Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 12:32, курсовая работа
К одной из ряда проблем ранней истории казачества, относится вопрос о его происхождении. По этому поводу было высказано и опубликовано множество мнений и версий, порой противоречивых и далеких от научного обоснования, но, тем не менее, занимающих прочное положение в массовом сознании.
История казачества привлекала и до сих пор привлекает многих исследователей. Несмотря на то, что многие отечественные и зарубежные ученые историки, культурологи, литературоведы писали о донских казаках, история их и по ныне покрыта «белыми пятнами» и «темными местами», да и не исследованы по настоящему мощные пласты казачьей истории, хотя многие выдающиеся деятели прошлого обращались к изучению этого уникального явления, невиданного в мировой истории.
Введение…………………………………………….……….3
Актуальность темы…………………………………………4
Цель и задачи……………………………………………….5
Объект исследования……………………………………….5
Предмет исследования…………………………………......6
Методы исследования……………………………………...6
Хронология и территориальные рамки…………….……6
Источниковая база………………………………………….6
Научная новизна……………………………………………7
Глава I. Этимология понятия «казак» в отечественной,
исторической литературе………………………………….8
Глава II. Проблема изучения ранней истории
казачества в отечественной и зарубежной
историографии……………………………………………..17
Заключение…………………………………………………30
Используемая литература и источники……………….…32
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образование
Учреждение высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет»
факультет социально-исторического образования
кафедра отечественной истории
Лукин Алексей Николаевич
Проблема происхождения раннего казачества по данным письменных источников и отечественной историографии
курсовая работа
по специальности 050401 – История
Научный руководитель:
Старший преподаватель кафедры отечественной истории
Лобова Виктория Владимировна
1 курс
Ростов-на-Дону 2013
Содержание:
исторической литературе………………………………….8
казачества в отечественной и зарубежной
историографии…………………………………………
Введение
К одной из ряда проблем ранней истории казачества, относится вопрос о его происхождении. По этому поводу было высказано и опубликовано множество мнений и версий, порой противоречивых и далеких от научного обоснования, но, тем не менее, занимающих прочное положение в массовом сознании.
История казачества привлекала и до сих пор привлекает многих исследователей. Несмотря на то, что многие отечественные и зарубежные ученые историки, культурологи, литературоведы писали о донских казаках, история их и по ныне покрыта «белыми пятнами» и «темными местами», да и не исследованы по настоящему мощные пласты казачьей истории, хотя многие выдающиеся деятели прошлого обращались к изучению этого уникального явления, невиданного в мировой истории.
Формирование и развитие российского казачества, по мнению Абельцевой Ж. Н. претерпело следующие периоды:
Первый – стихийный, ранний (до начала IVI в.) процесс наращивания казачества, как из собственной среды, так и за счет пришлых, вольнолюбивых, непокоренных и воинственных людей. Формой их внутренней организации становились вольные военные общины с элементами народоправства.
Второй период – организационный (XVI-XVII вв.), характеризуется формированием «вольных казачьих войск», служащих России (Донское, Яицкое, Запорожское, Терское, Сибирское), и государственных служилых казаков. По взаимному согласию с московским царем, казаки охраняли и защищали пограничье Российского государства от разорительных набегов неприятеля.
Третий период – государственный (XVIII в. – первая половина XIX в.)
значительное усиление Российской державы и установление контроля над казачеством. На все казачьи войска было распространено обязательное правило присяги на верность царю, а земли становились неотъемлемой частью Российского государства.
Четвертый период – заключительный (вторая половина XIX в. – начало XX в.). За это время произошло окончательное становления казачества как замкнутого сословия воинов-землепашцев. Были расформированы казачьи части, на Дальнем Востоке образованы новые казачьи войска. К началу XX века в Российской империи официально насчитывалось 11 казачьих войск.1
Актуальность темы
Россия многонациональное государство. Позиция той или иной этнической группы, определяется обществом, которое учится жить по демократическим принципам европейских примеров, занимаясь копированием западных шаблонов, забывая и зачастую не принимая во внимание богатый опыт личных социальных трансформаций на примере малых народов. В данном случае имеется в виду казачество, как народность не без основания являющуюся коренным этническим проявлением духовного качества Руси, сыгравшее веские и в некоторые моменты роковые роли в формировании России как державы.
