Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:35, дипломная работа
Среди известных мировых цивилизаций, воплотивших в себя достижения
конкретного этноса или этносов на определенных исторических этапах
развития, русской цивилизации принадлежит особое место. Оно было уготовлено
ей уникальной исторической судьбой и феноменом развития культуры русского
народа, основанной на синтезе и трансформации разнохарактерных традиций
Запада и Востока, а так же восприятии культурных достижений оседло-
земледельческого и кочевого миров Евразии.
Введение. ………………………………………………………….3
Глава I. Дореволюционная отечественная историография
восточнославянских племен……………………………………………..9
Глава II. Советская историография происхождение славянских
племен……………………………………………………………………..20
Глава III. Зарубежная историография происхождение славян….39
Заключение………………………………………………………….54
Библиография……………………………………………………….56
исследователь широко использовал материалы гидронимики. Анализ вводных
названий Западной Европы выявил древние ареалы кельтов, германцев,
иллирийцев и фракийцев, после чего славянам не осталось здесь места.
Поэтому славянскую прародину М. Фасмер локализовал в бассейне Припяти и
Среднего Днепра, где имеется несколько десятков рек со славянскими
названиями.18 М. Фасмер полагал, что на этой территории славянский язык
выделился из балто-славянской общности и начал самостоятельное развитие.
Общеславянский период он определял между 400г. до н.э. и 400г. н.э., а
балто-славянскую общность – более ранним временем.19
20-30-е гг. характеризуются бурным развитием славистики в Польше. Почти
все польские исследователи этого времени отстаивали западное происхождение
славян, полагая, что их прародина находилась в междуречье Вислы и Одера
(Одры). Мысль о западном
происхождении славян
в. по 20-е гг. XX в. она оставалась неаргументированной. В период между
первой мировой и второй мировой войнами польские и некоторые чешские
археологи (Козловский Л., Кострзевский Я., Филин Я.) настойчиво стали
связывать с ранними славянами лужитскую культуру, распространенную в период
поздней бронзы и раннего железа в бассейнах Одера и Вислы и в верховьях
Эльбы.
Наибольшую роль в развитии концепции этногенеза славян от лужитских
племен сыграл польский археолог Ю. Костшевский. По его мнению, в конце I
тыс. до н.э. в области расселения лужитских племен распространяются
носители поморской культуры, в результате чего в междуречье верхней Вислы и
Эльбы формируется пшеворская культура, связанная с историческими
венедами.20 Верхней хронологической границей пшеворской культуры
Ю.Костшевский считал IV в., когда в результате великого переселения народов
облик славянской культуры претерпел существенные изменения.21
Эту позицию поддерживал и развивал тогдашний глава польской антропологии
Я.Чекановский. К тому времени работы по палеоботанике показали, что
растения, на основе названий которых строились гипотезы о локализации
ранних славян восточнее линии Калининград - Одессы, в древности имели иные
ареалы, позволяющие включать междуречье Вислы и Одера в территории
славянской прародины.22 Придавая большое значение древним славянско-
германским языковым взаимоотношениям Я. Чекановский проводил западную
границу ранних славян по Одеру.
В тоже время
польские лингвисты
пришли к выводу, что в верховьях Вислы и Одера, т.е. в ареале лужицкой
культуры, многие водные названия имеют славянский характер.
Наиболее обстоятельно
вопросы славянского
крупнейшим польским славистом Т. Лер-Сплавинским. В основе его
этногенетических построений лежат материалы различных наук – языкознания,
гидронимики, археологии и антропологии.
Суть его теории заключается в следующем. До 2000г. до н.э. Северо-
Восточная Европа (вплоть до Силезии и Померании) была заселена финно-
угорами, оставившими культуру гребенчатой керамики, от 2000г. до н.э. из
Центральной Европы в восточном направлении происходит миграция носителей
культуры шнуровой керамики.23 На востоке эти племена достигают Северного
Кавказа. Это была одна из групп индоевропейцев. В результате их
взаимодействия с финно-
Окой формируется балто-славяне24 (или прибалты, включавшие племена,
диалекты которых позднее развились в славянский язык). Лужицкую культуру он
относил к индоевропейцам – венедам. Расселение их в междуречье Вислы и
Одера (1500-1300гг. до н.э.) привело к отделению части прибалтов, это было
первым шагом к образованию славян.25
Окончательно славяне сложились к сер. I тыс. до н.э., после расселения
носителей поморской культуры из Нижнего Повисленья в южном направлении.
