Расселение славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:38, реферат

Краткое описание

Расселение славян по Восточно-Европейской равнине было тесно связано с реками – они оказывали весьма благотворное влияние на жизнь людей. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. Речные пути со временем приобретали международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.
Существовало два водных пути, по которым проходил процесс расселения. Во-первых, славяне двигались через Карпаты на Днепр; во-вторых, через Южную Балтику они попадали к берегам Волхова и к Ладоге.

Вложенные файлы: 1 файл

1_bilet.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

 

    К  неподатным сословиям принадлежали  также рекруты, сданные в армию  и во флот, и их дети, образовывавшие небольшую категорию солдатских детей, которые использовались правительством для формирования унтер-офицерского состава армии[2].

 

    Основную  массу населения страны составляли  податные сословия. По первой  ревизии их численность равнялась  7,1 млн. душ мужского пола из 7,8 млн чело-век всего населения; по третьей ревизии — 10,7 млн. душ мужского пола из 11,6 млн. человек; по пятой—17— 17,2 млн. душ мужского пола из 18,7 млн. человек. Таким образом, податное население составляло; 913% в начале века и 94,6% в его конце, при этом податное население городов и к концу века немно-гим превышало 3% всего населения. Это в основном было сословие мещан, оформленное жалованной грамотой городам.

 

2. ПРВИЛЕГИИ  ДВОРЯН И ПОРАБОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН

 

    Екатерина  оформила сословные привилегии дворян. При ней значительно окрепло русское абсолютное государство, усилилось угнетение крестьян, была Крестовая война (1773 - 1775). В России в 2-ой половине XVIII века утверди-лось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. 

 

    Дворяне  получили возможность начинать  службу не с рядового или  простого матроса, а с офицера,  пройдя дворянскую военную школу.  Петр III издал указ о вольности  дворянства, дающий право служить  или не служить, но действие  это-го указа было приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян от обязательной службы.  

 

    За  дворянами в XVIII в. было закреплено  монопольное право на владение  землей и крестьянами. При этом  в 80-х годах владельческие права  дворян рас-пространялись на недра земли, леса и воды. Им предоставлялось монопольное право винокурения, право продавать продукты, производимые в их вотчинах, и заводить предприятия для их переработки. Дворяне были освобождены от по-душной подати и всех других налогов и платежей, от рекрутской, постойной,до рожной и других повинностей, от обязательной службы и телесных наказаний.

 

    Целая  система льгот обеспечивала дворянам  быстрое получение офицерского  чина на военной и гражданской  службе и сосредоточение в  их руках всех клю- чевых позиций в аппарате власти, управлении, в, суде, армии, во флоте и в дру-гих звеньях политической надстройки.

 

    К  концу XVIII в. дворяне составляли  около 1 % населения страны. В его  сос-таве оказалась значительная  группа тех, кто получил это  звание путем выслуги в обер-офицерский чин на военной и в штаб-офицерский чин - на гражданс-кой службе. Большинство этих дворян не имели совсем или имели очень мало земли и крестьян.[3]

 

    Свыше  90% населения составляли крестьяне,  Делившиеся на две большие

 

категории: помещичьих и государственных. Кроме того, существовали более мелкие категории крестьян: дворцовые, превратившиеся в царствование Павла 1 в удельных, посессионные (купленные  к заводам) и другие.  Крестьяне  всех категорий были прикреплены  к земле, платили феодальную ренту, несли рек-рутскую повинность и испытывали на себе все тяготы сословного неполнопра-вия. Все они являлись крепостными. Но формы и степень крепостничества и сословного неполноправия для крестьян разных категорий существенно раз-личались.

 

    Наиболее  тяжелым было положение помещичьих  крестьян. Составлявшие в XVIII в.  более половины всего населения  страны, они не имели никаких  прав: и они сами, и их имущество  находились в неограниченной  власти и собственнос-ти помещиков.