Относительная скудность источниковой базы, для решения проблемы образования раннего казачества, а так же проработанность и доскональное исследование всех известных научных трудов и литературных описаний этого явления в судьбе государства Российского до настоящего времени не может дать полноценного, утвердительного результата. Такая ситуация для своего разрешения требует конструктивного подхода, с привлечением источников, методов и материалов не введенных в научный оборот. В том числе результаты археологических исследований и материалов, позволяющих осветить этот вопрос.
Цели и задачи
Цель. Определение степени изученности и раскрытия проблемы происхождения раннего казачества.
Задачи. На основании данных справочной литературы и отечественной историографии проследить и дать анализ точек зрения на происхождение и этимологию понятия «казак». Проанализировать, имеющиеся на сегодняшний день, источники и литературу по проблеме происхождения раннего казачества и рассмотреть основные точки зрения исследователей по данной теме. Выделить основные результаты исследований и рассмотреть существующие точки зрения российских и зарубежных деятелей на проблему происхождения раннего казачества.
Определить достаточность и завершенность исследований. Опираясь на сделанные выводы оценить актуальность привлечения источников, методов и материалов не введенных в научный оборот. Определить основные направления исследований, необходимые для решения проблемы на современном этапе.
Объект исследования
Объектом исследования в данной работе является вопрос о проблеме происхождения раннего казачества, уникальнейшего явления в истории России, как со стороны этногенетического явления, так и по результатам своего взаимодействия на политической арене государства. Этнической группы ярко выделяющейся своей сутью на фоне исторических страниц, имеющих свой быт, культуру, наречие, образ жизни, менталитет… и вместе с тем до настоящего времени без определенного статуса как народа, с невыявленным периодом становления.
Предмет исследования
Предметом исследования является анализ результатов научных, литературных и исторических деятелей в доступный исторический временной период, освещающих проблему происхождения раннего казачества и так или иначе затрагивающие этот вопрос.
Методы исследования
Использован метод комплексного источниковедения. Метод сравнительного анализа. Метод интерполяции и ретроспекции.
Хронология и территориальные рамки
Территориальные рамки работы ограничиваются областью Нижнего Дона и Северо-Восточного Приазовья, которая имеет своеобразное географическое положение и является одной из важнейших контактных зон в Северном Причерноморье.
Временные рамки включают в себя период XV- XVI столетия.
Источниковая база
Основными источниками для работы послужили следующие материалы: повести из казачьего фольклора датируемые XVIII – XIX вв.; Русские летописи по Никоновскому списку, труды и работы отечественных историков, историографов казаковедов, литературоведов, охватывающие период истории нашей страны с древнейших времен и вплоть до царствования Фёдора Михайловича Романова. В примечаниях которых воспроизводятся многочисленные документы, извлеченные из архивов Дона, Москвы, Петербурга и других городов. Приведены выдержки из лекций спецкурса по литературе казачества России и других научных работ. А так же выдержки из статей опубликованными историками казаковедами нашего времени.
Научная новизна
Раскрытие вопроса производится в комплексном ключе, приводится анализ письменных источников, и всей доступной русскоязычной литературы по проблеме, причем как дореволюционных материалов, так и новейших исследований. В ходе дальнейшей работы над темой, впервые будут привлечены не только данные письменных источников но и данные археологии, в том числе до настоящего времени не введенные в научный оборот.