Следствием этого было формирование в Висло-Одерском междуречье пшеворской
культуры и оксывской, которые рассматривались Т. Лер-Сплавинским как
раннеславянские.26
В польской историографии особняком стоят гипотеза историка и этнографа
К.Мошинского. Его построения покоятся прежде всего на предположении о
древнем языковом контакте славян с тюрками. Исследователь предположил, что
до VII-VI вв. до н.э. славяне жили где-то в Азии27, их соседями на востоке
были тюрки, на западе – угры, на юге скифы. В последней своей работе
К.Мошинский утверждал, что славяне пришли в Поднепровье за несколько веков
до н.э., откуда-то из пограничья Европы и Азии. Для обоснования этого
тезиса исследователь много внимания уделил аргументации гипотезы о
заселения славянами приднепровских территорий раньше, чем Повисленья.28
Польский исследователь В.Гензель связывает кристаллизацию славян со
временем тшинецкой культуры. Но, по его мнению, нельзя отождествлять
культуру и этнос. Народы развивались не изолированно друг от друга. С одной
стороны, культурные влияния и без непосредственного участия чуждых
этнических элементов могут создавать новые формы культуры, а с другой
стороны – одну и ту же культуру могут иметь разные народы. Так на
территорию праславянской лужицкой культуры в разное время проникали
иллирийцы, балты, кельты, а начиная с III в. до н.э. германские племена. В
связи с этим В.Гензель не придает большое значение непрерывности
культурного развития и считает необходимым привлекать другие данные. Так
как праславяне в древности соседничали с прагерманцами, пракельтами,
иллирийцами, прафракийцами, прабалтами, угро-финнами, иранцами, то на этом
основании можно определить территорию прародины славян между Одером и
средним Днепром29 (карта 3.). На рубеже нашей эры славянам принадлежали
пшеворская, оксывская и зарубинецкая культуры.30
По мнению, польского исследователя К.Годловского, нет доказательств
соответствия археологических культур этническим группам, и при поисках
источников славян в первой половине I тыс. н.э. важны не типологические
сопоставления археологических признаков, а общая модель культур и уровень
социально-экономического развития населения. Культуры славян VI-VII вв. –
пражская, пеньковская – характеризуются простотой и бедностью инвентаря,
неразвитостью социально-экономической структуры, и это резко отличает их от
культур римского времени – пшеворской, вельбарской и черняховской,
входивших в общую культурную среднеевропейскую провинцию. Вместе с тем
модель раннесредневековой славянской культуры близка уровню социально-
экономического развития племен лесной зоны Верхнего Поднепровья, где были
распространены
предков исторических славян.31 Отсюда, по мнению К.Годловского, начиналось
расселение славян, а их культуры – пражская и пеньковская –
кристаллизировались не раньше V в. н.э. на новой территории между Карпатами
и Днепром и впитали в себя элементы местных культур римского времени, в том
числе пшеворской (тип сосудов) и черняховской (жилища). На территорию
Польши славянская культура проникает около середины V в. н.э. Большое
единство славянских языков позволяет, по мнению К.Годловского, предположить
позднее формирование славянской языковой общности, приблизительно
одновременно созданию их культур в середине I тыс. н.э.
Такова общая характеристика трудов зарубежных ученых, посвященных
этногенезу славянских племен.
1. Древняя Русь в свете зарубежных источников / под ред.
МельниковойЕ.А. – М., 2000. – С.4.
2. Там же. С.5.
3. Там же. С.6.
4. Там же. С.12.
5. Там же. С.15.
6. ДжаксонГ. Варяги – создатели Древней Руси? // Родина. 1993. № 2.
С.82.
7. Там же.
8. Там же.
9. Там же. С.83.
10. Там же. С.84.
