Революционеры народники и их роль в общественно-политической жизни России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:11, реферат

Краткое описание

В истории России мы видели революционные выступления дворян. На смену революционерам-дворянам приходят революционеры-разночинцы. Именно они поднимают на новую высоту борьбу с царизмом. Революционеры-разночинцы поставили вопрос о ликвидации самодержавия в России и провозглашали борьбу за демократическую республику и социалистическое общество. Они проводят борьбу за социалистическое общество. Герцен и Петрашевцев.
Лозунг был подхвачен всеми революционными организациями от народников 70-х до большевиков и эсеров.
В 70-е годы на политическую сцену России стали революционеры-демократы, народники. Народничество в своем развитии прошло несколько этапов развития, начиная с 60-х годов, переживя расцвет в 70-е и, исчерпав свои революционные силы, к 80-90-м годам сошло с политической сцены.

Содержание

Введение 3

1. Революционное народничество: идеология, организация, тактика 4-8

2. Революционное народничество и царский суд 8-11

Заключение 11

Список литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

революционера 1.docx

— 60.83 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Пензенский государственный технологический  университет»

(ПензГТУ)

 

 

Кафедра  Истории и права

 

 

Реферат по дисциплине «История» на тему:

Революционеры народники и их роль в общественно-политической жизни России. 

 

 

Выполнил:

студент группы 13ЭП1бз

Комова Анастасия Игоревна

Проверил: к.и.н., доцент

кафедры «История и право»

Лебедева  Л.В

 

 

 

 

 

Пенза 2013

 

Содержание 

 

 

Введение           3

 

1. Революционное народничество: идеология, организация, тактика 4-8

 

2. Революционное народничество и царский суд     8-11

 

Заключение           11

 

Список литературы         12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В истории России мы видели революционные выступления дворян. На смену революционерам-дворянам приходят революционеры-разночинцы. Именно они  поднимают на новую высоту борьбу с царизмом. Революционеры-разночинцы поставили вопрос о ликвидации самодержавия в России и провозглашали борьбу за демократическую республику и  социалистическое общество. Они проводят борьбу за социалистическое общество. Герцен и Петрашевцев.

Лозунг был подхвачен  всеми революционными организациями  от народников 70-х до большевиков  и эсеров.

В 70-е годы на политическую сцену России стали революционеры-демократы, народники. Народничество в своем  развитии прошло несколько этапов развития, начиная с 60-х годов, переживя расцвет в 70-е и, исчерпав свои революционные силы, к 80-90-м годам сошло с политической сцены.

Революционеры-народники  вступили в борьбу с царизмом, как  выразители интересов крестьянства. Они отстаивали идею, что Россия, опираясь на общинное землевладение, минует стадию капитализма, перейдя сразу  к социализму.В 40-60 годы эти взгляды развивали Герцен, Петрашевцев, Чернышевский.

Однако, капиталистическое развитие России стало уже фактом, поэтому Герцену и Чернышевскому пришлось вести борьбу с остатками феодально-крепостнического дореформенного строя, ограниченным просветительством.

Таким образом, если перед  революционерами-демократами 50-х - начала 60-х годов стоял вопрос о крепостничестве, то перед революционерами-народниками  помимо вопроса о крепостничестве, встал вопрос и о капитализме, и последнее пытались решить оба  этих вопроса.

По мере развития революционного движения на первый план попеременной выдвигаются то крестьянско-демократические  тенденции освободительного движения, то интересы мелкой буржуазии в общедемократическом  движении. В результате, народничество  выражало в себе революционные и  либеральные тенденции, и между  ними шла борьба. И если в 70-е годы преобладало революционное крыло  народничества в борьбе против царизма, то в 80-90гг. преобладало либеральное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Революционное народничество:  идеология, организация, тактика

 

В широком смысле под народничеством подразумевается общественное движение, основанное на идеях А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и их единомышленников о самобытном пути движения России к более справедливому социальному  строю, вере в жизненность общинного  устройства российской деревни, резкой критике крестьянской реформы, ее экономических  и социальных последствий. В отличие  от либералов народники на первый план выдвигали социальные проблемы и допускали революционный путь их решения. В более узком смысле это революционные подпольные группы и организации 60—80-х годов XIX в. Непосредственными  идеологами и вдохновителями революционного народничества были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев.

М.А. Бакунин был выходцем из среды высшего дворянства. Учился в артиллерийском училище, увлекался  немецкой философией, был членом кружка Н.В. Станкевича. Уехав за границу, он участвовал в революционном движении 1848—1849 гг. в Германии и Австрии, был  дважды приговорен к смертной казни  и выдан царскому правительству. В 1861 г. бежал из ссылки через Японию в США, а затем перебрался в  Европу, сотрудничал с А.И. Герценым и В.Г. Белинским.