Глава I
Этимология понятия «казак» в отечественной исторической литературе
Социальный феномен, имевший наименование казаки, был известен в период позднего средневековья многим славянским и тюркским этносам, проживающим в степной зоне между Карпатами и Алтаем. Выделились три зоны этнического образования казачества, имевшие стержнем этнообразования: а) в бассейне верхнего течения Дона – русских; б) в бассейне нижнего Днепра – украинцев; г) в Крыму, Приазовье, степях центрального и юго-восточного Узбекистана - тюрок.
Вторая зона дала начало запорожскому и украинскому казачеству XVI-XVIII вв.; в третьей – в районе между Балхашом и Аралом – сформировался казахский этнос. Казаки тюрки Приазовья исчезли в XVII веке. Первая же зона дала начало непосредственно российскому вольному казачеству. Отдельные его группы формировались в процессе колонизации южных и юго-восточных окраин Восточно-Европейской равнины. Впервые казаки упоминаются в летописях в 1444 г. Об этническом составе казаков XVI в. сохранилось мало сведений, однако с точностью можно заключить, что их состав был в основном восточнославянским, а в конфессиональном отношении – православным, так как в XVI в. обострилось противостояние христианства и ислама, а вольные казаки всегда и всюду подчеркивали свою веро-исповедальную принадлежность.2
Казаки - единственное число казак, мужской род; казачка – женский род. Субэтническая группа русских. Родной язык – русский. Согласно всесоюзной переписи 1989 г. проживают преимущественно в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области (у части этих казаков родной язык - украинский). Слово казак, с вариантом козак (в древнерусском языке - козакъ) в значении «вольнонаемный работник, батрак» впервые встречается в грамоте 1395 г. Оно заимствовано из тюркских языков, в которых kazak означает «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга». Слово казаки родственно тюркскому этнониму казахи.3
Казак, украинское козак, древнерусское козак «работник, батрак», впервые в грамматике 1395г.; из украинского заимствовано польским kazak «казак». Ударение в форме множественного числа казаки – результат влияния польско-украинской формы; ореньбургские казаки говорят: казаки; заимствованное из крымско-татарского казак «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга». Сюда же относятся «казаки» множественное, современные казахи – тюркский народ. Этноним касог не родственный казак.4
Казаки (казаки, древнерусское, в единственном числе козакъ; украинское козаки, в летописях также: черкасы) – народ Российской империи, сложившийся из этносоциальных групп различного этногенеза. Первоначально проживали в степях и лесостепях современной Восточной Европы, в частности на территории современной России и Украины, расселились в последствии также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока. В XIX-XX вв. В официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности, вместе с тем обозначало военнослужащего вооруженных сил Российской империи, преимущественно кавалерии и конной артиллерии и нижний чин казачьих войск. Вместе с тем, в русском обществе, в быту разных регионов и местной империи, слово продолжало использоваться и в других его значениях, в частности – «свободный человек», «Вольнонаемный работник», «свободный воин», «бандит», «представитель казачьего народа».9
Проводя исследования описаний казачьего общества, жившего принципами естественной демократии до подчинения и вхождения Дона в состав Российской империи можно выделить следующие характеризующие черты: это политически независимое общество вольнолюбивых, лично свободных и равноправных граждан. Высшим законодательным органом власти является народное Собрание (круг) всех членов общества. Каждый участник – полноправный член такого Круга с правом голоса по всем жизненно важным вопросам. Для руководства или каким то мероприятием (походом, набегом) Круг избирает руководителя на определенный срок или до окончания намеченного мероприятия. По окончании упомянутых мероприятий, полномочия руководителя слагаются, он возвращается в общество рядовым членом. При избрании на должность не учитываются происхождение и социально экономическое положение, а только личные качества кандидата, способствующие, по мнению Собрания, решению поставленных задач. После избрания руководителя, все члены общества добровольно и безпрекословно подчиняются его указаниям. При нанесении вреда обществу во время исполнения своих обязанностей руководитель может быть досрочно освобожден и даже наказан. Собрание является и высшим судебным органом.