11. Шафарик П.И. Славянские древности. – М., 1897. С.49.
12. Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э., пер. пол. I тыс. н.э.
– М., 1993. С. 7.
13. Нидерле Л. Славянские древности. – М., 1956. С.78.
14. Там же. С.80.
15. Там же. С.84.
16. Славяне и их соседи… C. 8.
17. Там же.
18. Фасмер М.
Этимологический словарь
С.45.
19. Там же. С.48.
20. Славяне и их соседи … С.9.
21. Там же.
22. Там же.
23. Лер-Сплавинский Т. К современному состоянию проблемы происхождения
славян // Вопросы языкознания. 1960. № 4. С.67.
24. Там же. С.68.
25. Там же.
26. Там же.
27. Славяне и их соседи … С.9.
28. Там же. С.10.
29. Там же.
30. Там же. С. 11.
31. Там же.
Итак, рассмотрев историографию
дореволюционную отечественную,
зарубежную, по данной теме, мы можем подвести итог под теми точками зрения,
теориями, которые были выше изложены.
Славяне, выделившись из индоевропейской семьи, составили некий массив
родственных племен, выделяющихся прежде всего в языковом отношении. Но
нельзя считать, что этот массив был изолирован от других этносов,
развивался сам оп себе, пока не сложились славяне. На самом деле процесс
этногенеза гораздо труднее и противоречивее.
Древнейшие праславяне занимали довольно значительную площадь и
контактировали с населениями разных культур, смешивались с разными
племенами.
Некоторые исследователи уже в этом склонные видеть будущее, то что
славяне с самого начала были отнюдь неоднородны, с глубокой древности шли
чуть-ли не разными путями. Но на самом деле этот долгий подготовительный
процесс завершился образованием племенных групп или союзов племен.
Действительно в VI-VII вв. у славян было несколько больших группировок и
множество малых племен, но главное, что у них было единое самосознание. К
тому же в это время шло активное перемещение славян по обширной территории.
С одной стороны – это вело к смешиванию славян различных регионов и
усиления сознания единства во всем славянском мире. Но с другой, именно в
это время славяне начинают продвигаться на новые территории и смешиваться с
разными иноязычными группами.
Это привело к дальнейшему (VIII-IX вв.) разделению славянской общности на
три ветви: западную, восточную и южную.
Но несмотря на противоречивость изложенных точек зрения на начало
формирования славянской общности и этническую принадлежность отдельных
культур, почти все исследователи единодушно сходятся в том, что в первой
половине I тыс. н.э. территория между средним Днепром и Бугом были заняты
славянскими племенами. С ними отождествляют населения зарубинецкой,
киевской, отчасти пшеворской и северной лесостепной части черняховской
культуры. Этнические процессы происходят непрерывно, и все археологические
культуры, оставленные славянским или неславянским населением, имели больше
или меньше отношения к сложению славянских раннесредневековых общностей,
внеся при этом свой определенных вклад в создание физического типа славян,
в развитие их материальной, духовной и производственной деятельности.
И в заключении хочется отметить факт, что эта тема- происхождение славян,
остается еще не до конца раскрытой в мире науки. Еще сохраняется масса
“белых пятен”, противоречий и несоответствий.
Будем надеяться, что в скором будущем, мы будем знать – “Откуда есть
пошла Русская земля?”.
Дореволюционная литература.
1. Карамзин Н.М.
История государства
2. Ключевский В.О. Сочинения в 8 томах. Т.1. – М., 1959.
3. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 10 т. Т. 6. – М.-Л., 1952.
4. Платонов С.Ф.
Курс лекций по Русской
5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1. Т. 1. – М.,
1959.
6. Шахматов А.А.
Древнейшие судьбы русского
7. Шафарик П.И. Славянские древности. – М., 1897.
8. Погодин А.А. Из
истории славянских
Современная литература.
1. Артамонов М.И. Вопросы расселения восточных славян и советская
археология. – В кн.: Проблемы всеобщей истории. – Л.,1967.
2. Готье Ю.В. Железный век в Восточной Европе. – Л.,1930.
Информация о работе Происхождение восточных славян в отечественной и зарубежной историографии