Причины, предпосылки и особенности становления абсолютизма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:34, доклад

Краткое описание

Существуют различные мнения о том, когда абсолютизм возникает в нашем государстве. Самая ”ранняя” точка зрения - уже при Иване IV в 16-ом веке, другая точка зрения - начало 18-го века при Петре I, а конец абсолютизма при Николае I - это уже не абсолютный монарх, теперь это бюрократическое самодержавие. Другие считают, что угасает абсолютизм с буржуазными реформами 19-го века, так как произошел раскол власти.

Вложенные файлы: 1 файл

абсолютизм, становление.docx

— 67.03 Кб (Скачать файл)

Стремление  московского духовенства сохранить  юрисдикционный иммунитет Пётр демагогически квалифицировал как «папежский дух».

Примечательно, что всё время подготовки реформирования церковного управления Пётр пребывал в интенсивных сношениях с  восточными патриархами — прежде всего Иерусалимским Патриархом Досифеем — по различным вопросам как духовного, так и политического характера. А к Вселенскому Патриарху Косме обращался в том числе и с частными духовными просьбами, как-то разрешение ему на «мясоястие» во время всех постов; его Грамота Патриарху от 4 июля 1715 года обосновывает просьбу тем, что, как гласит документ, «стражду феброю и скорбутиною, которые болѣзни мнѣ приключаются больше отъ всякихъ суровыхъ яствъ, а особливо понеже принужденъ быть непрестанно для обороны святыя церкви и государства и подданныхъ моихъ въ воинскихъ трудныхъ и отдаленныхъ походахъ <...>». Другою же грамотою от того же дня испрашивает у патриарха Космы разрешение на мясоястие во все посты всему русскому войску во время воинских походов, "«понеже православные наши войска <...> бываютъ въ тяжкихъ и дальнихъ походахъ и отдаленныхъ и неудобныхъ и пустынныхъ мѣстахъ, идеже мало, а иногда и ничего не обрѣтается никакихъ рыбъ, ниже́ иныхъ какихъ постныхъ яствъ, а по часту и самаго хлѣба». Несомненно, что Петру было удобнее решать вопросы духовного характера с восточными патриархами, которые находились в значительной мере на содержани московского правительства (а патриарх Досифей де-факто был в течение нескольких десятилетий политическим агентом и информатором российского правительства о всём, что происходило в Константинополе), нежели со своим, порою строптивым, духовенством.

Святейший Синод - высший орган управления церковью в Российской империи. Стремясь ликвидировать церковную оппозицию своим реформам и подчинить церковь государственной власти, Петр I после смерти в 1700 г. патриарха Адриана не допустил избрания нового патриарха, а назначил своего сторонника, митрополита рязанского Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола.  
    В 1718 г. последовал указ об учреждении Духовной коллегии или Святейшего правительствующего Синода, который должен был заменить собою патриаршество. В регламенте или уставе Духовной коллегии были подробно изложены преимущества "соборного правительства" перед единоличным. Президентом Духовной коллегии был назначен митрополит Стефан Яворский, членами - два епископа (в том числе - автор устава коллегии Феофан Прокопович) и несколько архимандритов и протопопов. Параллельно светскому обер - фискалу при Синоде действовал главный фискал по делам духовным. Параллельно генерал-прокурору при Сенате при Синоде был назначен в качестве "ока государева" обер-прокурор, ставший фактически главой Синода. Впоследствии обер-прокурором часто становился светский человек. Святейший Синод в качестве верховной церковной власти существовал до Поместного собора 1917-18 гг.

Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли

Коллегии

1717-1719 годы были подготовительным  периодом становления новых учреждений - коллегий. До 1719г. президенты коллегий  должны были сочинять регламенты  и не вступать в дела. Образование  коллегий вытекало из предшествующего  приказного строя, т.к. большинство  коллегий создавалось на базе  приказов и являлись их правопреемниками. Система коллегий не сложилась сразу. По указу 14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг, Ревизион, Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Всего к концу первой четверти ХVПв. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. Генеральный регламент коллегий (1720г.) устанавливал общие положения управления, штаты и порядок делопроизводства. Присутствие коллегии составляли: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии состоял из секретарей, нотариуса, переводчика, актуариуса, копиистов, регистраторов и канцеляристов. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), который осуществлял контроль за деятельностью коллегий и подчинялся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената и имели право не исполнять указы последнего, если они противоречили указам царя. Коллегии выполняли сенатские указы, присылали копии своих решений и доклады о своей деятельности в Сенат.

Коллегия иностранных  дел заменила собой Посольскую канцелярию. Ее компетенция была определена указом от 12 декабря 1718г., в которую входило ведать “всякими иностранными и посольскими делами”, координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку. Особенностями коллегии являлось то, что в ней “никаких судных дел не судят”.

На Военную коллегию возлагалось управление “всеми воинскими делами”: комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция, состоящая из полковых и генеральных кригсрехтов.

Адмиралтейская  коллегия ведала “флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями” и руководствовалась в своей деятельности “Регламентом о управлении адмиралтейства и верфи” (1722) и “Регламентом морским”. В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Малороссийская  коллегия была образована указом от 27 апреля 1722г., с целью “Ограждать малороссийский народ” от “неправедных судов” и “утеснений” налогами на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала сборами податей на Украине. В последние годы существования основными ее целями была ликвидация самоуправления и прежних органов власти.

