Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 18:39, реферат
История,ᅟ какᅟ никакаяᅟ другаяᅟ наука,ᅟ свидетельствуетᅟ оᅟ том,ᅟ чтоᅟ нельзяᅟ создаватьᅟ новыйᅟ мир,ᅟ минуяᅟ прошлое.ᅟ Всестороннееᅟ изучениеᅟ историческогоᅟ процесса,ᅟ особенноᅟ значимых,ᅟ переломныхᅟ периодов,ᅟ позволяетᅟ объяснитьᅟ сегодняшнийᅟ день,ᅟ яснееᅟ понятьᅟ современностьᅟ иᅟ накопитьᅟ материалᅟ дляᅟ прогнозированияᅟ будущего.ᅟ
Такимᅟ переломнымᅟ периодомᅟ вᅟ историиᅟ Россииᅟ явилсяᅟ XVIIIᅟ век.ᅟ Именноᅟ тогдаᅟ вᅟ Россииᅟ утверждаетсяᅟ новаяᅟ формаᅟ государственнойᅟ властиᅟ –ᅟ абсолютнаяᅟ монархия,ᅟ тоᅟ естьᅟ ничемᅟ неᅟ ограниченнаяᅟ монархия,ᅟ приᅟ которойᅟ всяᅟ полнотаᅟ законодательной,ᅟ исполнительнойᅟ иᅟ судебнойᅟ властиᅟ принадлежитᅟ правителю.
Введение 3
1. Предпосылки появления «просвещенного абсолютизма» 5
2. Определение понятия и его содержание 7
3. Противоречия «просвещенного абсолютизма» 9
4. Социально-правовая программа политики просвещенного абсолютизма 111
4.1 Реформа местного самоуправления 12
4.2 Внешняя политика и дипломатия 13
4.3 Наука и культура 15
Заключение 20
Использованная литература 22
Время царствованияᅟ Екатериныᅟ IIᅟ можно охарактеризовать присутствием резкого контрастаᅟ между заявлениямиᅟ просвещеннойᅟ императрицыᅟ «ради «ради красного словца» иᅟ ееᅟ реальнойᅟ политикой.ᅟ
Невозможно отрицать тот факт, что Екатериной были предприняты некоторыеᅟ шаги,ᅟ направленныеᅟ наᅟ дальнейшуюᅟ европеизациюᅟ иᅟ «гуманизацию»ᅟ русскойᅟ жизни. Но вᅟ условияхᅟ диктатурыᅟ дворянстваᅟ иᅟ углублявшегосяᅟ закрепощенияᅟ крестьянᅟ ониᅟ выглядели, конечно, достаточноᅟ двусмысленно.ᅟ Этоᅟ далоᅟ основаниеᅟ историкамᅟ по-разномуᅟ оцениватьᅟ проводившуюсяᅟ Екатеринойᅟ политикуᅟ просвещенногоᅟ абсолютизма.ᅟ
Многиеᅟ отождествляютᅟ ееᅟ сᅟ обычнойᅟ социальнойᅟ демагогией,ᅟ пропагандойᅟ показногоᅟ либерализма,ᅟ главнымиᅟ целямиᅟ которогоᅟ были:ᅟ
Если отбросить все тщеславие и лицемерие Екатерины II, стратегические цели ее политической программы заключались всё-таки в следовании гуманным идеям западноевропейских просветителей. Они были направлены на создание справедливого, разумно организованного общества, с поправкой на российскую действительность. Все сводилось к всемерному укреплению абсолютистского государства путем создания для него основы в виде гражданского общества (с сословной структурой), опирающегося на законодательство, регулирующее взаимоотношения общества и государства и на механизм управления подданными.
За годы правления Екатерины II были осуществлены серьезные преобразования (носившие созидательный, а не разрушительный характер), коснувшиеся всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение.
Просвещенная Екатерина II не смогла осуществить свою программу. По сути, она была истинной заложницей дворянства, интересы которого она должна была выражать. Как отмечал В.О. Ключевский, Екатерина II одновременно распространяла в обществе идеи века и законодательно закрепляла «факты места».
Многие мероприятия екатерининского правительства (а порой с инициативой самой императрицы) несут на себе печать просвещенного абсолютизма.
Его наиболее яркими проявлениями были законодательство о крестьянах Прибалтики, «Наказ», Уложенная комиссия, Вольное экономическое общество, реформирование местного управления, отмена монополий в торговле и промышленности, жалованные грамоты дворянству и городам и многое другое.
Практическим выражением просвещенного абсолютизма была система воспитательно-образцовых учреждений в стране: открыты училище при Академии художеств, Воспитательные дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище, Общество благородных девиц (Смольный институт), горное училище, Российская академия наук, первая публичная библиотека в Петербурге, музей Эрмитаж и др.