М.А. Бакунин — один из теоретиков анархизма. Анархическая теория М.А. Бакунина не признавала никакого государства, в том числе и демократического.

Зачинщиком всемирного бунта, по мнению М.А. Бакунина, должна стать  Россия. М.А. Бакунин призывал интеллигенцию, «умственный пролетариат», к действию, идти в деревню, бросить «ток между  разрозненными крестьянскими мирами», объединить лучших людей из крестьян, «естественных революционеров», с  фабричными рабочими. «Не учить народ, а бунтовать» — таков был девиз  М.А. Бакунина.

П.Л. Лавров также получил  военное образование. Он был блестящим  математиком, преподавателем военных  учебных заведений. Еще до реформы  он стал известен как философ, отличавшийся Радикальными взглядами. В 1866 г. П.Л. Лавров был арестован за связь с революционными организациями. Бежал в 1870 г. из вологодской  ссылки и закончил в 1900 г. свою жизнь  в эмиграции. В ссылке он написал  книгу «Исторические письма», которая  вызвала жаркие дискуссии и с  жадностью читалась молодежью. Суть исторического прогресса он видел  в совершенствовании человека и  общества, развитии человеческой солидарности, воплощении в человеческом общежитии  идей равенства и справедливости. По его убеждению, носителем общественного  прогресса является критически мыслящая личность, сила личности — в поддержке  ее народом.

П.Н.Ткачев происходил из обедневшей дворянской семьи. Со студенческих лет участвовал в революционном движении. Был исключен из университета. Экстерном закончил юридический факультет. Короткое время работал помощником присяжного поверенного. Был сослан. В 1873 г. бежал из ссылки и эмигрировал. За короткую жизнь (умер в январе 1886 г. в возрасте 41 года) написал большое количество литературно-критических статей, работ по проблемам права и философии. Свои политические взгляды П.Н. Ткачев изложил в брошюре «Задачи революционной пропаганды», открытом письме Фридриху Энгельсу, редактируемом им журнале «Набат», который выходил за рубежом с 1875 по 1881 г. П.Н. Ткачев резко полемизировал с Бакуниным и Лавровым. Идею народной революции он считал утопичной и неосуществимой. Его главный лозунг — захват власти небольшой группой революционеров, хорошо организованных и спаянных крепкой дисциплиной. П.Н. Ткачев верил в возможность и необходимость осуществить как можно скорее революционный переворот, пока еще только нарождаются новые формы буржуазных отношений и самодержавие не осуществило новые реформы.

Учение М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева вдохновляло  и объединяло революционеров 70-х  — начала 80-х годов в их стремлении к революционному ниспровержению существующего  строя и к справедливому социальному  переустройству общества, опираясь на общинные традиции российского крестьянства. Разногласия возникали по вопросам о методах и средствах осуществления  революционных идей.

При содействии М.А. Бакунина С. Г. Нечаев написал «Катехизис революционера» с изложением основных постулатов революционной  борьбы. Революционер должен полностью  порвать с окружающим его обществом, его образом жизни и моралью. У него нет «ни своих интересов, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени». Его единственная цель — разрушение этого «поганого строя». Нравственно все, что содействует торжеству революции. Революционер должен быть готов сам погибнуть и погубить все, что мешает его главной цели. Родственные, любовные отношения, дружеские связи следует рассматривать только с точки зрения их целесообразности для революции. Все «поганое общество», по терминологии С.Г. Нечаева, следует разделить на несколько категорий, которые одна за другой должны быть уничтожены.

В конце 60-х — начале 70-х  годов возникли подпольные кружки с  целью пропаганды среди крестьян. Один из них известен под названием  кружка «чайковцев» по фамилии одного из его организаторов, студента медико-хирургической академии Н.В. Чайковского. Другое его название «Большое общество пропаганды*' В состав кружка входили известные затем участники народнического движения — С.Л. Перовская, Д.А. Клеменц, С.С. Синегуб, П.А. Кропоткин. Всего около 36 человек. Одновременно в Москве возник кружок так называемых сибиряков во главе с А. В. Долгушиным.

Начало массовому движению в народ положили прокламация  долгушинского кружка «К интеллигенции» и «Программа революционной пропаганды», составленная П.А. Кропоткиным. Началось изготовление агитационных брошюр и листовок. Подпольная литература ввозилась из-за границы. В брошюрах «Сказка о четырех братьях», «Как должно жить по закону природы и правды», «Сказка о копейке» и других в доступной для крестьян форме излагались причины существующей социальной несправедливости и содержались призывы к всенародному восстанию.

Столкнувшись с реальным крестьянским миром, участники движения убеждались в утопичности идей идеологов  народничества о крестьянском бунте  и наивной крестьянской вере в  идеи социального переустройства общества на основах всеобщего братства и  справедливости.