Камер-коллегия должна была осуществлять высший надзор за всеми видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело. Камер-коллегия имела свои органы: в провинциях - конторы камерирских дел, в дистриктах - учреждения земских комиссаров.

Штатс-контор-коллегия по регламенту 1719г. осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами.

Ревизион-коллегия должна была осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами “ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных дел”. Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные выписки по составленным ими приходным и расходным книгам и в случае несходства судили и наказывала чиновников за преступления по доходам и счетам. В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату.

В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов: Московский обер-берг-амт, Казанский берг-амт, Керченский берг-амт. Берг-коллегия была объединена с другой - Мануфактур-коллегией “по сходству их дел и обязанностей” и как одно учреждение просуществовало до 1722г.

Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов, предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от других коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

С организацией Главного магистрата (1720г.) вопросы внутренней и внешней торговли отошли в его ведение. Функции Главного магистрата как центрального учреждения заключались в организации развития торговли и промышленности в городах и управление посадским населением.

Юстиц коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная коллегия образованная в 1721г. разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорные решения по поместным и вотчиным делам.

Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим преступлениям (дело царевича Алексея).

Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся  приказы, Медицинская канцелярия).

 

Главный магистрат

В 1721 году Пётр I Учреждает Главный магистрат, обязанностью которого были учредить во всех городах магистраты, учредить полицию, следить за соблюдением правосудия и увеличить число мануфактур. Однако, инструкции городовым магистратам, по которой нужно было устроить в российских городах магистраты по образцу петербургского, появилась только в 1724 году. Магистратская реформа вводила небывалое отношение самих магистратов к городским мирам. Магистрат не заменял выборных властей города, старшин и старост, а становился над ними с новыми полномочиями, судебными и административными. В инструкции 1724 г. члены магистрата прямо и названы "действительными начальниками" граждан. Члены магистрата были выборными должностями, но при этом бессменными. По закону членам магистрата полагались за службу чины по табели о рангах, а президентам за выслугу - даже возведение в дворянство.

Однако магистраты просуществовали недолго – указом Петра II 5 июля 1728 года они прекратили своё существование. Вместо них опять  созданы ратуши во главе с бурмистрами, ежегодно сменяемыми. Ратуша обязана  была помогать воеводам и губернаторам и по закону исполнять все требования “хозяина” города. “Теперь города во всех отношениях вообще и в полицейском в частности ведаются воеводами и губернаторами через ратушу и бурмистров, которые по закону превращаются в простые исполнительные органы воеводско-губернаторской власти” [Дитятин И. И. Статьи по истории русского права. СПб., 1895г. С. 10.4.]. В 1743 г. магистраты были восстановлены, но с ограниченными функциями, в основном финансовыми: сбор податей, кабацкая, соляная и таможенная службы. Также исполняли роль суда первой инстанции. 

Военные преобразования

Военные преобразования ХVШ  в. имели целью создать новую организацию армии. К этому периоду правительство вооружило войска однообразным оружием, армия успешно применяла линейную тактику ведения боя, производилось вооружение новой техникой, проводилась серьезная военная подготовка, большое значение имели маневры 1689-1694гг. и Азовские походы 1695-1696гг. Русская стратегия отличалась активным ведением военных действий, большое значение придавалось генеральному сражению, линейной тактике и различной технике ведения боя для разных родов войск.

Организация и устройство армии сложились в ходе Северной войны (1700-1721гг). Петр I превратил отдельные  наборы “даточных людей” в ежегодные  рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты  служили пожизненно. Указ 1699г. “О приеме в службу в солдаты из всяких вольных  людей” положил начало наборам в  рекрутскую армию. Оформление рекрутской системы проходило в период с 1699 по 1705гг. Рекрутская система основывалась на классовом принципе организации  армии: офицеры набирались из дворян, солдаты - из крестьян и иного податного  населения. Всего за период 1699-1725гг. было проведено 53 набора, которые составили 284187 человек. Указ от 20 февраля 1705г. завершил складывание рекрутской системы. Были созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали “порядок” внутри страны. Вновь созданная русская регулярная армия показала свои высокие боевые качества в битвах под Лесной, Полтавой и других сражениях.

Реорганизация армии сопровождалась изменением системы ее управления, которую осуществляли Разрядный  приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная  коллегия. Рекрутская  система  дала  возможность  иметь большую однородную армию, обладавшую лучшими боевыми качествами, чем армии Западной Европы.

Одновременно с проведением  военной реформы был подготовлен  ряд законов, положенных в основу “Устава воинского”: 1700г. - “Краткое обыкновенное учение”, 1702г. - “Уложение, или право воинского поведения  генералам, средним и меньшим  чинам и рядовым солдатам”, 1706г. - “Краткий Артикул” Меньшикова. В 1719г. были опубликованы “Устав воинский”  вместе с “Артикулом воинским”  и другими военными законами. “Артикул воинский” содержал главным образом  нормы уголовного права и предназначался для военнослужащих. Воинские артикулы применялись не только в военных  судах и по отношению к одним  военным, но и в гражданских судах  по отношению ко всем остальным жителям. Российский флот также как армия  комплектовался из призываемых рекрутов. Тогда же была создана морская  пехота. Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и  Швецией. С помощью российского  флота Россия утвердилась на берегах  Балтики, что подняло международный  престиж и сделало ее морской  державой. Вместе с тем, армия и  флот составляли неотъемлемую часть  абсолютистского государства, были орудием укрепления господства дворянства.

Информация о работе Причины, предпосылки и особенности становления абсолютизма в России