  Республика Беларусь намерена содействовать укреплению Организации Договора о коллективной безопасности по всем направлениям ее деятельности (политическому, военному, военно-техническому, информационному); развитию сотрудничества в области борьбы с наркотрафиком, нелегальной миграцией, международной организованной преступностью; усилению координации действий государств-членов Организации; налаживанию конструктивного взаимодействия ОДКБ с другими международными и региональными объединениями.

  Беларусь намерена укреплять и расширять дальнюю «внешнеполитическую дугу» союзников и партнеров в азиатском, латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах, выводить сотрудничество с ее опорными точками на уровень стратегического партнерства.

  Диверсификация торговли, углубление экономической кооперации со странами указанных регионов планеты являются важной предпосылкой роста для экспортоориентированной белорусской экономики.

  Основные направления развития отношений – активизация политического и экономического взаимодействия с традиционными партнерами (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Китай, Куба, ОАЭ, Сирия, Япония, ЮАР), налаживание диалога и активный выход и закрепление на рынках государств, имеющих значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества (Ангола, Боливия, Индонезия, Катар, Кот-д'Ивуар, Малайзия, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Саудовская Аравия, Того, Филиппины, Эквадор, Эфиопия и другие).

  Республика Беларусь выступает за развитие конструктивного и равноправного диалога с США,  расширение полноформатного двустороннего сотрудничества по актуальным вопросам глобальной повестки дня (борьба с торговлей людьми, противодействие распространению наркотических и психотропных веществ, противодействие киберпреступлениям и распространению детской порнографии в Интернете, защита ядерных объектов, нераспространение ОМУ), основанного на взаимном учете интересов.

   Республика Беларусь содействует укреплению центральной роли ООН в решении мировых проблем; поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его арсеналов, борьбы с международным терроризмом; выступает за сбалансированное реформирование ООН с целью адаптации Организации к новым реалиям.

   Приоритетной задачей является продвижение ключевых белорусских инициатив в рамках ООН: о признании многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации; об установлении глобального партнерства против рабства и торговли людьми, разработке Стратегии ООН по борьбе с торговлей людьми; об отмене практики применения односторонних принудительных мер для оказания давления на суверенные государства; о проведении в рамках ООН Десятилетия возрождения и устойчивого развития регионов, пострадавших от ЧАЭС; о налаживании международного сотрудничества по распространению энергосберегающих технологий, технологий использования альтернативных и возобновляемых источников энергии и создании в рамках ООН глобального механизма, регулирующего этот процесс.

Информация о работе Принципы, приоритеты и направления внешней политики Республики Беларусь