Причину провала массового  хождения в народ его участники  видели в отсутствии единого руководящего центра, централизованной партии. Неудачи  вели их к идеям П.Л. Лаврова о  необходимости постепенного просвещения  отсталых масс и создания для этого  боевой организации. Следующий этап народнического движения — создание в 1876 г. единой организации «Земля и  воля» для централизованного  руководства революционной деятельностью. В состав «Земли и воли» входили  молодые революционеры — М.А. Натансон, В.А. Осин-ский, О.В. Аптекман, будущий основатель российского марксизма Г.В. Плеханов, а также другие участники движения С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, С.М. Кравчинский (Степняк-Кравчинскии) В.И. Фигнер и др.

Землевольцы видели свою цель не в немедленном возбуждении всеобщего бунта, а в подготовке масс, просвещении их, пробуждении в народе политического сознания. Под руководством «Земли и воли» началось новое движение в народ. На сей раз интеллигенция шла в деревню для просветительской и агитационной работы под видом учителей, врачей, агрономов; в деревне создавались небольшие ремесленные и торговые заведения.

Организаторы «Земли и  воли» стремились поднять активность масс посредством коллективных протестов, ходатайств, отказа от уплаты податей. Под руководством землевольцев было организовано несколько рабочих стачек. 6 декабря 1876 г. проведена демонстрация у Казанского собора в Петербурге. В ней участвовали около 200 человек. Молодой революционер Г.В. Плеханов произнес речь, а рабочий Я. Потапов развернул знамя с надписью «Земля и воля». Полиция арестовала более 30 участников, которые были осуждены затем на каторге и в ссылку в Сибирь.

 «Народную волю» возглавлял Исполнительный комитет из 20—30 человек. Это были испытанные, фанатично преданные идее революционеры — А.Д. Михайлов, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, Н.И. Кибальчич. Один из участников движения впоследствии писал, что всех их отличали «бесстрашие и беспощадность к борьбе. Все охвачены одним настроением, одним порывом, одной целью». Количество оформленных членов организации доходило до 500, а примыкавших к движению было во много раз больше. Была создана военная организация во главе с офицером Сухановым, имевшая свои филиалы в Одессе, Тифлисе, Николаеве и Москве.

В отличие от своих предшественников «Народная воля» выдвигала на первый план демократические преобразования: свержение самодержавия, созыв Учредительного собрания для демократического преобразования политического строя России на началах  свободы слова, печати, сходок, общественных объединений, всеобщего избирательного права, выборности должностных лиц  и местного самоуправления. В экономической  области предусматривалась передача земли народу, фабрик и заводов  рабочим.

Демократическая программа  народовольцев сближала их с либералами. Но либералы были сторонниками законных методов борьбы и постепенных  преобразований. Конкретный план действий был сформулирован следующим  образом: 1) создать центральную боевую организацию, способную поднять  восстание, и провинциальные организации, способные поддержать восстание; 2) склонить на свою сторону армию, заручиться поддержкой интеллигенции, общественного  мнения Западной Европы.

«Народная воля» придавала  большое значение привлечению на свою сторону рабочих, формированию активной рабочей прослойки для  подготовки восстания. Агитацию среди  рабочих возглавлял А. Желябов, участие  в этом принимали А. Михайлов, С. Перовская, В. Фигнер и др.

Однако работа в массах не получила широкого размаха. Главной  формой практической деятельности народовольцев  стал террор. Вся энергия и все  силы Исполнительного комитета сосредоточились  вокруг главной цели — убийства царя Александра II. Одновременно устраивались покушения на высших чиновников в  разных городах. Террористическая деятельность будоражила общественность, создавала  обстановку нервозности в правительственных  кругах. Несмотря на аресты и жестокие расправы, революционеры усиливали  натиск. Кучка неуловимых народовольцев  почти два года вела неравную борьбу с могущественной махиной государственной  власти. По упорству, изобретательности  и самоотверженности подобных примеров в мировой истории найдется немного. Каждый день императору и высшим правительственным  чиновникам угрожала серьезная опасность.

Самой крупной акцией явился взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 г., организованный рабочим-революционером Степаном Халтуриным. Под чужой фамилией он устроился столяром в царскую  резиденцию; для взрыва был избран момент, когда вся царская семья  должна была собраться в столовой на торжественный обед по случаю приезда  зарубежных гостей. Взрыв произошел раньше времени. Мощность его была недостаточной. Если бы попытка Халтурина удалась, то последствия для российской истории были бы непредсказуемы. Погибла бы вся династия Романовых. На сей раз С. Халтурину удалось скрыться, но в 1882 г. он был повешен за покушение на одесского губернатора.

Информация о работе Революционеры народники и их роль в общественно-политической жизни России