 

    Государственные крестьяне (к концу века их было около 5,5 млн. душ) составляли большинство населения в районах, где по разным причинам поме-щичье землевладение не прижилось или не стало преобладающим (Север, При-уралье, Урал, Сибирь, Северный Кавказ, Южная Украина). Высок был их удель ный вес также в национальных районах Поволжья,  районах прежних засечных черт и в некоторых других районах. Государственные крестьяне пользовались землей на основе общинной землевладения. Феодальная рента взималась с них в форме подати, но к этому добавлялись всякого рода государственные повин-ности: по строительству и содержанию дорог и мостов, перевозке казенных грузов, расквартированию войск и т. д. Их положение отличалось тем, что ник-то не вмешивался в их семейные отношения, они не подвергались постоянным наказаниям и истязаниям, могли заниматься промыслами, ремеслом, торговлей, наниматься на купеческие мануфактуры и т. д. Состав государственных крес-тьян был неоднороден.

 

В середине 19 в. в России начался острейший социально-экономический и политический кризис, в основе которого лежала отсталость феодально-крепостнической системы хозяйства. Это тормозило развитие капитализма и определяло общее отставание России от передовых держав. С особой силой кризис проявился в поражении России в Крымской войне.

 

Сохранение  феодально-крепостнической эксплуатации привело к росту недовольства в крестьянской среде, волнениям  и бегстве их от подневольного  труда. Необходимость перемен осознавала либеральная часть дворянства.

 

В 1855-1857 гг. императору было подано 63 записки с предложением об отмене крепостного права. Постепенно Александр II пришел к выводу, что лучше освободить крестьян добровольным решением «сверху», нежели дождаться бунта «снизу».

 

Эти события  проходили на фоне укрепления радикальных революционно-демократических настроений в обществе. Идеи Н.А.Добролюбова и Н.Г.Чернышевского находили все большую поддержку у дворянства.

 

Огромную популярность приобрел журнал «Современник», на страницах  которого развернулась дискуссия о  будущем России. Издаваемые в Лондоне «Колокол» и «Полярная звезда» были проникнуты надеждой на инициативу самодержавия в отмене крепостного права в России.

 

 

Окрепнув в  решении отмены крепостного права, Александр II начал подготовку проекта  крестьянской реформы. В 1857-1858 гг. были созданы губернские комитеты, которые разрабатывали проекты будущей реформы и направляли их в редакционные комиссии. В эти комитеты входили прогрессивные и образованные представители дворянства (Я.И.Ростовцев, Н.А.Милюков и др.). Комиссии вырабатывали окончательный вариант реформы. Однако основная часть дворянства и помещиков выступала против отмены крепостного права и стремилась перед фактом надвигающихся перемен максимально сохранить свои привилегии. В конечном итоге это отразилось в проектах законов подготовленных комиссиями.

 

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест  и «Положения о крестьянах, вышедших  из крепостной зависимости». В  нем говорилось: «Крепостное право  на крестьян, водворенных в помещичьих  имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда» и им предоставляются «права свободных сельских обывателей».

 

В соответствии с манифестом крестьяне получили личную свободу и общегражданские  права, которые были неполными в  сравнении с другими слоями общества. Земли, принадлежавшие помещикам, были признаны их собственностью, крестьянам выделялся земельный надел, за который они платили выкуп. До уплаты выкупа крестьянин считался временно обязанным и вынужден был выполнять прежние повинности.

 

Государственная казна стала выплачивать помещикам стоимость земель, отошедших в крестьянские наделы. После этого крестьянин в течение 49 лет должен был погасить свой долг государству. Выкупные платежи и все подати крестьяне осуществляли сообща, всем миром. Каждый крестьянин был приписан к своей общине.

 

Средний размер надела составлял 3,3 десятины на душу. Выделенных наделов крестьянам не хватало, и они арендовали часть земли  у помещиков, выплачивая им деньгами или трудом. Это сохранило зависимость  крестьянина от помещика и стало  причиной возврата к прежним феодальным формам эксплуатации.

 

Отмена крепостного  права имела огромное значение для  развития капиталистических отношений  и созданию рынка свободной рабочей  силы, дало возможность развития промышленного  производства в России. Однако положение  российского крестьянина по-прежнему оставалось крайне тяжелым.

 

Остатки крепостнических  отношений, долги перед помещиками, государственные налоги легли тяжелым  ярмом на крестьянство и явились  тормозом в развитии сельского хозяйства.

Крестьянская  община с ее правом на землю стала носителем унитарных отношений, сковывавших хозяйственную инициативу наиболее инициативных ее членов.

11 билет

 

. В действиях Павла I (1796-1801), сменившего на престоле Екатерину, во многих случаях отсутствовала преемственность. Правительственные меры этого времени соответствовали личности императора — человека капризного, деспотичного, переменчивого в своих решениях, легко поддававшегося необузданному гневу и столь же легко менявшего гнев на милость. Период его правления одни историки называют «непросвещенным абсолютизмом», другие – «военно-полицейской диктатурой», третьи – считают Павла «русским Гамлетом», четвертые – «романтическим императором»3. Однако даже те историки, которые находят позитивные черты в правлении Павла, признают, что он ставил знак равенства между самодержавием и личным деспотизмом.

Некоторые меры Павел осуществил в пику матери, исходя из одного только желания сделать  наоборот. Так, он вернул из ссылки автора знаменитой книги "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева, а русского просветителя Новикова освободил из Шлиссельбургской крепости. Он облагодетельствовал руководителя польского национально-освободительного движения генерала Тадеуша Костюшко, разрешив ему эмигрировать в Америку.

Упорно внедряемому  казарменному образу жизни, являвшемуся в глазах Павла идеальным, не соответствовали дворянские вольности, и он потребовал возвращения дворян из долгосрочных отпусков в полки. Неявившиеся были уволены из армии.

Не остались без внимания и крестьяне. По указу 5 апреля 1797 г. крестьянин должен был три дня работать на себя, а три — на барина. Указ устанавливал не норму, а рекомендацию.

При Павле I были изданы также указы, в некоторой мере учитывавшие интересы крестьян. С 1797 г. запрещалось продавать дворовых людей и безземельных крестьян с молотка, а через год был установлен запрет на продажу украинских крестьян без земли.

Правление Павла I, и особенно его внутренняя политика, вызывали острое недовольство различных кругов дворянства: офицерский корпус раздражали и держали в страхе вспышки гнева императора, которые порождали неуверенность в завтрашнем дне; столь же неуверенно чувствовали себя вельможи, находившиеся под постоянной угрозой опалы; у широких кругов дворянства, чье хозяйство было связано с рынком, не вызывал восторга разрыв с Англией: ведь традиционным покупателем товарных излишков сельского хозяйства были английские купцы. Наконец, к императору враждебно относились члены собственной семьи, прежде всего супруга и старший сын Александр, которых он подозревал в намерении отнять у него корону. Неудивительно, что еще в 1800 г. возник заговор. Сначала его возглавил вице-канцлер Н. П. Панин, а после его ссылки руководство перешло к петербургскому военному губернатору Палену. Заговорщики в ночь на 12 марта 1800 г. проникли в Михайловский замок и убили Павла.

Так закончился  XVIII век в истории России.

 

Реформа высших органов управления

[править]

Негласный комитет

 

С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал  помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801—1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа». «Негласный комитет», функционировавший до 9 ноября 1803 года, за два с половиной года рассмотрел вопросы осуществления сенатской и министерской реформы, деятельности «Непременного совета», крестьянский вопрос, коронационные проекты 1801 года и ряд внешнеполитических мероприятий.

[править]

Государственный совет

 

Начали с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. 1 января 1810 года (по проекту М. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов») Непременный совет был преобразован в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и её государственным секретарём был назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.

 

Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его  членов по назначению императора. В  состав Государственного совета входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемые императором. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов. Его задача — централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах.

[править]

Сенат

Информация о работе Расселение славян